бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа бесплатно рефераты

Большую значимость на этой ступени исторического образования авторы придают информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. По мнению авторов учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

По мнению автора, учитель одними лекциями не может выполнять эти задачи. Он должен использовать интерактивные методы преподавания и во время урока не преподносить готовую информацию, а мотивировать учеников для достижения поставленных задач.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков и формирования их познавательной способности. По мнению составители программ для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Именно при изучении истории таджикского народа принципиально важное значение приобретает участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в том числе развитие умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Согласно программам результаты изучения предмета истории таджикского народа приведены в разделе «Требование к знаниям, умениям и навыкам учащихся выпускных классов», которое полностью соответствует требованиям стандарта. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Теперь вкратце останавливаемся на учебниках. Учебник является важным фактором учебно - воспитательного процесса в школе. Приемы работы с учебником и приемы преподавания, которыми пользуется учитель, между собой взаимосвязаны.

Современной дидактикой и педагогической психологией доказано, что познавательные способности учащихся развивает прежде всего содержание обучения, поданное на научной основе, способствует этому также развитию рационально организованная познавательная деятельность с учебниками в процессе учебно – познавательной деятельности учащихся.

Учебники по истории таджикского народа начали издаваться ещё в начале 60 – х годов ХХ века, т.е. за долго до того как в школах республики он не был введён как самостоятельный учебный предмет. Это были История Таджикской ССР Б. А. Литвинского (132), История Таджикской ССР З. Ш. Раджабова (137), История Таджикской ССР Н. Хакимова (139), История таджикского народа Р. Набиевой Н. Зикриёева (133), История таджикского народа (139). С 1961 по 1989 г. учебник истории Таджикской ССР неоднократно перерабатывался и переиздавался. Но в прежних учебниках отсутствовала достаточная и достоверная информация об истории таджикского народа ХХ столетия.

Поскольку в период существования Советского государства Таджикская ССР считалась частью СССР, история таджикского народа как отдельный учебный курс не изучались в школах Таджикской ССР и поэтому учебники этого периода имели свои особенности:

●             учебники были написаны согласно идеологии коммунистической партии и отражали только политику и идеологию этой партии.

●             показывалась зависимость развития республики от развитием советского государства, все его достижения во всех сферах общественной жизни оценивались как достижения советского строя.

●             советская культура считалась национальной по форме и социалистической по содержанию, но фактически она не имела национального характера, а была советской и коммунистической.

●             материал учебников выражал классово – антагонистические характеристики.

●             культуры разделялись на социалистическую и капиталистическую, социалистическая культура противопоставлялась капиталистической, якобы классовой.

●             учебный материал должен содержать конкретные факты, понятия различной обобщённости, раскрывать закономерности, исторического развития. Но к сожалению, эти принципы не должным образом учитывались авторами учебников.

Теперь для определения соответствия учебных программ по истории таджикского народа с учебниками, мы прибегли к анализу программ и учебников истории таджикского народа разных лет.

У нас еще мало учебной и методической литературы, посвященной обучению истории таджикского народа в общеобразовательных школах. Но учебники, которые были написаны нашими учеными в разные годы как: История Таджикской ССР для IX - XI классов. (138), История Таджикской ССР для VII - X классов (132), История Таджикской ССР для IX - X классов (137), История таджикского народа для X класса (139), История таджикского народа, для XI класса (133) и другие в какой - то мере восполняют этот пробел.

Поскольку эти учебники были написаны в период Советской власти, где господствовала коммунистическая идеология, учебники имели свои особенности. Учебник история Таджикской ССР (133) была предназначена для VII - X классов и включала в себя исторический материал с древнейших времен до 70 - х годов XX века. Согласно тогдашним учебным программам в IX классе обучался учебный материал, начиная с начала XX века до конца 30 - х годов, а в 10 классе учебный материал с 40 - х годов до конца 70 - х годов ХХ века. Сравнивая учебные программы с учебником тех годов, можно прийти к мнению, что данный учебник включает в себя слишком много материала в качестве информации, которая не совпадает с возрастными и психологическими особенностями школьников данного возраста. Изучаемый материал в учебнике 10 классе составляет 6 глав, а общий объём учебника составляет 82 страницы. Изучение такого большого объема материалов повысит учебную нагрузку учащихся и снижает их познавательный интерес к изучаемому предмету. Поэтому изучение курса истории таджикского народа в школе не могла быть чувством интереса и желания учащихся, а наоборот чувством отвращения и возмущения с их стороны. Учебники включает только учебный материал в качестве исторической информации. В них отсутствуют картинки, схемы, диаграммы, источники, исторические документы и другие дидактические материалы, которые могли бы повысить интерес и желание учащихся к изучению учебного курса. Поэтому названные учебники больше были похож на учебники высших учебных заведений, чем на учебник средних общеобразовательных школ.

Как показали эксперименты исследования, познавательные и умственные способности старшеклассников на уроках истории таджикского народа можно развивать путём их готовности к поисковой работе, на основе собственных и приобретенных знаний. Но к сожалению, авторы учебников не учли этого, т. е вопросы и задания, которые включены после каждой главы в учебники истории таджикского народа, слишком абстрактные и имеют лишь фактологический характер. Эти вопросы требуют только четкий ответ и они не могут заставлять учащихся думать и использовать приобретенные знания на практике. Например, по теме «Таджикская ССР в период развитого социализма и строительства коммунизма» в учебнике существуют такие вопросы:

1.Какие новые отрасли промышленности возникли в эти годы?

2.Над какими стройками Таджикистана шефствует Ленинский комсомол?

3.Когда был принят 9 пятилетний план? (132: 252) и.т.д.

Такие характерные недостатки имеет и другой учебник истории Таджикской ССР (137) написанным в 1986 году. Данный учебник рекомендован Министерством образования Таджикской ССР для IX и X классов. По своему содержанию оба учебника одинаковы, потому, что их авторы одни и те же люди. Первая глава учебника (для IX - класса) называется «Таджикский народ в период выступления России в период империализма. Революция 1905 - 1907 годов». Глава состоит из двух параграфов. Первый параграф «Положение Туркестана в конце XIX -начала XX веков», который разделен на три подтемы: Северный Таджикистан; экономическое положение Восточной Бухары; положение народных масс. Во – первых, в учебнике дан слишком насыщенный материал, рассчитанный для одного академического часа, во- вторых, в учебнике дано мало информации об истории таджикского народа этого периода. К примеру, в подтеме «Северном Таджикистане» выложена такая информация: «В Северном Таджикистане процесс развития капиталистических отношений происходил быстрыми темпами. Потому что здесь влияние русской пролетарии было гораздо сильнее, чем в Восточной Бухаре. В результате чего образовался рабочий класс, выросло национальное самосознание и начался освободительное движение» (132: 5). Дальше в учебнике отсутствует информация о Северном Таджикистане, а изложен материал о положении в Туркестане и его отношении с царской Россией.

Вторая подтема учебника называется «Экономическое положение Восточной Бухары», в которой о Восточном Бухаре существует такой материал: «В территорию Бухарского эмирата вошли Восточная Бухара и районы западного Памира. Несмотря на то, что здесь еще сохранялись феодально - патриархальные отношения, тем не менее к концу XIX века в экономике появились элементы капиталистических отношений. К этому времени в городе Бухаре открылись частные банки, принадлежавшие русским банкирам» (138: 14). Дальше материал не совпадает с названием подтемы.

Как и в других учебниках в конце главы даны вопросы, которые тоже являются фактологическими. Анализируем учебное задание, который дана в учебнике История таджикского народа (139):

1.Какие новые промышленные отрасли появились в Северном Таджикистане в этот период?

2.Почему крестьяне пошли работать на сезонные работы?

3.Используя статью В.И. Ленина «Возбуждение Азии» оцените влияние первой русской революции на повышение политической сознательности таджикского народа. Но данная статья отсутствует в учебнике. Поэтому единственное задание, который способствует развитию познавательной способности школьников, нельзя решить в процессе урока.

Одним из явлений развития национальной сознательности школьников является изучения история нации и его государственности. Но, к сожелению, пока изучение истории таджикского народа не достигло желаемого результата в этом направлении. Еще не должным образом совпадают учебники с учебными программами. Каждый год изменяется учебный план и в связи с этим изменяются и учебные программы, а также количество часов для изучения истории таджикского народа. Эти изменения влияют на качество преподавания истории таджикского народа в общеобразовательных школах Республики Таджикистан.

Но учитывая эти недостатки авторы новых учебников истории таджикского народа (139), (133) пытались отстранить эти недостатки, в результате чего добились некоторых успехов. Они большое значение давали подбору материала, поместили некоторые источники и картинки, а главное пытались чтобы учебники соответствовали учебным программам. Поэтому до сегодняшнего дня эти учебники являются единственными учебниками, которые соответствуют учебным программам. Наряду с историческими информациями в этих учебниках выложены диаграммы, схемы, разные источники и документы, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям старшеклассников и стимулируют формирование и развитие познавательных способностей.

Анализируя данные учебники мы выдвигаем следующие выводы:

1.Оценивание знания, умения и навыков старшеклассников и определение уровня их познавательной способности проводятся путём постановки вопросов и заданиями на каждом уроке. Но как и в предыдущих учебниках авторы не учли эти недостатки. Большинство вопросов и заданий, выложенные в учебниках, имеют фактологический характер и не стимулируют развитие познавательных способностей школьников. Ещё отсутствуют вопросы и задания на уровне знания (познания), восприятия (понимания), применения (принятия), анализа, синтеза и оценивания.

2.Если допольнителный материал и источники в учебнике поместились не в конце каждой темы, а внутри основного материала, было бы легче изпользовать их для групповой или парной работы, что и способствовало бы развитию познавательных способностей школьников - как один из важных факторов всесторонного развития личности;

3.По отдельным темам отсутствует достаточный материал об истории таджикского народа изучаемого периода. Авторы совмешали историю таджикского народа с историей СССР и большинство информаций принадлежит историю СССР;

4.Некоторые исторические информации последних лет об истории таджикского народа не изложенны в учебниках 11 класса. Такое отношение к учебнику затрудняет работу учителя и учащихся.

Высказывая своё мнение, диссертант предлагает, что в процессе обучения истории таджикского народа учитель не только передавал информацию о прошлом и настоящем нашего общества, но и работал бы над тем, чтобы выработать умения у учащихся осмысливать и применять исторические знания, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию, определять своё место в обществе и мог развивать свои способности.

Учитель истории таджикского народа, преподавая данный курс, имеет много возможностей в формировании познавательной способности старшеклассников. Он располагает ценнейшим материалом, который позволяет ему вдумчиво и творчески выполнять свои профессиональные обязанности. Он может «увлечь учащихся примерами героев прошлых лет, вызвать у них стремление следовать благородным побуждениям предков» (102: 9). Только таким путем он может воспитывать всестороннее развитие личностей, повторяющих подвиги своих предков.

Другая цель исследования заключалась в том, что в ходе исследования определить эффективные пути и способы усвоения учебного материала со стороны учащихся в учебном процессе. Как известно, для усвоения учебного материала наряду с другими факторами требуется использование учителями разных дидактических приёмов и специфической деятельности мышления учащихся старших классов, т.е. одновременно с изучением содержания учебного материала, учащиеся старших классов могут самостоятельным путём приобретать новые знания. Исходя из этого, в приведённом исследовании мы ставили следующие задачи:

1. На основе анализа материала курса истории таджикского народа выяснить затруднения при обучении и усвоении, которые испытывают учителя и учащиеся в учебно – познавательном процессе.

2. Определить уровень самостоятельности в овладении учащимися ведущих понятий курса история таджикского народа, а также логических умений: вычленять главную мысль, сравнивать, обобщать и использовать полученные знания на практике.

По мнению диссертанта, модель формирования исторических знаний, которая основана на принципах развивающего обучения, являются познавательные задачи, открывающие учащимся дополнительный учебный материал и способствующие его интеллектуально – познавательному, творческому усвоению. Но, к сожалению, авторы учебников не уделяли должное внимание этим компонентам. Диссертант определил, что для преодоления этих пробелов авторы учебников должны больше внимание уделять подбору познавательных задач, которые в обучении истории таджикского народа выполняют несколько целей:

●       познавательные задачи подбирались с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, а также с целью формирования познавательных способностей, индивидуализировать процесс обучения, т.е. с учетом дифференцированного подхода.

●       в урочное время организовать поисковую деятельность старшеклассников для приобретения новых знаний и умений, с целью способствования развитию поисково - исследовательской способности школьников.

●       проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний, развития памяти, мышления, способности и т. д.

Для того, чтобы проблемные задания способствовали развитию познавательных способностей старшеклассников, учитель по нашей рекомендации в экспериментальных классах, перед выполнением познавательных задач предлагал школьникам памятку:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17