бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа бесплатно рефераты

а) внимательно прочитайте условие задач и запомните вопросы к ней;

б) еще раз проверьте, нет ли в условии задания данных, противоречащих вашему решению;

в) проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

г) своё решение обязательно докажите. Если из условий заданий следует несколько выводов, то каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить свою мысль;

д) если в условии текстов познавательных задачах не хватает данных для решения, вспомните, что вы знаете о теме, и подумайте, что эти знания могут помочь решению задачи;

е) начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос;

ё) проверьте, все ли возможные варианты по существу вопроса задания вы сделали и доказали.

Нами было выявлено, что особые подходы к конструированию поисковых задач, которые способствуют формирования и развития познавательных способностей старшеклассников, являются комплекса задач следующих типов направлены:

●       на раскрытие особенностей влияния, каких – либо обстоятельств на это событие (Какую роль в становлении Таджикской ССР имели особенности развития экономики той эпохи?).

●       на выявление или объяснение причин, вызвавших изменение содержания события или понятия (Чем отличалась государственное управление в период Таджикской АССР от Таджикской ССР?).

●       на раскрытие особенностей влияния этого события на различные стороны общественной практики (Чем отличается Таджикская ССР от суверенной Республики Таджикистан в области системы управления?).

●       на определение содержания понятия в условии задачи (Какая форма управления государством существует ныне в нашей республике?).

●       на самостоятельное применение знаний (При демократической форме правления в Таджикской ССР кто является подлинным хозяином в республике?).

●       на конкретизацию понятия фактами, примерами из различных источников и ранее приобретенным исторических знаний (различия и сходства Республики Таджикистан, республики в Пскове на территории Древней Руси, Республики в Древнем Риме и Древней Греции) и т.д.

Диссертантом была выяснено, что для формирования и развития познавательных способностей также важную роль играют событийно - проблемные задачи, в основе которых лежит противоречие. Чтобы ответить на вопрос проблемной задачи «почему?», информацию в условии задачи предполагается обогатить новыми историческими данными (Например: Почему в 1992 году в Таджикистане началась братоубийственная война?).

 Нами были определены такие дидактические требования к событийно - проблемным задачам:

-Проблемные задачи в процессе изучения истории таджикского народа ставятся в ходе усвоения новой информации и решаются в диалоге с учащимися или переносятся на самостоятельную работу путём интерактивных подходов.

-Проблемные задачи вносятся с учётом использования нестандартных форм уроков и внеклассных работ.

Проблемные, творческие, познавательные задачи призваны помочь учащимся в усвоении знаний, развитии необходимых интеллектуальных структур (переносе знаний, видению проблем, альтернативном мышлении и др.). Также эти задачи содействуют знакомству учащихся с доступными и имеющими общеобразовательное значение методами исторического познания.

Как показали наши исследования с применением лишь одной-единственной технологии невозможно достигать намеченные цели. Поэтому мы предлагаем учителям истории таджикского народа использовать все: и работу с источниками, и решение познавательных задач, и их живое слово и яркий эмоциональный рассказ, и использование всего учебно – познавательного комплекса в целом.

Учитывая результаты своих исследований, мы согласны с мнением Е. Л. Белкина (12), который писал, что главное в управлении познавательной деятельностью то, что учителю нужно особое внимание уделить проблемам отбора и построения учебной информации, при этом важно соблюдать все дидактические требования к её содержанию и структуре. Исходя из этого, мы предлагаем такие требования, которые отражают специфику учебной познавательной деятельности в процессе изучения истории таджикского народа способствующий формирования познавательной способности старшеклассников:

-Всякий дидактический материал должен содержать максимально возможное количество информации о курсе истории таджикского народа, но не свыше того, которая может стать учебным нагрузкам обучаемым.

-Характер и содержание дидактических материалов по изучаемому курсу должны обеспечивать возможности качественного приёма и усвоения учебной нагрузки, несущей учебную информацию с учётом возрастных и психических особенностей школьников.

Учитывая результаты исследования о возрастных особенностях старшеклассников, мы пришли к выводу, что чем старше становятся учащиеся, тем большую долю сведений исторического характера они могут получать из научно– попульярной и художественной литературы, из книг для чтения по истории таджикского народа, исторических документов, журналов, газет и т.д. Но основным учебным пособием по истории таджикского народа является учебник, содержающий систематическое изложение материала, предусмотренной программой. Поэтому главным источником знаний является книга. Учитель истории не должен ограничиваться эпизодическими указаниями, как надо пользоватся учебниками, а осуществляет глубоко продуманную систему формирования у старшеклассников способностей работы с книгой. Нужно учить школьников находить главное, составлять план по прочитанному, сопоставлять и сравнивать прочитанное с теми знаниями, которые приобретены ранее. Одним из важных звеньев работы с учебником является обучение школьников умению выполнят домашнее задание проблемным путем: пересказ текста, рассказ по плану, составление сравнительной таблицы и т.д.

Одной из основных задач преподавания истории таждикского народа в общеобразовательных школах республики является формирование познавательной способности учашихся выпускных классов. Решение этой задачи способствует организации активной работы учашихся с историческими документами и текстом учебников.

В современных курсах истории таджикского народа изменяется содержание, идет обновление учебного материала, включение новых тем, необходимых для подготовки к жизни в современном обществе, но ориентированных в большей степени на изложение и запоминание материала. Подчас у учащихся старших классов отсутствует возможность для обобщения всех полученных знаний об общественной жизни, что не позволяет обеспечить их целостное восприятие мира.

На наш взгляд, уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяют шире реализовать интерактивный и компетентностный подход к изучению общественных дисциплин, в том числе и истории таджикского народа.

Реализация такого подхода дает возможность:

●                  обеспечить целостное восприятие мира, сформировать системные знания, адекватные современному уровню знаний.

●       сформировать ценностные ориентации старшеклассников на основе идей демократии, гуманизма, уважения прав личности, толерантности.

●       ориентировать молодежь на уважение к традициям и культуре своего и других народов.

●       способствовать адаптации молодежи к меняющимся социальным условиям жизни.

●       способствовать разностороннему развитию старшеклассников, формированию процессуальных умений (современных ключевых компетенций),

●       развить устойчивые познавательные интересы и творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности.

●       снизить учебную нагрузку учащихся.

Выполняя эти задачи, тем самим мы можем формировать познавательной способности старшеклассников на уроках истории таджикского народа.

Нужны статьи, книги об опыте лучших учителей, теоретические исследования, посвящённые глубокой разработке принципов и методов формирования познавательных способностей и потребностей учащейся молодежи, нужен новый подход к составлению учебников, учебных планов и программ, нужна самая широкая координация усилий педагогов и работников СМИ и науки.


2.2 Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

В воспроизводящей и творческой деятельности учащихся, в том числе в процессе преподавания и изучения истории таджикского народа следует различать субъективные и объективные факторы, от которых во многом зависит качество формирования и развития познавательных способностей учащихся.

Как известно, к субъективным факторам формирования познавательных способностей относятся участники образовательного процесса, главными из которых являются учитель и ученики. К объективным факторам можно отнести: подходы, пути, методы, приёмы способы преподавания, которые обеспечивают хорошие условия обучения, т.е. стимулирующие формирование познавательной способности школьников старшего возраста.

Понятно , что в процессе обучения учащиеся объективно не могут вносить ничего нового ни в предмет, ни в метод познавательной деятельности. Они не делают новых открытий в науке, не создают новых методов исследования. В этом смысле они лишь воспроизводят некоторую сумму имеющихся в науке и в практике знаний.

Субъективно в процессе обучения учащиеся приобретают такие знания и обладают такими методами познавательной деятельности, которыми они ранее не овладели. Тут можно согласиться со С. Л. Рубинштейном, который отмечал, что «ученик не открывает, а лишь усваивает добытое человечеством знаний, но для себя лично он всё же открывает или приоткрывает их» (77: 8). В этом смысле его познавательная деятельность всегда носит творческий характер. Например, заучивание таблицы умножения для учащихся субъективно является приобретением нового знания, но по существу этот процесс ничего творческого в себе не содержит, так как представляет собою всего лишь запоминание известных научных данных, изобретенных человечеством. Если усвоение знаний со стороны учащихся не является новым открытием или изобретением для общества, то лично для них оно является и новым открытием и новым изобретением, т.е. в процессе познавательной деятельности у них формируется познавательные способности, а их дальнейшее развитие зависит от объективных и субъективных факторов учебно - познавательного процесса.

Учитель в учебно - познавательном процессе является главной фигурой т.к. осуществляет педагогическое руководство учением учащихся. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке и проведению учебного занятия по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая формирование познавательной способности старшеклассника, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися. Учитель, вооружая учащихся научными знаниями и организуя их самостоятельную работу, ни на минуту не может забывать о важной стороне учебного процесса, развитии познавательных способностей, творческих сил старшеклассников и гармонически развитых личностей в целом. Гармонически развитым мы можем считать лишь такого человека, который обладает не только разносторонними знаниями, но и разносторонними способностями. Поэтому учителя истории таджикского народа на всех этапах учебного процесса должны вовлекать учащихся в разнообразную самостоятельную работу, развивающую их познавательные способности и дарования.

Исходя из того, что учитель является субъективным фактором формирования и развития познавательных способностей учащихся, теперь рассмотрим какие требования к педагогу можно предъявить о специфике и его роли в учебном процессе.

Для того, чтобы деятельность учащихся сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен организовать учебный процесс так, чтобы он решал возникающие задачи, вместе с ними осуществлял совместный поиск, который опирается не на разделение функций между учителем и учеником, а на распределение между ними последовательных этапов решения учебной задачи, то есть приобретает характер совместно -распределенной деятельности. Степень и формы участия в этом случае определяются фактическими возможностями ученика, по мере расширения которых учитель должен передавать ученику все более и более обширные функции. При этом, для достижения наибольшей эффективности учебного процесса педагог должен ориентироваться не столько на фактические результаты уже осуществленных учеником действий, сколько на прогностическую оценку его возможности определить направление и содержание очередного этапа поисков. В соответствии с такой прогностической оценкой педагог перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения.

Поэтому, если для эффективного управления процессом формирования и развития познавательной способности старшеклассников учитель последовательно проводит в обучение соответствующий алгоритм, корректируя его с учетом фактических результатов усвоения, то организация учебно - познавательного процесса требует от учителя умение анализировать реальный ход и на этой основе строить прогноз его дальнейшего развертывания, изменяя в соответствии с ним весь учебный процесс. В таких условиях педагог должен обладать способностями рефлексии и оперативным мышлением.

В процессе решения задачи учениками педагог должен своевременно выявлять и устранять обстоятельства, которые тормозят ход мыслительной деятельности, не оказывая на развитие учащихся благоприятного воздействия. Таких обстоятельств может быть несколько. Это и фиксация ученика на том или ином способе действия, когда ученик пытается применить один или несколько хорошо усвоенных им алгоритмов для решения познавательных задач. Учитель должен помнить, что такими обстоятельствами могут быть не только связаны с учащимися, но и исходить от него, его чрезмерное вмешательство и помощь способствует снижению активности и самостоятельности учащихся, препятствует развитию познавательной способности.

Самую большую трудность для педагога, ориентированного, прежде всего, на традиционные подходы обучения, может представлять воспитание активности учащихся и развитие их познавательных способностей. Это требует от него тонкого ощущения психологии учеников и выяснение того, что является ли это педагогическим дарованием или имеется возможность целенаправленного воспитания и самовоспитания таких качеств. Тем не менее, можно привести несколько признаков такого подхода педагога, при котором воздействие на учащихся будет наиболее благоприятным.

Благоприятным условием развития ученика является развивающийся и творческий педагог. Педагоги, так же как и школьники, включены в процесс совместного творчества и интеллектуального поиска. Наряду со школьниками они участвуют в дидактических играх, придумывают и ставят самодеятельные спектакли, участвуют в игре.

Как субъективный фактор в формирование познавательной способности учащихся, в познавательном процессе учитель должен стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее исследования, используя при этом мотивы самореализации, соревнования, создавая максимум положительных эмоций (радость, удивление, симпатия, успех). Педагог должен проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими при попытках делать собственные решение, а также к неумению сформулировать свою позицию.

Для того чтобы в будущем быть авторитетным в глазах учащихся, он может повысить их учебную активность, если будет культивировать и подчеркивать их значимость, формировать у учащихся веру в себя, уверенность в своих силах. Для развития творческого подхода педагогу следует не допускать формирования комфортного мышления, то есть ориентации на мнение большинства, поощрять к рискованному поведению и проявление интуиции учеником, стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задачи и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения.

Некоторые теоретики утверждают, что нет плохих учеников, существуют плохие учителя. Плохие учителя, конечно, существуют, но далеко не всякую слабую или плохую успеваемость ученика можно отнести за счёт учителя. Каждый нормальный и здоровый старшеклассник обладает возможностью овладевать учебным материалом в пределах школьного курса, каждый способен получить среднее образование, но далеко не каждый способен быстро и глубоко овладевать знаниями, навыками и умениями в области того или иного учебного предмета, достигнуть особых успехов. Одни ученики изучая математику, в истории добываются высоких достижений, без особой затраты сил и труда, другие при всем желании и старании не могут подняться выше самого посредственного овладения предметом. В этом смысле мы говорим о «способных» и «неспособных» (точнее о более способных и менее способных) школьниках. Разумеется, эти возможности не постоянны и неизменны, они формируются и развиваются в процессе обучения, упражнения, овладения соответствующей деятельностью. Надо иметь в виду, что способности могут развиваться и нельзя заранее предвидеть, как далеко может пойти это развитие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17