Анализ логопедических технологий, способствующих устранению дислексии у детей младшего школьного возраста с ОНР
- исследование
зрительно-пространственных функций;
- исследование фонематического
восприятия;
- исследование
фонематического анализа;
- исследование языкового
анализа и синтеза;
- исследование
грамматического строя речи;
- исследование навыков
чтения.
В основу методики
констатирющего эксперимента положены современные представления о процессе
формирования навыков чтения, о фунциональных системах, о сложных динамических
процессах, лежащих в основе чтения. При разработке содержания методики нами
были адаптированы приемы и технологии, указанные в работе Р.И.Лалаевой и
Л.В.Венедиктовой (24).
I. Исследование
зрительно - пространственных функций
а) пространственное
представление
Материал исследования: картинка с изображением человека. Процедура
и инструкция: Встав напротив ребенка, предложить ему сначала показать свою
левую (правую) руку (ногу, ухо, глаз), а затем у стоящего напротив человека.
После попросить показать правую и левую руку (ногу, ухо, глаз) человека,
изображенного на картинке. Экспериментатор дает инструкцию: «Покажи правую
(левую) руку (ногу, ухо, глаз) у себя, у меня, у человека изображенного на
картинке».
Оценка выполнения
задания:
3 балла - правильно
показано все на всех трех объектах. Задание не вызвало никаких затруднений.
Хорошая ориентация в понимании право и лево.
2 балла - правильно
выполнено задание, показано на себе и на стоящем напротив или на себе и на
картинке. Имеются затруднения в пространственной ориентировке.
1 балл - задание не
выполнено правильно ни на одном объекте.
б) узнавание букв,
изображенных разными шрифтами и слов, написанных стилизованными буквами.
Материал исследования: карточки, на которых изображены
слова, написанные стилизованными буквами и разными шрифтами.
Процедура и
инструкция: ребенку
предлагается карточка, на которой изображены слова, написанные стилизованными
буквами и разными шрифтами. Ребенок должен назвать буквы и прочитать слово.
Экспериментатор дает инструкцию: «Посмотри внимательно. Назови мне какие буквы
изображены и прочти какое слово получилось».
Оценка выполнения
задания:
3 балла - названы все
буквы правильно и прочитаны слова, написанные стилизованные буквы и разными
шрифтами.
2 балла - не узнают 1 - 3
буквы, затруднения в узнавании букв.
1 балл - не узнал 4 и
более букв, ожидание подсказки, называние наугад.
0 баллов - отказ от
выполнения или не назвал ни одной буквы.
в) узнавание букв
правильно и зеркально написанных
Материал
исследования: карточки с буквами написанными правильно и зеркально.
Процедура и инструкция: Ребенку предлагается карточка с
буквами написанными правильно и зеркально, он должен назвать какая буква
написана и правильно ли она написана.
Инструкция:
«Какая буква изображена? Правильно ли она написана?»
Оценка выполнения задания:
3 балла - правильно
названы все предложенные буквы и объяснено правильно или нет, они написаны.
Хорошо отличает правильно и зеркально написанные буквы.
2 балла – 1 - 4 ошибки в
узнавании букв. Затруднение в объяснении правильности написания букв.
1 балл - 5 и более ошибок
в узнавании правильно написанных или зеркально расположенных букв. Угадывание
правильного изображения букв.
0 баллов - отказ от
выполнения задания.
г) узнавание графически
сходных букв
Материал
исследования: картинки графически сходных букв.
Процедура и инструкция: Ребенку предъявляются пары букв,
сходных по начертанию, которые он должен правильно назвать. Экспериментатор
дает инструкцию: «Назови буквы, изображенные на рисунке, объясни, чем они
похожи, а чем отличаются».
Оценка выполнения
задания:
3 балла - правильно
выполнено задание, названы буквы, объяснено отличие и схожесть букв.
2 балла – 1 - 3 ошибки в
выполнении задания, трудность в объяснении отличия и схожести букв.
1 балл - 4 и более
ошибок.
0 баллов - отказ от
выполнения задания.
д) узнавание
«зашумленных» букв, изображенных пунктиром, наложенных друг на друга
Материал исследования: изображения «зашумленных» букв.
Процедура и
инструкция: Ребенку
предъявляются карточки с изображением зашумленных букв, изображенных пунктиром,
наложенных друг на друга. Он должен назвать их. Экспериментатор дает
инструкцию: «Посмотри внимательно и назови, какие написаны буквы».
Оценка выполнения
задания:
3 балла - правильно
выполнено задание, названы буквы изображённые «зашумлено», пунктиром,
наложенных друг на друга. Затруднений в выполнении заданий не было.
2 балла - допущено 1-3
ошибок в выполнении задания.
1 балл - допущено 4 и
более ошибок в узнавании «зашумленных» букв, изображенных пунктиром, наложенных
друг на друга.
0 баллов - отказ от
выполнения задания.
II. Исследование фонематического
восприятия
а) повторение серии
слогов
Материал исследования:
1. Серии из двух слогов:
ба-па га-ка та-да за-са ша-са са-ца
жа-ша за-ша жа-за
|
2. серии из трех слогов:
ба-па-ба га-ка-га да-та-да та-да-та за-са-за са-ша-са ша-са-ша жа-ша-жа
|
Процедура и
инструкция: Ребенку
зачитывается серия из двух или трех слогов, которую он должен правильно
повторить, затем дается следующая инструкция: «Слушай
внимательно и повторяй за мной»
Оценка выполнения
задания:
5 баллов - правильно
названы все слоги, количество слогов в предложенной серии не изменено. Ребенок
способен дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкие - глухие,
твердые - мягкие, свистящие - шипящие и т.д.
4 балла - неправильно
названы 1 – 2 слога, количество слогов предложенной серии не изменено, имеются
незначительные нарушения дифференцировки звуков по противопоставлениям;
свистящие - шипящие аффрикат (между собой и составляющие их звуки).
3 балла - неправильно
названы 3 - 4 слога, количество слогов в предложенной серии не изменено, или
неправильно названы 1 - 2 слога и пропущено (вставлено) 1 - 2 лишних слога.
Имеются нарушения дифференциации звуков по противопоставлениям: свистящие -
шипящие, аффрикаты (между собой или составляющих их звуков) звонкие - глухие,
твердые - мягкие.
2 балла - неправильно
названы 5 - 6 слогов, их количество в серии не изменено или неправильно названы
3 - 4 слога и пропущено (вставлено) 2 - 3 лишних слога. Нарушения дифференциации
звуков. Отмечаются нарушения дифференциации звуков по противопоставлениям:
свистящие - шипящие, аффрикаты (между собой и составляющие их звуки) звонкие -
глухие, твердые - мягкие.
1 балл - неправильно
названо более 7 слогов, их количество изменено или нет. Отмечаются нарушения
дифференциации звуков по противопоставлениям свистящие - шипящие, аффрикаты
(между собой составляющие их звуки), звонкие глухие, твердые - мягкие.
0 баллов - отказ от
выполнения задания.
б) Исследование
дифференциации слов – квазиомонимов.
Материал
исследования: коса - коза, усы - ужи, сук - жук, гроза - глаза, мышка – мишка,
собор - забор, сова – софа, лес - лещ, сайка – шайка, крыса – крыша, плюс - плющ,
почка - бочка, башня - пашня, челка - телка, том - дом, класс - глаз, икра - игра.
Процедура и
инструкция:
Исследование дифференциации слов - квазиомонимов проводится на материале
картинок, представленных в приложении. Ребенку называется картинка, которую он
должен молча показать. Картинки называются одним словом. Дополнительных или
пояснительных слов не допускается. Картинки называются в разной
последовательности, иногда одно и тоже название повторяется несколько раз
подряд. Нижняя часть лица экспериментатора закрывается экраном (листом бумаги).
Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. Сейчас я буду называть
тебе слова, а ты будешь показывать их на картинках».
Оценка выполнения
задания:
5 баллов - не допущено ни
одной ошибки, верно показаны картинки.
4 балла - если при
выполнении задания допущено 1 - 2 ошибки.
3 балла - при выполнении
задания допущено 3 - 4 ошибки.
2 балла - допущено 5 - 6
ошибок.
1 балл - при выполнении
задания допущено 7 и более ошибок. Долгие колебания при выборе картинки,
ожидание подсказки, выбор картинки наугад.
III. Исследование фонематического
анализа
а) выделение звука на
фоне слова.
Материал исследования:
1. Мышка, дерево,
рама, дом, рак, кошка, комната, лампа.
2. Чулок, горка,
качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка.
Процедура и
инструкция: Ребенку
зачитывается группа слов, услышав заданный звук, в этих словах он должен
хлопнуть в ладоши. Затем дается инструкция: «Слушай внимательно, я буду читать
тебе слова, если ты услышишь в них звук [м] и звук [ч] во втором случае, то
хлопки в ладоши».
б) выделение первого
звука из слова
Материал исследования:
1. Астра, удочка,
иней, кран, мухомор.
2. Соловей,
гребешок, свисток, дрова, рваный.
Процедура и
инструкция:
Зачитывается группа слов. Во время пауз ребенок должен назвать первый звук.
Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. Назови первый звук в
словах».
в) выделение последнего
звука из слова
Материал исследования:
1. Мак, карандаш,
дом, аист, палец.
2. Кровать,
танкист, милиционер, автомобиль, радуга.
Процедура и
инструкция: Ребенку
зачитывается группа слов. Во время пауз ребенок должен назвать последний звук.
Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. Назови последний звук в
словах»
г) определение места
звука (начало, конец, середина) в слове
Материал исследования:
1. Ракета, арбуз,
дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор.
2. Цапля, цветок,
настурция, огурцы, палец, перец, цыпленок.
Процедура и
инструкция:
Зачитываются слова, во время пауз ребенок отвечает на предложенный вопрос.
Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. В начале, конце или середине
слова находится звук [р] (в первом случае), звук [ц] (во втором случае)»
д) определение количества
звуков в словах
Материал исследования: дым, каша, шапка, крышка, черемуха,
стена, овца, калитка, диктант.
Процедура и
инструкция: Ребенку
зачитывается группа слов, во время пауз он отвечает на предложенный вопрос.
Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно и назови, сколько звуков в
этом слове».
е) позиционный анализ
(определение места звука по отношению к другим звукам слова)
Материал исследования:
1. Рыба, пароход,
арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия;
2. Кошка, солнышко,
ушки, солнышко, пороша, слышно.
Процедура и
инструкция:
Зачитывается группа слов, во время пауз ребенок отвечает на предложенный
вопрос. Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно, какой по счёту
[р] в слове» или «Назови соседей звука [ш]».
Оценка выполнения
задания:
5 баллов - простые формы
фонематического анализа не нарушены (выделение первого звука, выделение
последнего звука), в заданиях не сложные формы фонематического анализа
(определение места в словах - ошибок нет, но могут 6ыть допущены ошибки при
позиционном анализе слов).
4 балла - простые формы
фонематического анализа не нарушены, ребенок допускает незначительные ошибки.
3 балла - имеются
незначительные нарушения простых форм фонематического анализа (1-2 ошибки в
следующих заданиях: выделение звука на фоне слова, выделение первого и
последнего звука). Нарушена сложная форма фонематического анализа (ошибки в
определении места звука, количества звуков в словах и при выполнении заданий на
позиционный анализ).
2 балла - имеются
значительные нарушения простых форм фонематического анализа (ошибки в выделении
звука на фоне слова, выделении первого и последнего звука).
1 балл - отказ от
выполнения задания.
IV. Исследование языкового анализа и
синтеза
1. Анализ состава
предложения
Определить количество,
последовательность и место слов в предложении.
Материал исследования.
Стоят теплые деньки.
Осенью часто люьт дожди. Зимой в поле уныло воет ветер.
Процедура и инструкция: зачитываются предложения. Ребенок,
прослушав предложение отвечает на заданный вопрос. Экспериментатор дает
инструкцию: «Слушай внимательно. Сколько я произнес слов?».
Оценка выполнения
задания:
4 балла - ребенок
правильно назвал количество слов в предложении.
3 балла - ошибки в
определении места слова в предложении.
2 балла - ошибки в
определении количества и места слов в предложении.
1 балл - ошибки в
определении последовательности слов в предложении, их количестве и месте.
2. Слоговой анализ и
синтез
А) Определить количество
звуков (слогов) в слове.
Материал исследования:
мыть, кровать,
поднос, ласточка, веселее.
Процедура и
инструкция:
экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. Сколько звуков (слогов) в
слове?».
Б) Произнести слитно
слово (предложение), произнесенное экспериментатором.
Материал исследования:
1 . Ч’-а-с, п-ы-л',
т’-м-а, п-а-р-к, з-в-у-к, с’-т'-и-х'-и, ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з’-д'-и,
а-л-ф-а-в-и-т, п-л-о-щ-а-д'-и.
2. Ско-во-ро-да,
за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок,
бу-ма-га.
3. На-сту-пи-ла
вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На
де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.
Процедура и
инструкция:
зачитываются слова, предложения с паузами (в первом случае) между звуками, (во
2-м и 3-м) между слогами. Ребенок, прослушав слово (предложение) отвечает на
заданный вопрос. Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. Какое
слово получилось. Назови его».
Оценка выполнения
задания:
4 балла - ребенок
правильно назвал слова, произнесенные по звукам, а также предложения,
произнесенные по слогам.
3 балла - ошибки в
определении слов, произнесенных по звукам, ошибок в определении слов и
предложений, произнесенных по слогам нет.
2 балла ошибки в
определении слов, произнесенных по звукам и предложениях, произнесенных по
слогам, ошибок в определении слов произнесенных по слогам нет.
1 балл - ошибки в
определении слов, произнесенных по слогам и звукам, и предложениях,
произнесенных по слогам.
3. Фонематические
представления.
А) Назвать слова, в
которых есть звук [ш].
Б) Назвать слова, в
которых 4 звука, 5 звуков.
В) Отобрать картинки, в
названии которых 5 звуков.
Материал исследования:
предметные картинки
(роза, крыша, машина, книга, чайник, волк.
Процедура и
инструкция: экспериментатор
дает инструкцию: «Назови слова, в которых есть звук [ш] (в которых 4 звука)».
4 балла - ребенок
правильно назвал слова.
3 балла - ошибки в
определении слов с заданным количеством звуков.
2 балла ошибки в
определении слов, с заданным звуком, а также с заданным количеством звуков.
1 балл - ошибки в
определении слов, с заданным звуком, с заданным количеством звуков, а также в
отборе картинок на заданный звук.
V. Исследование грамматического строя
речи
а) Исследование навыков употребления
существительных множественного числа в именительном падеже
Инструкция: один – дом, а если их много, то это –
дома.
Материал исследования:
слова (стол, стул,
окно, звезда, ухо).
Оценка выполнения
задания:
3 балл – правильный
ответ;
2 балла – правильный
ответ после стимулирующей помощи;
1 балла – форма
образована неверно;
0 баллов – невыполнение.
б) Исследование навыков употребления
существительных множественного числа в родительном падеже
Инструкция: один – дом, а много чего? – Домов.
Материал исследования:
слова (стол, стул,
окно, звезда, ухо).
Оценка выполнения
задания:
3 балл – правильный
ответ;
2 балла – правильный
ответ после стимулирующей помощи;
1 балла – форма
образована неверно;
0 баллов – невыполнение.
в) Исследование навыков
словообразования
Инструкция: у кошки – котята, а у козы - …
Материал исследования:
слова (волк, утка,
лиса, лев, собака, курица, свинья, корова, овца).
г) Исследование умения
образовывать прилагательные от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
Материал исследования:
шляпка из соломы -, кисель
из клюквы -, горка изо льда - , салат из моркови -, варенье из вишни - , суп из
грибов -, варенье из яблок -, лист дуба -, варенье из сливы -, лист осины – .
Оценка выполнения
задания:
3 балл – правильный
ответ;
2 балла – самокоррекция
или правильный ответ после стимулирующей помощи;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|