Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
9.5.Гос-во м.
участ-ть в гр-правовых отн-х. И в этом смысле оно обладает правоспособностью.
Однако его правоспособность обладает рядом особенностей, связанных с тем, что
оно яв-ся также и гл. субъектом публичного права, носителем власти. Гос-во
осущ-ет власть облад-щая суверенитетом. На опр-й терр-и повеления гос-ва
преобладают над всеми иными властными велениями. Это преобладание воплощается в
независимости государства от кого бы то ни было и составляет главный признак
его суверенитета.
Гос-во как суверен обладает
свойствами, кот-е превращ-ют его в особого субъекта ГП: гос-во само принимает
законы, кот-ми д. руководст-ся все остальные субъекты ГП; гос-во м. принимать
адм-ты, из кот-х возникают гр-правовые отн-я независимо от воли др. стороны;
гос-во сохраняет властные ф-ции даже тогда, когда оно вступает в построенные на
началах равенства гр-правовые отн-я; гос-во пользуется иммунитетом.
Гос-во как лицо существует в
рамках как табл-го, так и частного права. В отн-ях, регул-х частным правом,
гос-во не обладает властными полном-ми. Здесь оно подчинено общим принципам ГП.
Властная сущность гос-ва в ГП выражается в особом хар-ре гос-ва как субъекта
ГП, поскольку оно, будучи орг-ей, не признается тем не менее ЮЛ.
Гос-во участ-ет в гр.обороте не в
своих частных интересах, а в целях наиболее эффект-го отправления публичной
власти. Правоспособность гос-ва м. назвать целевой - она вытекает из той ф-ции
носителя публичной власти, кот-ю в интересах всего общ-ва выполняет гос-во.
Гос-во как таковое неспособно своими дей-ми приобретать и осущ-ть ГП, а также
создавать и испол-ть обя-ти. От его имени всегда дей-ют гос.органы, как
яв-щиеся ЮЛ, так и не признанные таковыми, в рамках кот-х дей-ют долж. лица.
Именно их сознание и воля позволяют дей-ть гос-ву как субъекту права.
Гос-во участвует в гр. обороте не
как нерасчлененное целое, а как совок-ть субъектов разных уровней. Все эти
субъекты независимы друг от друга и выступают как само-ые участ-ки гр-правовых
отн-й. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве соб-ти
имущ-ом, кроме того имущ-ва, кот-е закреплено за ЮЛ или м. находиться только в
гос. или в муниц.соб-ти. Любой из этих субъектов не отвечает по обязател-ам др.
Под муниц. образ-ми понимаются
город., сел. поселение, несколько поселений, объед-х общей терр-й, часть
поселения, иная насел-я терр-я, в пределах кот-х осущ-ся мест.с\у, имеются
муниц.соб-ть, мест.бюджет и выборные органы мест.с\у.
От имени муниц.образ-й своими
дей-ми м. приобретать и осущ-ть ГП обя-ти органы мест.с\у в рамках их
компетенции, уст-ой актами, опр-щими статус этих органов.
7.6.Органы
МСУ (ОМСУ) явл-ся выборные и иные ОМСУ, образуемые в город-х, сельских
поселениях и на др.террит-х. Их стр-ра опр-ся нас-ем самост-но. Важнейшими
актами, разреш-ми непоср-но принцип-е вопросы орг-ии МСУ, явл-ся уставы ссотв-х
муниц-х образ-й, осн.содерж-е кот-х опр-ся ФЗ «Об основах МСУ» (стр-ра и
порядок фомир-я ОМСУ, наимен-е и полномочия выборных ОМСУ). ОМСУ подразд-ся на
выборные и др.органы, образ-е в соотв-и с уставом. Кроме предст-х органов,
имеющих исключ-е предметы ведения и полномочия, важным субъектом МСУ явл-ся
глава муниц.обр-я, должность кот-го может быть предусм-на в уставе. Глава
явл-ся выборным долж.лицом, возглав.деят-ть по осущ-ю МСУ на
террит.муниц.образ-я. Прав.статус ОМСУ в самом общем виде хар-ся тем, что они
отделены от гос-ва, не входят в систему органов гос.власти, взаимод-т с ними на
основе права. Более того, органы гос.власти РФ и субъектов наделены
достаточно широкими полномочиями в сфере МСУ. Эти полномочия нацелены на реш-е
вопросов формир-я прав.основ МСУ, укрепление правопорядка в его системе, а
также гарантий МСУ; ОМСУ упр-т муниц-м хоз-ом, распоряж-ся им-ом и объектами
муницип.собст-ти, разраб-т мест.бюджет, обеспеч-т его исп-е... -
распорядительные ф-и; ОМСУ на констит.основе могут наделяться гос.полномочиями
с передачей для их осущ-я матер-х и фин-х ср-в... Кроме того, з-н предусм-т
возм-ть уч-я нас-я в осущ-ии МСУ в форме террит.общественного СУ (микрор-н,
улица). Муницип.служба - профес.деят-ть по обесп-ю исп-я полномочий ОМСУ. Она
осущ-ся муниц.служащими, кот.явл-ся лица, осущ-ми службу на должностях в ОМСУ.
В соотв-и с з-вом прав.регламент-я муниц.службы опр-ся уставом муницип-го
образ-я, вкл-я треб-я к должностям, статус муниц.служащего, условия и порядок
прохождения муницип.службы, упр-е ею. Т.к. не принят еще з-н о муницип.службе,
то их статус во многом регламентир-ся з-н о госслужбе.
9.3.ЮЛ - это
признанная гос-м в кач-ве субъекта права орг-я, кот-я обладает обособленным
имущ-м – само-но отвечает этим имущ-м по своим обязательствам и выступает в гр-ом
обороте от своего имени.
Под правосубъектностью ЮЛ
понимается наличие у него качеств субъекта права, т.е. право и дееспособности.
Общая правоспособность-возможность
для субъекта права иметь любые ГП и обя-ти, необх-е для осущ-я любых видов
дея-ти. Именно такой правоспособностью обладают гр-не. Спец-я правоспособность
предполагает наличие у ЮЛ лишь таких прав и обя-ей, кот-е соот. целям его
дея-ти и прямо зафиксированы в его учредительных док-тах.
Распор-й порядок образ-я ЮЛ хар-ся
тем, что ЮЛ возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а спец-й
гос-ой регистрации орг-и не требуется.
Разреш-й пopядок o6paз-я ЮЛ предполагает, что создание орг-и разрешено тем или иным
компетентным органом.
При норм-но-явочном порядке для
образов-я ЮЛ согласия каких-либо 3 лиц, включая гос.органы, не требуется.
Регист-щий орган лишь проверяет, соот-ют ли закону учред. док-ты орг-и и
соблюден ли уст-й порядок ее образов-я, после чего обя-н зарегист-ть ЮЛ.
Прав.осн-й дея-ти любого ЮЛ яв-ся
его учред.док-ты. Учредит. договор-это консенсуальный гр-прав-й дог-р, регул-й
отн-я м. вредителями в процессе создания и дея-ти ЮЛ. Он м.заключ-ся только в
письм. форме и вступает в силу, как правило, с момента заключения.Устав не
заключ-ся, а утвер-ся учред-ми. Устав подп-ют не все учредители, а спец-но
уполномоч-е ими лица. Устав м.рассм-ть в кач-ве локаль-го нормат-го акта,
опр-щего прав.положение ЮЛ и регул-го отн-я м. участниками и самим ЮЛ. Ряд
некоммер. орг-й м. дей-ть также на основе общего положения об орг-х данного
вида или общего устава общ-го объед-я. Гос.регистрация яв-ся завершающим этапом
обр-ния ЮЛ, на кот-м компетентный орган проверяет соблюдение условий, необх-х
для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании орг-и ЮЛ.
После этого осн-е данные об орг-ии включ-ся в единый гос реестр ЮЛ и становятся
доступными для всеобщего ознакомления.
Прекращ-е дея-ти ЮЛ происходит в
результате его реорг-и или ликвидации, а также врем-го прекращения.
При реорг-и все права и обя-ти
реорг-го ЮЛ или их часть переходит к иным субъектам права. Реорг-я ЮЛ м.
осущ-ся путем слияния нескольких орг-й лиц в одну новую, присоед-ия ЮЛ к др.и
тд. Ликв-ия ЮЛ-это способ прекращ-я его деят-ти без перехода прав и обя-ей в
порядке правопреемства к др. лицам(в добр-м,принуд.порядке).
7.4.АПО
поним-т как урегул-е АПН упр-е общ-е отн-е, в кот-м стороны выст-т как носители
взаимных прав и обяз-й, уст-х и гарант-х АПН. Для АПО, упр-х по своей сути,
сущностные черты упр-я в его гос-властном варианте (ИВ) наиболее показ-ны.
Гл.закл-ся в след-м: упр-е всегда предполагает подчин-е воли уч-в совм-й
деят-ти единой упр-ей воле; в упр-х отн-х налицо соподчин-ть воль. Хар-р АПО
как властеотн-й предопр-ся домин-м положением одной из сторон. Опр-яя черта АПО
сост-т в том, что они склад-ся преймущ-но в особой сфере гос. и общ.жизни - в
сфере гос.упр-я. АПО возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие
или желание др.стороны не явл-ся обяз-м условием их возникновения. Это вытекает
из того, что в АПО обяз-но уч-т властный субъект, кот.АПН предпис-т в данных
усл-х соверш-е опр-х действий, кот.влекут за собой возн-е конкретных АПО.
Практически субъекты ИВ в АПО дейст-т властно, а прин-е ими реш-я приор-т
юр.силу независимо от согласия или нет др.стороны. Между сторонами АПО могут
возникать споры. АПО возн-т при наличии условий, предусм-х АПН. Это юр.факты -
обяз-ва, при кот-х в соотв-и с треб-ми данной нормы между сторонами должны
возн-ть конкретные АПО. В кач-ве ЮФ выст-т действия или события. Особ-ю ЮФ по
АП явл-ся то , что осн.видом правомерных действий служат прав.акты субъектов
ИВ, имеющие индивидуальный хар-р. Иногда выделяют субординационные и
координационные АПО. Суть превых: они построены на авторитарности
юр.волеизъявлений субъекта упр-я. Коорд-ми наз-т те, в кот-х эта авторитарность
отсутствует - они временны (равноправие сторон перерастает в подчинение).
9.2.Гр-правовые
нормы, содерж-ся в разл-го рода норм-х актах, призваны регул-ть общ.отн-я,
составляющие предмет ГП.В результате урегул-я нормами ГП общ.отн-й, они приобретают
правовую форму и становятся ГП\О. ГП\О -это не что иное, как само общ.отн-е,
урегул-е, нормой ГП.
В процессе гр-правового регул-я
общ.отн-й их участники наделяются субъе-ми правами и обя-ми, кот-ые в дальнейшем
и предопр-ют поведение участников в рамках существующих между ними П\О. Как и
любое общ.отн-е, ГП\О уст-ся в результате взаимодей-я между людьми. В П\О
взаимодей-е его участников осущ-ся в соот. с принадлеж- им субъективными
правами и возложенными на них обя-ми. Субъе-ые права и обя-ти, принадлежащие
участ-м ГП\О образуют его правовую форму. Под субъе-м правом понимается юр-ски
обеспеч-я мера возможного поведения управ-го лица, а под субъек-ой обя-тью –
юр-ки обусловленная мера необх-го поведения обя-го лица в ГП\О. Особенностью
субъек-х ГП и обя-ей яв-ся то, что они носят либо имущ-ый, либо личный неимущ-й
хар-тер.
Участники ГП\О именуются их
субъектами. Субъектами ГП\О м.б.:
1. Гр-не России, иност.гр-не и лица без гр-ва; 2. Рос. и
иност.ЮЛ; 3. РФ, субъекты РФ мун. образ-ния.
Под объектом П\О обычно понимают
то, на что данное П\О направлено и оказывает опр-е воздей-ие. В кач-ве объекта
ГП\О выступает поведение его субъектов, направ-е на разл-го рода матер-е и
нематер-е блага.
В завис-ти от того, какое
общ.отн-е урегул-но нормой ГП, различают имущ-е и личные неимущ-е П\О. Имущ-е
П\О уст-ся в резул-те урегул-я нормами гр.законо-ва имущ-но- стоим-х отн-й, а
личные неимущ-ые - в результате урегул-я гр.законо-м личных неимущ-х отношений.
В завис-ти от стр-ры межсубъектной
связи все ГП\О делятcя нa oтнocитeльныe и абсолютные. В относительных П\О
управомоч-му лицу противостоят как обя-й строго опр-е лица. Это м.б. как одно,
так и несколько точно опр-х лиц.
В завис-ти от способа удовл-ия
интересов управомоч-го лица различают вещные и обязательственные П\О. В вещном
П.О интерес управомоч-го лица удовл-ся за счет полезных свойств вещей путем его
непоср-го взаимодей-я с вещью. В обязательственном же П\О интерес уполномоч-го
лица м.б. удовл-н только за счет опр-х дей-й обя-го лица по предост-ю управомоч-му
лицу соот. матер-ых благ.
9.1.Гр. право
имеет дело с имущественными отношениями. Под имущ-ми обычно понимают такие
общ-е отн-я, кот-е возникают по поводу различного рода матер-х благ. Однако ГП
регулирует далеко не все, имущественные отношения, возникающие в нашем общ-ве,
а только опр-ую их часть, именуемую имущ-но-ст-ми отн-ями.
Др. сост-щей частью предмета ГП
яв-ся личные неимущ-е отн-ия- возникающие по поводу неимущ-х благ общ-е отн-я,
в кот-х осущ-ся индивидуализация личности гр-на или орг-и поср-м выявления и
оценки их нравственных и иных соц качеств.
Если понятие предмета ГП связано с
вопросом о том, какие общ-е отн-я регул-ся ГП, то понятие метода - с вопросом о
том, как эти общ-е отн-я регул-ся нормами ГП. В ГП примен-ся метод юрид-го равнства
сторон - означает, что ни одна из сторон в гр. правоотн-и не м. предопр-ть
поведение др. стороны только в силу занимаемого ею в правоотн-и положения. ГП
это совок-ть правовых норм, регул-щих на началах юр.равенства сторон
имущ-но-ст-ые и личные неимущ-е отн-я.
Под принципами ГП понимаются
основные начала гр-ско-правового регул-я общ-х отн-й.
К принципам ГП отн-ся след-е:
Принцип дозволительной
направленности гр-прав-го регул-я.
Принцип равенства правового режима
для всех субъектов гражданского права( ни один субъект в ГП не обладает
какими-либо преимущ-ми перед др. субъектами ГП).
Принцип недопустимости
произвольного вмешательства в частные дела(органы гос-ой власти и мест.с\у и
любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов ГП, если они
осущ-т свою деят-ть в соот. с требованиями законо-ва).
Принцип неприкосновенности
собственности (обесп-ют соб-м возможность стаб-го осущ-я правомочий по влад-ю,
польз-ю и распор-ю принадлежащим им имущ-м, без чего невозможно функц-е не
только рын-ой, но и, в принципе, любой э-ки).
Принцип свободы договора( свободу
усмотрения субъектов ГП как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида
договора и условий, на которых он будет заключен).
Принцип своб-го перемещения тов-в,
услуг и фин-х ср-в на всей терр-и РФ.
7.7.Прав.акты
упр-я (ПАУ) явл-ся осн.юр.формой реализ-и задач и ф-й ИВ. Наиболее знач-е
кач-ва, опр-е их юр.природу, след.: ПАУ предст-т собой юр.вариант упр.реш-я;
изд-ся только полномочными субъектами ИВ или гос.упр.деят-ти в пределах его
компетенции;опр-т правила должного поведения в сфере гос.упр.; содержит
юр-власт.предписание субъекта ИВ, обяз-е для адресата... В ПАУ реш-ся многие
вопросы детализ-и и конкретизации общих прав.норм, содерж-ся в прав.актах з-х
органов гос.власти. Осн.критерий их классиф-и - юр.св-ва актов: норм.акты
непосредственно выраж-т регул-ю ф-ю АП. В них содер-ся АПН, регул-е однотипные
упр.общ.отн-я путем устан-я опр-х правил долж.поведения в сфере гос.упр.,
расчит-х на длит-е прим-е и не имеющих конкр.адресата; индивид-е акты в отличие
от норм-х носят ярко выраж-й правоисп-й хар-р. По своему юр.содержанию это
распоряд-е прав.акты. В них всегда получают свое прямое выраж-е конкретные
юр-власт.волеизъявл-я соотв-х субъектов ИВ. ПАУ только тогда вып-т свою служеб.роль,
когда они дейст-т, т.е. вызывают те юр.последствия, ради достиж-я кот-х они
изд-ся исп.органами. Действ-им явл-ся акт, облад-й юр.силой, под кот-й поним-ся
его спос-ть выст-ть в роли Апформы реализ-и ИВ, т.е. полностью соот-ть задачам
и ф-ям. Важнейшим условием юр.силы прав.акта явл-ся его соотв-е уст-ым треб-м к
его содерж-ю и порядку принятия (не должен противоречить когнтитуции, з-ву,
должен учит-ть прав.акты вышестоящих исп.органов, должен быть издан полномочным
органом ИВ, должен быть юр.обоснован).
7.3.АПН -
уст-е гос-ом правило поведения, целью кот-го явл-ся регул-е общ.отн-й,
возник-х, изм-ся и прекращ-ся в сфере функц-я мех-ма ИВ или гос.упр-я. АПН
преследует цель обеспеч-я должной упорядоченности орг-ии и функц-я как всей
системы ИВ, так и ее отд-х звеньев, их рацион.взаимод-я... АПН субъектов РФ
вторичны по сравнению с АПН РФ. Сущ-т различные критерии их классиф-ии.
Материальные АПН характеризуются тем, что они юр.закреп-т комплекс обяз-й .и
прав, а также отв-ть. уч-ов регулируемых АП упр.отнош. Процес. АПН
регламентирует динамику госуправл. и связанных с ним упр.отношений . Их
назнач.сводится к определению порядка реализ-и юрид.обяз.и прав., уст-х нормами
материального АП в рамках регул-х упр.отношений Важное значение имеет
классиф.АПН в зависимости от их конкреитного юр.содерж.: обязывающие (т.е.
предписывающие в предусм-х данной нормой условиях совершать опр.действия.
Содержащиеся в них веления могут быть выражены как обяз-е предписание либо
запреты. Запреты могут носить общий либо спец. хар-р); уполномачивающие или
дозволительные нормы - их объединяет то, что в них выражается предусм-я АПН
возм-ть адресата дейст-ть в рамках треб.данной нормы по своему усмотрению;
стимулирующие нормы обеспечивают с помощью соотв-х средств матер. или морального
возд-я должное поведение уч-ов регул-х упр.общ.отношений; рекомендательные
нормы- не имеют юр.обязательного хар-ра. АПН классиф. по иным критериям: по
адресату могут быть выделены нормы, реглам-е орг-ю и деят-ть мех-ма ИВ; АП
статус госслужащих; ключевые вопросы орг-и и деят-ти госП; АП статус общ-х
объединений или гр-н; отд-е стороны функц-я ком. стр-р. Известны два варианта
реализации АПН: исполнение и применение. Прим-е АПН явл.прерогативой соотв-х
субъектов ИВ. Исп-е точное следование уч-ов регул-х упр.отн-й тем
юр.предписаниям, запретам или дозволениям, кот-е в них содержатся. Любые
норм.акты, затрагивающие права, свободы и обяз-ти человека и гр-на, не могут
прим-ся, если они не опубликованы в печати (действие в пространстве и времени).
7.2.АП, сохраняя
свою самобытность, выраж-ю в его предмете и методе, тесно взаимод-т с
др.отраслями права. АП с учетом специф.особ-ей гос.упр.деят-ти как прав.формы
реализ.исп.власти охват-т своим регулят-м возд-ем широкий круг общ.отн-й
упр.типа. Наиболее тесно АП взаимод-т с конституц.правом. Будучи ведущей
отраслью рос.права, конт.право закреп-т осн.принципы орг-и и функц-я
исп.власти, место ее субъектов в гос.мех-ме, прав.основы их формир-я, взаимод-я
и взаимоотн-й с субъектами др.ветвей единой гос.власти; права и свободы
человека и гр-на ... АП берет исход.начала в нормах конст.права, детализ-т и
конкрет-т их, опр-я при этом прав.мех-м реализ-ии прав и свобод гр-н,
компетенции разных звеньев системы исп.власти (ИВ), формы и методы
гос.упр.деят-ти. Гражд.и АП регул-т нередко с внеш.стороны сходные общ.отн-я
имущ.хар-ра, ориентир-сь на преобладающее знач-е тех или иных эл-в метода
прав.регул-я. Аналогично реш-ся вопрос о соотнош-и трудового и АП. Границы
дейс-я норм уг-го и АП опр-ся хар-ом и напр-ю соотв-х запретов. Наиболее сложно
проведение граней между АП и фин., зем-м правом. Мех-м их соотношения таков,
что фактически знач-я часть отн-й, отнесенных к предмету названных отраслей,
регул-ся нормами АП и свойственными ему прав.ср-ми.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|