Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
7.14.Принцип
зак-ти явл-ся конституц-м. Особое знач-е он имеет в сфере упр-я. В тесном
единстве с з-ю нах-ся целесообр-ть, т.е. соотв-е действий уч-ов упр.деят-ти тем
целям, кот-е стоят перед ними и упр-м. Им дается возм-ть и право в пределах
своей компет-и самост-но выбирать наиболее целесообр-е пути и конкр.меры по
реш-ю пост-х перед ними задач. Обесп-е з-ти и дисциплины в упр-ии предполагает
деят-ть соотв-х гос.формир-й, напр-ю на недопущ-е наруш-й в деят-ти органов ИВ,
их долж.лиц тех треб-й и предпис-й, кот-е закреплены в действ-х з-х и подзак-х
актах, и кот-ми они рук-ся в своей повседневной работе; своеврем-е и операт-е
выявление, пресечение и устранение таких наруш-й... Все органы, заним-ся
вопросами обесп-я з-ти и дисциплины, наделены для этого юр-властными
полномочиями, что придает их деят-ти гос-прав хар-р. В процессе деят-ти по
обесп-ю з-ти и дисц.в сфере упр-я эти органы исп-т в пределах своих полномочий
контроль и его разновидности - проверку исп-я (позволяет выяснить, что и как
сделано во исп-е того или иного предпис-я или з-на) и надзор. Сущ-ть контроля и
назнач-е состоит: в наблюдении за функц-м соотв-го подконтр-го органа; в
получении объект-й и достоверной инф-и о состоянии з-ти и дисц-ны на нем; в
принятии мер по предотвращению и устранению наруш-й дисц. и з-ти...
7.13.Под
обороной поним-ся система полит., эк., воен., соц., прав-ъ и иных мер по
обеспечению гос-ва к защите от вооруж.нападения, атакже защиты нас-я, террит-и
и суверинитета РФ (военкоматы, призыв, учет, обеспеч-е семей военных,
воен.служба). Безоп-ть опр-ся как состояние защищ-ти жизн.важных интересов
личности, общ-ва и гос-ва от внут-х и внеш.угроз. В нее вкл-ся гос., эк., общ.,
инф., эколог-я и ные виды безоп-ти. Обеспечение безоп-ти достиг-ся деят-ю сил
обесп-я безоп-ти: ФСБ, Воор.силы, СВР, ОВД,ГНС, ФПС, ВВ, охраны здоровья,
ликвид.ЧС... Важное место в этой системе заним-т Совбез, кот-й разраб-т
осн.напр-я стратегии безоп-ти, предлож-я по соверш-ю системы безоп-ти... Упр-е
ВД напр-но на обесп-е общ.порядка и общ.безоп-ти, борьбу с преступностью,
охрану прав и свобод гр-н, собственности. Эти задачи реш-ся милицией, ВВ,
подразд-ми гос.противопожар.службы. Непоср-е упр-е ВД возложено на МВД, кот-е
несет отв-тть за сост-е работы ОВД по вып-ю возлож-х на них задач и обяз-й
(милиция, ГИБДД, пожарники, ВВ, паспотртная система). РФ строит свои отн-я с
др.странами на основе равенства, невмеш-ва во ВД, неруш-ти границ и
террит.целостности, взаимного отказа от прим-я силы и реш-я возник-х споров
мирным путем, взаимовыгодного сотрудн-ва, равенства народов... Фед.органом
исп.власти, осущ-м гос.упр-е в обл-ти ин.дел, явл-ся МИД, деят-ть кот-го
связана с реализ-й внеш.политики, защитой полит., эк-х и др.интересов РФ. Одной
из осн.задач МИД явл-ся коорд-я деят-ти и контроль за работой др.фед.органов
ИВ, цель кот. - обесп-е проведения единой внешнеполит.линии РФ. Зарубеж-ми
органами МИД явл-ся посольства и консульства - они собирают диплом.путем инф-ю
полит., эк-го хар-ра о стране пребывания, о происх-х в ней событиях, налаживают
и развивают сотруд-во с этими странами (паспорта, визы). Юстиция как отрасль
упр-я вып-т важные задачи по укреп-ю законности, орг-ии защиты з-х интересов
гр-н и орг-й...(нотариусы, адвокатура, регистрация объединений).
7.12.К
ведению РФ отн-ся фин и кредит.регул-е; ден.эмиссия; основы цен.политики; фед.банки;
федбюджет; фед.налоги и сборы. В совместном ведении РФ и субъектов нах-ся уст-е
общих принципов налогоблож-я и сборов в стране. Осн.объем упр-х ф-й в обл-ти
фин-в прих-ся на долю МФ и входящих в его систему органов. Сущ-я роль
принадлежит также ЦБ. Кроме того, ф-ет спец.система органов ГНС. Фед.органом
ИВ, обесп-м проведение единой гос.фин.политики и осущ-им общее рук-во орг-ей
фин-в в стране явл-ся МФ, кот-е вместе с фед.казначейством образует единую
систему органов упр-я фин-ми. МФ коорд-т деят-ть фин.органов, коорд-т и рег-т
деят-ть подвед-х фин.П. Ф-ии МФ вкл-т орг-ю работы по сост-ю проекта
фед.бюджета; разраб-ку нормативов отчислений от фед.налогов, сборов и
др.платежей в бюджеты субъектов; разраб-ку мер по фин и налог.стимулир-ю
предприн-ой и др.хоз.деят-ти... В составе МФ дейст-т федер.казначейство,
осн.задачами кот-го явл-ся орг-я и осущ-е контроля за исп-ем фед.бюджета, упр-е
его доходами и расходами, контроль за поступ-м и исп-ем фед.внебюдж.ср-в.
Рос.фин.корпорация вып-т роль агента Пра-ва по фин-ю инвестиц.проектов на
возвратной и платной основе за счет централиз-х фин-кредит.ресурсов, напр-х на
инвестиц.цели; распоряж-ся ср-ми инвест.фонда, формир-го за счет ср-в
фед.бюджета и кредитов ЦБ, напр-х на фин-е кап.влож-й... Банк.систему сост-т
ЦБ, Банк ВЭД, Сбербанк, комбанки и др.кредит.орг-ии. ЦБ явл-ся гл.банком РФ и
явл-ся ее собст-ю. Он независим от оргаонв ИВ, эк.самост-ен и осущ-т свои
расходы за счет своих доходов. Обеспечением полноты и своеврем-ти поступления
налогов зан-ся ГНС. Кроме того, работает Счетная палата и КРУ МФ.
7.11.Прав-во
РФ реш-т вопросы орг-ии упр-я с/х предприятий (П), отнесенными к фед.собст-ти,
уст-т меры матер-ресурс.стимулир-я производителей, опр-т гос.заказчика по
закупкам и поставкам в фед.фонды... Органы ИВ субъектов облад-т широкими
полном-ми по урп-ю с/х: разраб-т и вып-т регион.программы по повыш-ю плодородия
почв, рук-ят ветерин.службой, ведут зем.кадастр, оказ-т содействие с/х
произв-ям... Вместе с тем сущ-б и спец.система органов отраслевого гос.упр.с/х,
центр.место в кот-й зан-ет МинСХиП, кот.осущ-т разраб-ку и реализ-ю политики
гос.регул-я с/х, сферы перераб-ки, пр-ва ресурсов; развитие предприн-ва на
основе с/х КООП, агропром.интеграции; проведение агра-х и зем-х преобраз-й...
МСХП содейт-т развитию всех форм собст-ти и хоз-я, разраб-т меры по приватиз-и
и демоноп-ии, по созд-ю орг-х продов-х оптовых рынков... В рамках субъектов и
системы МСУ функц-т террит.с/х органы. В центр.аппарате МСХП дейст-т отраслевые
департаменты (ветеринарии, по охране и рацион.исп-ю охот.ресурсов).ФЕРМЕРЫ.
Госконтроль в с/х осущ-т спец.контрольные органы, например,
росгосхлебинспекция.
7.10.Конституция
РФ относит к ведению РФ упр-е фед.гос.собст-ю; уст-е основ фед.политики и
фед.программ эк-го развития; уст-е прав.основ единого рынка; фед.энерг.системы,
ядерную энергетику... К совместному ведению РФ и субъектов отн-ся разгранич-е
гос.собст-ти. Вне этих пределов субъекты РФ обладают всей полнотой гос.власти.
Соотв-но Пра-во РФ осущ-т упр-е федер.собст-ю в сфере пром.пр-ва. В его
аппарате дейст-т Пром.департамент и Департамент пром.оборонных отраслей.на
федер.ур-не также дейст-т межотраслевые координац-е центры, осущ-е ряд ф-й и
полномочий прим-но к отраслям пром.пр-ва (ГКАП, Минэк).Упр-е пром-ю
рассредоточено по нескольким орг-прав формам. Это традиц-е для отраслевого
упр-я пром.министерства; дейст-т также система пром.комитетов... Все органы ИВ
общей, межотраслевой и отраслевой компетенций в различ-х формах и по
различ.напр-ям реализуют принадлеж-е им контр-е и надзорные ф-и и полномочия.
Одновременно в системе гос.упр-я пром-ю можно обнаружить и специф-е орг-прав
формы контроля (надзора) - госатомнадзор. Также сущ-т упр-е по делам о
несостоятельности.
7.1.АП
предст-т собой отрасль прав.сист., кот.призвана регул-ть особую группу
общ.отн-й, возник-х, развив-ся и прекращ-ся в сфере гос.упр. Предмет АП
разнообразен, но в принципе охват-т однотип-е отн-я: упр-е отн-я, в рамках
кот-х непоср-но реализ-ся задачи, ф-и, полномочия исп.власти; внутриорг-го
хар-ра, возник-е в процессе деят-ти субъектов законод-й и суд.власти, прок-ры;
возник-е с уч-ем субъектов МСУ... АП в рамках своего предмета созд-т опр-й
прав.режим орг-ии и деят-ти субъектов исп.власти в полном соотв-и с их
конституц.назнач-м, а также поведения всех иных уч-в регул-х упр-х отн-й. В
этом прояв-ся регулят-я ф-я АП - отрасли рос.права, предст.собой совок-ть
прав.норм, предназ-х для регул-я общ.отн-й, возн-х в связи и по поводу осущ-ся
исп.власти. АП исп-т опр-ю совок-ть прав.ср-в или способов регул-го возд-я
своих норм на упр.отн-я, на поведение их уч-ов - это методы, суть кот-х свод-ся
к след.: уст-е опр-го порядка действий; предписание к дейст.в соотв-х условиях
и надлеж-м образом, предусм-м данной Апнормой (АПН); запрещение опр-х дейст.под
страхом прим-я соотв-х ср-в возд-я; предост-е возм-ти выбора одного из
вариантов должного поведения, предусм-х АПН... Источники АП - это внеш.формы
выраж-я АПН (норм.акты). к ним отн-ся: конст-я РФ, законод-е акты, указыи
полож-я През-та, постан-я Пра-ва, норм.акты гос.ком-ов и министерств,
конст.субъектов, з-во субъектов, уставы городов, решения предст-х органов, глав
МСУ... Многообразие АПН и источников АП ставит проблему его систематизации и
кодификации. По сущ-ву сейчас кодифиц-н один институт АП - КоАП. На первый план
выдвиг-ся задача систематиз-и АПН, приведение их в соотв-е с потребностями
наст.времени, с интересами проводимой эк.реформы. Разумеется, что при этом
треб-ся сущ-е обновление соотв-го АП нормат.материала, а также устранение
довольно частых пробелов в АП регул-ии упр.общ.отн-й, инкорпорация АП (объед-е
и распол-е в систематиз-м порядке норм по его важн.институтам).
9.9.Гр-н как
субъект права соб-ти выступает в разных правовых кач-х. В одних случаях перед
нами наем. раб-к в др–индив.предпр-ль, в третьих – предпр-ль, выступ-й в маске
ЮЛ, и тд. Гр-н м. заниматься предприн-ой дея-ю, лишь будучи зарегистрирован в
уст-м законом порядке. Регистрации не требуется, если граж-н выступает в кач-ве
наем. раб-ка, а также лица, кот-е занимается э-ой дея-ю, не направ-й
систематически на извлечение прибыли. При этом в соб-ти гр-на м. находиться имущ-во,
подлежащее спец-ой регистрации. Он м. также совершать подлежащие
регистрации сделки. Регистрация требуется в тех случаях, когда гр-н, выступая в
гр-ом обороте в кач-ве соб-ка, занимается предпр-ой дея-ю.
Если в законах и подзаконных
норм.актах, изданных соот. органами в пределах их компетенции, для объектов,
находящихся в соб-ти гр-н, не уст-ен спец-ый правовой режим, то они подпадают
под дей-е общего режима. В отн-и указанных объектов нет каких-либо спец-х
правил, кот-е гр-не д. соблюдать, и что при осущ-и своих прав на них они не д.
лишь выходить за те общие пределы.
В тех случаях, когда гр-ну
отказывают в даче разрешения на приобретение какого-либо имущ-ва и
удостоверении права на него, накладывают на имущ-во обременения, чинят
препятствия в осущ-и прав на него, гр-н м. обратиться в суд с жалобой на
действия соот. гос.рганов, органов мест.с\у и их долж. лиц.
Гр-не м. иметь имущ-во на праве
соб-ти.
При опр-ии границ права соб-ти
гр-н, а, след-но, и границ его осущ-я надлежит исходить из присущих ГП принципа
дозволительной направленности гр-правового регул-я и принципа диспозитивности.
Действие 1 принципа означает, что гр-ну при осущ-и принадлежащих ему прав, в
том числе и права соб-ти, дозволено все, что не запрещено законом. Действие
принципа диспозитивности означает, что гр-н по своему усмотрению осущ-ет право
соб-ти или не осущ-ет его, сам избирает цели осущ-ия права и ср-ва их
достижения.
6.8.Дисциплинарная
отвественость(ДО) - обя-ть работника понести наказание предусмотреное нормами
труд.права, за виновное, противаправное, неисп-е своих труд.обяз-й. К ДО м.
привлекаться раб-ки совершившие дисц.прступок (ДП). ДП признается
противоправное, виновное невыполнение или ненадлежащие исполнение раб-ом свох
труд.обяз-й. Субьектом ДП м.б. только гр-н состоящий в труд.правоотн-х с
конкретным пр\пр и нарушаюший труд.дисциплину. Субьективной стороной ДП яв-ся
вина со стороны раб-ка. Обьектом ДП яв-ся внут-й труд.распорядок конкретного пр\пр.
Обьект-й стороной ДП яв-ся вредные последствия и причиная связь между ними и
дей-ем (бездей-м) правонарушителя.
Действующее труд.законод-во
предусматривает 2 вида ДО:
1)общая ДО предусмотрена правилами
внутр-го труд.распорядка. Она распрост-ся на всех раб-ов кроме тех для кот-х
предусмотрена спец-я ДО. Налагать дисцип.взыскание согласно правилам внут-го
распорядка имеет право адм-я пр\пр. За нарушение труд. дисциплины адм-я пр\пр
применяет след. дисцип.взыскания:
а)замечания б)выговор в)строгий
выговор г)увольнение. Перечень мер дисцип.взыскания кот-е м. применятся к
нарушителю труд.дисциплины яв-ся исчерпывающим.
2)спец-я ДО отличается от общ-й ДО
в осн-м:
-по кругу лиц попадающих под дей-е
соот. норм
-по мерам дисцип.взыскания
-кругом лиц и органов наделеных
дисцип.властью
-по уст-му порядку обжалования
взысканий.
За совершение раб-ом ДП к нему м.
применятся след. виды дисц. взысканий:
-лишение машиниста свиде-ва на
право упр-я локомотивом, водителя-свиде-ва на право упр-я моторно-рельсовым
трансп-ом несьемного типа и т.п.
-освобождение от занимаемой
должности связаной с эксплатационой работой ж\д и гос.пр\пр промыш-го ж\д-го
транспорта
-уволнение за нарушение раб-ом
дисциплины
Дисцип.взыскание применяется
непоср-но за обнаруж-е проступка но не позднее одного мес-ца со дня обнаруж-я
не считая времени болезни или пребывания его в отпуске. Взыскание не м.б.
примерно позднее 6 мес-в со дня совершения проступка а по результатом
ревизии-не позднее 2 лет со дня его соверш-я. За каждый ДП м.б. применен только
одно дисц.взыскание.
6.7.S з\пл назыв-ся уст-й способ начисления раб-ку оплаты
труда. В завис-ти от того берется для такого начисления за измеритель труда
различают 2 осн-е S з\пл:
-повременая (оплата труда
начисляется по отраб-му времени) она м.б. почасовой, поденой, помесячной.
-сдельная (оплата начисляется по
кол-ву выработоной продук-й надлежащего кач-ва) м.б. прямой сдельной (оплата за
ед. произ-ой продук-й), сдельно-прогресивной, сдельно-премиальной,
акордной(оплата за комплекс работ).
Оплата м. произ-ся за индив-ые и
колективные результаты труда.
Гарантийными назыв-ся выплаты за
время когда раб-к не выпол-ет труд. обяз-ти по предусмот-м законод-ом
уважительным причинам.
Виды гаран.выплат обьединены в 3
групы:
1)зависящие от произ-ва или дей-я
рук-ля 2)право раб-ка на оплач-й отпуск и гарант-ые доплаты 3)не зависящие от
произ-ва но необх-ые для гос-ва, общ-ва.
Компесациоными наз-ся выплаты
компесирующие затраты раб-ка связаные с выпол-ем труд.обя-й. Они возмешают его
расходы в связи с команд-ой, переездом на работу в др.местность или за
невыданую полагаюшуюся спецодежду, инструмент, когда он исп-л свой, и др. Виды
компен-х выплат: командировачные, по переезде на работу в др.местность, за
износ инструмента за вред от Черноб-й аварии и др. Миним-й их размер уст-ся
правительством РФ.
Доплаты начисляются не в твердых
размерах а в % отн-й к окладу, тариф. ставки в соот. с Указом Пре-та РФ от 13
мая 92 года.
6.6.Время
отдыха это свободное от работы время, кот. раб-к м. исп-ть по своему усмотрению.
Виды отдыха след-щие:
перерывы в течение раб.дня, смены
ежедневный отдых между рабочими
днями т.е. междусменые перерывы
еженедельные выходные дни
ежегодные праздничные нераб-е дни
ежегодные отпуска
Отпуском называется ежегодный
непрерывный отдых в течение нескольких дней подряд с сохранением места работы и
ср.заработка. Отпуска делятсяна осн-е и допол-ые. Все раб-ки имеют право на
ежегодный осн-й отпуск с оплатой по ср.заработку продолжительностью не менее 24
раб.дней в расчете на 6-ю раб.неделю. Отпуск за первый год работы предост-ся
раб-м по истечению 11 мес-в непрерывной работы на даном пр\пр и т.д.. Отпуск за
2 и полед-щие годы работы м. предост-ся в любое время раб.года в соот. с
очереодность предоставления отпуска. Этот график утверждается адм-й.
Допол.отпуск это непрерывный отдых
в размере и на условиях пред-х законод-м отраслевым соглашением, колективным
или ТД.
Допол.отпуска по их основаниям и
целям бывают след.видов:
А) за неблагопр-е условия труда
или режим работы
Б) за стаж работы в данной проф-й
В) материнские отпуска
Г) в др.случаях предусмот-х
законод-ом соглашениями и договорами
Д) отпуска целевым назначением для
учебы и др.
6.9.Раследование
и учет несчастных случаев на произ-ве(НСНП) возлагается ст.147 КзоТ РФ на
адм-ю. Она с участием представителей профкома а в уст-х законо-м случаях с
участием представителей др.органов, обязана в течение суток правильно произ-ти
раследование, учет несчостных случаев на произ-ве.
НСНП считаются случаи происшедшие
при выпол-е труд-х обяз-в и совершение действий в интересах произ-ва, в пути на
работу и с работы на транспорте произ-ва, на терр-й пр\пр включая перерывы во
время суботника, при авариях на произ-х обьектах, на транспорте или терр-й
вахтового поселка во время сменного отдыха, на личном транспорте в раб.время
при наличие распоряжения адм-й на право пользования им для служ.поездок.
Случаи же бытового травмотизма или
по пути на работу и с работы на город.транспорте оформ-ся актами произвольной
формы.
К НСНП отн-ся также острые
профес-е заболевания, ожоги, тепловые удары, утопления и т.п.
Профес-е заболевания как правило в
таком порядке не расмат-ся и не учит-ся. Но если оно возникло в течение одной
раб.смены воздей-я вредных веществ то оно раледуется и учит-ся как
несчаст.случай.
Несчастный случай с потерей
работоспособности не менее одного дня оформ-я актом формы Н-1. Созданая
адм-цией комисия для раслед-я несчаст.случая обязана составить такой акт в 4
экземплярах(пострадавшему, профкому, адм-й, и вышестояшему органу). Акт
утверж-ся рук-м пр\пр. В акте указываются причины несчаст.случая по чьей вине
он произошел и меры по его предупреждению.
Спец-му раследованию подлежат
груповые несчаст.случай и со смертельным исходом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|