Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
2.10.Один вид
конкур-ии отлич-ся от другого по средствам его ведения. Различают ценовую и
неценовую. Цен-я ведется путем маневрирования ценами в целях наиб-е выгодного
исп-я рын.конъюнктуры. В частности, в завис-ти от обст-ки и степени проч-ти
своего дела конкурент может исп-ть моноп-но высокую цену, приносящую ему
моноп.высокую прибыль, или врем.исп-ть моноп.низкую цену для вытеснения с рынка
менее могущ-го конкурента. Цена «снятия сливок» исп-ся тогда, когда на рынке
появ-ся «ниша», т.е. возм-ть врем.упредить конкур-в в выпуске новых продуктов.
Цена внедрения предполагает врем.сниж.цен для завоевания позиций на новом для
данной фирмы рынке.Цена лидера сущ-т в усл-х, когда конкуренты догов-ся не
маневрировать произвольно ценами, а следовать кот.уст-т ведущая фирма.
«Психологич-я» цена предполагает ее уст-е на ур-не несколько меньшем, чем
круглая цена. В неценовой исп-ся ср-ва, не имеющие непоср-го отн-я к ценам –
улучш-е кач-ва прод-ии, реклама, орг-я выставок и ярмарок.
11.4.S-это нечто целое состоящее из частей которые
взаимодействуют друг с другом для выполнения задачи или достижения цели.
Менеджмент рассмат-ся как S. Когда руководство изменяет одну часть этой S меняется
положение всей S но сущ-ет опр-ый лаг во времени(лаг-это промежуток
времени между изм-ем части S и изм-ем всей S). Пример: на работу
принят молодой раб-к, который изменит положение фирмы в личную сторону. Поэтому
менеджеру очень трудно из-за этого лага найти причину многих явлений в орг-ции.
Кроме внутр.факторов на менеджмент влияет внешняя среда поэтому
менеджмент-открытая S.Внутри менеджмента как S сущ-ет подS:соц.S(люди),тех.S,S власти,S мотивации,контроля,планирования.
Основные недостатки сист.подхода:
1)не сущ-ет конкр.советов как
вести себя в каждой ситуации;
2)очень трудно опр-ть какие эл-ты S самые
важные,т.к.их важность меняется в зависимости от ситуации.
10.5.Законом
РФ "об АО" предусм-ет различные объёмы прав для акционеров владеющих
1%, 2%, 10% акций.
1%акций позволяет предъявить АО
суд иски.
2% позволяет акционеру или их
группе вносить предложение, повестку для годового общего собрания акционеров и
предлагать кандидатуру в Совет директоров и ревизион. комиссию.
10% акций позволяет требовать
созыва не очередного общего собрания по желаемой повестке дня и созывать его
само-но в случае отказа со стороны СД.
В сог-х усл-ях АО часто 10% и
более акций принадлежат членам СД и это значит, что общий контроль над АО
принадлежит СД. Если 10% пакет пренад-т гос-ву, то уже достаточный рычаг для
направ-я дисц-й дея-ти АО по реальной Рос жизни Г представитель 10% акций м.
добиваться своих целей только через конфликты. На практике 10% пакет делает
предст-лей гос-ва равным среди др. владельцев кампании.
Чем больше распылённость акц.
капитала, тем меньше величина обеспечивающая реальный полож-ый контроль над АО.
На сегодня приемлемый контроль обесп-ет пакет от 20 до 30% акций. Специфика АО
с Г участием сходит на нет при величине пакета акций менее 10%, а при величине
пакета от 10 до 20% возможности для Г предст-ля появл-ся, но не достаточно
чтобы влиять на жизнь кампании. Владения контр пакета не означает полное
владение ОАО с Г контр. пакетом наиболее оптим-я в сегод. Рос, форма соглас-я
Г-х, частных, групповых элементов.
10.3.Законом
РСФСР «о пр/пр и пред. дея-ти» было уст-но, что в Рос могут создаваться и
дей-ть пр/пр смеш-й формы соб-ти, основанные на объед-е имущ-ва наход-ся в
частной, муниц-й и Г соб-ти.
В наст. время участие РФ,
субъектов РФ и муниц-х обр-й основ-ся в первую очередь по нормам ГК РФ.
По общему правилу сформу-му ст.65
ГК Г органы и органы м/с не м. выступать учредителями хоз обществ если иное не
уст-но законом.
Аналогичная по содер-ю правило в
отн-и АО с участием Г и мун. обр-й содержатся в ФЗ от 26.12.95. "об
АО".
Причем общ-во ,учредителями кот-х
выступают в случае уст-ми З.РФ субъект фед-и, органом м/с (за иск-м созданных в
процессе приват-и) м.б. только открытыми.
Для создания АО учредителями
кот-го выступают фед-я ,ее субъекты в наст. время хар-ны опр. черты:
1) возможность участия указанных
публичных субъектов в созданий АО д.б. предусмотренного ФЗ. Это правило
противоречит ФЗ "об осн-х принципах м/с в РФ" ст.12,30 имеет
приоритет перед по след. З-ом.
2) по своей орг-П-вой форме такие
АО м.б. только открытыми. Учредителями от имени РФ в таких АО выступает
Госкомимущ-во РФ и Росфонд фед. имущ-ва (РФФИ). Такие правомочия РФФИ
предоставлены Положением утв-м указанием Пре-а РФ от 17.12.93. №2173 .
Для участия в уст-ом капитале АО
РФФИ вносит порядки оплаты приобрет -х акций ср-ва выделяемые целевым
назначением из бюджета РФ, небюдж-х фондов, либо имущ-во передаваемое ему
Госкомимущ-м. (ГКИ).
В соот с письмом ГКИ от 09.01.87г.
№АР-19/74 учредители АО созд-х не в процессе приватиз-и с внесением в кач-ве
вклада фед С-ти от имени РФ м выступать Пра-во.
Согл.ст.125 ГК РФ РФФИ и др.
органы м. выступать в кач-ве учредителя АО лишь в случаях предусмот-х ФЗ-ми,
указами Пре-та, пост-ми Пра-ва по их спец поручению или от имени Пра-ва.
Уст-но обя-ть Совета директоров АО
не менее % голосующих, акции кот-е наход-ся в ГС привлекать незав-х
акционеров для опр-я рын. ст-ти имущ-ва АО по треб-ю лиц, предст-лей Г-ва
,совета директоров.
Для подобных АО прим-ся спец.
правило ликвидации, кот-е закл-ся в том ,что если акционером ликвид-го АО оба -
Г-ва или мун. обр-е. В составе ликвид-ой комиссии включается предст-ль соот.
комитета по упр-ю имущ-ом или фонд имущ-ом.
При не включении этого требов-я
орган осущ. Г регист-ю общ-ва не в праве давать согласие на назначение регист.
комиссии.
10.2.В
соответствии с п.Г ст.72 К РФ вопросы разграничения Г С-ти относятся к
предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. При этом п.Д ст. К РФ
определенно, что в ведении РФ нах-ся фед-я С-ть и упр-е ею. Это означает, что
именно федерация опред-ет какие объекты Г С-ти отн-ся к фед С-ти и как она
управляется.
Еще до принятия К в 92г закон о
С-ти РСФСР в общей форме определил какое имущ-во м нах-ся в фед С-ти, а какое
имущ-во м нах-ся в С-ти субъектов фед-ции или муниц С-ти.
В Г с-ти РФ нах-ся имущ-во органов
власти и упр-я РФ, ресурсы континентального шельфа и морской Э-й зоны, культ-е
и историч-е ценности общего Г значения, средства Г бюджета РФ, Г банка, золотой
запас, алмазный и валютные фонды, страховые, резервные и иные фонды.
В Г С-ти РФ и субъектов РФ могут
нах-ся ср-ва произв-ва промыш-ти, пр/пр транспорта, связи, инфор-ки,
топливно-энергет-го комплекса, и иные пр/пр, и иное иму-во, необх-ое для
выполнения задач РФ, включая Г казну РФ и соответственно казну республик и др
субъектов фед-ции.
С-ти субъектов фед-ции нах-ся
иму-во их органов власти и упр-я, культ-историч-е ценности народов ее
населяющих, ср-ва соответствующего бюджета, а также пр/пр иму-ные комплексы и
иное иму-во обеспечивающее самостоят-ть национ-но Г-х и админист-терр-х
объединений фед-ции.
В муниц-й С-ти районов и городов
м.б. иму-ва местных органов Г власти и местного самоупр-я, ср-ва местного
бюджета и внебюдж-х фондов, жилищный фонд, включая и не жилые помещения,
объекты инженерной инфраструктуры, м также нах-ся пр/пр с/х, торговли,
общепита, бытового обслуж-я, транспорта, промышленностей, здравоохранения,
образования, коммунального хоз-ва и др.
Закон РФ «Закон о С-ти РСФСР» был
конкретизирован постановлением 3020-1 от 27.12.91г. «О разграничении Г С-ти на
фед-ю, Г, субъектов РФ и муниц-ю С-ть». В этом постановлении дается 3
приложения:
В приложении №1 дается перечень
объектов относящихся только к фед-й С-ти.
В приложении №2 дается перечень объектов
фед-й С-ти кот-е м.б. переданы в С-ть субъектов фед-ции согласно решения
Правительства РФ.
В приложении №3 дается перечень
объектов отн-ся к муниц С-ти.
1.18.Иструментами
гос.эк.политики яв-ся:
1)фин.пол-ка-совок-ть мероп-й
гос-ва по орг-й и исп-ю матер-х и денеж-х ресурсов для удолет-я потреб-й гос-ва
и разл.общ.групп с учетом текущего момента и стратег-их задач.
2)для получения нужных фин.ср-в
гос-во осущ-т фискальную пол-ку. Гос-во опр-ет набор потребностей кот-е будут
финанс-ся за счет гос-ва опр-ет приоритеты внутри набора общегос-х
потребностей. В фис.пол-ки гл.проблема-сбалансированость бюджета. Если
возникает дефицит бюджета то его покрытие возможно след.образом:1)эмисия
денег2)внут.и внеш.займы.
3)кредитно-денежная
пол-ка-совок-ть мероп-й гос-ва в области ден-го обращения и кредита для
поддержания платежеспособности нац.валюты и регул-я развития Э-ки в нужном
направ-й.
4)пром-я пол-ка-совок.мероп-й
гос-ва для создания условий для развития приоритетных отраслей промыш-ти.
5)аграрная пол-ка
6)торговая пол-ка-реализуется за
счет уст-я соотв.пошлин на ввозимые и вывозимые товар.
7)соц.пол-ка-совок.мероп-й гос-ва
по регул-ю преобр-я общ.строя.
8)инвест-ая пол-ка-совок.мероп-й
гос-ва по вложению инвестиций в гос.сектор по регул-ю рынкассудных капиталов
взав-ти от его стратаг.задач условий развития Э-ки и сложивщейся традиций по
участию гос-ва в мировом рынке капиталов.
9)регион. пол-ка-совок.мероп-й
гос-ва по регул-ю взаимоотн-й между регионами(субьектами фед-й).
10)внешнеЭ-ая пол-ка-совок.мероп-й
гос-ва регул-ю внешней торговли, валют.и кред-х отн-й с др. странами исходя из
внут.,внеш-й пол-ки,Э-х и соц-х условий.
11)транспорт-я
пол-ка-совок.мероп-й гос-ва по строительству ж\д,трудопроводов,соверш-ю видов
транспорта, схем перевозки грузов и пасажиров,развитию средст связи.
12)антимоноп-я политика-целью ее
яв-ся предупреждение и сохранение монопол-х цен, дефицитности проз-ва.
Одним из инструментов
гос.эк.пол-ки яв-ся гос.заказ.
1.6.Кейнсианская
модель (КМ) рассматривает функционирование в Э-ке на сравнительных коротких
отрезках времени. Анализ СП базируется на след-х предпосылках:
1) Э-ка функц-ет в усл-ях неполной
занятости факторов пр-ва;
2) цены, номинальная з\пл и др
номинальные величины относительно жесткие и медленно реагируют на рыноч-е
колебания;
3) реальные величины (объем
выпуска, занятость, реальная з\пл и др) более подвижны и реагируют быстрее на
изменение рынка. Кривая AS КМ горизонтальна.
уровень цен
AS2
реальный V пр-ва
С ростом совок.дохода увел-ся импорт
т.к. потребители и инсесторы увеличивает свой расходы на покупки как отече-х
так и импортных товаров. А экспорт из данной страны не зависит
непосредственного от величины совок.дохода а зависит от динамики совок.дохода
страны ввозящей эти товары и услуги. Поэтому зависимость между динамикой совок.
Дохода данной страны Y и динамикой ее чистого экспорта Xn отрицательна
что и фиксируется знаком минус в ф-ций чистого экспорта.
Е(планир.расходы) Y=E
Y1
E1 E=C+I+G+Xn
E0
A незапланир-е:
E2
накопление запасов
сокращ-е запасов
Y Y
Y Y(доход)
Очевидно что линия планируемых
расходов пересечет линию на кот-й реальные и планируемые расходы =(Y=E) в
кокой-то одной точке А. Этот чертеж получил название креста Кейнса. На линий Y=E всегда
соблюдается равенство факт.инвестиций и сбережений. В точке А, где
доход=планируемым расходам достигается равенство планируемых и факт.инвестиций
и сбережений т.е. уст-ся макроЭ-е равновесие.
1.5.Классическая
модель описывает поведение Э-ки в долгосрочном периоде. Анализ СП в
классической теории строится исходя из след.условий:
1) обьем выпуска зависит только от
количества факторов произ-ва (труд, капитал) и технологии и не зависят от
уровня цен.
2) изменение факторов пр-ва и технологии
происходят медленно.
3) Э-ка функционирует в усл-ях полной
занятости, след-но равен потенциальному.
4) цены и номинальная з\пл яв-ся гибкими и
их изменение поддерживает равновесие на рынках.
Кривая AS в этих услових вертикальна
уровень
цен
AS1
Реальный V пр-ва
1.4.Макроэкономическое
равновесие (МЭ Р)-это проблема выбора устраивающего всех при кот-м способ исп-я
ограниченных ресурсов в общ-ве (капитал, земля, труд) для создания различ-х
тов-в и их распределения между различными членами общ-ва сбалансированы.
Сбаланс-ть хар-ет состояние Э-ой S как единого целостного организма. Поэтому эта
сбаланс-ть означает что достигается совокупное Р между:
1) пр-вом и потреб-м;
2) ресурсами и их исп-ем;
3) предложением и спросом;
4) факторами пр-ва и его рез-тами.
5) материально-вещественными и
фин-ми потоками при различных комбинациях указанных факторов.
Э-ты раз-ют:
1) частичное Р, т.е Р на
индивидуальных рынках тов-в, услуг и факторов пр-ва;
2) одноименное общее Р, т.е. единая
взаимосвязанная S образованная всеми рыночными процессами на основе
закона свободной конкуренции;
3) реальное МЭ Р, т.е. Р кот-я
устанавливается на рынке фактически.
Общее Э-е Р-это состояние, при
кот-м пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рынках достигнуто
одновр-но равенство между предложением и спросом и при этом ни один из
участников рыночных сделок не заинтересован менять свои объемы покупок и
продаж.
Первая Э-я модель таб-ца Кене
(1694-1774). Он создал свой гл науч труд в 1758г-эк таб-цы. Здесь он провел
анализ общ-го пр-ва с позиции установления опред-х балансовых пропорций между
натур-ми и стоимост-ми эл-ми общ-го пр-ва на примере Э-ки Франции 18в. Кене
описал процесс воспр-ва ВНП посредством кругооборота ден-х потоков.
След МЭ модель К. Маркса: СОП=С+V+М, где
С-матер затраты, V-ст-ть
рабочей силы, М-прибавочная ст-ть.
По материально-веществ-му составу
Маркс разделил СОП на ср-ва пр-ва и предметы потребления.
В.И.Ленин схема капиталистич-го
общ-го расширенного воспр-ва была описана с изменением органического строения
капитала.
Модель Ж-Б. Сея – МЭ предложение
тов-в рождает и балансирует его собст-й спрос (AS=AD).
Модель Леона Вальраса общее
предолж-е конечных продуктов в ден-м выражении д.б. равна общему спросу на них
как сумма доходов приносимых всеми факторами пр-ва их собственникам.
1.3.Совокупное
предложение (CП)-это общее кол-во товаров и услуг произведенных в
Э-ке в их стоимостном выражении. Это понятие часто исп-ся как синоним ВНП
(ВВП).
уровень
цен
AS
реал-й V пр-ва
Кривая СП AS показ-ет какой обьем совок-го выпуска м.б.
представлен производителями на рынок при разных значениях общего уровня цен
Э-ки.
Неценовым факторам СП относятся:
изменения в технологии
цены ресурсов
налогооблажение фирм.
Влияние вышеназваных факторов
граф.отражается сдвигом криой AS
влево и вправо. Форма кривой AS интерпритеруется по разному классической и
кенсианской школами. Изменения величины СП под влиянием одного и того же
фактора м оказаться различными в зависимости от рассматриваемого времени
(долгосрочные, краткосрочные).
1.2.Совокупный
спрос (СС)-это потребность представленная на рынке в ден-ой форме со стороны
населения, пр\пр и гос-во, т.е. это сумма планируемых расходов на приобретение
товаров и услуг. Сущ-ет ценовые и не ценовые фактьоры влияющие на СС. К
факторам опред-щим СС отн-ся:
1) доходы потреб-ля;
2) вкус потр-ля;
3) цены на товарозаменители;
4) предложение денег и число
оборотов денег.
MV=PQ
M-количество денег в Э-ке
V-скорость обращения денег
P-уровень цен в Э-ке
Q-реальный выпуска прод-ции, на кот-ю
предъявлен спрос.
В структуре СС можно выделить:
1) спрос на потреб-е товары и
услуги;
2) спрос на инвестиционные товары;
3) спрос на товары и услуги со
стороны гос-ва;
4) спрос на наш экспорт со стороны
иностранцев.
уровень
цен
реал. объем пр-ва
СС м представить в виде кривой AD кот-я
показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем нац пр-ва,
кот-е потреб-ли пр\пр и правительства готовы купить при любом возможном уровне
цен.
К неценовым факторам влияющим на
СС относится все что воздействует на потреб-е расходы дом. хоз-ств,
инвестиционные расходы фирм, гос расходы, чистый экспорт: благосостояние
потребителей, их ожидания, налоги, % ставки, субсидии или льготные кредиты
инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и др.
изменения неценовых факторов отражается на графике сдвигов кривой AD. Н-р
увеличение предлож-я денег и соответствующий рост платежеспособного спроса в
Э-ке отразится на графике сдвигом кривой AD вправо (AD1).
1.18.В модели
AD-AS и модели Кейн.креста рын.ставка % яв-ся внешней
переменой и уст-ся на денеж.рынке относительно независимо от равновесия
товарного рынка. Осн-й целью анализа Э-ки с помощью модели IS-LM яв-ся
обьединение товар. и денеж. Рынков в единую S. В результате рын.ставка % превращаются во
внут. Переменую и ее равновесная величина отражает динамику Э-х процессов
происходяших не только на товарном но и на товарных рынках.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|