Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
Модель IS-LM –
модель товарно-денежого равновесия позволяющая выявить Э-ие факторы опр-щие
функцию совок.спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рын.ставки % R и дохода
Y,при кот-х одновремено достигается равновесие на товарном и денежном
рынках. Поэтому модель IS-LM яв-ся
конкретизацией модели AD-AS.
Осн-ые упр-я модели IS-LM:
Y=C+I+G+Xn-осн-е макроЭ-е тождество.
C=a+b(Y-T)-ф-ция потребления
I=e-dR-ф-ция инвестиции
Xn=g-m`*Y-n*R-ф-ция чистого экспорта
M\P=k*Y-h*R-ф-ция спроса на деньги.
Внут.переменые модели:Y(доход)
C(потребление) I(инвестиции) Xn(чистый эксопрт) R(ставка%),внешние:G(гос.расходы)
Ms(предложение денег) t(налог.ставка).
Эмпирические коэфициенты
(a,b,e,d,g,m`,n,k,h) положительно и относительно стабильны.
В краткосрочном периоде когда Э-ка
находится вне состояния полной занятости ресурсов, уровень цен P фиксирован а
величины ставки% R и совок.дохода Y подвижны. Поскольку номин-е и реал-е
значения всех переменых совподают.
В долгосроч-м периоде когда Э-ка находится
в состояние полной занятости ресурсов уровень цен подвижен. В этом случае переменая
Ms(предложение денег) яв-ся
номин-й величиной а все остальные переменые модели-реальными.
Кривая IS- кривая
равновесия на тов.рынке(инвестици=сбережениям).
Кривая LM-кривая
равенства на денежном рынке (спрос на деньги=их предложению).
1.17.Номинальный
валютный курс (ВК)-относительная цена валют 2 стран т.е. цена одной валюты в
единицах другой. Увелечение экспорта тов-в и услуг из данной страны увеличивает
спрос на нац.валюту за рубежом и одновременно формирует предложение иностраной
валюты в данной стране.
При S гибких ВК обменый курс
уст-ся в результате свободных колебаний спроса и предложения как равновесная
цена валюты на валютном рынке. При S абсалютно гибких ВК колебания обменого курса
ничем не ограничены и поэтому колебания обьемов экспорта и импорта а след-но и
состояния торгового баланса текушего счета и платежного баланса в целом могут
оказаться труднопронозируемыми что м. оказать дестабилизирующие воздей-е на
экономику.
При S фиксированых курсов курс
нац.валюты уст-ся ЦБ кот-й берет на себя обязательства покупать и продавать
любое кол-во иност.валюты по уст-му курсу. Обычно ЦБ уст-ет пределы свободных
колебаний курс нац.валюты в целях макроЭ-й стабилизации. Когда цена валюты
приближается к верхней или нижней границе этих пределов то ЦБ проводит
интервенции: приблежение к нижнему пределу требует покупки ЦБ этой валюты в
обмен на иностраную или золото и наоборот.
При собственно Золотом Стандарте
официальные органы дают возможность золоту свободно перемещаться из страны в
страну. Потоки междун-х резервов воздей-ет на кривуе спроса и предложения валют
до тех пор пока они не пересекутся в точке фиксированого ВК.
В режиме плавающих курсов
понижение цены равновесия называется обесцениванием валюты а
повышение-удорожанием валюты. В режиме фиксированых курсов эти процессы опр-ся
соот. как девальвация и ревальвация.
1.13.Инфляция-устойчивая
тенденция к повышению среднего уровня цен. Дефляция наоборот.
Уровень инфляции-относительное
изм-ие среднего уровня цен.
Дезинфляция-снижение уровня
инфляции.
Инфляция спроса возникает как
следствие избыточных совокупных расходов в условиях близких к полной занятости.
Инфляция издержек возникает как
следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижения
совок.предложения. Этот тип инфляции приводит к одновременному росту инфляции и
безработицы на фоне спада произ-ва(стагляции).
Сочетание инф.спроса и
инф.издержек образует инф.спираль,в кот-й возросшие инф.ожидания Э-х агентов
выполняют роль передаточного механизма. В усл-х инфляции спроса Э-х агентов постепенно
коректируют свое поведение:ставки номин.з\пл. повышаются в новых
труд.соглашениях в соот.с возросшими инф.ожиданиями. Повышение ставок
номин.з\пл. вызывает рост средних издержек произ-ва что яв-ся осн-й для
развертывания инф.издержек.Если Пра-во и ЦБ не распологают инструментами упр-я
инф.ожиданиями,то на основе спирали «з\пл-цены» возникает
гиперинфляция(неуправ-я инфляция).
Непридвиденая инфляция приводит к
снижению всех видов фиксированых дох-в и «субсидирует» тех Э-х агентов чьи
номин.дох-ы возростают быстрее чем ср.уровень цен. В условиях неож.инфляции
получатели ссуд выигрывают за счет кредиторов т.к. долги возрошаются
обесценившими деньгами.
Антиифляционая политика(АП) Пра-ва
согл. кривой Филипса в краткосрочном периоде приводит к росту безраб-цы и
снижению выпуска. Сокрашение гос.расходов или денеж.массы снижает уровень цен,
тогда как з\пл зафиксированоя в труд.договорах, остается прежней. Прибыли фирм
падают и они сокращают обьем своего выпуска а значит и занятость. Для кол-й
оценки эф-ти борьбы с инфляцией исп-ся так называемый коэфициент потерь.Он
показывает сколько % реал-го годового обьема выпуска необх-мо принести в жертву
чтобы снизить инфляцию на один %.
АП м. проводится как методами
«шоковой терапии» (когда жесткая денеж.политика помогает быстро сбить инфляцию
но сопровождается значительным спадом произ-ва), так и постепено путем
многократного снижения темпов роста денеж.массы что позволяет избежать
глубокого спада, однако не дает возможности быстро снизить инфляцию.
Програмы постепеного снижения
инфляции предусматривает активное регул-е воздей-я гос-ва: поддержку важнейших
отраслей произ-ва, налог.стимулирование предпринивательства,частичное регул-е
процесса ценообразования,создание рын.инфрастр-ры и т.д.(это позволяет избежать
глубокого спада и безраб-цы).
1.12.Финансово-кредитную
S э-ки обычно наз-ют ее кровеносной и нервной S.
Кредитно-ден-я политика гос-ва заключ-ся:
1) в опред-ии кол-ва денег,
необходимых в обращении (рег-я эмиссии денег);
2) опред-е кред-й политики (% ставки,
резервный фонд).
Гл целью кредитно-ден-й пол-ки
яв-ся помощь э-ки в достижении такого уровня пр-ва, кот хар-ся полной
занятостью и отсутствием инфляции, т.е. кред-я S стремится привести в
соответствие уровень пр-ва, занятость, инф-цию и цены.
Принципами кредита яв-ся:
1) платность, если кто-то берет
кредит он обязан вернуть ссудный %;
2) целевой хар-р кредита;
3) срочность, т.е. кредиты даются
на опред-й срок;
4) возвратность;
5) матер-я обеспеченность.
Э-е ф-ции кредита в рын-й э-ке
заключ-ся в след-м:
1) в расширении пр-ва за рамки
суммарного к-ла всех предпринимателей, благодоря привлечению свобод-х ден-х
ресурсов остальных членов общ-ва и предоставлению их в распоряжение предпр-ей.
2) в перераспределении личных
доходов, прибылей пр\пр и фирм, гос-ва и его орг-ций в наиболее прибыльные
сферы НХ, а также в сферы, нуждающиеся в фин-й поддержке.
3) в экономии издержек обращения
(карточки безналич расчет и тд.).
различ-ют след формы кредита:
1) коммерч-й кредит,
предоставляемый пр\пр, орг-ми, учрежд-ми друг другу в товарной форме. В
основном он предост-ся в виде отсрочки платежей.
2) банковский кредит, он
предост-ся специализированными кредитно-фин-ми учрежд-ми (банками, различ
фондами) всем хозяйств-м субъектам, нуждающимся в нем.
3) потребительский кредит
предост-ся физ-м лицам на приобретение тов-в длительного пользования.
4) ипотечный кредит связан с
недвижимостью, под кот-ю он и предост-ся.
5) межхозяйст-й кредит предост-ся
субъектами рыноч э-ки друг другу.
6) гос кредит предост-ся
населением своему гос-ву (займы, ц.б.).
7) международный кредит предост-ся
странами друг другу в ден-й, тов-ой, валютной формах.
Инструментами денежно-кредитной
политики яв-ся:
1) лимиты кред-я; прямое рег-я
ставки%;
2) изменение нормы обязательных
резервов;
3) изменение учетной ставки
(ставки рефинанс-я);
4) операции на открытом рынке.
1.10.Э-ий
цикл-периодические колебания уровней занятости,произ-ва,инфляции.Причинами
цикличности яв-ся:периодическое истощение автономных инвестиций,ослабление
эффекта мультипликации,колебания обьемов денежной массы, обновление «осн-х
капитальных благ».
Осн.фазами ЭЦ яв-ся спад и подьем.
Реальный ВНП отклоняется от
нормального-эти колебания фиксируются дефлятором ВНП.
Потенциальный ВНП-обьем произ-ва
при полной занятости всех ресурсов.
Циклически изм-ся также уровни
занятости,безраб-цы,ифляции,ставки%,валютного курса,обьем денежной массы.
Однако осн-ми индикаторами фазы цикла обычно служат уровни
занятости,безработицы и обьема выпуска т.к. динамика уровней инфляции,%ставки и
валютного курса м.б. взависимости от факторов вызвавших спад.
Обьемы произ-ва и занятости
наиболее сильно реагирует на смену фаз ЭЦ в отраслях произ-х ср-ва произ-ва и
потребительские товары длительного пользования.В отраслях произ-щих потреб-ие
товары кратковременного калебания занятости и выпуска значительны.
Для оценки состояния Э-ки и эф-ти
Э-й политики нередко исп-ся так называемый индекс нищеты-сумма уровней
безраб-цы и инфляции как 2 осн-х показателей макроЭ-й нестабильности.
2.3.В самом
общем виде эк.равновесие – это соответствие между ресурсами и потребностями.
Т.к. потребности всегда опережают ресурсы, поэтому обычно равновесие достиг-ся
либо посредством огранич-я потреб-ей, либо увеличения и оптимизации ресурсов.
Достиж-ю равновесия спос-ет ценовой мех-зм. В рез-те колебания цен происх-т
выравнивание спроса и предлож-я товаров: в точке их пересеч-я уст-ся
равновесная цена. Равновесие через посредство ценового мех-ма может уст-ся как
для отд-х товаров, так и в масштабе нар.хоз-ва на основе соглас-я
агрегированного спроса и агрегир-го предлож-я, т.е. и на микро- и на
макроур-не. Функц-м органом, анализ-им процессы ценообр-я на товарных рынках,
ведущим статистич.наблюд-е за рын. и регул-ми ценами, коорд-им деят-ть
госорганов в сфере ценообраз-я, явл-ся комитет РФ по политике цен. Наруш-е П
уст-х з-вом запретов в сфере ценообраз-я влечет за собой применение методов
гос.регул-я ценообр-я. Гос.дисц.цен закл-ся в строгом соблюдении П уст-го з-вом
порядка опр-я и прим-я цен. Порядок прим-я санкций вкл-т в себя проверку органами
ценообраз-я и контроля за ценами соблюд-я П дисц.цен и принятия ими реш-я о
взыскании в доход бюджета необоснованно полученных сумм и штраф.
2.4.Мера
реакции одной величины на изм-е др.наз-ся эластичностью. Она показ-т, на
сколько % изм-ся одна переменная эк.величина при изм-и др.на 1%.примером может
служить эл-ть спроса по цене, кот.показ-т, на сколько изм-ся в % отн-и величина
спроса на товар при изм-и его цены на 1% -
Ep=^Q/^P. Аналог-но можно опр-ть
показ-ль эл-ти по доходам или др.эк.величине. Показ-ль ценовой эл-ти спроса для
всех товаров явл-ся отриц.величиной, т.к. при сниж-и цены товара спрос на него
растет, и наоборот (берут абс.величину). Если абс.величина показ-ля цен.эл-ти
спроса меньше 1, то значит спрос эл-ен, т.е. изм-е цены в данном случае влечет
за собой меньшее изм-е спроса. При коэф-те эл-ти =1 – эл-ть единична, т.е.
изм-е цены приводит к такому же колич-му изм-ю спроса. Сущ-т, кроме этого, два
крайних случая: в первом возм-но сущ-ие только одной цены, по кот-й товар будет
приобр-ся (любое изм-е цены приведет либо к полному отказу от его приобрет-я,
либо к неогранич-му увелич-ю спроса на него – при этом спрос явл-ся абс.эл-ым);
другой случай предст-т собой пример абс.неэл-го спроса – изм-е цены не отраж-ся
на величине спроса.
6.3.Трудовой
договор(ТД) опр-ет прав-ое положение гр-н как участника опр-й кооперации труда
в кач-ве раб-ка данного труд.колектива(ТК). Только за исключением ТД трудящийся
становится членом ТК данного пр\пр, учреж-я, орг-и и подчиняется его внутренему
труд.распорядку, режиму труда. Этим самым ТД отличается от смежных договоров
граж-го права связаных трудом.
Его предметом яв-ся личное
выполнение труд.ф-ции в общем процессе труда данного произ-го колектива.
Предметом смежных гр-х договоров яв-ся овеществленный конечный результат труда,
а труд в них-это лишь способ выполнения взятых обязательств.
Подчинение раб-ка в процессе
выпол-я труд.ф-ции правилам внут-го труд.распорядка с выпол-ем уст-ой меры
труда. За нарушение этой обя-ти он м. нести дисциплинарную отв-сть чего нет в
гр-ко-правовых договорах.
Обязаность пр\пр орг-ть труд
раб-ка, создавать ему нормальные условия труда, повседневно обеспечивать его
обусловленой работой, охранять его здоровье и жизнь в процессе труда возног-ть
его системотически за факт-й труд по заранее уст-м нормам. По договору же
личного подряда, поручения, авторскому и т.п. трудящийся не подчиняется
дисциплине, внут.распорядку, а работу орг-ет сам выполняет за свой риск и т.д.
При ТД риск случ-ой гибели
результата труда лежит на пр\пр, учр-й, орг-и, а при договоре подряда,
авторского этот риск не несет сам гр-н.
Содержания ТД состовляет совок-ть
его условий. Эти условия Д опр-ют правомочия и обяз-ти сторон.
Каждая сторона ТД имеет свои
субьективные права и обя-ти, опр-ые ТД и труд.закон-ом уст-м правопорядком по
труду на данном произ-ве кот-му стороны по договору обязались подчинятся. В
зависимоти от порядка их уст-я различают 2 вида условий ТД:
1)непосредственые уст-ваые
соглашением при заключение ТД
2)производные уст-ые законод-ом
кот-е м. изм-ся соглашением сторон.
Непосредственые условия это такие
при отсуствии кот-х ТД не м.б. а след-но не м. возникнуть реальное трудовое
правоотн-е. К ним относятсяусловия:
-о месте работы
-о труд.ф-ции кот-ю будет
выполнять работник
-о размере з\пл работника пр\пр
6.1.Труд.коллектив(ТК)
это добровольно организационо само-ое обьединение раб-ов для совместного труда
на конкретном пр\пр, в учреж-й, орг-ции на основе их труд.договоров или
членства в данном пр-ом кооперативе.
ТК имеет сложную соц-правовую стр-ру,
куда входят:
все раб-ки данного произ-ва
администрация во главе с руков-м
избраные ТК органы
общ-е орг-ции ТК и их органы
само-ые органы и общ-ые движения
ТК.
Все ТК м. классифицировать по трем
основаниям:
по виду общ-го труда и сфере его
применения
по форме соб-ти на произ-ое
имущество
по степени обьединения раб-ов их
контактности в труде.
ТК имеет след.функции кот-е
согласуются с его целями,задачами и полномочиями:
1)ф-ция орг-и совместного труда,
улучшение его условий
2)ф-ция участия в гос.полит-ой
жизни
3)ф-ция участия в упр-й пр\пр,
учреж-ем, орг-цией
4)ф-ция труд.и нраственного
воспитания свойх членов, их добросовестного отношения к труду.
Самоуправление ТК это само-ое
осущ-ие им в соот. с Уставом пр\пр, законо-ом и колективным договором организ-но-управленческих
функции.
Основной формой осущ-я полномочий
ТК яв-ся собрание (конференция).
6.2.Безработным
считается:
трудоспособный по возрасту и по
состоянию здоровья гр-н (пенсионер яв-ся нетрудоспособным и имеет дох-д в виде
пенсии)
трудоспособный гр-н не имеющий
работы и зароботка, зарегис-х службой занятости как безработный в целях поиска
подходящей работы и готовы приступить к ней.
Регистрация безраб-х проводится
службой занятости по месту жительства при предьявление паспорта, труд.книжки и
др. док-ов.
Не признаются безработными гр-не:
до 16-го возвроста и пенсионеры,
кроме пенсионеров по инвалидности 3 группы
отказавшиеся в течение 10 дней со
дня обрашения в службу занятости от 2 вариантов подходяшей работы (кот-я соот.
проф-ой подготовности с учетом уровня подготовки, прежней работы, состоянию
здоровья, транспортной доступности рабочего места).
Трудоуст-во это процесс
подыскивания подходящей работы, подготовки к ней и уст-ва на эту работу. Формы
трудо-ва:
общие-само-но или с помощью службы
занятости трудо-во,
к спец-м отн-ся:
1.орг-ный набор раб.силы в отьезд
на пр\пр, стройки районов, нуждающихся в притоке раб.силы из трудоизбыточных
районов;
2.направление на работу выпусников
вузов и т.д. заключивших с работодателями договоры о подготовке для их произ-ва
молод-х спец-ов и квалиф-х раб-их;
3.направления службоу занятости в
счет уст-х местными органами власти для работодателей квот по приему инвалидов,
подростков и др.
Значение трудо-ва в том что оно:
оказывает гр-м помощь в реализации
права на труд уст-ве на работу,
помогает работодателям подобрать
необх-ю раб.силу,
сокрашает потери раб.времени почти
в 3-4 раза при подыскивание новой работы.
5.9.Страх.взносы(СВ)-это
обя-ые платежи уплачив-е Ю и ФЛ в соот. фонды в порядке и размерах уст-х правовыми
актами. Ю.хар-ка данных СВ раскрывается через хар-ые для них признаки, кот-е
будучи закреплены законо-но опр-т их правовой режим.
Одним из признаков яв-ся то что СВ
яв-ся централиз.доходами гос-ва. СВ относятся к обяз-м неналог. платежам. СВ
имеют целевую направленость в исп-й т.е.они зачисляются только в тот ВбФ кот.
был опр-н в момент уст-я взносов и исп-ся в соот. с целевым назначением этого
фонда. Из этого следует что СВ в составе ср-в каждого конкретного фонда не м.б.
перерасп-ны из одного фонда в др., кроме случаев предусм-х законод-м. Но сам
факт перерасп-я ср-в из одного фонда в др. не устраняет их целевую напр-ть в
исп-й. Так согл. Положению о Пенс.фонде РФ в кач-ве одного из источ-в форм-я ПФ
РФ указаны ср-ва Гос.Фонда занятости(ГФЗ). Однако исп-е этих ср-в ПФ связано с
формир-ем мероприятий имеющих непоср-ое отн-е к проблемам занятости нас-я(н-р
пособия).
Как и для всех платежей для СВ
хар-н признак возвратности. Она выражается в том что при наст-ий опр-х событий
за счет СВ обесп-ся матер.поддержка гр-н и уплач-ые СВ как бы возвращ-ся.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|