Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
1.Макроэкономика.
1.Общая харак-ка основных МАЭ-х показателей.
2.Совок-ый спрос. Закон СС. Факторы, опред-щие
СС.
3.Совок-ое предложение. Закон СП. Факторы,
опред-щие СП.
4.Понятие МАЭ-го
равновесия. Простейшие модели МАЭ-го рав-сия.
5.Классич-ая модель общего рав-сия.
6.Кейнси-ая модель общего рав-сия. Крест
Кейнса.
7.Гос-во и его ф-ции. Гос сектор и гос
собст-ть.
8.Инструменты гос эко пол-ки.
9.Эко цикл и его харак-ки.
10.Модели эко циклов.
11.Эко рост. Факторы эко роста. Гос регул-е эко
роста.
12.Сущность и инструменты денежно-кред-ой
пол-ки.
13.Концепции и модели инфляции.
Антиинфляционная пол-ка гос-ва.
14.Фискальная пол-ка и ее роль в стабилизации
эк-ки.
15.Гос бюджет, бюдж-ый дефицит и его гос долг.
Концепции регул-я бюдж-го деф-та.
16.Рав-сие в открытой эк-ке.
17.Валют-й курс. Фиксированные и гибкие вал-е
курсы.
18.МАЭ-е рав-сие на тов-ом и ден-ом рынках.
Модель IS – LM.
2.Микроэкономика.
1.Ценность и полезность эко блага. Место и
ф-ции потребителя в рын-ой эк-ке.
2.Индив-ый и рын-ый спрос.
3.Рын-ое рав-сие. Методы гос регул-я цен.
4.Эластич-ть спроса.
5.Взаимосвязанность эко благ.
6.Эко природа фирмы. Основные формы деловых
пр\пр в рын-й эк-ке.
7.Сущность и эко значение прибыли. Эко и бух-ая
прибыль: основные различия и применения.
8.Монополия и моноп-ая власть.
9.Эко эфф-ть: понятие, критерии.
10.Эко конкуренция. Ценовая и нецен-я конк-я.
11.Совершенная и несовер-я конк-я: основные
признаки и отличия.
12.Общ-ные издержки монопольной власти. Гос
антимон-ая пол-ка.
13.Издержки пр-ва: виды, применение. Альтернативные
издержки.
14.Максимизация прибыли – основная цель фирмы в
рын-ых усл-ях.
15.Эко ресурсы и эко выбор. Кривая производ-ых
возможностей. Цены ресурсов.
16.З\пл как цена труда. Номинальная и реальная
з\пл.
17.Цена товара. Особен-ти ценообра-я различных
моделях рынка.
18.Гос регул-е рынка труда. Компенсационные
различия в уровнях оплаты труда.
19.Спрос на инвестиции. Принцип
дисконтирования. Инв-ции в челов-ий капитал.
20.Общее рав-сие и эко благосос-е. Эфф-ть и
справед-е распределение.
3.Экономическая безопасность.
1.Концепция нац безоп-ти России: нац интересы,
приоритеты, харак-ка угроз.
2.Гос стратегия ЭБ РФ: эко интересы, эко
приоритеты, внутр-е и внешние угрозы.
3.Методы оценки ЭБ, критерии и индикаторы ЭБ
страны.
4.ЭБ региона: осн-е полож-я концепции ЭБ
региона, классиф-я регионов по степени ЭБ.
5.ЭБ пр\пр РФ: факторы и источники угроз, схема
обеспечения безоп-ти пр\пр.
6.Функцион-ые составляющие ЭБП: фин-ая,
интеллектуально - кадровая, и технико-технологическая.
7.Функци-ые составляющие ЭБП: пол-ко-правовая,
инф-ная, силовая, эк-я.
8.ЭБ личности: эколог-я, продоволь-я, инф-я,
труд-я.
4.Прогнозирование национальной экономики.
1.Сущность, задачи, ф-ции ПНЭ.
2.Классиф-я прогнозов.
3.Методы прогноз-я, их классиф-я.
4.Методы ПНЭ.
5.МАЭ-е модели НЭ.
6.Организац-ые формы прогноз-я эко и соц-х
процессов.
7.Орг-ция разработки и утверждения прогнозов на
разных уровнях упр-я.
8.Экспертные методы прогноз-я.
9.Сводные демограф-ие прогнозы и прогнозы труд.
ресурсов.
10.Прогноз-е НТП.
11.Прогноз-е темпов разв-я НЭ.
12.Прогноз-е осн-ых пропорций разв-я НЭ.
13.Сводное прогноз-е процессов соц разв-я.
14.S
прогнозов многоотраслевых комплексов.
5.Финансовое – банковское право.
1.Правовой статус Банка России (ЦБ).
2.П-й режим банк-й инф-ции и обесп-е банк-й
тайны.
3.П-ое регул-е кред. отн-й.
4.П-ое рег-е валют. операций.
5.П-ая основа взаимодействия элементов банк-й S.
6.П-ое обеспеч-е бюдж-го процесса в РФ.
7.П-ые основы взаимод-я бюд-в разного уровня.
8.П-ое рег-е налог-х правоотн-й.
9.Юрид-я харак-ка страховых взносов во
внебюдж-е гос соц-е фонды.
10.П-ая основа формир-я доходной части бюджета.
6.Трудовое право.
1.Труд-й колл-в и его органы как субъекты ТП.
2.Правовой статус безраб-го. Причины роста
безработицы.
3.Пон-е труд-го договора(ТД). Его отличие от
смежных граж-ко-прав-х договоров. Содержание ТД.
4.Виды ТД-ров. Т-е Д-ра с сезонными и
временными работ-ми.
5.Расторжение ТД-ра.
6.Понятие и виды времени отдыха. Ежегодные
отпуска и их виды.
7.S оплаты
труда. Гарантийные и компенсационные выплаты и доплаты.
8.Дисциплинарная ответст-ть раб-в. Виды дисц-ой
ответ-и. Другие меры правового возд-ия, применяемые к нарушителям труд-й
дисц-ны.
9.Расслед-е и учет несчастных случаев,
связанных с пр-вом.
10.Принципы рассмотрения труд-х споров(ТС).
Подведомственность ТС. Порядок рассмотрения индивид-х и коллек-х ТС.
7.Административное право.
1.Предмет, метод и ист-ки АП. S-тизация
АП. Инкорп-я и кодиф-я – их роль и значение.
2.Соотн-е АП со смежными отраслями рос-го П
(гос-го, труд-го, фин-го, муниц-го и тд.).
3.Админ-но-прав-е нормы(АПН). Стр.-ра АПН.
Действие АПН во времени и в простр-ве.
4.Адм-но-пр-е отн-я(АПО), их виды. Основания
возник-я, примен-я и прекращения АПО. Участ-ки (субъекты) АПО. Правоспособность
и дееспос-ть субъектов.
5.Органы гос управ-я, их виды. Принципы
построения S органов исполн-ой власти. През-т в сфере исполн-й
власти и его полномочия. Прав-во РФ, его полномочия. Органы испол-й власти
суб-в РФ.
6.Органы местного самоуправ-я. Муниц-я служба.
7.Прав-е акты органов гос управ-я, их виды и
действия.
8.Ответс-ть по АП: адм-ая, дисципл-ая и
матер-ая ответс-ть.
9.АП и управ-е эк-й:
10.Упр-е промыш-тью;
11.Упр-е с\х;
12.Упр-е фин-ми и кредитом.
13.АП и упр-е адм-но-полит-й сферой: обороной,
безопас-ью, внутр-ми делами, иностр-ми делами и юстиции.
14.АП и законность в управ-ии. Законность,
дисциплина и целесообразность в управ-ии.
8.Предпринимательское право,МЧП.
1.Гос и муниц-е унитарные пр\пр: порядок
создания, деят-ть, ликвидация.
2.Гос регул-е ценообразования.
3.Прав-е полож-е биржи и ее участ-ов.
4.Предпр-й договор: понятие, юр-ие свойства,
содер-е. Публич дог-р. Предвар-й дог-р.
5.Дог-ры о передаче иму-ва (купля - продажа,
рента, аренда и др.).
6.Д-ры о выполнении работ (бытовой подряд,
строит-й подряд, выполнение научно – исслед-х, опытно – конструк-их и
техноло-их работ).
7.Д-ры об оказании услуг (перевозка, коммерч-я
концессия и др.).
8.Антимоноп-е регул-е предпр-й деят-ти.
9.Прав-е регул-е расчетных отн-ий в предпр-ве.
10.Несостоятельность (банкротство) предпр-лей.
11.Гос регул-е ВЭД предпр-лей (вал-е, тамож-е
регул-е, квотирование и лиценз-е).
9.Гражданское право.
1.ГП как отрасль П. Предмет и метод ГП.
Принципы ГП.
2.Понятие, сод-е и виды гражд-ко-прав-х
отн-й(ГПО). Суб-ты и объ-ты ГПО.
3.ЮЛ как прав-я форма предпр-й деят-ти.
Возникн-е и прекращ-е деят-ти ЮЛ.
4.Виды ЮЛ, их классиф-я.
5.Правосубъ-ть гос-ва и муниц-х образований.
6.Понятие, сод-е и формы сделок. Условия
действит-ти сделок и последствия их несоблюд-я.
7.Понятие осущест-я Г-хП и испол-я
обязанностей. Защита Г-хП.
8.Пон-е и сод-е П собст-ти субъ-в ГП. Защита П
собст-ти: абсолютная и относит-я защита.
9.Права собст-ти граждан. Понятие и основ-я
наследования. Понятие, формы и сод-е завещ-я.
10.Пон-е, виды и формы договора. Сод-е дог-а.
Заключ-е, измен-е и расторж-е дог-а. Основания и прав-е последствия заключ-я,
изм-я и растор-я дог-а.
10.Управление
госсобственностью.
1.Специфика ГС-тью.
2.Фед-ая собст-ть и собст-ть субъ-в РФ: порядок
отнесения иму-ва к разным уровням.
3.Участие РФ, субъ-в РФ и муниц-х образ-й в
хозяйствующих субъ-х.
4.Пон-е и компетенция управ-х гос-ми пр\пр.
5.Особенности АО с гос участием.
6.Концепция управ-я пакетом акций в АО с долей
ГС-ти.
11.Менеджмент.
1.Соц ответст-ть: модели и иерархия соц
ответст-ти.
2.Управ-е чел-м и упр-е группой. Имидж
менеджера.
3.Руков-во и власть.
4.Пон-я S и использ-е S-го подхода в управ-и.
1.1.ВНП-рын.ст-ть
конечных тов-в и услуг произ-х в Э-ке за опр-й период времени(год).
ВВП-измеряет ст-ть конечной
продукции, произведенной на тер-й данной страны за опр-й период независимо от
того находится факторы произ-ва в соб-ти граждан данной страны или принадлежат
иностранцам.
Сущ-ет 3 способа измерения
ВНП(ВВП):
При расчете ВНП по расходам
стимулируются расходы всех Э-х агентов исп-щих ВНП, дом.хоз-в, фирм, гос-ва,
иностранцев.
ВНП=C+I+G+Xn,где
C-личные потреб.расходы
I-валовые инвестиции
G-гос.закупки тов-в и услуг
Xn-чистый экспорт
При подсчете ВНП произ-м методом
суммируется ст-ть, добавленная на каждой стадии произ-ва конечного продукта.
Доб.ст-ть это разность между ст-тью продукции произ-й фирмой и суммой
уплаченной др.фирмам за приобретенное сырье материалы и т.д. Этот метод
позволяет учесть вклад различных фирм и отраслей в создание ВНП. Для Э-ки в
целом сумма доб.ст-ти д.б.=ст-ти конечных тов-в и услуг.
При расчете ВНП по доходам сумируются все
виды факторных дох-в, а также 2 конпонента не являющихся дох-ми:
амортизационые отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес.
Чистые факторные дох-ды из-за рубежа =
разности между дох-ми получеными граж-ми данной страны за рубежом и дох-ми
иностранцев полученными на терр-й данной страны.
ЧНП=ВНП-амортизационые отчисления. Нац.дох-д-показатель представл-щий суммарный
дох-д всей страны.
Личный дох-д получается путем
вычитания из нац.дохода взносов на соц.страх-ие, нераспределенной прибыли
корпорации, налогов на прибыль корпорации и добавления суммы трасферных
платежей.
Распологаемый лич.доход
исчесляется уменьшением лич.дохода на сумму подоходного налога с граж-н и
некот-х платежей гос-ву.
Потребление- зависит от
распологаемого дохода
Сбережения –опр-ся как доход за
вычетом потребления.
Валовый нац.распологаемый доход
получается путем сумирования ВНП и чистых трансфертов из-за рубежа(исп-ся для
конечного потребления и нац.сбережения).
2.20.Общее
равновесие означает соответствие (соглас-е развитие) всех сфер эк.системы. в
основе общего эк.равновесия лежит соответствие меджу спросом и предложением
товаров и услуг, причем соот-е между спросом и предлож-м не только потреб-х
благ, но и ср-в пр-ва, раб.силы… Выделяют след-е наиболее важные предпосылки
общего равновесия в эк-ке: равновесие подразум-т соотв-е общ.целей и
эк.возможностей (цели и приоритеты общ.развития меняются, изм-ся и оптреб-ти в
ресурсах, а, след-но, происх-т изм-я в пропорциях, возникает необх-ть в
обеспечении нового равновесного состояния); эк.равновесие предполагает такое
сост-е хоз-ва, когда исп-ся все эк.ресурсы страны (конечно, должны сохр-ся
резервы мощностей и норм-й ур-нь занятости, но в равновесной эк-ке не должно
быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной прод-и, ни чрезмерного
перенапряж-я в прим-и ресурсов); равновесие означает, что общая стр-ра пр-ва
приведена в соотв-е со стр-ой потребления; условием общего равновесия в эк-ке
служит рын.равновесие, равновесие спроса и предложения на всех осн.рынках.
2.19.Инвестиции
– это влож-я в капитал, как ден-й, так и реальный. Они осущ-ся в виде ден.ср-в,
банк.вкладов, паев, акций…Планир-ые, реализ-е и осущ-ые инвестиции прин-т форму
кап.проектов. главной целью частной фирмы явл-ся макс-я ее прибыли. Затраты,
кот-е несет фирма во время реализ-и инв.проекта, сводятся преймущ. к расходам
на оплату товаров и услуг, необх-х для проекта. В большинстве случаев при
расчете проекта фирма исп-т цены, кот-е она заплатит за необх-е для проекта
товары и услуги, и те цены, кот-е заплатят потребители за продукцию, получаемую
от реализ-и проекта. Дисконтирование явл-ся процессом, обратным начислению
сложного % (процесс роста осн.суммы вклада за счет накопления %). В эк-м и
фин-м анализе дисконтир-е – это приведение друг к другу потоков доходов/выгод и
затрат год за годом на основе ставки дисконта с целью получения текущей
стоим-ти будущих доходов/выгод и затрат.
2.14.Извлеч-е
макс.прибыли явл-ся конеч.целью любой ком.деят-ти. Вместе с тем ее достиж-е
осущ-ся через опр-е и реализ-ю набора целевых установок тактич-го и
стратегич.порядка, таких как: увеличение объема продаж; достиж-е более высоких
темпов роста; увеличение доли рынка; увелич-е прибыли по отн-ю к влож-му
капиталу; увелич-е дохода на акцию компании; увелич-е рын.стоим-ти акций; изм-е
стр-ры капитала. Хар-р целевых усьановок П опр-ся сост-ем эк-ки в целом,
тенденциями развития конкрет.отрасли, к кот-й отн-ся его деят-ть, а также
стадией цикла жизни самого П. Минимизация убытков явл-ся оборотной стороной
конеч.цели деят-ти П, а именно макс-ии прибыли. Эти 2 понятия неразрывно
связаны между собой. Будучи ориентировано на высокий полож.рез-т, в
краткосрочном плане П может переживать менее успешные периоды своей деят-ти –
фин.потери, возникновение кот-х напрямую связано с рисками, сопровожд-ми
предприн.деят-ть. Предприн.риск опр-ся как вероятность возникновения у фирмы
фин.потерь, к кот-м отн-ся как недополучение прибыли по сравнению с
прогнозированной величиной, так и возник-е убытков.
2.18
Вследствие многообразия
внутр.регуляторов рынка раб.силы, а также в силу соц.важности его эф-го функц-я
рынок труда нужд-ся в квалиф-м регул-ии. Создание такой дейст-ой системы
регулирования в сфере занятости явл-ся одной из осн.соц.задач гос-ва. Можно
выделить 4 осн.напр-я гос.рег.рынка труда: программы по стимул-ю роста
занятости и увеличению числа раб.мест; программы, напр-е на подгот-ку и
переподгот-ку раб.силы; программы содейст-я найму раб.силы; программы
соц.страх-я безраб-цы. Осн.особ-ми развития системы оплаты труда в последние
годы стали: повыш-е роли поврем-й ЗП; широкое распр-е поощрит-х форм оплаты
труда, внедрение гибких форм вознаграждения. При этом базой для оценки вып-ой
работы и начисления ЗП раб-х явл-ся тарифная система. Для более полного учета
кол-ва и кач-ва труда исп-ся поощрит-е системы оплаты. Помимо непоср-й оплаты
труда в зап.компаниях широко распространены разнообр-е программы частного
соц.страх-я и доп-х доходов раб-ов.
2.13.Любая
фирма, прежде чем начать пр-во, должна четко предст-ть, на какую прибыль она
может расчит-ть. Для этого она изучит спрос и опр-т, по какой цене будет
продав-ся продукция, и сравнит предполаг-е доходы с издержками, кот-е предстоит
понести. К явным отн-ся все издержки фирмы на оплату исп-мых факторов пр-ва.
Сумма всех явных издержек выст-т как себест-ть прод-и, а разница между
рын.ценой и себест-ю – как прибыль. Альтернат-ми наз-ся издержки исп-я
ресурсов, явл-ся собст-ю фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы
др.орг-ям или лицам.учет не только явных, но и альт-х издержек позволяет более
точно оценить прибыль фирмы. Чистая эк.прибыль опр-ся как разница между доходом
от реализ-и прод-и и всеми (явными и альт-ми) издержками. Бухг. (фин)прибыль
предст-т собой разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее явными
издержками. Эк.прибыль явл-ся разницей между валовым доходом и всеми издержками
фирмы. Нормальная прибыль – это прибыль, равная альт-м издержкам, влож-м в дело
владельцем фирмы. Издержки фирмы, связ-е с возмещ-м произв-х факторов, размеры
кот-х не зависят от объема производимой продукции, наз-ся постоянными. К
переменным относят возмещение затратна выплату ЗП, начисл-й в завис-ти от
выраб-ки, платежи за исп-е сырье и материалы, топливо, электроэнергию… если
пр-во прекратится, то перем-е издержки сократ-ся почти до 0, в от время, как
постоянные ост-ся неизм-ми. В сумме пост-е и перем-е сост-т валовые (общие)
издержки пр-ва. Основу пост-х сост-т издержки, связ-е с исп-ем осн.фондов
(оснюкапитала), а перем-х – издержки, связ-е с исп-ем оборотных фондов
(обор.капитала).
2.12.Для
проведения АМП, контроля за прим-ем АМ з-ва создан АМ комитет и его
террит.органы, кот-е наделены рядом властных полномочий, в т.ч. давать наруш-м
предписания и прим-ть к ним разные виды санкций. АМ органы созданы для
проведения гос.политики по развитию тов.рынков и конкур-ии, огранич-ю моноп-й
деят-ти и пресеч-ю недобросовестной конкур-ии. Закон, опр-яя задачи АМ органов,
исходит из двух сторон их деят-ти – репрессивной и созид-ой. В рамках респрес-х
задач АМ органы осущ-т предварит-й и текущий контроль за деят-ю П, органов гос.власти,
их долж.лиц; привлек-т наруш-ей к отв-ти, прим-я санкции по з-ну. К созид-м
задачам отн-ся содействий формир-ю рын.отн-й на основе развития конкур-ии и
предприн-ва, развитию малого и среднего предприн-ва. Кроме того, на АМ комитет
возложена обяз-ть составления и ведения гос.реестра П-монополистов, кот-й
служит основой для гос.контроля цен на товары и услуги, объемов пр-ва, кач-ва
прод-ии… вкл-е в гос.реестр имеет ряд отриц-х черт для П: введение текущего
контроля за кач-ом и пр-ом; гос.контроля за ценами. Осн.санкция возмещение
потерпевшему П убытков, прич-х моноп.деят-ю и нредобросовестной конкур-ей;
крупные штрафы. Кроме того, уст-на уг.отв-ть долж.лиц хоз.субъектов или органов
предст. или исп-ой власти уст-на за незак-е повыш-е цен или поддерж-е цен,
соверш-х в рез-те моноп-х действий.
2.11.Положит-й
эф-т конкур-ии во многом зависит от тех усл-й, в кот-х она дейст-т, от кол-ва
соперников, степени открытости эк-ки и эк-й свободы. В связи с этим различ-т
конкур-ю соверш-ю и несоверш-ю. Соверш-я конкур-я возникает при след-х усл-х:
сущ-т множество мелких фирм, предлаг-х на рынке однород-ю продукцию, при этом
потреб-ю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту прод-ю; доля кажд-й
фирмы в общ.объеме рын.предлож-я данной прод-ии настолько мала, что любое ее
реш-е о повыш-и или пониж-и цены не отраз-ся на цене рын.равновесия; вступление
новых фирм в отрасль не встречает препятствий – вход и выход из отрасли
абсолютно свободен; нет огран-й на доступ той или иной фирмы к инф-и о сост-и
рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах…. Конкур-я, кот-я в той или иной
степени связ. с замет-м огран-ем своб-го предприн-ва, наз-ся несоверш-й. Для
нее хар-но незнач-е кол-во фирм в каждой сфере предприн-й деят-ти, возм-ть
одного или группы предприн-ей влиять на конъюнктуру рынка. При несоверш-й
конкур-ии сущ-т жесткие барьеры для проник-я на конкур-е рынки новых
предприн-ей, отсут-т близкие заменители прод-ии, выпуск-ой привелегир-ми
произв-ми. Между соверш-й и несоверш-й лежит тот вид, кот-й весьма часто
встреч-ся и явл-ся смесью этих видов – монопол-я конкур-я, кот-я предст-т собой
тип рынка, в усл-х кот-го большое кол-во мелких фирм предлагает разнородную
прод-ю.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|