Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
5.1.К РФ
установила, что назначение на должность и освобождения от должности
Председателя ЦБ РФ отн-ся к ведению Г думы РФ (ст.103). Кандидатуру на
должность Председателя предст-ет Пре-нт РФ (ст.83). На законод-м уровне П-вое
положение ЦБ опр-ся в ФЗ «О ЦБ».
Об отдельных напр-ях и ф-циях ЦБ
упоминают некот-е нормы закона «о Б и БД» (ст.11, 13, 15, 19, 20, 23-28 и др.).
На уровне ведомственного П-вого регул-я Банков Рос принят ряд нормативных
актов, закрепивших П-вое положение отд подразделений и служб самого банка.
Ст.2 «О ЦБ» опред-ет Банк Рос как
ЮЛ.
ЦБ яв-ся целевым образованием
созданным для вып-я опред ф-ций (ст.4 ФЗ «О ЦБ»).
Первое направл-е компетенции
опред-ся через определение Банка Рос как центра банка. S-ы как
центр БS банк Рос устан-ет обязат-е для кредитн орг правила
проведения Б операций, ведение бух учета, составление и предоставление бух стат
отчетности.
Для осущ-я своих ф-ций Банк РФ в
соотв-ии с перечнем, установленным советом директоров имеет право запрашивать
инф-ю у кред орг-ций об их Д, требовать разъяснения о полученной инф-ции.
Второе направл-е компетенции ЦБ
устраняет его конкуренцию с комм банками и заключ в том, что он яв-ся банком с
ограниченными ф-ми. Это связанно с тем, что клиентами ЦБ м.б. только комм банки
и Г-во.
Ст.45 ФЗ «О ЦБ» определила круг
операций, кот-е банк РФ м осущ-ть с Рос и иностр-ми кред орг-ми, Пра-вом РФ для
достижения поставленных перед ними целей.
Ограничение компетенции банка
достиг-ся также за счет сущ-ния спец запретов для осущ отд видов операций.
Ст.48 ФЗ «О ЦБ» уст-ла,что ЦБ не
имеет права:
1) осущ-ть Б операции с ЮЛ, не
имеющими лицензий на проведение Б операций и ФЛ, за искл случаев, предусм-х
законом (ст.47);
2) приобретать доли (акции) кред и
иных орг-ций, за исключ-м случаев, предусм-х законом (ст.7 и 8 закона «О ЦБ»);
3) осущ-ть опреации с недвиж-тью,
за искл случаев, связ-х с обеспечением Д самого банка, его учр, пр/пр, орг-ций;
4) заним-ся торговой и произв-ной
Д, за искл-ем сл., предусм ФЗ;
5) пролонгировать предоставленные
кредиты.
Третье напр-е компетенции ЦБ закл
в том, что ЦБ яв-ся органом Г контроля и надзора в сфере кредитно-фин
обращения.
ЦБ надзирает за Д, при этом не
вмешиваясь в оперативно-хоз Д контролир-х субъектов.
В случаях возникновения ситуаций,
угрожающих законным интересам кредиторов, стаб-ти БS в целом,
Банк Рос вправе принимать меры, предусм-е ст.75 ФЗ «О ЦБ», а также по решению
Совета дирек-в осущ-ть мероприятия, напр-е на фин-е оздоровление кред орг-ций.
Четвертое напр-е реализации
компетенций ЦБ отражает функц-ие его как органа Г упр-я.
Первая сфера управленческой Д ЦБ
заключ в том, что ЦБ яв-ся органом кредитно-ден политики Г-ва, Банк Рос
ежегодно до 01.10 обязан предоставить в Г думу проект осн направ-й Г ден-кред
пол-ки на предстоящий год.
Вторая сфера – заключ-ся в орг-ции
ден обращения на терр-и РФ. ЦБ яв-ся органом, координ-м, регулир-м,
лицензирующим Д расчетных клиринговых S. ЦБ уст-ет формы, правила, сроки и стандарты
осущ-я безналич расчетов.
Третья управленческая сфера Д –
это внешнеэк-я Д ЦБ РФ. В данном случае ЦБ выступает от имени Г, т.е. м
участ-ть в капиталах и Д м/н орг-ций, кот-е заним-ся развитием сотрудничества в
ден-кред, валют-й, Б сферах.
ЦБ уст-ет и публикует офиц-е
котировки иностр валют по отн-ю к рублу, а также яв-ся органов вал регул-я и
вал контроля.
ЦБ подотчетен Г думе. В тоже время
ЦБ в пределах компетенций и полномочий, предост-х ему ФЗ независим в своей Д.
Стр-ра баланса ЦБ устан-ся Советом
дирек-в. ежегодно, не позднее 15.05. Г думе предст-ся отчет за прошедший год,
кот-й д.б. утвержден Советом дирек-в.
2.7.Прибыль –
совок-ть предприн-го дохода, % на собст-й ден.капитал П, прибыли от исп-я им
своего реального капитала, дохода от собст-го интелект-го продукта, а также
дохода от прир-х и труд.ресурсов. различ-т бухг-е и эк-е знач-е прибыли. В РФ в
бухг.прибыль П вкл-т выручку П от реализ-и прод-и за вычетом из нее затрат на
пр-во реализ-й прод-ии, добавляя (исключая) при этом доходы (расходы) от
внереализ-х операций (доходы от цен.бумаг, форсмаж.обст-ва…). Если из исчисл-й
таким образом прибыли вычесть налог на нее и некот-е др.платежи в бюджет, то
получ-ся прибыль, остающаяся в распор-и П (чистая).Прибыль П в эк-м знач-и
можно подсчитать и вышеуказ-м способом, но при этом в расходы нужно вкл-ть
вмененные расходы (зем.рента, ЗП жены хозяина). Прибыль – это своего рода
комплексный показ-ль исп-я эк.ресурсов. Распред-е ресурсов регул-т так, чтобы
их исп-е приносило наиб.совок.доход (прибыль).
3.6.Фин-я
составляющая ЭБП (ФСЭБП). Процесс обесп-я ФС опр-ся как совок-ть работ по
обесп-ю макс.высокого ур-ня платежеспос-ти П, ликвидности его обор-х ср-в,
наиб.эф-т стр-ры капитала П, повыш-е кач-ва планир-я и осущ-я фин-хоз деят-ти …
Этот процесс можно представить как предотвращ-е всестор-х ущербов от негативных
возд-й на ЭБП. Оценка текущего состояния ФСЭБП осущ-ся по неск.осн.напр-м
анализа: анализ конкур-х преимуществ, кач-ва менеджмента, квалиф-ии персонала,
ассортимента продукции, поставщиков и клиентов, РЦБ … Итоговым этапом оценки
текущего состояния ФСЭБП явл-ся этап оценки эф-ти деят-ти П и его подразд-й по
предотвращ-ю возм-х ущербов. След.этап – планир-е комплекса мер по обеспеч-ю ФС
и разраб-ка рекомендаций по его реализ-и. Далее – бюдж.планир-е реализ-ии
предполаг-го комплекса мер. Заключ-м моментом явл-ся планир-е корпорат-х
ресурсов, текущее фин-хоз планир-е и операт-я реализ-я запланир-х действий в
процессе осущ-я П своей фин-хоз деят-ти. Выделяют 2 разновидности показателей
ФСЭБП: частный функц-й критерий – отн-е ущерба предотвращ-го к ущербу
понесенному плюс затраты – явл-ся показателем фин.здоровья П и потенциала его
корп.роста; группы колич-х показателей – хар-ют то или иное напр-е анализа и
вкл-т в себя эф-ть исп-я капитала П, стр-ру затрат, индикаторы состояния РЦБ П,
оценки конкур-х преимуществ. Интелектуально-кадровая составляющая (ИКС).Первой
стадией процесса ее обеспечения явл-ся оценка угроз негат-х возд-й и возм-х
ущербов. Осн.негат.возд-ми на ИКС явл-ся недостат-я квалиф-я работников,
нежелание и неспос-ть приносить пользу своему П, недост-й ур-нь и ошибки в
упр-ии персоналом, неоптим-е расход-е ср-в П. Одним из серьезнейших моментов по
обесп-ю ИКС явл-ся ошибки планир-я и упр-я персоналом, а именно: неадекватная
оценка важности различных напр-й деят-ти П и необх-й квалиф-ии сотрудников,
неэф-е программы обучения и переподготовки персонала, слабая работа по найму и
подбору раб-в. Все негат-е возд-я приводят к сниж-ю произв-ти труда, фин. и
матер.потерям П, утрате конкур.преимуществ. Анализ текущего ур-ня обеспеч-я ИКС
закл-ся в планир-ии и упр-ии персоналом, анализе системы мотивации персонала,
анализе ур-ня квалиф-го состава персонала, анализе системы орг-ии и условий
труда.; в эф-ти принимаемых мер по обесп-ю ИКС; в упр-ии интелект-м потенциалом
П и анализе программы развития инт.потенциала. След.этапом процесса обесп-я ИКС
явл-ся планир-е комплекса мер и рекомендаций по его реализ-и. Заключит-м этапом
явл-ся бюдж.планир-е, планир-е корп.ресурсов, фин-хоз планир-е и операт-я
реализ-я всего комплекса мер. Технико-технологическая составляющая (ТТС).
Обесп-е процесса ТТС нач-ся с анализа сущ-го ур-ня ТТ безоп-ти П, кот-я вкл-т в
себя след-е напр-я: анализ рынка технологий, исслед-я новых разработок; анализ
собств-го техн.потенциала, выявление резервов для развития, сравнит-й анализ
корп-х НИОКР; анализ товар-х и сыр-х рынков П; анализ негат-х возд-й (вкл-т –
интервенции альт-х тенологий, ошибки в анализе системы патентов, в прогнозах
развития товра-х рынков; анализ понесенных и предотвращ-х ущербов от негат-х
возд-й, анализ эф-ти принимаемых мер. Следующим этапом обесп-я ТТС явл-ся
бюдж.планир-е и планир-е корп.НИОКР. Заключит-м этапом явл-ся операт-я реализ-я
планов технологич-го развития П в процессе осущ-я фин-хоз деят-ти. Индикаторы
состояния ТТБ вкл-т кол-во продаваемых и покупаемых П лицензий,кол-во имеющихся
патентов у П, соотнош-е получ-х и уплач-х лиценз-х выплат, % выпускаемой
продукции, превосходящей и соотв-ей мировым аналогам…
2.9.Разнообразное
сочетание факторов пр-ва и усл-й развития различных стран не позволяет оцен-ть
ур-нь эк.развития с какой-то одной точки зрения. Для этого исп-ся целый ряд
осн.показ-ей: ВВП или ВНП на душу нас-я; отраслевая стр-ра нац.эк-ки; ур-нь
развития отд-х отраслей; ур-нь и кач-во жизни нас-я; показатели эк-й эф-ти. Эта
группа показателей в наиб-й степени хар-ет ур-нь эк.развития, т.к. показ-т
кач-во, сост-е и ур-нь исп-я осн. и обор.капитала страны, труд.ресурсов.
выделяют след-е: произв-ть труда; капиталоемкость единицы ВВП или конкретного
вида прод-и; фондоотдачу единицы осн.фондов; материалоемкость единицы ВВП или
конкр-х видов прод-и. В посл.время широко исп-ся показатели сравнит-й
конкурентоспос-ти, разраб-е МВФ. Эта система показ-й создана для соизмерения
цен и издержек в обрабатывающей пром-ти страны и по отн-ю к средневзвеш-м соотв-м
индикаторам наиболее развитых стран – удельные затраты на ЗП; нормализ-е
удельные затраты на раб.силу; ур-нь полных удельных издержек по эл-ам
добавленной стоим-ти; сравнит-й ур-нь опт.цен пром-ти; сравнит-й ур-нь
экспорт.цен в пром-ти.
3.5.ЭБП – это
состояние наиболее эф-го исп-я корпорат-х ресурсов для предотвращ-я угроз и
обеспеч-я стаб-го функц-я П. Уровень ЭБП – это оценка состояния корпорат-х
ресурсов по критериям ур-ня ЭБП. Корпорат-е ресурсы – это факторы бизнеса,
исп-ые рук-ем П для целей бизнеса, а именно: ресурс капитала (акционерный
капитал П в сочет-и с заем-ми фин.ресурсами позволяет приобретать и поддерж-ть
остальные корп.ресурсы); русурс персонала – менеджеры, штат инженеров П …
явл-ся осн.звеном, соед-им в единое все ост-е корп.ресурсы; ресурс инф-ии –
наиболее дорогой; ресурс техники и оборуд-я (на основе инф-техн, фин-х и
кадровых возм-ей П приобретает оборуд-е); ресурс права (лицензии, патенты …).
Функц-е составляющие ЭБП – совок-ть осн.напр-й его ЭБ (фин-я, интелект-я,
кадровая, политико-прав., технико-технологич., экол-я, силовая, инф-я).
Глав.целью ЭБП явл-ся обесп-е его устойч-го и макс-но функц-я, а также
обеспеч-е высокого потенциала развития и роста П в будущем. Осн.функц.цели ЭБП:
обесп-е высокой фин.эф-ти работы П, фин.уст-ти и независ-ти; обеп-е
технологич-й независ-ти П и достиж-е высокой конкурентоспос-ти; высокая эф-ть
менеджмента П; высокий ур-нь квалиф-ии персонала; кач-ая прав.защищенность всех
аспектов деят-ти П; инф-я защита… Обеспечение ЭБП – это пост-й циклич-й процесс
реализ-ии функц-х составляющих с целью предотвращ-я возможных ущербов и
достиж-я макс-но высокого ур-ня ЭБП. Способы обесп-я ЭБП – это набор мер и
система орг-ии и контроля, кот.позволяют достигать наиболее высоких знач-й
ур-ня ЭБП. ЭБП осущ-ся в 3 этапа: первый вкл-т цели бизнеса, философию бизнеса
и потр-ть в корпорат-х ресурсах; второй вкл-т общестратегич-е планир-е и
прогноз-е ЭБП и стратег-е планир-е фин-хоз деят-ти П; третий вкл-т общетактич-е
планир-е, текущее планир-е фин-хоз деят-ти, операт-е упр-е фин-хоз деят-ти,
функц-й анализ ЭБП, общая оценка ур-ня ЭБП.
3.4.ЭБР
призвана обесп-ть безоп-ть страны в целом. ЭБР – совок-ть текущего сост-я,
условий и факторов, хар-их стабильность, устойч-ть и поступ-е развитие эк-ки
региона, что выраж-ся в след-ем: в возм-ти проводить собст.эк.политику в рамках
федерации; спос-ти реагировать на геополит-е изм-я в федер-и; спос-ти осущ-ть
крупные эк.мероприятия по неотложным ситуациям; возм-ти на договорной основе
оказ-ть помощь сопред-м террит-ям; возм-ти поддерж-ть соот-е сущ-ие на
территории эк.нормативы. Приоритетными задачами эк.политики, напр-й на повыш-е
ЭБР явл-ся: реструктуризация эк-ки; формир-е ТПК; развитие межрегион-й
инфрастр-х систем; локализ-я и преодоление депрес-го состояния отд.террит-й.
Предметом деят-ти законод-й и исп-й власти в регионе в обл-ти ЭБ явл-ся
выявление и мониторинг факторов, влияющих на неустойчивое развитие территории;
форм-е эк.политики и институц-х преобраз-й в рамках единой госстратегии;
недопущение дискрим-и со стороны федер.органов по отн-ю к отд.территориям.
Участие центра в повышении ЭБР закл-ся в осущ-ии поддержки федер.программ
регион.развития; предотвращ-е нац.конфликтов, сепаратистских тенденций;
размещ-и федер.заказов продукции общегос.нужд; в создании равноправного взаимод-я
федер-х и регион-х бюдж.систем; в паритетном уч-ии в крупных регион-х
инвестиц-х проектах; в создании благоприятного климата в развитии эк.среды на
территерии; в выборе обоснов-й эк.стратегии.
2.6.В
микроэк-м анализе гл.объектом явл-ся фирма (П), т.к. в соврем-й эк-ке именно П
произ-ят осн.массу товаров и услуг, кот.удовл-т потреб-ти человека.
Предприятия, сост-е основу предприн-го сектора, предст-т собой
самост.хоз.единицы разных форм собст-ти, объедин-е эк.ресурсы для осущ-я
ком.деят-ти, под кот.поним-ся деят-ть по пр-ву товаров и оказ-ю услуг для
третьих лиц, Ф и ЮЛ, кот.должна приносить П ком.выгоду (прибыль).извлечение
макс-й прибыли явл-ся конеч.целью любой ком.деят-ти. По формам собст-ти П
подразд-ся на частные (как полностью самост-е, независ-е фирмы лиоб в виде
объединений и их сост-х частей); гос-е (как чисто гос-е, где капитал и упр-е
полностью принадл-т гос-ву, так и смеш-е, где гос-во обладает большей частью
капитала или играет реш-ю роль в упр-ии); смеш-е ( с сущ-ой или преоблад-ей долей
гос-ва в капитале).По размерам П подразд-ся на малые, средние и крупные, исходя
из двух осн.параметров – числ-ть занятых и объем пр-ва (продаж). Классиф-я П по
хар-рук деят-ти (произ-я и непроиз-я) предполаг-т их деление на произв-х
матер-е благаи услуги. Данная классиф-я близка к классиф-и П по отраслевой
принадлеж-ти, кот.подразд-т их на пром-е, с/х, торг-е, трансп-е, банк-е,
страх-е и т.д. Классиф-я П по признаку доминир-го фактора пр-ва предусм-т
трудоемкие, капитолоемкие, материалоемкие, наукоемкие. По прав.статусу в РФ
различ-т хоз.таворищ-ва и общ-ва; произв.КООП; ГУП и МУП; индивид-е
предприн-ли.
3.3.Для
оценки изм-я ЭБ в наст.время прим-ся след.методы: наблюд-е осн-х
макроэк.показ-ей и сравнение их с пороговыми знач-ми, в кач-ве кот-х прим-ся среднемировые;
оценка темпов эк.роста страны по осн-м МЭ показ-ям и динамика их изм-я; методы
экспертной оценки, кот.служат для опис-я колич-х и кач-х хар-к исслед-х
процессов; методы анализа и обраб-ки сценариев (сценарий – документ
аналитико-описат. хар-ра, в кот-м отраж-ся логич-я послед-ть развития объектов
на основе научно обоснов-х гипотез); методы оптимизации исп-ся при аналитич-м
описании исслед-х процессов; теоретико-правовые методы; полезностные методы;
методы распозн-я образов (образ – наим-е обл-ти, в кот-й отображ-ся множ-во
объектов или явлений, выделенная в соотв-ии с опр-й целью. Этот метод может
опр-ть как соотнесение объектов или явлений на основе анализа их хар-ик с одним
из нескольких заранее опр-х классов); метод теории нечетких систем – соврем-е
ср-во исслед-я сложных проблем (в наст.время он явл-ся одним из немногих
математически оперирующих); теоретико-правовые методы – исп-ся для анализа
многосторонних конфликтных ситуаций и синтеза параметров упр-я конфликт-ми
сторонами с учетом их влияния друг на друга.
Основанием для оценки угроз и
ущерба от их воздействия явл-ся критерий ЭБ, кот-е могут быть кач-ми и колич-ми
и выраж-ся показателями ЭБ. Критерий ЭБ _ признак, на основании кот-го
произв-ся оценка, сравнение и классиф-я объектов и явлений. Признак – величина,
хар-щая в процессе исслед-я (колич-й или кач-ый). Показатель – выраж-я числом
хар-ка свойства объекта, процесса. Индикатор – показатель, кот.может быть
исп-ан для прогноз-я конъюнктуры рынка. Параметр – величина, хар-щая осн.св-во процесса
ил явления. Индекс – относит-й показатель, выражающий отн-е ур-ня данного
явления к ур-ню его в предыдущей период или к ур-ню аналогичного явления,
принятого в кач-ве базы. Фактор – числовая величина, находящаяся в
колич.определенной взаимосвязи с др.показателем, а также момент или сущ.обст-во
в процессе или явлении.Классиф-ть критерии ЭБ можно на основании
след.прихнаков: уровень объекта ЭБ (макроур-нь, мезоур-нь, микроур-нь, ур-нь
семьи и личности); степень значимости показателей (общие, базовые, частные);
период дест-я угроз и их прогноз-е; напр-е возд-я угроз на эк-ку; состав угроз,
хар-р и масштаб вероятного ущерба от их возд-я. Вся совок-ть показателей
делится на колич-е и кач-е.
6.4.Виды
трудовых договоров(ТД) делятся на 3 вида:
договор с неопр-м сроком
заключается:
а) обычный, когда, как правило,
обусловливается сторонами место работы, труд.ф-ция раб-ка, а во многих случаях
и арзмер з\пл
б) при приеме на гос-ю службу
в) с молодым рабочим и молодым
спец-ом по направлению по окончанию учебы в профтехучилищах, в высших и
ср.учебных завед-ях
г) принятых по конкурсу е) с
нештатным раб-м
д) по совмещению проф-сии ж) о
надомной работе.
срочный ТД заключается:
-конткракт, –по орг-ному набору,
–для работы в районах кр.севера, -на любой кален-й срок не выше 5 лет, -для
произ-го обучения или ученический на срок не более 6 месяцев.
ТД на время опр-й работы ограничен
во времени хар-ом и обьемом работы. Он м.б. 3 видов:
-о врем-ой работе, -о сезоной
работы, -для опр-я др.работы кот. по своему характеру и обьему д. оканчиваться
ее выполнением.
ТД с сезоным раб-м заключаются для
сезоным работ, кот. в силу природных и климатических условий выполняются лишь в
течение опр-го периода не превышающего 6 месяцев. Перечни таках сезоных работ
утв-ся для каждой местности. В эти перечни входят работы по добыче и произ-ву
строи-х материалов, уборке снега,сбору плодов и т.д. Примаемо лицо д.б.
предупрежденно при заключ-е Д а в приказе прямо указано что данный раб-к
принимается на сезоную работу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|