Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
Вместе с те возвратность СВ
неозначает их адекватности уплач. суммам. Эквивалентность уплачив-х сумм и
возвращ-х м.б. различной причем соц.направленость ВбФ предопр-ет и возврат-ть
их лишь по отн-ю к гр-м независимо от конкр-х платильщиков. У СВ отсуствует
«привязаность» к конкр-м платильщикам.
5.8.НП\О это урегул-ые нормами НП общ-е отн-я
возник-е по поводу взимания налогов с ЮиФЛ и др.категории Нплат-ков. Осн.
Содерж-ем НП\О яв-ся: обя-ть Нплат-ка внести налоги в соот. с уст-ми ставками и
сроками, а обя-ть компет-х органов-обеспечить условие оплаты налогов. Закон
опр-ет права и обя-ти субьектов НП\О:
Нпла-ки обя-ны: уплачивать Н. своеврем-но и в полном обьеме;
вести бух.учет; сост-ть отчеты о фин-хоз. дея-ти обеспечивая их сохраность не
менее 5 лет; пред-ть Н.органам необх-е для исчесления и уплаты Н.док-ты,
сведения; вып-ть треб-я Н.органа об устранение выявл-х наруш-й закон-м о Н.
Н.органы обя-ны: обеспеч-ть поступ-я Н. в уст-ые сроки и
в соот. с предусми ставками; вести учет Н.плат-ов; сохранять комер.тайну, тайну
сведений о вкладах ФЛ. Для реализ-й возлож-х на них обя-й Н.органам и их долж-м
лицам предост-ны след.права: возбуждать хадотайства о запрешение заниматься
преприн-ой дея-ю; предьявлять иск в суд о ликвидации пр\пр, о признание сделок
недей-ми и выскании в доход гос-ва всего получ-го по таким сделкам.
За нарушение Н.закон-ва прменяется
отв-ть. Осн-ем прав.отв-ти яв-ся Пнаруш-е кот. харак-ся всеми свойствами и
признаками, присущими прав.явлению. Сущ-ет S закон.актов уст-х отв-ть; НК, УК, ТК, закон «о
ГНС» и тд.(санкции, недоимки, штрафы, пени)
6.10.Принципы
расмотрения труд.споров(ТС) это осн-е положения отражающие суть норм данного
института права опр-щего сущест-е харак-ые черты этого порядка и направленость
развития системы норм регул-щих этот порядок. Принципами расмотрения ТС яв-ся:
1)демократизм порядка т.е. участия
широких масс трудящихся в разряшение споров 2)доступность,бесплатность и
удобство обращения в юрисдикционые органы с ТС 3)законость, гласность,
обьективность и полнота иследования доказательств по ТС 4)быстрота разрешения
ТС 5)обеспечение реального исполнения решения по ТС востанов-я нарушеных
трудовых прав.
Подведомст-ть это опр-е по
свойствам и содержанию ТС в каком первоночально органе д.решаться спор. Все ТС
по их подвед-ти тому или иному органу м. разделить на след. группы: 1)расмат-е
в общем порядке когда КТС яв-ся обя-й первичной стадией после кот-й спор м.
поступить на расмот-е суда 2)расмат-е непоср-но судом 3)расмат-ые адм-й
соместно с соот. профсоюзным органам 4)расмат-ые вышестояшим органом
5)колект-е ТС расмат-ые комисиями посредником и труд.арбитражем.
Комисия по ТС(КТС) это орган
труд.колектива избраный его общим собранием и разрешающий исковые споры раб-в с
адм-ей. Закон об инд-ых ТС приобразовал КТС из паритетного органа в выборный
орган труд.коллектива. КТС организуется на всех пр\пр, учр-ях и орг-ях с числом
работающих не менее 15 чел-к. Порядок расмотрения ТС в КТС демократичен. Спор
рассматривается в удобное не рабочее время и обязательно в присутствии
раб-ка-заявителя. Заочное рассмотрение спора допускается только по письменному
завлению раб-ка. КТС рассм-ет спор в присутствии представ-ля адм-ции,
выслушивает их мнение по существу спора. Решение КТС имеет обяз-ю силу.
Протокол заседания КТС д.б. подписан предс-лем и присутствующими членами КТС.
Коллективными ТС наз-ся
разрешаемые юрисдикционными органами разногласия труд.коллектива или профсоюза
и адм-ции пр\пр, учр-я, орг-ии по вопросам установления на пр\пр и тд. новых
или изменении существующих соц-э-х условий труда и быта, заключ-я колл-х
договоров и иных соглашений, а также об их исполнении и применении
труд.законод-ва. Если требования адм-ции удовлетворяет то разногласия
погашаются и спора не возникает. Если же они полностью или частично отклонены
то м.возникнуть колл-ый ТС решаемый примерительной комиссией. Когда же комиссия
спор не разрешила или ее решение не выполняется то спор разрешает
труд.арбитраж.
Примерительная комиссия –это
совместный паритеный орган спорящих сторон. Она созд-ся в 3 дневный срок по
инициативе одной из сторон из равногочисла их предст-ей. Она д. рассмотреть
треб-я в 5 дневный срок. Заседания д.проводиться в полном составе выделенных
предст-ей. Принятой на основе переговоров между сторонами соглашения
оформляются протоколом и имеет для сторон обяз-ую силу. В случае не достижения
соглашения по всем ил по части треб-ий создается для их разрешения
труд.арбитраж. В составе труд.арбитража –народные депутаты, предст-ли
профсоюзных орг-ций, органов по труду и соц вопросов и др лица определенные
соглашением сторон для каждого спора. Труд.арбитраж д. принять решение в 7
дневный срок со дня его создания. Если примерительная комиссия не урегулировали
спор, то причины они д.в письменной форме довести до сведения труд.колл-ва или
профсоюза кот-е вправе исп-ть для удовлетворения своих треб-ий все иные
законные ср-ва
5.6.Б.процесс
это регламентир-я законом дея-ть органов власти по состав-ю, расм-ю, и испл-ю
соот-х Б.. Содержание Б.процеса опр-ся гос.устр-ом и Б.устр-ом страны,
Б.правами соот-х органов власти. Б.процесс охватывает 4 стадии БД: 1)сост-е
проекта Б. 2)расмот-е и утверж-е Б. 3)исполнение Б. 4)сост-е отчета об испол-е
Б. и его утверж-е. Продолж-ть всех стадий Б.процесса от начала до конца
занимает период более 3-х лет. Срок дей-я утверж-го Б. наз-ся Б. годом. Сост-е
расмм-е утверж-е и испол-е Б-ов разных уровней а ткже контроль за их испол-ем
регул-ся Б.кодексом РФ, законами РФ, законами субьектов РФ, решениями органов
мест-го с\у, «Правилами о порядке состояния и испл-я Б.»(издаваемые МинФином).
В соот. с Конст. Фед.собрание РФ,
предст-ые органы субьектов, мест. Органы с\у рассм-т и утверж-т Б-ты на
предстоящий год и отчеты об их исполнение. Сост-е проекта Б. и его испол-е
яв-ся ф-ми испол-х органов . МинФин и его фин-е органы проводят организ-ю
методич-ю и практич-ю работу по состоя-ю и испл-ю Б. ГНС осущ-т контроль за
пополнением дох-й части Б. Такие же ф-ции выполняет ГТК в отн-й тамож.политики.
5.7.По
направ-ти бюдж.права(БП) РФ м. разделить на 3 осн.группы:
1)БП по отн-ю к фед-му
бюджету(выражается в конкретном участие всех субьекто РФ в осущ-й БП,
принадлеж-х непоср-но РФ; такое участие обеспеч-ся предст-ом субьектов РФ в
фед-х предст-х и испол-х органов гос.власти; участия субьектов в сост-и,
расмот-й и утверж-й, исп-й фед.бюджета способствует обеспечению сочетания
интересов РФ и интересов ее субьектов).
2)БП по отн-ю к соб-му
Б.(принадлежит субьектам в силу правов. Статуса предопр-щего их Б. ст-ть;
наличие права на Б. и предпологает др. права связ-е с его формир-м, распр-м,
исп-ем. Субьекты РФ имеют право на получение закреп-х дох-в за своими Б.,
получение отчислений от регул-х источ-в дох-в; закон-ом предусм-но,что не менее
чем на 70% Б.субьектов д. форм-ся за счет закреп-х а при недост-ти-за счет
регул-х дох-в. В случае и порядке пред-х закон-м РФ субьекты имеют право на
получение дотации и субвенции из фед.Б.при этом они несут отв-ть за получ-е
ср-ва и их целевое исп-е. Субьекты РФ само-но опр-т напр-е расх-в и обьем
Б.ср-в по этим напр-ям; в пределах предост-й компетенции предст-е и испол-е
органы власти субьектов само-но сост-т, расмат-т, утверж-т и испол-ют свои
Б-ты).
3)БП по отн-ю к Б.нижест-го уровня
(среди них следует назвать право утверждать нормативы отчислений от регул-х
дох-в в нижест.уровнем Б.; на субьектах РФ лежит обя-ть обеспеч-я уст-го
фед.закон-м уровня закреп-х дох-в в мест.Б.-с этой целью в порядке предусм-м
закон-м они поиз-т необх-е расчеты и утв-ют соот-е нормативы фиксир-х долей
дох-в закреп-х за Б.нижест.уровня; в целях обесп-я необх-го ур-ня дох-й части
субьекты м. закр-ть за мест.Б. любые регул-е дох-ды на долговрем-ой основе и
передовать им свои закрепл-е доходы).
5.5.Отношения
в БS осущ-ся на основе договора, в кот-м д.б. указаны %-ные ставки по кредитам
и вкладам (депозитам); стоим-ть Б услуг и сроки их выполнения; имущ-я отв-ть
сторон за нарушение, включая отв-ть за наруш-е обязат-в по срокамплатежей,
порядок расторжения д-ра др существ-е усл-я.
Кредитным орг-м запрешается
заключать д-ра, кот-е ведут к монополизации рынка Б услуг, а также к огранич-ю
конкуренции в Б секторе.
Приобретение акций кредитных
орг-ций, а также заключ-е соглашений, предусм-щих контроль за деят-тью кред-х
орг-ций не д противоречить а\м зак-ву.
Кред-е орг-ции на договорных началах
м привлекать и размещать друг у друга ср-ва в форме вкладов (депозитов),
осущ-ть через создаваемые расчетные центры и корреспондентские счета,
открываемые друг у друга и совершать иные операции м-ду собой, предусм-е
лицензиями, выданными банком РФ. Кред-я орг-ция ежемесячно сообщает в ЦБ об
открытых его корресп-х счетах на терр-ии Рф и за рубежом. Списание ср-в со
счетов кред-х орг-ций произв-ся по ее распоряжению либо с ее согласия за искл-м
случаев, предусм-х зак-вом.
При недостатке ср-в для осущ-я
кредитования клиентов и выполнение принятых на себя обязат-в кред-е орг-ции м
обратиться за получением кредитов в ЦБ на определяемых им условиях.
Осн-й формой правового взаимод-я
ЦБ и коммерч-х банков яв-ся корресп-кий сет, открываемый в момент создания ком-го
банка.
Порядок проведения операций по
корресп-му счету регламент-ся «Положением порядке проведения операций по оплате
расч-х д-тов с корресп-х счетов коммерч-х банков» от 18.02.94г с последними
изменениями.
Ком-е банки-резиденты для осущ-я
межбанковских расчетов в установл-м порядке открывают друг у друга корресп-кие
счета. Учет операций по этим счетам отр-ся на балансовых счетах:
№30110 – корресп-е счета в рублях
у ком-х банков-резидентов (пост-расчет).
№30109 – корресп-е счета в руб-х
для ком-х банков-резидентов (лоро-счет).
Порядок расчетов м-ду комм-ми
банками по открытым или друг у друга корресп-м счетам опред-ся в договорах на
открытие счета на основании Положения «о безналичных расчетах РФ» утвержд-го ЦБ
РФ 03.07.90г с послед-ми дополнениями и изменениями к нему.
Кред-е орг-ции, имеющие лицензию
на осуществление Б операций со ср-ми в иностр-й валюте.
5.3.Кред-е
это разновидность профессион-й предприн-й деят-ти, основной источник
формирования прибыли. В этом своем качестве Б кред-е рассматр-ся как
квалифицирующий признак банка и предпологает лиценз-е Банком России. Основным
законод-м актом яв-ся ГК РФ.
Б кред-е регул-ся также нормами
спец-го Б законод-ва, в частности ст.28-30, 33 ЗоБДД, а также ст.63, 65, 71-73
Закона о Центральном Банке РФ.
Подзаконное регул-е условно м
разделить на 2 направления. Первое составляют те нормат-е акты, кот-е подлежат
применению до их спец-й отмены Банком России. Правила кред-я матер-х запасов и
произв-х затрат, кот-е содержат осн.правила предоставления и погашения кредита,
формы реализации контроля банка за целевым кредитом, ответст-ть в сфере Б
кред-я и др.
Второе направление подзаконного
регул-я образуют нормативные акты През-та РФ, Прав-ва РФ, Банка России,
Минист-ва финансов РФ и Гос налог-й службы РФ. Здесь следует назвать известные
указы През-та РФ №1005 и №1006 от 23.05.94г., ряд нормат-х актов о резервах по
выданным ссудам, о страх-ии Б рисков и ответст-ти заемщиков и пр.
Локальными правовыми актами яв-ся:
Правила кред-я банка, Положение о кред-м комитете, должностные инструкции отд-х
категорий раб-в банка, принимающих решение о предоставлении кредита. Правовое
значение этих актов состоит в том, что до момента подписания договора они яв-ся
рекомендациями для заемщика, после –добровольно принятыми на себя обязательствами.
5.2.Под Б
инф-ей м понимать совок-ть сведений, соотносимых со след-ми параметрами БД:
-уставными док-ми и отчетностью
банков за опред-ый период;
-руководством банка и его
организационно-правовой формой;
-внешним обликом банка и его служащих;
-видами и формами Б-го обслуж-я,
практикуемыми каждым конкретным банком;
-условиями возмездности по
заключаемым банком договорам;
-своевременностью и полнотой
выполнения банком своих обязательств как кредитора;
-количеством и составом клиентов данного
банка;
-операциями по счетам каждого
клиента;
-наличием корреспонд-х связей
банка;
-технич-й оснащеностью банка тд.
При правовой оценке Б инф-ии нужно
учитывать, что она м иметь разные правовые режимы в зависимости от содержания и
назначения использ-я. Среди правовых режимов различают: режим открытой инф-ции,
режим служебной и коммерч-й тайны и режим банковской тайны.
Открытость Б инф-ии означает
обязанность банка публиковать определенный круг сведений и сообщать их любому
обратившемуся к банку лицу.
При осущ-нии Б операций кред-я
орг-ция обязана по требованию Ф или ЮЛ представить лицензию на осуществление Б
операций, инф-ию о своей фин-вой отчетности и аудиторские заключения за
предыдущий год. За введение Ф или ЮЛ в заблуждение путем непредставления инф-ии
либо предст-я недостоверной или неполной инф-ии кред-я орг-ция несет
ответственость.
Б-я тайна –особый правовой режим,
не сводимый ни к одному ранее известному правовому режиму инф-ии. Б тайна не
требует спец.оформления локальными актами, а круг ее сведений определен законом
и яв-ся одинаковым для всех банков, их клиентов и корреспондентов. Круг лиц,
имеющих право получать сведения составляющие Б тайну, также устанавливается
законом и расширительному толкованию не подлежит. Никаким др лицам без согласия
клиента Б сведения передаваться не должны.
3.8.ЭБЛ
хар-ся состоянием, при кот-м гарантир-ны условия защиты жизн.важных интересов,
обесп-ся система соц.развития и соц.защиты личности. Предметом гос.деят-ти в
обл-ти ЭБЛ явл-ся анализ и снтез факторов, возд-х отриц-но на ЭБЛ, формир-е
гос.эк.политики, устран-ей недостатки и полож-но возд-й на ЭБЛ. Экол.БЛ зависит
от ряда глоб-х причин: деградация почвы, сокращ-е запасов пресной воды,
радиакт-е загрязнение окр.среды… Для поддерж-я ЭБ наряду с экон.регуляторами
необх-мо прим-е адм.методов – экол.стандартов, дающих гарантию ЭБЛ. Задача
гос.органов по обесп-ю ЭБЛ сост-т в создании и контроле з-ва по обесп-ю
мин.ур-ня здоровья, устан-е прав,гарантир-х формир-е здоровой окр.среды.
Обесп-е Б в обл-ти продовольствия зависит в основном от деят-ти с/х. Для
сохранения ЭБЛ в отн-и обесп-я нас-я продуктами питания следует опираться на
необх-й и достат-й ур-нь обесп-я нас-я продуктами питания в соотв-и с принятыми
в мировой практике. В развитых странах приняткоеэф-т самообеспеч-ти продов-м,
кот.расчит-ся как соотн-е между созд-й и потреб-й стоим-ю с/х продукции в
стране.
5.10.Состав доходов
БS выраж-ся в различных платежах, уплоч-х Ю и ФЛ в той или иной Б. Доходы,
поступающие в Б разного ур-ня, м классиф-ть по соц-эк признаку, порядку и
условиям зачисления, по Ю формам.
По соц-эк признаку доходы БS делятся
на доходы от хоз.деят-ти орг-ий, доходы от ВЭД, доходы от акцизов, от оказания
брок-х и иных посредн-х услуг орг-ми, пошлинные доходы, доходы от Б-й и страх-й
деят-ти, доходы от приватиз-и, ресурсные платежи, доходы от гр-н.
По порядку и условиям зачисления
доходы делятся на закрепл-е, регулир, дотации и субвенции, собств-е и заемные.
Закрепленные –это такие доходы, на
кот-е в полном V или твердо фиксир-м размере (в%) на пост-й или
долговрем-й основе зачисл-ся в соотв. Б. Правовой основой вкл-ия в Б-ты
закрепл-х доходов яв-ся налог-е и бюдж.законод-во.
Регулир-е –это такие доходы, на
кот-е пр-ся отчисления в нижест-е Б-ты на основе реш-й вышест-х органов при
утвержд-ии ими Б. Регул-е доходы это ежегодно распределяемые Ю основ-ем
зачисл-я регул-х доходов в каждый нижест-й Б яв-ся правовой акт о Б вышест-го
ур-ня. Согласно ст.9 закона РСФСР от 10.10.91г. закрепл-е доходы и отчис-я по
регул-м доходным источникам сост-т собственные источники Б доходов.
По Ю формам доходы БS делятся
на налог-е и неналог-е. Согласно ст.13 закона «Об основах Б прав…» в Б
субъектов зачисл-ся след. виды доходов: налог на прибыль пр\пр или орг-й
полностью или частично; подох.налог с ФЛ полностью или частично; налоги и др
платежи за польз-е недрами полн-ю или частично; часть платежей за землю; 50%
налога на имущ-во пр\пр; часть доходов от приватиз-ии гос имущ-ва; доходы от
займов и гос ден лоторей.
Каждый состав доходов и V по
каждому конр-му Б уст-ся правовыми актами о соотв Б на каждый год.
3.7.Политико-правовая
составляющая (ППС). Ее сущность состои в эф-ом всестор-м правовом обесп-ии
деят-ти П, соблюд-и з-ва при оптим-и затрат корп.ресурсов. ППС обесп-ся
след.образом: анализ угроз негат-х возд-й по ППС; оценка текущего ур-ня обесп-я
ППБ П (ур-нь орг-ии работ по обесп-ю ППБ, ресурсное обесп-е работ, кач-во работ
по улучш-ю внеш.ППсреды, анализ эф-ти работы задейст-х подразд-й…); планир-е
комплекса мер по повышению ур-ня ППС; разраб-ка планир-го комплекса мер и
рекомендаций по ео реализ-и; ресурсное планир-е, общее фин-хоз планир-е;
реализ-я намеч-го плана. Индикаторы ППС – доля выигранных суд.разбир-в в их
общем числе, уд.вес суд. и арб.разбират-в в общей сумме хоз.договоров… Информационная
составляющая (ИС). Процесс обесп-я ИС след-й: анализ негат-х возд-й
(выделяют 2 группы – злоумышленные (подрыв деловой репутации, пром.шпионаж,
нанесение умышл.ущерба инф.обесп-ю П), незлоумышл-е (упущения и ошибки
аналитиков П); анализ ур-ня обесп-я ИС (анализ кач-ва выполнения работы
аналитиками П, ур-нь их ресурсного обесп-я, ур-нь взаимод-я подразд-й);
планир-е деят-ти по обесп-ю ИС; разработка комплекса мер; планир-е взаимод-я
задейст-х подразд-й; планир-е работы аналитиков; операт-я реализ-я запланир-го
комплекса мер. Экологическая составляющая (ЭС). Осн.сущность ЭС состоит
в стремлении оптимиз-ть фин.затраты, чтобы при мин-х затратах на обеспеч-е
соблюд-я экол.норм миним-ть потери от адм.санкций за загрязнение окр.среды.
Обесп-ся ЭС след.образом – расчет карты эф-ти принимаемых мер по обесп-ю ЭС;
анализ провед-х расчетов и выраб-ка рекомендаций по повыш-ю эф-ти приним-х мер;
разраб-ка альтерн-х сценариев реализ-и планир-х мер; отбор приоритетного
сценария; практич-е осущ-е запланир-х мер. Силовая составляющая (СС). СС
– это совок-ть след.состояний – физ.безоп-ти сотрудников, сохранность им-ва,
силовые аспекты инф.безоп-ти. Процесс обесп-я СС нач-ся с анализа угроз,
негат-х возд-й по СС ( их делят по причинам возникновения – конкур-я борьба,
крим.мотивы, прочие; по заинтерес-м лицам и орг-ям – террористы, криминал,
П-конкуренты; по исполнителям – крим.эл-ты, службы безоп-ти конкурентов; по
хар-ру и адресной напр-ти – физ-е и морал-е возд-я против личности,
пром.шпионаж, против им-ва); анализ ур-ня обесп-я СС ( по эф-ти фин.затрат,
ресурсам, исп-ям, взаимод-ю, напр-ям обесп-я); планир-е комплекса мер по
обесп-ю СС; операт-е планир-е реализ-и предполаг-х мер; практич.работа по
обесп-ю СС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|