Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
4.1.Под
прогнозом пон-ся научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в
будущем, об альтерн-ых путях и сроках его осущ-я. Процесс разработки прогнозов
наз-ся прогноз-м.
Одним из важных направ-й прогноз-я
общ-го разв-я яв-ся э-ое прогноз-е –есть процесс разработки эк-х прогнозов,
основанный на научных методах познания эк-х явлений и использовании всей
совокупности методов, ср-в и способов эк-й прогностики.
Осн-ми фун-ми эк-го и соц-го
прогноз-я яв-ся: научный анализ эк-х, соц-х, научно-технических процессов и
тенденций; исследование объективных связей соц-э-их явлений развития Н\Х конкретных
условиях в определенном периоде; оценка объекта прогноз-я; выявление
альтернатив развития эк-ки и соц-го развития, накопление научного материала для
обоснованного выбора опред-ых решений.
Научный анализ эк-х, соц-х и научно-технич-х
процессов и тенденций осущ-ся по 3 стадиям: ретроспекция, диагноз,
проспекция. Под ретроспекцией пон-ся этап прогноз-я, на кот-м исследуется
история развития объекта прогноз-я для получения его систематизированного
описания. Диагноз предст-ет собой такой этап прогноз-я, на кот-м исследуется
систематиз-е описание объекта прогноз-я с целью выявления тенденции его
развития и выбора моделей и методов прогноз-я.
Проспекция представляет собой
этап прогноз-я, на кот-м по данным диагноза разрабатываются прогнозы объекта
прогноз-я, производится оценка достоверности, точности или обоснованности
прогноза, а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов нa основе принципов прогноз-я.
8.4.В
условиях рын.эк-ки договор(Д) служит осн-ой прав.формой орг-ции и регул-я эк-х
отн-й между равноправными и независ-ми
партнерами. Д в эк-й сфере
выполняет след. осн. ф-ции:
юрид-и закрепляет склад-щиеся
между партнерами эк-е отн-я, придает им хар-р обязат-в, выпол-е кот-х
защищается силой закона;
служит ср-ом выявления реал-х
потреб-й рынка в товарах, работах, услугах, базой для формир-я пр-ных программ
пр\пр и т.д.;
не только юрид-ки закрепляет
взаимные обязательства сторон, но и определяет порядок и способы их выпол-я,
взаимодей-я и сотрудничества партнеров;
предусматривает способы эк-й
защиты интересов участников договорных отн-й.
Д прим-ся для устан-я и регул-я
различных отн-й, связанных с продвижением товаров от изготовителя к
потребителю, выпол-м работ, оказанием услуг. Д считается закл-м, когда между
сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по все
сущ-ным его условиям. Предмет и другие условия договора д. опред-ся достаточно
конкретно. Для ряда договоров сущест-м яв-ся срок испол-я обяз-тв. С либерализацией
цен на товары, работы, услуги их размеры в большинстве случаев опред-ся в
договоре по соглашению сторон. Если в соот. с законо-м уст-ны фиксир-е цены, то
в договоре д указываться их размеры, а также акты, кот-ми эти цены определены.
В Д м., кроме того, включаться условия о мерах, обеспечивающих исполнение
обязательств: неустойке, задатке, залоге. Д м закл-ся в письм-й и
устной форме.
Порядок закл-я Д предст.собой
опред-ю законод-м процедуру, при соблюдении кот-й соглашение сторон об уст-и
обязател-ых отн-й считается достигнутым, а Д оформленным. Она состоит из двух
частей: предложение о закл-и Д, исходящего от одной стороны, и
принятие этого предл-я др.стороной. В случаях, установленных соглашением сторон
или законод-ом, разногласия, возникающие между сторонами, м.б. рассмотрены
судом, арбитражным судом или третейским судом. По предварительному договору
стороны обязуются заключить в будущем договор на передачу товаров, выполнение
работ и т.д. на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Как правило, в предварительном
договоре согласовываются наиболее важные для будущего договора вопросы. В нем
необязательно отражать все условия, существенные для иму-х Д соот-щего вида.
При заключ-и в будущем Д, предусм-щего конкретные обязательства, партнеры д
исходить из условий предвар-го соглашения, но могут дополнительно согласовывать
и другие условия. Для предвар-го Д, т.о., характерно следующее: он
представ-т собой надлежащее оформленное соглашение сторон о заключ-и между ними
определенного договора в будущем; сам предвар-й Д конкретных обязательств
товарно-ден-го хар-ра не порождает. Предв-й Д закл-ся в письменной форме. Если
сторона предвар-го договора уклоняется от заключения предусмотренного им
договора, другая сторона вправе обратится в суд, арб-й суд или третей-й суд с
иском о понуждении заключить соот-щий Д.
8.8.Для
проведения антимон-ой пол-ки, контроля за применением антимон-го законод-ва
Закон предусмотрел образование спец органов исполн-ой власти – Антимон-го
комитета РФ и его терр-ых упр-й, а также наделил их рядом властных полномочий,
в том числе давать нарушителям предписания и применять к ним различные виды
санкций.
Антимон-е органы созданы для
проведения гос политики по развитию тов-х рынков и конкуренции, ограничению
монопол-кой деят-ти и пресечению недобросовестной конкуренции. Закон, опр-яя,
задача антимон-х органов, исходит из 2 сторон их деят-ти - репрессивной и
созидательной. В рамках репрессивных задач антимон-е органы осущ-ют предварит-й
и текущий контроль за дея-тью предпр-ей (хозяйс-щих
субъектов), органов гос власти и упр-я, их долж-х лиц; привлекают нарушителей к отв-ти, применяя
санкции, предусмотренные закон-ом. К созидательным задачам м.б. отнесены
содей-е форм-ю рын-х отн-й на основе развития конкуренции и предпр-ва, развитию
малого и среднего предпр-ва.
Антимон-е органы имеют в
распоряжении такие ср-ва воздействия, как дача соот-щих предписаний предпр-лям
(хозяйс-щим субъектам), органам власти и упр-я, а при их невыпол-и –
наложение адм-ых взысканий (предупреждений и штрафов). Суд органы, рассматривая соот-щие заявления,
контролируют законность решений Антимон-го комитета (его терр-х упр-й) и вправе признать полностью или
частично недействительным решение антимон-го органа, если оно не соответствует
законод-ву. На Антим-й комитет было возложено утверждение Гос реестра объед-й
и пр\пр-монополистов. Реестр служит основой для контроля за объемами пр-ва
продукции, выпускаемой пр\пр-монополистом, ее качеством и гос контроля цен на
товары и услуги пр\пр-монополистов.
Антимон-й закон уст-ет несколько
видов санкций за нарушение его запретов, а также в общем, виде опр-т порядок их
примен-я. Осн-я гр-ко-правовая санкция – возмещение потерпевшему предпр-лю,
пр\пр, граж-ну убытков, прич-х монопол-ой деят-тью и недоброс-ой конкуренцией.
Наряду с возмещением убытков предусм-но наложение на предпр-ля крупных штрафов
до 1т.р. Неиспол-е предписаний Антимон-го комитета РФ и его терр-х упр-й
долж.лицами влечет предупреждение или наложение штрафа, а непредставление по
требованию этих органов док-ов либо иной инф-ии наказывается предупреждением
или наложением штрафа. Уг.ответств-ть долж-х лиц хозяйст-их субъектов или
органов предст-ой и испол-ой власти уст-на за незак-е повышение или
поддержание цен, соверш-е в результате моноп-й деят-ти.
8.3.Под
тов-ой биржей закон-ль понимает орг-ю с правами ЮЛ, формирующую оптовый рынок
путем орг-ции и регул-я биржевой торговли в форме гласных публичных торгов,
проводимых в заранее определенном месте и в заранее определенное время. По
установленным ею правилам. Законом о тов-х биржах прямо не уст-на
орг-но-правовая форма товарной биржи. Она м учреждаться в одной из форм,
предусмотренных действующим законод-м, но при этом д.б. соблюдены след-щие
требования Закона о тов-х биржах: товарная биржа яв-ся ЮЛ; учреж-ся
на основе членства Ф и ЮЛ; число учредителей не д.б. менее 10, так как их
доля в уставном капитале не м. превышать 10%. Биржа не м. заниматься торг-й,
торг-посреднич-й и иной деят-тью, не связанной с орг-й бирж. торговли, а также
делать вклады, приобретать доли, акции пр\пр, деят-ть кот-х не связана о орг-й
биржевой торговли. Биржа не м совершать от своего имени и за свой счет бирж-е
сделки. Товар-я биржа подлежит гос регис-и в уст-ом порядке.
Закон о тов-ых биржах возлагает
гос регул-е и контроль за деят-тью товарных бирж на Комиссию по товар-м биржам
при ГКАП РФ.
Биржа, концентрируя спрос и
предложение, предст.собой место соверш-я различ-х сделок, кот-е называют
бирж-ми- заключаются участ-ми бирж.торговли, как правило, через биржевых
посредников, кот-х принято называть брокерами.
Учас-ми бирж.торговли яв-ся члены
биржи, пост-е и разовые посетители. Члены биржи - Ф или ЮЛ, кот-е внесли
соот-щий взнос в уст-й капитал биржи.
Посетители биржи - Ф и ЮЛ, кот-е
не яв-ся членами биржи и допус-ся к участию в бирж.торгах за определенную
плату. Различают пост-х и разовых посетителей. Пост-ые посетители допуск-ся к
участию в бирж.торгах на срок, не более 3 лет. Их число не д. превышать 30% от числа
членов биржи.
Под бирж.посредниками имеются в
виду:
Брокерские фирмы – пр\пр,
создаваемые в соответствии с Законом «О пр\пр и предпр-й деят-ти»;
Брокер-е конторы - филиалы или
другие обособленные подразд-я пр\пр, учр-й, орг-й; брокерские конторы должны
иметь отдельный баланс и расчетный счет;
Независ-е брокеры - ФЛ, зарегистр-е
в качестве предпр-й, осущ-щих деят-сть без образ-я ЮЛ.Члены биржи и пост-е
посетители, не яв-щиеся брокерами, м. непоср-но закл-ть бирж.сделки, но это
отн-ся только к торговле реал-м тов-м. В этом случае они не м. заним-ся бирж-м
посреднич-м. Разовые посет-ли соверш-т сделки в отн-ии реал-го товара само-но.
От своего имени и за свой счет вправе закл-ть сделки и бирж.посредники(деят-ть
дилерская).
8.2.Цена
яв-ся ден-й формой ст-ти произведенных тов-в, продукции, выпол-х работ,
оказанных услуг, результатов предпр-й деят-ти. Цена - важнейший инструмент
формир-я и функцион-я рынка. Свободное ценообр-е - один из неотъемлемых
элементов рын-х отн-й. Вместе с тем с ценами связаны развитие эк-ки и соц
интересы гр-ан. Поэтому гос-о оказывает влияние на ценообразование и
ценоприменение, исп-я различные формы возд-я. Пределы вмешательства гос-а в
ценообр-е и ценопр-е, способы прямого или косв-го воздей-я на цены опр-ны
нормат-ми актами. Функц-м органом, анализ-щим процессы ценообр-я на тов-х
рынках, ведущим стат-ое наблюд-е за рын-ми и регул-ми ценами, координацию
деят-ти органов гос упр-я в области ценообр-я, яв-ся Комитет РФ по политике
цен. В зависимости от порядка установ-я цен различаются рын-е, регул-е и
фиксир-е цены. Эк-е назначение цены – иной критерий, кот-й используется для
разграничения опт-х, розн-х и закуп-чных заготовит-х цен. Рознич-е цены
примен-ся на товары народ.потреб-я, а закупочные – для расчетов за прод-ю и
сырье, приобретаемые у С\Х-ых орг-ий
В ценообр-и различают осн-ю цену и
ее эл-ты, имеющие само-ное значение по отн-ю к осн-ой цене: доплаты
скидки к фиксир-ным ценам, франкировка
(распр-е расходов по доставке), ст-ть тары и упаковки. Предпр-ли наделены
широкими правами по уст-ю цен. Предпр-ль вправе предложить своему контрагенту
любую цену на товар (работы,
услуги), если цена на соот-щий товар не
попадает в сферу гос регул-я цен, предоставить своему контрагенту любую инф-ю о
ценах. Среди прав предпр-й следует назвать и право на подачу заявлений в общий
суд или арб.суд о признании недейств-ми соглашений органов власти и упр-я,
направ-х на повышение, снижение или поддержание цен, иных актов органов власти
и упр-я, принятых в области ценообраз-я с нарушением законод-ва. Постан-ем
Прав-ва предусмотрена обя-сть предпр-й-монополистов, т.е. предпр-й, включ-х в
гос реестр, осущ-ть декларирование повышения своб-х цен на прод-ю, услуги,
работы, по кот-м они яв-ся монополистами.
Гос дисциплина цен заключ-ся в
строгом соблюдении предпр-ми устан-го законод-м порядка опред-я и применения
цен. Порядок применения санкций включает в себя проверку органами ценообр-я и
контроля за ценами соблюдения предпр-ми дисциплины цен и прин-я ими реш-я о
взыскании в доход бюджета неосновательно получ-х сумм и штрафа. Такое реш-е
направ-ся налог-й инс-ции, зарегист-шей предпр-ля как налогоплат-щика, и в
копии – самому предпр-лю.
Органы гос нал-й службы на осн-и
реш-я органов ценообр-я и контроля за ценами в бесспорном порядке списывают в
доход бюджета указанные в реш-и суммы в 5-й срок с момента получ-я реш-я.
Предпр-ли, выявившие само-но допущенные ими нарушения при уст-нии или примен-и
цен, вносят добровольно в бюджет излишне получ-е суммы без уплаты штрафов.
Нарушение гос дисциплины цен, незаконное повышение или поддержание цен,
нарушение порядка декларирования цен может повлечь применение угол-й ответ-ти к
граж-м – предпр-ям, долж.лицам хоз-щих субъек-в.
4.7.Гос.прогноз
– это офиц.док-т, предст-ый органами гос.власти, явл-ся S научно
обосн-х представл-й о напр-х соц-эк развития всей РФ, отд.регионов и секторов
нац.эк-ки. Исходный пункт гос.прогнозов – это расчеты внесист-х пороговых
параметров, выст-х в кач-ве рамочных ограничений соц-эк развития страны.расчет
таких порог-х параметров осущ-ся с исп-ем методов и моделей демогр-го, соц-го,
полит-го, экон …прогонз-я. Долгосроч.прогнозы в соот-ии с з-ом разраб-ся раз в
5 лет на 10-летнюю перспективу и служат материалом для подгот-ки концепции
соц-эк развития, а также ориентиром для среднесроч-х прогнозов (3-5 лет – с
ежегодной корректировкой). Вновь избранный През-т представляет федер.собранию
концепцию долгосрочного соц-эк развития страны – пакет предст-й о стратегич-х
целях, задачах и приоритетах соц-эк политики гос-ва. На основе концепции
разраб-ся программа среднесрочного развития страны, в кот-й д.б. отражены: оценки
итогов соц-эк развития на средний срок; макроэк политика; институц-е изм-я;
инвестиц-я, аграрная и структ-я политика; экол-я, внешнеэк-я и регион-я эк
политика. Программу офиц-но предст-т Прав-ву РФ. Кроме того, в послании През-та
оглаш-ся задачи на будущий год. Эти задачи и уточнения программы исходят из
краткосрочного прогноза, разраб-го на предст-ий период. Краткосрочный (годовой)
пргоноз форм-ой ежегодно явл-ся наиболее разверн-м и детальным. Проект
краткосроч-го прогноза представ-ся Прав-вом в Гос.думу одновременно с
материалами, хар-ми соц-эк развитие страны за прошедший период, а также проект
федер.бюджета на предст-й год…
8.10.Пр\пр
м.б. объявлено несостоятельным (банкротом), как правило, в суд-м порядке
решением арб-го суда.
Основа-м для такого решения яв-ся
неспособность пр\пр удовлет-ть требования своих кредиторов, а также нал-е и
иные платежи гос-ву вследствие превышения обязательств пр\пр-должника над его
иму-ом или неудовлетв-ой стр-ры его баланса. Внеш-м признаком этой
неспособности пр\пр яв-ся приостановление им текущих платежей – неоплата
требований в течение 3 месяцев с момента наступления срока исп-я. При указ-х
признаках любой из кредиторов, а также прокурор вправе обратиться с заявлением
в соот-щей арб-й суд, кот-й обязан возбудить пр-во и приступить к рассмотрению
дела . Подобное заявление вправе подать в суд и само пр\пр-должник при наличии
указ-х выше признаков или в предвидении грозящей несостоятельности.
Пр\пр-должник, в отличие от других заявителей, отозвать поданное заявление не
вправе.
В отн-ии комм-го банка или иного
кред-го учр-я его кред-ры, а также прокурор вправе обратиться с таким
заявлением только после отзыва ЦБ выданной им лицензии на право совер-я банк-х
операций.
Закон предусмат-т 2 орг-ые
процедуры: а) внешнее упр-е пр\пр-должником и его имущ-ом(суд назначает арб-го
управ-го, кот-й д.б. эк-том или юристом либо обладать опытом хоз-й работы, не
д. иметь судимости; им не м.б. долж. лицо адм-ции пр\пр-должника или кред-ра;
срок 18 мес-в) и б) санацию(состоит в восстановлении платежеспособности
пр\пр-должника путем оказания ему фин-й помощи).
Осущ-е под контролем арб-го суда
конкурсное пр-во имеет целью обеспечение соразмерного удовл-я требований всех
кредиторов должника-банкрота и охрану прав и интересов всех участников процесса
от неправомерных действий в отн-ии друг друга.
Конкур-й упр-щий назначает ликв-ю
комиссию и руководит ее работой, созывает собрание кредиторов. Он вправе
оспаривать в арб-м суде сделки должника, совершенные им в течение последних 6
месяцев, предшеств-х возбуж-ю дела о несостоятельности. Дей-я конкур-го
упр-щего м.б. обжалованы в арбитражный суд.
На любой стадии пр-ва дела о
несостояте-ти м. конкур-ми кредиторами, с од.стороны, и должником – с др., м.б.
заключено мир.соглашение об умен-и размеров платежей, их отсрочки или
рассрочке. Если пр\пр отвечает всем своим иму-м, то при провед-и конкурса
относительно иму-ва предпр-ля - ФЛ должны действовать правила Гр-го процес-го
кодекса, опред-щие перечень иму-ва должника-гр-на (ФЛ), на кот-е не м.б. обращено
взыскание.
4.2.По масштабу прогноз-я выделяют:
макроэк-й и стр-й прогнозы, прогнозы развития народнохоз-ых комплексов,
прогнозы отраслевые и региональные, прогнозы первичных звеньев народнохоз-ой S – пр\пр,
произв-х объединений, а также отд-х произв-тв и продуктов.
По времени
упреждения прогнозы подразд-ся на оперативные(1 мес-ц),
краткосрочные(от1мес-ца до1г.), среднесрочные(1-5 лет), долгосрочные(5 -
15-20лет) и далънесрочные(свыше 15-20).
Деление
прогнозов в зав-ти от хар-ра исслед-х объектов связано с различными аспектами
воспр-го процесса. По этому признаку выделяют след. народнохоз-е прогнозы:
развития произв-ых отн-й; соц-эк-х предпосылок и последствий научно-технич-го
прогресса; динамики Н\Х (его темпов, факторов и структуры); воспр-ва труд-х
ресурсов, занятости и подготовки кадров; эк-го использования прир-х рес-в; воспр-ва
осн. фондов и кап-х вложений; уровня жизни нас-я; фин-х отн-й, доходов и цен;
внешних эк-х связей и др.
По функц-му
признаку прогнозы подразд-ся на 2 типа: поисковый и нормативный.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|