бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Свобода и счастье человека бесплатно рефераты

опасностям и страхам, проистекающим из этой недостаточности его врожденных

инстинктов. Однако именно эта беспомощность явилась той почвой, на которой

развился и вырос человек: биологическое несовершенство человека обусловило

появление цивилизации.

С самого начала своего существования человек сталкивается с выбором между

различными способами действий. У животных существуют непрерывные цепи

рефлекторных реакций, которые начинаются со стимула, например голода, и

ведут к более или менее строго определенному поведению, позволяющему

избавиться от напряжения, вызываемого стимулом. У человека эти цепи

разорваны. Стимулы присутствуют, но способы удовлетворения - "открытые", то

есть человек должен выбирать между различными действиями; он начинает

думать. Его роль по отношению к природе меняется: вместо того, чтобы

действовать на основе инстинктивной предопределенности, человеку приходится

оценить в уме различные способы действия; от пассивного приспособления он

переходит к активному, то есть начинает трудиться. Он изобретает орудия

труда и тем самым, овладевая природой, отделяется от нее все больше и

больше. Он начинает смутно осознавать, что он - или, точнее, группа, к

которой он принадлежит,- это не то же самое, что природа вокруг. В нем

пробуждается сознание трагичности своей судьбы: быть частью природы, но не

вписываться в нее. Он осознает, что в конце концов его ожидает смерть, хотя

и пытается отрицать это в различных фантазиях.

Фундаментальная связь между человеком и свободой чрезвычайно показательно

отображена в библейском мифе об изгнании из рая. Миф отождествляет начало

человеческой истории с актом выбора, но при этом особо подчеркивает

греховность этого первого акта свободы и те страдания, которые явились его

следствием. Мужчина и женщина живут в садах Эдема в полной гармонии друг с

другом и природой. Там мир и покой, там нет нужды в труде; нет выбора, нет

свободы, даже размышления не нужны. Человеку запрещено вкушать от древа

познания добра и зла. Он нарушает этот запрет и лишает себя гармонии с

природой, частью которой он являлся, пока не вышел за ее пределы. С точки

зрения церкви, представляющей собой определенную структуру власти, этот

поступок является бесспорно греховным. Однако с точки зрения человека, это

- начало человеческой свободы. Нарушив установленный богом порядок, он

освободился от принуждения, возвысился от бессознательного

предчеловеческого существования до человеческого. Нарушение запрета,

грехопадение, в позитивном человеческом смысле является первым актом

выбора, актом свободы, то есть первым человеческим актом вообще. Согласно

мифу, формально грех состоял в том, что человек вкусил от древа познания.

Таким образом, акт неподчинения, акт свободы прямо связывается с началом

человеческого мышления.

Миф говорит и о других последствиях этого первого акта свободы. Разрушается

первоначальная гармония между человеком и природой. Бог объявляет войну

между мужчиной и женщиной, между человеком и природой. Человек отделился от

природы; став "индивидом", он сделал первый шаг к тому, чтобы стать

человеком. Он совершил первый акт свободы, и миф подчеркивает страдания,

возникшие в результате этого акта. Обособившись от природы, отделившись от

другого человеческого существа, человек видит себя нагим и ощущает стыд. Он

одинок и свободен, но беспомощен и напуган. Только что обретенная свобода

оборачивается проклятием: человек свободен от сладостных уз рая, но не

свободен сам собой руководить, не может реализовать свою личность. "Свобода

от..." не идентична позитивной свободе. Выход человека из природы - это

длительный процесс; человек остается в значительной степени привязан к тому

миру, из которого вышел; он остается частью природы. Тут и земля, на

которой он живет, и солнце, и луна, и звезды; деревья, и цветы, и животные,

и люди, с которыми он связан кровным родством. Первобытные религии

свидетельствуют о чувстве единства человека с природой. Живая и даже

неживая природа является в них частью человеческого мира; иными словами,

человек сам остается еще частью мира природы.

Первичные узы блокируют его человеческое развитие. Они стоят на пути

развития его разума и критических способностей; они позволяют ему

осознавать себя и других лишь в качестве членов племени, социальной или

религиозной общины, а не в качестве самостоятельных человеческих существ.

Другими словами, первичные узы мешают человеку стать свободным творческим

индивидом, самостоятельно определяющим собственную жизнь. Но это лишь одна

сторона дела, а есть еще и другая. Та же идентичность с природой, племенем,

религией дает индивиду ощущение уверенности. Он принадлежит к какой-то

целостной структуре, он является частью этой структуры и занимает в ней

определенное, бесспорное место. Он может страдать от голода или угнетения,

но ему не приходится страдать от наихудшего - от полного одиночества и

сомнений.

Как видим, процесс развития человеческой свободы имеет тот же

диалектический характер, какой мы обнаружили в процессе индивидуального

роста. С одной стороны, это процесс развития человека, овладения природой,

возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но с другой

- усиление индивидуализации означает и усиление изоляции, неуверенности; а

следовательно, становится все более сомнительным место человека в мире и

смысл его жизни. Вместе с этим растет и чувство бессилия и ничтожности

отдельного человека.

Если бы процесс развития человечества был гармоничным, если бы он следовал

определенному плану, то обе стороны этого развития - растущее могущество и

растущая индивидуализация - могли бы уравновеситься. На самом же деле

история человечества - это история конфликта и разлада.

Каждый шаг по пути большей индивидуализации угрожал людям новыми

опасностями. Первичные узы, уже разорванные, невосстановимы; человек не

может вернуться в потерянный рай. Для связи индивидуализированного человека

с миром существует только один продуктивный путь: активная солидарность с

другими людьми, спонтанная деятельность (любовь и труд), которые снова

соединяют его с миром, но уже не первичными узами, а как свободного и

независимого индивида.

Однако если экономические, социальные и политические условия, от которых

зависит весь процесс индивидуализации человека, не могут стать основой для

такой позитивной реализации личности, но в то же время люди утрачивают

первичные связи, дававшие им ощущение уверенности, то такой разрыв

превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений,

влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная

тенденция избавиться от такой свободы: уйти в подчинение или найти какой-то

другой способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности

даже ценой свободы.

История Европы и Америки с конца средних веков - это история полного

обособления индивида. Этот процесс начался в Италии в эпоху Возрождения и,

по-видимому, достиг своей наивысшей точки только сейчас. Потребовалось

больше четырехсот лет, чтобы разрушить средневековый мир и освободить людей

от самых явных ограничений. Во многих отношениях индивид вырос, развился

умственно и эмоционально; степень его участия в культурных достижениях

приобрела не слыханные прежде масштабы. Но в то же время диспропорция между

свободой от каких-либо связей и ограниченными возможностями для позитивной

реализации свободы и индивидуальности привела в Европе к паническому

бегству от свободы в новые узы или по меньшей мере к позиции полного

безразличия.

Наше исследование значения свободы для современного человека мы начнем с

анализа той обстановки, которая существовала в Европе в средние века и в

начале Нового времени. В этот период экономический базис западного общества

претерпел радикальные перемены, которые сопровождались столь же

радикальными изменениями в психике человека. Тогда же возникла и новая

концепция свободы, получившая наиболее яркое идеологическое выражение в

новых религиозных доктринах Реформации. Понимание свободы в современном

обществе невозможно без рассмотрения этого периода, в течение которого

закладывались основы современной культуры. Именно тогда - в начале

формирования современного человека - яснее, чем в любое последующее время,

проявилась та cвойственность свободы, с которой мы имеем дело в течение

всего Нового времени: с одной стороны, растущая независимость человека от

внешних властей, с другой - его растущая изолированность, а в результате и

растущее чувство ничтожности и бессилия. Мы сможем лучше понять новые

элементы в характере современного человека, если проследим их

возникновение. Изучая основные особенности капитализма и индивидуализма у

самых истоков их появления, мы можем сопоставить их с экономической

системой и с типом характера личности, которые фундаментально отличались от

наших. Именно этот контраст позволяет лучше осветить характерные черты

современной социальной системы и то влияние, которое она оказывает на

характеры людей, живущих в этой системе. А отсюда и особенности нового

духа, возникшего в результате этих изменений в человеческой психике.

В следующей главе будет показано, что условия эпохи Реформации были гораздо

ближе к современным, чем это кажется на первый взгляд. Несмотря на все

очевидные различия между двумя эпохами, с XVI века, пожалуй, не было

другого периода, который был бы настолько похож на нынешнее время - с точки

зрения двойственного смысла свободы,- как период Реформации. Реформация -

это один из источников идеи свободы и автономии человека в том виде, как

эта идея представлена в современных демократиях. Всегда подчеркивается

именно этот аспект Реформации, особенно в некатолических странах. При этом,

однако, забывают о другом аспекте Реформации: об ее акценте на порочность

человеческой натуры, на ничтожность и беспомощность индивида, на

необходимость подчинения индивида внешней силе. Та же идея ничтожности

отдельной личности, ее принципиальной неспособности полагаться на себя, ее

потребности в подчинении составляет главный тезис идеологии Гитлера, в

которой, однако, не нашлось места для понятий свободы и моральных

принципов, характерных для протестантства.

Это идеологическое подобие не единственное, что делает изучение XV и XVI

веков особенно полезным для понимания современной картины. Налицо также

фундаментальное сходство социальной обстановки. Я постараюсь показать, как

от этого сходства зависит сходство идеологическое и психологическое. В те

времена, как и ныне, традиционные жизненные устои значительной части

населения находились под угрозой вследствие революционных перемен в

экономическом и социальном плане; средний класс, как и теперь, испытывал

особенно сильный страх перед подавляющей мощью крупного капитала и

монополий, и этот страх оказывал существенное влияние на дух и идеологию

той части общества, которая находилась под угрозой, обостряя чувства

одиночества и бессилия, присущие отдельно взятым людям.

(1) Здесь надо отметить, что фрустрация инстинктов сама по себе

враждебности не вызывает. Что возбуждает в ребенке чувство бессилия и

вытекающую из него враждебность, это - подавление его

(2) Jean Piaget. The Moral Judgment of the Child. Harcourt, Brace & Co.,

New York, 1932, p. 407, а также Г. Салливен (Указ. соч., с. 10 и сл.).

(3) R. Hughes. High Wind in Jamaica.

(4) Эту концепцию инстинкта нельзя смешивать с той, которая определяет

инстинкты как физиологически обусловленные потребности (голод, жажда и

т.д.), способы удовлетворения которых не фиксированы и не предопределены

наследственностью.

(5) L. Bernard. Instinct. Hpol&Co., New York, 1924, р. 509.

(6) Ср.: Ralph Linton. The Study of Van. D. Appleton-Century Company, New

York, 1936, Chapter IV.

Глава 3

СВОБОДА В ЭПОХУ РЕФОРМАЦИИ

1. Средневековая предыстория и Возрождение

Картина средних веков искажалась двояко (1). Современный рационализм

рассматривал средние века как мрачный период истории. Подчеркивались

отсутствие личной свободы, эксплуатация массы населения незначительным

меньшинством, узость взглядов, при которой даже крестьянин из соседней

деревни - не говоря уж об иностранце - казался горожанину подозрительным и

опасным чужаком, а также всеобщее невежество и власть предрассудков. Вместе

с тем средние века идеализировались. Как правило, это делали реакционные

философы, но иногда и прогрессивные критики современного капитализма. Они

указывали на чувство солидарности, на подчиненность экономики человеческим

нуждам, на прямоту и конкретность человеческих взаимоотношении,

наднациональный характер католической церкви и чувство уверенности, которое

было свойственно человеку средних веков. Обе эти картины верны, но каждая

становится неверной, если рисовать лишь ее, закрывая глаза на другую.

Средневековое общество в отличие от современного характеризовалось

отсутствием личной свободы. В раннем средневековье каждый был прикован к

своей роли в социальном порядке. Человек почти не имел шансов переместиться

социально - из одного класса в другой - и едва мог перемещаться даже

географически, из города в город или из страны в страну. За немногими

исключениями, он должен был оставаться там, где родился. Часто он даже не

имел права одеваться как ему нравилось или есть что ему хотелось.

Ремесленник был обязан продавать за определенную цену, а крестьянин - в

определенном месте, на городском рынке. Член цеха не имел права передавать

технические секреты своего производства кому бы то ни было за пределами

цеха и был обязан допускать своих коллег по цеху к участию в каждой

выгодной сделке по приобретению материалов. Личная, экономическая и

общественная жизнь регламентировалась правилами и обязанностями, которые

распространялись практически на все сферы деятельности.

Но хотя человек не был свободен в современном смысле, он не был при этом ни

одинок, ни изолирован. Занимая определенное, неизменное и бесспорное место

в социальном мире с самого момента рождения, человек был закреплен в какой-

то структурированной общности; его жизнь была с самого начала наполнена

смыслом, что не оставляло места сомнениям, они и не возникали. Личность

отождествлялась с ее ролью в обществе; это был крестьянин, ремесленник или

рыцарь, но не индивид, который по своему выбору занимается тем или иным

делом. Социальный строй рассматривался как естественный порядок, и, будучи

определенной частью этого порядка, человек ощущал уверенность, чувство

принадлежности к нему. Конкуренция была сравнительно невелика. При рождении

человек попадал в определенное экономическое положение, которое

гарантировало ему определенный, освященный традицией жизненный уровень,

хотя и влекло за собой экономические обязательства по отношению к

вышестоящим в социальной иерархии. Однако в пределах своей социальной сферы

индивид имел достаточную свободу выражения собственной личности в труде и в

эмоциональной жизни. Хотя в то время не существовало индивидуализма в

современном смысле неограниченного выбора жизненных путей (эта свобода

выбора в значительной мере абстрактна), зато было достаточно много

проявлений конкретного индивидуализма в реальной жизни.

Было много страданий, много боли, но была и церковь, которая в какой-то

степени облегчала эти страдания, объясняя их как расплату за грех Адама и

собственные грехи каждого страждущего. Церковь внушала индивиду чувство

вины, но в то же время заверяла его в своей безусловной любви и давала

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32