бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Свобода и счастье человека бесплатно рефераты

же двойственность он проявляет в своем отношении к массам. Пока они бунтуют

в установленных им самим пределах, он с ними; когда же они нападают на ту

власть, которую он одобряет, на передний план выходят его ненависть к

массам и презрение к ним. В главе, посвященной психологическим "механизмам

бегства", мы покажем, что такое преклонение перед властью и ненависть по

отношению к подвластным составляют типичные черты "авторитарного

характера".

Здесь важно понять, что отношение Лютера к светской власти было тесно

связано с его религиозным учением. Заставляя индивида признать и

прочувствовать его ничтожность, никчемность всех его достоинств, заставляя

его чувствовать себя безвольным орудием в руках бога, Лютер лишал человека

уверенности в себе, отнимал у него чувство собственного достоинства, а без

этого невозможно никакое сопротивление светским властям, угнетающим

человека. В ходе исторического развития проповедь Лютера привела к еще

более серьезным последствиям. Потеряв чувство гордости и достоинства,

индивид был психологически подготовлен и к тому, чтобы утратить и столь

характерную для средневекового мышления уверенность, что смыслом и целью

жизни является сам человек, его духовные устремления, спасение его души.

Тем самым он был подготовлен к другой роли - стать средством для внешних

целей: экономической производительности и накопления капитала. Взгляды

самого Лютера на экономические вопросы еще в большей степени, чем взгляды

Кальвина, оставались типично средневековыми. Идея превращения человеческой

жизни в средство для достижения экономических целей вызвала бы у него

отвращение. Но хотя его экономические воззрения оставались традиционными,

его доктрина человеческой ничтожности прокладывала путь такому ходу

развития, при котором человек должен был не только повиноваться светским

властям, но и подчинить свою жизнь целям экономического успеха. В наши дни

эта тенденция приняла крайнюю форму в фашистской доктрине, объявляющей, что

целью жизни является ее принесение в жертву "высшей" силе: вождю или

расовому обществу.

Теология Кальвина, сыгравшая в англосаксонских странах ту же роль, что

лютеранство в Германии, и в богословском, и в психологическом плане

аналогична теологии Лютера. Хотя Кальвин и выступает против власти церкви,

против слепого принятия католических доктрин, его учение также основано на

бессилии человека; лейтмотив его мышления - самоуничижение и разрушение

человеческой гордыни. Лишь тот, кто презирает этот мир, может посвятить

себя миру грядущему .

Кальвин учит, что мы должны унизиться, что посредством этого самоуничижения

мы и полагаемся на всесилие божие. "Ибо ничто так не побуждает нас

возложить на Господа все наше доверие и упование, как неверие в себя и

тревога, вытекающая из осознания нашего ничтожества" .

Он поучает, что человек не должен считать себя хозяином своей судьбы. "Мы

не себе принадлежим: потому ни разум наш, ни воля наша не должны

преобладать в наших рассуждениях и поступках. Мы не себе принадлежим;

потому цель наша не в том, чтобы искать пригодное для нашей плоти. Мы не

себе принадлежим; потому забудем, насколько возможно, о себе и о всех делах

своих. Но мы принадлежим Господу, а потому должны жить и умереть по воле

Господней. Ибо страшнее чумы судьба людей, повинующихся собственной воле, и

единая пристань спасения - ничего не знать собственным разумом и не

повиноваться собственному желанию, но положиться на водительство Господа,

шествующего впереди нас" .

Человек не должен стремиться к добродетели ради нее самой: это приведет

лишь к суете. "Ибо давно уже и верно замечено, что в душе человеческой

сокрыты сонмы пороков. И нет от них иного избавления, как отречься от

самого себя и отбросить все заботы о себе, направив все помыслы к

достижению того, чего требует от тебя Господь и к чему должно стремиться

единственно по той причине, что Ему так угодно" .

Кальвин отрицает также, что добрые дела могут привести к спасению. Мы

вообще к ним не способны: "Никакое дело, совершенное благочестивым

человеком, не избегло бы осуждения Господня перед строгим судом Его" .

В учении Кальвина мы обнаруживаем, по сути дела, тот же психологический

смысл, что и в учении Лютера, рассмотренном выше. Проповедь Кальвина тоже

была адресована консервативному среднему классу, людям, охваченным

беспредельным чувством одиночества и страха; он выразил эти чувства в своей

доктрине ничтожности, бессилия индивида и тщетности его усилий. Можно,

однако, заметить и некоторое различие. Германия во времена Лютера

находилась в состоянии всеобщего брожения, поскольку рост капитализма

угрожал здесь не только среднему классу, но и крестьянству, и городской

бедноте. Между тем Женева при Кальвине • была сравнительно преуспевающей

общиной. В первой половине XV века она. стала одним из важнейших торговых

центров Европы; и, хотя ко времени Кальвина над ней уже нависла тень Лиона

3 , она еще сохраняла достаточную экономическую стабильность.

В общем, можно утверждать, что кальвинизм привлекал последователей главным

образом из консервативного среднего класса. И во Франции, и в Англии, и в

Голландии его приверженцами становились не процветающие капиталисты, а

ремесленники и мелкие предприниматели; и, хотя некоторые из них преуспели

больше остальных, в целом, как социальная группа, все они испытывали страх

перед ростом капитализма .

В этом социальном слое кальвинизм имел такую же психологическую опору, что

и лютеранство. Новая религия выражала чувство свободы, но в то же время и

ощущение ничтожности и бессилия индивида. Она предлагала выход, внушая

индивиду, что можно обрести новую уверенность при условии полной покорности

и самоуничижения.

Между учениями Кальвина и Лютера есть целый ряд незначительных расхождений,

которые несущественны в плане общей темы нашей книги. Необходимо отметить

только два пункта этих расхождений. Первый - это учение Кальвина о

предопределении. В отличие от Августина, Фомы Аквинского и Лютера у

Кальвина эта доктрина становится одной из основных, если не самой главной

во всей его системе. Кальвин выдвинул новую версию предопределения,

утверждая, что бог не только предрешает, кому будет дарована благодать, но

и заранее обрекает остальных на вечное проклятие .

Спасение или осуждение не зависит ни от какого добра или зла, совершенного

человеком при его жизни, но предрекается богом до его появления на свет.

Почему бог избирает одних и проклинает других - это тайна, непостижимая для

человека, и не следует пытаться проникнуть в нее. Он это делает, потому что

ему угодно таким вот образом проявлять свою безграничную власть. Бог

Кальвина, несмотря на все попытки как-то сохранить идею присущей ему любви

и справедливости, обладает всеми качествами тирана, который не только лишен

любви к кому бы то ни было, но не имеет и понятия о справедливости.

Совершенно вопреки Новому завету Кальвин отрицает высшее значение любви и

утверждает: "Что же касается мнений схоластов, будто милосердие важнее,

нежели вера и надежда,- это лишь мечты расстроенного воображения" .

Доктрина предопределения имеет двоякий психологический смысл. С одной

стороны, она выражает и усиливает чувство беспомощности и ничтожности

индивида. Ни одна доктрина не могла бы более отчетливо сформулировать

бессмысленность человеческой воли, человеческих усилий. Решение судьбы

человека полностью изъято из его рук; человек не может сделать ничего,

чтобы изменить это решение, он лишь безвольное орудие в руках бога. Другой

смысл этой доктрины состоит - как и у Лютера - в том, что она должна

заглушить иррациональные сомнения, которые у последователей Кальвина и у

него самого имели тот же характер, что у лютеран и самого Лютера. На первый

взгляд кажется, что доктрина предопределения должна, скорее, усиливать, а

не заглушать эти сомнения. Не должен ли человек еще больше терзаться

сомнениями, если он узнает, что еще до рождения ему предназначено то ли

спасение, то ли вечное проклятие? Как может он быть уверен в своей участи?

Хотя Кальвин не утверждал, что такую уверенность можно как-то обосновать,

фактически и он сам, и его последователи были убеждены, что они принадлежат

к избранным;

эта убежденность происходила из того же механизма самоуничижения, о котором

мы говорили, рассматривая доктрину Лютера. При такой убежденности доктрина

предопределения дает неколебимую уверенность: человек не может совершить

ничего такого, что угрожало бы его спасению, поскольку это спасение

предопределено еще до его рождения и никак не зависит от его поступков.

Снова, как и в случае с Лютером, сомнение порождает потребность в

абсолютной уверенности. Но хотя доктрина предопределения, казалось бы, дает

такую уверенность, сомнение все же остается где-то в глубине, и его

необходимо снова и снова подавлять все растущей фанатической верой в то,

что религиозная община, к которой принадлежит человек, как раз и является

избранной богом частью человечества.

В кальвинистской доктрине предопределения есть одна сторона, которую

необходимо отметить особо, поскольку эта идея была поднята на щит в

идеологии нацизма. Это - принцип прирожденного неравенства людей. Для

Кальвина существовали две категории людей: те, что будут спасены, и те,

которым предназначено вечное проклятие. Поскольку эта судьба назначена еще

до рождения, никто не в состоянии ее изменить, что бы он ни делал в течение

своей жизни. Таким образом человеческое равенство отрицается в принципе:

люди созданы неравными. Из этого принципа вытекает и невозможность

солидарности между людьми, поскольку отрицается сильнейший фактор, лежащий

в основе этой солидарности,- общность человеческой судьбы. Кальвинисты

наивно полагали, что они - избранники, а все остальные прокляты богом.

Очевидно, что в этом убеждении проявляется психологическая подоплека:

презрение и ненависть к людям, та самая ненависть, которую они приписали

богу. И хотя современное мышление вело к возрастающему признанию равенства

людей, кальвинистский принцип никогда не исчезал окончательно. Доктрина,

утверждающая, что люди не равны в силу их расовой принадлежности, является

выражением все того же принципа. Рационализация здесь другая, но

психологическое содержание то же самое.

Второе отличие кальвинизма от учения Лютера - очень существенное отличие -

состоит в утверждении важности моральных усилий и добродетельной жизни.

Никакими усилиями человек не может изменить свою судьбу, но сам факт его

усилий является знаком его принадлежности к спасенным. Добродетели,

которыми должен обладать человек,- это скромность и умеренность ,

справедливость, в том смысле, что каждый должен получить причитающуюся ему

долю, и благочестие, соединяющее человека с богом. В дальнейшем

добродетельной жизни и непрерывным усилиям кальвинизм придавал все большее

значение, особенно утверждая, что успехи в земной жизни, вытекающие из этих

усилий, являются знаком спасения (25).

В том, что кальвинизм так настойчиво подчеркивал необходимость

добродетельной жизни, заключался особый психологический смысл. Кальвинизм

требует, чтобы человек постоянно старался жить по-божески и никогда не

ослаблял этого стремления; оно должно быть непрерывным. Эта доктрина

находится в видимом противоречии с доктриной бесполезности усилий человека

для его спасения; гораздо более подходящим ответом кажется фаталистический

отказ от любого усилия, однако некоторые психологические соображения

показывают, что это не так. Тревога, чувство бессилия и ничтожности,

особенно сомнения относительно своей участи после смерти,- все эти факторы

создают гнетущее душевное состояние, которого практически никто не может

выдержать. Трудно представить себе человека, который испытывал бы такой

страх и при этом был бы способен отдыхать, радоваться жизни и спокойно

смотреть в будущее. Избавиться от невыносимого состояния неуверенности, от

парализующего чувства собственного убожества можно только тем способом,

который так отчетливо предлагает кальвинизм: развить лихорадочную

деятельность, делать что-нибудь . При этом активность приобретает

принудительный характер: индивид должен быть деятелен, чтобы побороть свое

чувство сомнения и бессилия. Усилия и активность такого рода происходят не

из внутренней силы и уверенности в себе; это отчаянная попытка избавиться

от тревоги.

Этот механизм легко наблюдать во время приступов панического страха.

Человек, который в течение ближайших часов должен узнать у врача диагноз

своей болезни - а диагноз может оказаться роковым,- вполне естественно,

находится в состоянии тревоги и страха. Как правило, он не станет спокойно

сидеть и ждать; гораздо чаще тревога - если только не парализует его -

погонит его что-либо делать. Он станет вышагивать взад и вперед, начнет

задавать вопросы, разговаривать с каждым, кто попадется, прибирать свой

стол, писать письма и т.д. Он может и продолжать свою обычную деятельность,

но более активно, лихорадочно. Какую бы форму ни принимала его активность,

эти усилия стимулируются беспокойством и направлены на подавление чувства

бессилия.

Усилие в кальвинистской доктрине имеет еще и другой психологический смысл.

Сам факт неутомимости человека в его усилиях, какие-то достижения в

моральном совершенствовании или в мирских делах служат более или менее

явным признаком того, что человек принадлежит к числу избранных.

Иррациональность такого вынужденного усилия состоит в том, что деятельность

служит не достижению какого-то результата, а выяснеет линию будущего;

причем это будущее предопределено заранее и не зависит от деятельности

человека, находится вне его контроля. Этот механизм хорошо известен у

невротиков. Когда такие люди боятся результатов какого-либо начинания,

важного для них, то в ожидании ответа они могут считать окна зданий или

деревья на улице: если получится четное число, человек чувствует, что все

будет в порядке; если нечетное - это знак, что дело худо. Часто такое

сомнение относится не к какому-то определенному моменту, а ко всей жизни

человека; в этом случае стремление увидеть "знак" будет непреходящим.

Нередко связь между таким подсчетом - деревьев, камней, игрой в карты и

т.п. - и сомнениями, тревогой является неосознанной. Человек может

пристраститься к картам из-за смутного чувства беспокойства, и только

анализ обнажает скрытую функцию этой его деятельности - отгадать будущее.

В кальвинизме такой смысл усилия стал частью религиозного учения. Сначала

это относилось главным образом к моральному усилию. Но с течением времени

акцент все больше смещался в сторону мирской деятельности и результатов

этой деятельности. Таким образом, экономический успех превратился в знак

милости божьей, а неуспех - в знак проклятия.

Из этого рассуждения видно, что стремление к непрерывному усилию,

неустанной работе отнюдь не противоречит принципиальному убеждению в

бессилии человека, а, напротив, является психологическим результатом этого

убеждения. Таким образом, усилия и работа приобрели совершенно

иррациональный характер. Они не могут изменить судьбу, предначертанную

богом, не зависящую ни от каких усилий человека, а служат лишь средством

заранее узнать эту предначертанную судьбу. В то же время лихорадочная

деятельность помогает справиться с невыносимым ощущением беспомощности.

Можно считать, что новое отношение к усилию и труду, ставшему самоцелью,-

это важнейший психологический сдвиг, какой произошел в человеке с конца

средних веков. В каждом обществе человек должен трудиться, чтобы жить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32