бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Способы выравнивания когнитивного диссонанса в переводе поэтических произведений (на материале сонетов Шекспира) бесплатно рефераты

раскрывается серьезная, фундаментальная проблема современного

переводоведения. Фактически это – вечный поиск межъязыкового тождества. В

поисках тождества исследователи перевода исходят либо из интенции

«соответствовать структуре», либо «соответствовать цели».

Если опираются на понятие эквивалентности, то сущность текста выражают

базовой метафорой «текст – это система». «Адекватность» обычно вводит в

когнитивное пространство, определенное концептуальной метафорой «текст –

живой организм». (Г.Д. Воскобойник, 2002)

В этой точке исследования целесообразно перейти к исследованию особенностей

когнитивного диссонанса, чтобы определить границы эквивалентности,

адекватности с позиции этой теории. Также важно определить, какой термин

предпочтительней эквивалентность или адекватность при переводе поэтического

текста.

I.2. Когнитивный диссонанс как проблема перевода

I.2.1. Понятие когнитивного диссонанса

Эта глава будет посвящена проблемам когнитивного диссонанса, разрабатываемым

Г.Д.Воскобойником. [10, 11].

Ученые отмечают, что в наши дни наблюдаются тенденции, когда речемыслительные

процедуры выходят из условий лингвистического исследования и пользуются

аппаратами психологии и психолингвистики. Возникает трудность

междисциплинарных отношений; она преодолевается в результате когнитивной

идеологии. Переводчик – практик решает проблемы с точки зрения когнитивной

лингвистики.

Основателем теории когнитивного диссонанса считается американский психолог Л.

Фестингер. Основой теории когнитивного диссонанса является несоответствия в

системе знаний, что ведет к появлению психологического дискомфорта. Это

несоответствие и называется диссонанс. Например, человек может осознавать

вред курения, но продолжать курить. Привычку курить человек согласует со

своими убеждениями: если он бросит курить, он может прибавить в весе. Но люди

не всегда успешны в попытке рационализации своего поведения – здесь и

возникает противоречие, а это ведет к диссонансу. Поскольку стремление к

уменьшению когнитивного диссонанса – это базовый процесс, свойственный

человеку, не удивительно, что проявления этого процесса могут наблюдаться в

широком диапазоне. (Л. Фестингер, 2000).

I.2.2. Причины когнитивного диссонанса

Перевод уже по роду своей деятельности находится в состоянии когнитивного

диссонанса. Знания о расхождениях между ИЯ и ПЯ – это только одна

разновидность когнитивного диссонанса. Существуют другие формы, устранения

или смягчения которых является одной из главных задач переводческой

деятельности. (Воскобойник Г.Д. , 2001).

В целом когнитивный диссонанс возникает в точке, в которой, переводчик должен

соединить значение и выражение, пропозицию и иллокуцию. Для

институционального и персонального дискурса взаимодействие значения и

выражения будут определяться противоположными формулами. В институциональном

дискурсе значение, то есть структурно выраженная компонента, является

постоянной величиной. Так, текст юридического документа может готовить один

эксперт, группа или большой коллектив, но все различия в выражении будут

приводится к единой структуре значения. У персонального дискурса всегда один

автор, выражения которого – константа, определяющая значение. (Воскобойник

Г.Д., 2002).

I.2.3. Роль когнитивного диссонанса в переводческой деятельности

Когнитивный подход к теории перевода требует особых идеологических оснований.

Признание важности когнитивных элементов заставляет по-другому взглянуть на

технологию перевода и прежде всего на фигуру переводчика, то есть на саму

процедуру перехода информации от говорящего к наблюдателю. Когнитивные

процессы при переводе усложняются, ведь между говорящим и наблюдателем

появляется дополнительный когнитивный элемент – переводчик. Он является

уникальной фигурой в коммуникации. В стандартной интерпретации его нельзя

рассматривать ни в качестве наблюдателя, ни в качестве говорящего. Переводчик

осуществляет этап перехода от источника к переводу.

Когнитивный диссонанс свойствен переводческой рефлексии самостоятельной или

направляемой – на всех уровнях переводческой компетенции. На начальных этапах

переводческой деятельности когнитивный диссонанс осознается переводчиком как

ограниченное понимание дискурса, которому принадлежит переводимый текст. Без

постоянного когнитивного диссонанса профессиональный рост переводчика едва ли

возможен.

Г.Д. Воскобойник [11, с.14] формулирует определение когнитивного диссонанса в

переводческой деятельности: когнитивный диссонанс – это осознание ограничений

в выборе средств ПЯ, необходимых для выполнения одной из двух ключевых

интенций переводческой деятельности (либо «соответствовать структуре», либо

«соответствовать цели») по совокупным параметрам дискурсов ИЯ и ПЯ.

1.2.4. Уровни когнитивного диссонанса в деятельности переводчика

Г.Д.Воскобойник [10] выделяет разновидности когнитивного диссонанса. Это

аксиологический диссонанс, информационно-психологический, личное отношение

переводчика к человеку, к идее, самооценка переводчиком собственной

профессиональной деятельности, диссонанс вероятностных ожиданий – это

несовпадение тезаурусов, ‘’экстренный’ когнитивный диссонанс .

Все диссонантные отношения имеют различную силу и интенсивность. Фактор,

определяющий степень диссонанса – это характеристики тех элементов, между

которыми возникает диссонантные отношения. Чем более значимы элементы для

индивида, тем больше степень диссонантного отношения между ними. (Л.

Фестингер, 2000).

Г.Д. Воскобойник [11, с.16-27] рассматривает разновидности когнитивного

диссонанса как диалектическое взаимодействие трех сторон вербальной

коммуникации: системы (языка), текста (речи), речевой деятельности (дискурс).

Он выделяет несколько уровней когнитивного диссонанса.

1-ый уровень когнитивного диссонанса.

Если текст ИЯ принадлежит персональному дискурсу, то есть ориентирует на

следование интенции «соответствовать цели», то при переводе поэтического

текста на первом уровне когнитивного диссонанса текст перевода далек от

оригинала. Зато передается настроение (дух), тональность (атмосфера)

эмоциональность целого. На первом уровне переводческой компетенции диссонансы

возникают в когнитивном пространстве «дискурс ИЯ – дискурс ПЯ». Обладание

анализом дискурса в целях профессиональной переводческой работы –

диалектический познавательный процесс, следующий законам расширения

первоначального контекста интерпретации. Представление о целостности на

уровне концептуальной метафоры «текст есть живой организм», не сопряженное с

проработкой его отдельных частей, чревато ошибками интерпретации. Переводчик

еще не готов к аналитической работе. Интенция «соответствовать цели»

ориентирует переводчика на завершенность интерпретации, ибо цель такого

персонального дискурса как поэтический текст воплощается в единообразной

субстанции уже в силу единичности уникальности автора. Такова типичная

ситуация когнитивного диссонанса первого уровня. Она же обуславливает вольный

характер перевода, ибо не обязывает «наивного» переводчика ничем, кроме того,

что осознавать «дух» и «атмосферу».

2-ой уровень когнитивного диссонанса.

Здесь возникает попытка переводчика соотнести часть и целое. На этом уровне

переводчики могут принять решение, например, проконсультироваться у автора

оригинального текста. Это разновидность работы с дискурсом, не текстом, ибо в

результате расширяется контекст интерпретации содержания. Есть и более

сложный и трудоемкий путь к выравниванию когнитивного диссонанса, к которому

вынужден прибегать переводчик, если автор не доступен. Высокопрофессиональный

переводчик связал бы текст с реалиями, а чтение специальной литературы

позволило бы узнать об этих реалиях.

Самое знаменательное различие между первым и вторым уровнем когнитивного

диссонанса заключается в том, что у переводчика нет наивного понимания

концептуальной метафоры «Текст есть живой организм».

Г.Д.Воскобойник отмечает, что итоги работы с персональным дискурсом

показывают, насколько более сложным представляется последний переводчикам,

достигшим второго уровня. Центральным вопросом для переводчиков этого уровня

является вопрос о завершенном смысле текста. Они ищут завершенность на пути

соотношения части и целого. Эта работа над текстом включает элементы анализа,

свидетельствующие об альтернативном включении интенции «соответствовать

структуре».

Диссонанс второго уровня формируется преимущественно в когнитивном

пространстве «(дискурс (текст)) ИЯ – (дискурс (текст)) ПЯ».

Однако при переводе персонального дискурса обращаются к концептам духа и

атмосферы на более высоком, более осознанном уровне когнитивного диссонанса.

3-ий уровень когнитивного диссонанса.

Характерно формирование диссонансов в полном когнитивном пространстве. Для

переводчиков персонального дискурса действительна формула «дискурс

(текст((система))) ИЯ – (дискурс(текст((система))) ПЯ.

В смысле диалектической многосложности работа высокопрофессионального

переводчика над персональным дискурсом – особенно над поэтическим текстом –

прослеживается намного труднее.

Необходимо рассматривать поэтический текст в 3-х аспектах: смысловом (что

сказано), стилистическом (как сказано) прагматическом (какую реакцию вызывает

сказанное у читателя). Не трудно увидеть близость этих трех аспектов с тремя

сторонами дискурса у М.А.К. Хэллидея. Поэтому дискурс- начало и конец

переводческой деятельности, связанной интенцией «соответствовать цели».

(Воскобойник Г.Д, 2002).

Рассмотрим центральное понятие в теории – эстетическую информацию, которая по

определению С.Ф. Гончаренко, «есть сложный информационный комплекс,

складывающейся из пяти составляющих: собственно эстетической, катартической,

гедонистической, аксиологической, суггестивной информации. Первая из них это

оценка и переживание реципиентом соответствия содержания форме и наоборот. В

ее наивной разновидности эта информация характеризует первый уровень

когнитивного диссонанса. Катартическая и гедонистическая разновидности

информации характеризуют взаимодействие двух аспектов – дискурса и текста,

ибо речь идет о напряженном противоречии «между разными уровнями

художественной структуры текста», то есть о соотнесении части и целого, и о

наслаждении получаемом «от приобщения к таинству поэтического кода и от

виртуозного мастерства автора». [15, с.110]

О том, как срабатывает когнитивный диссонанс на уровне системы, можно

заключить из еще одного наблюдения С.Ф. Гончаренко: «поэтический контекст в

отличие от прозаического устроен таким образом, что отнюдь не снимает, как в

прозе, словарную полисемантичность каждой вокабулы, а напротив - усиливает

ее, так что всякое слово в стихе одновременно означает все, что за ним

закреплено в лексиконе и сверх того еще массу окказиональных смысловых

обертонов». [там же – с.111].

Г.Д. Воскобойник [11, с.27] отмечает, что попытки «разнесения» единого

поэтического произведения по этапам возникновения и выравнивания

переводческого когнитивного диссонанса – чисто научное предприятие. Возможно,

в переводе поэзии когнитивный диссонанс – вечное и неизбежное обстоятельство.

Может ли переводчик поэзии добиться столь полного выравнивания когнитивного

диссонанса, что и сам не сможет указать на различия между оригиналом и

переводом по духу, по чувству, по мироощущению?

1.3. Поэтический дискурс как разновидность персонального дискурса

I.3.1. Особенности поэтического дискурса

Поэзия объясняется терминами, которые сами требуют объяснения, а часто и

вовсе необъяснимы. Поэзия представляет сущность предметов, их идеи не

отвлеченно, а конкретно, то есть в образе посредством слова. (А.А. Потебня,

1990) .

Образы, их структура и взаимодействие несут львиную долю информации

поэтического текста. Потому изменение образного строя текста при переводе

должно приводить к изменению информационного содержания текста, его смысла.

(А.Ю. Патрикеев, 1989).

Общая формула поэзии есть «А(образ)<Х(значение)», то есть между образом и

значением всегда существует такого рода неравенство, что А<Х.

Установление равенства между А и Х уничтожило бы поэтичность, то есть

превратило бы образ в научный факт. В поэзии образ неподвижен, значение

изменчиво, определимо лишь в каждом конкретном случае. (А.А.Потебня, 1990).

Поэзия характеризуется стройным ритмом, выраженным в законах стихотворения –

в метрических единицах и в их разнообразных соединениях. Ритмическая

структура образует «скелет» поэтического смысла, это «плоть и кровь»

стихотворения. «Плоть и кровь» поэтического произведения – это специфическое

мировидение, тот особый угол зрения на действительность, который избирает

поэт. (О.А. Алякринский, 1984).

Интонации стиха присущ оттенок музыкальности. Она связана со смыслом и

выразительной силой слова. Музыка стиха рождается в соединении звучания и

смысла, в слитности звуков и выражаемой мысли. Поэтическая музыка опирается

на ритмический строй, а ритм зависит не от синтаксиса, а, наоборот, он сам

воздействует на синтаксический строй посредством метра.

В поэтическом переводе важно сохранить существенное и заменить

несущественное. Существенное – характерные черты эпохи, национальная и

социальная специфика, творческая индивидуальность автора и достижение

аналогичного оригиналу художественного впечатления в целом. (Гиви

Ганчечиладзе, 1980).

Информация, передаваемая с помощью поэтического текста, может быть расчленена

на две категории: смысловая информация – это содержащиеся в тексте сведения,

позволяющие установить его соотнесенность с некоторыми сегментами реальности,

с некоторой внеязыковой ситуацией, то есть как система денотатов. Смысловую

информацию материализует в тексте система вербальных сигналов,

ориентированных на то, чтобы вызвать в сознании Реципиента соотнесенность

этого текста с внеязыковой ситуацией.

Эстетическая информация – ею можно назвать весь тот сложный информационный

комплекс, который передается в процессе поэтической коммуникации помимо

смысловой информации.

Смысловая информация в поэтическом тексте носит двухуровневый характер:

Фактуальная смысловая информация – это сообщение о фактах, событиях,

процессах, происходящих в окружающем мире. Эта информация объективируется в

тексте вербальными сигналами. Она сохраняется при перефразировании

поэтического текста.

Концептуальная информация – это сообщение авторского понимания отношений

между фактами, это авторская концепция мира.

Передача сложного информационного комплекса с помощью текста, состоящего из

нескольких высказываний, возможно только в силу того, что поэтический текст

есть текст особого рода, а поэтическая речь есть специфическая разновидность

речи. Если, передавая фактуальную информацию, она функционирует как вполне

обычная речь, то концептуальную и эстетическую информацию она материализует и

передает, принимая совсем иное качество – качество поэтического

речетворчества, где все языковые элементы взаимосвязаны и значимы.

Поэтическая речь являет собой последовательность символов кода, не выводимого

непосредственно из символики «практического» языка. Все эти метаморфозы

происходят с речью благодаря ее организации по моделям особых стихотворных

структур: метрико–ритмических, фонических, металогических (то есть структур,

обеспечивающих полисемантичность поэтического слова).

Гиперсвязанность и гиперсемантизация всех элементов текста исключает

возможность сохранения в переводе всего информативного комплекса,

воплотившегося в оригинале. Поэтому переводчик поэзии вынужден жертвовать тем

или иным аспектом информации.

Поэзия тесно связана с языком и зависит от него, строгие формальные

требования и ограничения, накладываемые на поэтический текст и выразительные

средства поэзии целиком носят языковой характер и неразрывно связаны с

системой именно данного конкретного языка.

В стихотворении на первый план выдвинуты именно те элементы речи, которые

передают субъективно-оценочное, индивидуальное отношение говорящего к

интересующим его сторонам жизни, отсюда роль, которую играет в этой речи

ритм, звук, интонация, придающая лексике стихотворения повышенно

эмоциональную окраску, все эти элементы речи внутренне связаны, образуют

целостную выразительную систему. Эта система речи обусловлена стоящими за ней

переживаниями, состоянием характера героя.

А. Фет: « В искусстве правда всего заключается в тоне. Отдельные явления и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10