бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная психология бесплатно рефераты

Ведущая деятельность - это:

1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности;

2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре - воображение, в учении - логическое мышление);

3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.

Таким образом, ведущая деятельность - та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.

В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает:

1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;

2) раннее детство с предметной деятельностью;

3) дошкольное детство с игрой;

4) школьный возраст с учением;

5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;

6) юношеский - с учебно-профессиональной деятельностью.

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев:

§ социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;

§ основной (ведущий) тип деятельности;

§ основные новообразования развития;

§ кризис.

Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так.

1. Этап раннего детства состоит из двух стадий

1.1. младенчества, открывающегося кризисом новорожденности, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности,

1.2. раннего возраста, начало которого знаменует кризис l-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.

2. Этап детства с двумя стадиями

2.1. кризис 3 лет, знаменующий начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы).

2.2. открывающийся кризисом 6-7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.

3. Этап отрочества делится на:

3.1. стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет,

3.2. стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет.

По Д.Б.Эльконину, кризисы 3 и 11 лет - это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы l года, 7 и 15 лет - кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

В отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина, и в своем изложении конкретных возрастов мы постараемся следовать ей. Проблема периодизации является настолько интересной и важной в возрастной психологии, что исследовательские работы в этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная В.И. Слободчиковым в 80-х гг. ХХ в.

Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования - субъективности (или, более общо - внутреннего мира), он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (со-бытия = бытия вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со=бытия) и обособления от них (реализация само=бытности).

В предложенной им схеме - «матрице возраста» - каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).

Ступени субъективности

Период становления событийности

Период становления самобытности

Кризисы рождения

Стадии принятия

Кризисы развития

Стадии освоения

1. Оживление

Родовой кризис - 2 мес.- + 3 нед.

Новорожденность0,5 - 0,4 мес.

Кризис новорожденности 3,5 - 7 мес.

Младенчество 6 - 12 мес.

2. Одушевление

Кризис младенчества 11 - 18 мес

Раннее детство 1,5 - 3,0 года

Кризис раннего детства 2,5 - 3,5 года

Дошкольное детство 3 года - 6,5 лет

3. Персонализация

Кризис детства 5,5 - 7,5 лет

Отрочество 6,5 - 11,5 лет

Кризис отрочества 11- 14 лет

Юность 13,5 - 18 лет

4. Индивидуализация

Кризис юности 17 -21 год

Молодость 19 - 28 лет

Кризис молодости 27 - 33 года

Взрослость 32 - 42 года

5. Универсализация

Кризис взрослости 39 - 45 лет

Зрелость 44 - 60 лет

Кризис зрелости 55 - 65 лет

Старость 62 - …

Кризис индивидуальной жизни

Рис. 4 Интегральная периодизация развития В.И. Слободчикова

В данной периодизации по горизонтали выделяются следующие ступени развития субъективности человека:

1. Оживление - становление человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных, функциональных органов.

2. Одушевление - развитие собственных (субъектных) средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей.

3. Персонализация - оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.

4. Индивидуализация - обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и в собственной жизни.

5. Универсализация - восхождение к предельной полноте реальной жизни, откровение духовного единства себя и Мира.

По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени - это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней - это смена режима индивидуальной жизни:

§ в кризисах рождения - как кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм со=бытийности (на стадиях принятия),

§ в кризисах развития - как кризис со=бытийности («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения, само=бытности (на стадиях освоения).

То, что предложенное В. И. Слободчиковым чередование критических и стабильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтверждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного феноменального повторения картин кризисов 1-го и 7-го годов жизни, 3-х и 12-ти лет. Свои повторения имеют и стабильные стадии.

Принципиально другие основания имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление же их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности). Таким образом, построение периодизации зависит от теоретических ориентаций автора: так, периодизация С.Холла создана по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития; периодизации 3. Фрейда, Ж. Пиаже и др. связаны с выделением какого-либо одного признака психического развития; периодизации Э. Эриксона, Л. С. Выготского, В. И. Слободчикова ориентированы на существенные внутренние закономерности самого процесса развития.

ТЕМА 9. Развитие личности в условиях депривации

1. Понятие депривации

Депривация - это динамическое состояние, возникающее в жизненных ситуациях, где субъект лишен возможностей для удовлетворения основных (жизненных) потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.

А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых рассматривают депривацию как «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». «Симтоматика психической депривации может охарактеризовать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности». Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика,1990. С.31.

Внешне депривация проявляется в поведении, характеризующемся широким спектром признаков социально-психологической адаптации.

Для полноценного развития личности значимыми являются не только и не столько потребности в пище, самосохранении, продолжении рода, сколько во взаимодействии и эмоциональной связи ребенка с близкими людьми. О том, что основное значение в развитии и усвоении детьми общественно-исторического опыта имеет общение, признают в своих трудах многие отечественные психологи: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин. Особое внимание они обращали на важность общения с окружающими в раннем детском возрасте. М.И. Лисина, И.В. Дубровина и др. (1990), подчеркивая необходимость общения с родственниками, также указывали на значение постоянных контактов ребенка с воспитывающими его людьми. Согласно последним исследованиям (Й. Лангмейер, З. Матейчик, Мак-Гил, Н.М. Щелованов и др.), на развитие личности влияют также окружающая среда, наличие эмоциональных и сенсорных контактов.

В зависимости от того, чего лишен человек, выделяются несколько форм психической депривации, которые влияют на развитие личности.

Материнская депривация - разнообразные явления, связанные с воспитанием ребенка в отрыве от матери (семьи). Материнскую депривацию испытывают брошенные дети, дети-сироты, дети, к которым мать эмоционально холодна или слишком занята на работе.

Эмоциональная депривация - эмоциональное (аффективное) лишение в виде отсутствия любви, внимание и нежных чувств по отношению к ребенку. Эмоциональная депривация возникает также в результате нарушения эмоциональных связей ребенка в связи со смертью значимого взрослого.

Социальная депривация - сужение социального поля активности ребенка и ограничение возможностей для усвоения социальной роли. Крайняя степень социальной депривации - «волчьи» и «одичавшие» дети,

Когнитивная депривация - возникает в случае, когда внешний мир не упорядочен и слишком изменчив, что снижает возможности понимать, предвосхищать и регулировать сложные изменения.

Соматическая депривация - психофизическая ослабленность или серьезная патология органов вследствие перинатальных вредностей, а также отсутствия возможностей полного удовлетворения первичных биологических потребностей.

Сенсорная депривация - является следствием сужения внешних раздражителей и недостатка стимулов - зрительных, слуховых, осязательных и прочих при «обедненной среде», в которую ребенок попадает, оказавшись в детском доме, больнице, интернате. Сенсорная депривация может возникать у детей, проживающих вместе с родителями или без них в отдаленной от населенных пунктов местности, у прикованных из-за болезни к кровати.

2. Влияние депривации на развитие личности

Формы психической депривации и ее проявления по И.В. Ярославцевой Ярославцева И. В. Психология депривированного подростка: Монография. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000, С.16..

:

1. Материнская депривация:

- отсутствие базового доверия к миру;

- несформированность самосознания;

- несформированность произвольных форм поведения;

- инфантилизм.

2. Эмоциональная депривация:

- снижение коммуникативно-познавательной активности;

- несформированность мотивационно-потребностной сферы;

- эмоционально-личностные нарушения;

- аффективные расстройства нарушения.

3. Социальная депривация:

- снижение коммуникативно-познавательной активности;

- трудности в установлении контактов;

- нарушение процесса социального и профессионального самоопределения.

4. Когнитивная депривация:

- снижение познавательных интересов;

- затруднение в понимании и предвосхищении событий;

- дисгармония интеллектуального развития;

- нарушение поведенческой регуляции.

5. Сенсорная депривация:

- замедление и дезорганизация развития психических процессов;

- задержка процесса становления ориентировочно-исследовательского поведения;

- дизонтогенетическое развитие.

6. Соматическая депривация:

- соматическая ослабленность;

- физический инфантилизм;

- задержка психического развития соматогенного происхождения;

- хронические болезни.

В чистом виде каждый из данных видов депривации можно выделить только в специальных исследованиях. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно выделить, как действуют отдельные депривационные характеристики в детском возрасте, накладываясь на процесс развития. Тем более трудно понять это, если человек воспитывался в условиях детского дома, школы-интерната, когда сенсорная, эмоциональная, социальная депривация сопряжены и являются следствием материнской депривации.

Для полноценного становления личности важным условием выступает гармонизация всех взаимоотношений ребенка с окружающей средой. Если по какой-либо причине возникают препятствия общению индивида с внешним миром, то это имеет патогенное значение для его развития.

3. Уровни депривации

Традиционно в психолого-педагогической практике выделяются два уровня проявления депривации в зависимости от времени и полноты прерывания связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми:

1. Полная депривация - соответствует условиям, когда ребенок развивается в детском доме и не имеет контактов с родственниками с самого рождения или с раннего детства.

2. Частичная депривация - соответствует условиям развития воспитанников детского дома, имеющих возможность какое-то время проводить в семье или с близкими им людьми.

В зависимости от уровня и степени выраженности негативных проявлений психического состояния имеется следующая дифференциация депривации:

§ умеренная (легкая) степень выраженности проявлений депривации - проявляется в виде некоторой неустойчивости эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер;

§ средняя степень выраженности проявлений депривации - проявляется в нервно-психических расстройствах и некотором снижении интеллектуального развития;

§ тяжелая степень - характеризуется задержанным темпом психического развития и умственной отсталостью.

Рис. 3 Взаимосвязь уровней и степени выраженности депривации

Депривация, несмотря на сложность и специфичность, не является неизменной и постоянной. При создании вокруг ребенка оптимальных условий ее негативные симптомы сглаживаются, что является важным в плане организации психолого-педагогического сопровождения развития детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19