Возрастная психология
Ведущая деятельность - это:
1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности;
2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре - воображение, в учении - логическое мышление);
3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.
Таким образом, ведущая деятельность - та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.
В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает:
1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;
2) раннее детство с предметной деятельностью;
3) дошкольное детство с игрой;
4) школьный возраст с учением;
5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;
6) юношеский - с учебно-профессиональной деятельностью.
Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев:
§ социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;
§ основной (ведущий) тип деятельности;
§ основные новообразования развития;
§ кризис.
Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так.
1. Этап раннего детства состоит из двух стадий
1.1. младенчества, открывающегося кризисом новорожденности, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности,
1.2. раннего возраста, начало которого знаменует кризис l-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.
2. Этап детства с двумя стадиями
2.1. кризис 3 лет, знаменующий начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы).
2.2. открывающийся кризисом 6-7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.
3. Этап отрочества делится на:
3.1. стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет,
3.2. стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет.
По Д.Б.Эльконину, кризисы 3 и 11 лет - это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы l года, 7 и 15 лет - кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.
В отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина, и в своем изложении конкретных возрастов мы постараемся следовать ей. Проблема периодизации является настолько интересной и важной в возрастной психологии, что исследовательские работы в этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная В.И. Слободчиковым в 80-х гг. ХХ в.
Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования - субъективности (или, более общо - внутреннего мира), он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (со-бытия = бытия вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со=бытия) и обособления от них (реализация само=бытности).
В предложенной им схеме - «матрице возраста» - каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).
Ступени субъективности
|
Период становления событийности
|
Период становления самобытности
|
|
|
Кризисы рождения
|
Стадии принятия
|
Кризисы развития
|
Стадии освоения
|
|
1. Оживление
|
Родовой кризис - 2 мес.- + 3 нед.
|
Новорожденность0,5 - 0,4 мес.
|
Кризис новорожденности 3,5 - 7 мес.
|
Младенчество 6 - 12 мес.
|
|
2. Одушевление
|
Кризис младенчества 11 - 18 мес
|
Раннее детство 1,5 - 3,0 года
|
Кризис раннего детства 2,5 - 3,5 года
|
Дошкольное детство 3 года - 6,5 лет
|
|
3. Персонализация
|
Кризис детства 5,5 - 7,5 лет
|
Отрочество 6,5 - 11,5 лет
|
Кризис отрочества 11- 14 лет
|
Юность 13,5 - 18 лет
|
|
4. Индивидуализация
|
Кризис юности 17 -21 год
|
Молодость 19 - 28 лет
|
Кризис молодости 27 - 33 года
|
Взрослость 32 - 42 года
|
|
5. Универсализация
|
Кризис взрослости 39 - 45 лет
|
Зрелость 44 - 60 лет
|
Кризис зрелости 55 - 65 лет
|
Старость 62 - …
|
|
Кризис индивидуальной жизни
|
|
|
Рис. 4 Интегральная периодизация развития В.И. Слободчикова
В данной периодизации по горизонтали выделяются следующие ступени развития субъективности человека:
1. Оживление - становление человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных, функциональных органов.
2. Одушевление - развитие собственных (субъектных) средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей.
3. Персонализация - оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.
4. Индивидуализация - обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и в собственной жизни.
5. Универсализация - восхождение к предельной полноте реальной жизни, откровение духовного единства себя и Мира.
По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени - это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней - это смена режима индивидуальной жизни:
§ в кризисах рождения - как кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм со=бытийности (на стадиях принятия),
§ в кризисах развития - как кризис со=бытийности («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения, само=бытности (на стадиях освоения).
То, что предложенное В. И. Слободчиковым чередование критических и стабильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтверждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного феноменального повторения картин кризисов 1-го и 7-го годов жизни, 3-х и 12-ти лет. Свои повторения имеют и стабильные стадии.
Принципиально другие основания имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление же их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности). Таким образом, построение периодизации зависит от теоретических ориентаций автора: так, периодизация С.Холла создана по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития; периодизации 3. Фрейда, Ж. Пиаже и др. связаны с выделением какого-либо одного признака психического развития; периодизации Э. Эриксона, Л. С. Выготского, В. И. Слободчикова ориентированы на существенные внутренние закономерности самого процесса развития.
ТЕМА 9. Развитие личности в условиях депривации
1. Понятие депривации
Депривация - это динамическое состояние, возникающее в жизненных ситуациях, где субъект лишен возможностей для удовлетворения основных (жизненных) потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.
А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых рассматривают депривацию как «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». «Симтоматика психической депривации может охарактеризовать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности». Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика,1990. С.31.
Внешне депривация проявляется в поведении, характеризующемся широким спектром признаков социально-психологической адаптации.
Для полноценного развития личности значимыми являются не только и не столько потребности в пище, самосохранении, продолжении рода, сколько во взаимодействии и эмоциональной связи ребенка с близкими людьми. О том, что основное значение в развитии и усвоении детьми общественно-исторического опыта имеет общение, признают в своих трудах многие отечественные психологи: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин. Особое внимание они обращали на важность общения с окружающими в раннем детском возрасте. М.И. Лисина, И.В. Дубровина и др. (1990), подчеркивая необходимость общения с родственниками, также указывали на значение постоянных контактов ребенка с воспитывающими его людьми. Согласно последним исследованиям (Й. Лангмейер, З. Матейчик, Мак-Гил, Н.М. Щелованов и др.), на развитие личности влияют также окружающая среда, наличие эмоциональных и сенсорных контактов.
В зависимости от того, чего лишен человек, выделяются несколько форм психической депривации, которые влияют на развитие личности.
Материнская депривация - разнообразные явления, связанные с воспитанием ребенка в отрыве от матери (семьи). Материнскую депривацию испытывают брошенные дети, дети-сироты, дети, к которым мать эмоционально холодна или слишком занята на работе.
Эмоциональная депривация - эмоциональное (аффективное) лишение в виде отсутствия любви, внимание и нежных чувств по отношению к ребенку. Эмоциональная депривация возникает также в результате нарушения эмоциональных связей ребенка в связи со смертью значимого взрослого.
Социальная депривация - сужение социального поля активности ребенка и ограничение возможностей для усвоения социальной роли. Крайняя степень социальной депривации - «волчьи» и «одичавшие» дети,
Когнитивная депривация - возникает в случае, когда внешний мир не упорядочен и слишком изменчив, что снижает возможности понимать, предвосхищать и регулировать сложные изменения.
Соматическая депривация - психофизическая ослабленность или серьезная патология органов вследствие перинатальных вредностей, а также отсутствия возможностей полного удовлетворения первичных биологических потребностей.
Сенсорная депривация - является следствием сужения внешних раздражителей и недостатка стимулов - зрительных, слуховых, осязательных и прочих при «обедненной среде», в которую ребенок попадает, оказавшись в детском доме, больнице, интернате. Сенсорная депривация может возникать у детей, проживающих вместе с родителями или без них в отдаленной от населенных пунктов местности, у прикованных из-за болезни к кровати.
2. Влияние депривации на развитие личности
Формы психической депривации и ее проявления по И.В. Ярославцевой Ярославцева И. В. Психология депривированного подростка: Монография. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000, С.16..
:
1. Материнская депривация:
- отсутствие базового доверия к миру;
- несформированность самосознания;
- несформированность произвольных форм поведения;
- инфантилизм.
2. Эмоциональная депривация:
- снижение коммуникативно-познавательной активности;
- несформированность мотивационно-потребностной сферы;
- эмоционально-личностные нарушения;
- аффективные расстройства нарушения.
3. Социальная депривация:
- снижение коммуникативно-познавательной активности;
- трудности в установлении контактов;
- нарушение процесса социального и профессионального самоопределения.
4. Когнитивная депривация:
- снижение познавательных интересов;
- затруднение в понимании и предвосхищении событий;
- дисгармония интеллектуального развития;
- нарушение поведенческой регуляции.
5. Сенсорная депривация:
- замедление и дезорганизация развития психических процессов;
- задержка процесса становления ориентировочно-исследовательского поведения;
- дизонтогенетическое развитие.
6. Соматическая депривация:
- соматическая ослабленность;
- физический инфантилизм;
- задержка психического развития соматогенного происхождения;
- хронические болезни.
В чистом виде каждый из данных видов депривации можно выделить только в специальных исследованиях. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно выделить, как действуют отдельные депривационные характеристики в детском возрасте, накладываясь на процесс развития. Тем более трудно понять это, если человек воспитывался в условиях детского дома, школы-интерната, когда сенсорная, эмоциональная, социальная депривация сопряжены и являются следствием материнской депривации.
Для полноценного становления личности важным условием выступает гармонизация всех взаимоотношений ребенка с окружающей средой. Если по какой-либо причине возникают препятствия общению индивида с внешним миром, то это имеет патогенное значение для его развития.
3. Уровни депривации
Традиционно в психолого-педагогической практике выделяются два уровня проявления депривации в зависимости от времени и полноты прерывания связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми:
1. Полная депривация - соответствует условиям, когда ребенок развивается в детском доме и не имеет контактов с родственниками с самого рождения или с раннего детства.
2. Частичная депривация - соответствует условиям развития воспитанников детского дома, имеющих возможность какое-то время проводить в семье или с близкими им людьми.
В зависимости от уровня и степени выраженности негативных проявлений психического состояния имеется следующая дифференциация депривации:
§ умеренная (легкая) степень выраженности проявлений депривации - проявляется в виде некоторой неустойчивости эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер;
§ средняя степень выраженности проявлений депривации - проявляется в нервно-психических расстройствах и некотором снижении интеллектуального развития;
§ тяжелая степень - характеризуется задержанным темпом психического развития и умственной отсталостью.
Рис. 3 Взаимосвязь уровней и степени выраженности депривации
Депривация, несмотря на сложность и специфичность, не является неизменной и постоянной. При создании вокруг ребенка оптимальных условий ее негативные симптомы сглаживаются, что является важным в плане организации психолого-педагогического сопровождения развития детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|