Возрастная психология
Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения.
Закономерности формирования учебной деятельности:
1. Весь процесс преподавания в младших классах строится на основе развернутого знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. Главная роль отводится учителю, т.к. учебная деятельность не дана ребенку изначально. В основе последовательного вовлечения ребенка в учебную деятельность лежит теория поэтапного формирования умственных действий. Учитель демонстрирует ребенку определенную последовательность учебных действий и выделяет те из них, которые должны выполняться в предметном, внешнеречевом или умственном плане.
2. От прямого следования указаниям учителя к концу 2-го, началу 3-го класса ребенок переходит к саморегуляции. Саморегуляция - умение ставить собственные цели и задачи и освоение моделирования. Другими словами, переход от способа «проб и ошибок» к умению выделять общие закономерности и переносить способ решения задач на другие задачи. Тем самым можно говорить об умении ребенка преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-практические.
Школьное обучение отличается еще и тем, что отношения со взрослыми становятся опосредованными образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных понятий.
Эти моменты, также как и специфика самой учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.
5.4. Психические функции младшего школьника
Мышление становится доминирующей функцией - развитие других психических функций зависит от развития мышления:
§ завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению
§ появляются логически верные рассуждения, при этом ребенок использует конкретные (по Ж.Пиаже) мыслительные операции, т.е. операции, основанные только на конкретном, наглядном материале.
§ Формируются научные понятия ( математические, грамматические и т.д.). для того, чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия.
§ Овладение системой научных понятий позволяет развивать теоретическое мышление.
§ Проявляются индивидуальные различия мышления у детей: «теоретики» («мыслители») легко решают учебные задачи в словесном плане, «практика» нужна опора на наглядность и практические действия, у «художников» - яркое, образное мышление. У большинства детей - относительное равновесие между разными видами мышления.
Восприятие.
§ В начале периода еще недостаточно дифференцированно (дети путают 6 и 9 и т.п.)
§ Переход от анализирующего к синтезирующему восприятию: при восприятии картины описание дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий.
§ Исчезают феномены Пиаже (в 7-8 лет), восприятие перестает быть основанием для умозаключений.
§ Память - развивается в 2-х направлениях - произвольности и осмысленности.
§ обучение строится с постепенным увеличением опоры на произвольную память
§ смысловая память развивается с помощью мышления и мнемонических приемов.
§ Мнемонические приемы - деление текста на смысловые части, прослеживание основных смысловых линий, выделение основных опорных слов, возвращение к прочитанному для уточнения содержания, мысленное припоминание прочитанного и воспроизведение вслух, рациональные приемы заучивания наизусть.
Внимание.
§ Происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному.
§ Непроизвольное внимание преобладает - привлекает все яркое, интересное, концентрация - не более 10-20 минут.
§ Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного действия на другое.
§ Индивидуальное развитие внимания у детей - различные его свойства развиваются неодинаково, у каждого ребенка по-своему: у одних устойчивое, но плохо переключаемое (флегматики, меланхолики), у других хорошая организованность сочетается с малым объемом, треть легко переключаются и также легко отвлекаются. Невнимательность выражается в сильной отвлекаемости, плохой концентрации и неустойчивости внимания.
Речь. Речь является одним из важнейших процессов младшего школьника. Ее овладение осуществляется на уроках русского (родного) языка и чтении.
§ Увеличивается словарь, происходит осознание собственных речевых процессов, совершенствуется интонационная и звуко-ритмическая сторона речи.
§ Речь как коммуникативная функция характеризуется как речь-повторение, речь-называние, непроизвольная, реактивная.
§ Формируется письменная речь: не смотря на то, что она намного беднее и однообразнее, чем устная, письменная речь более развернутая.
5.5. Развитие личности младшего школьника
Развитие личности младшего школьника в основном развертывается по линиям мотивационной сферы и совершенствования самосознания. Это период фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.
Мотивационная сфера - включает учебно-познавательные мотивы:
1. Мотивация достижения - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.
2. Престижная мотивация - стремление быть отличником во что бы то ни стало (достигают высокой продуктивной деятельности, но не способны к творчеству, высоко развит индивидуализм).
3. Мотивация избегания неудачи - тревожность, страх в ситуациях оценки (у неуспешных учеников).
4. Компенсаторная мотивация - мотивы, позволяющие, утвердиться в другой области, кроме учебной.
Самосознание:
§ Происходит формирование чувства компетентности по Э.Эриксону - соответствует полноценному развитию.
§ Самооценка формируется под влиянием 3-х факторов: успеваемости, особенности общения учителя с классом, стиля семейного воспитания.
§ Уровень притязаний формируется по-прежнему родителями ( к 9 годам уже полностью сформирован - по Э.Берну)
§ Развивается рефлексия - способность ребенка взглянуть на себя со стороны, самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами.
Эмоционально-волевая сфера:
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.
Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.
§ Наблюдается нарастание осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий.
§ Возможности полного осознания своих чувств и понимания чужих переживаний еще ограничены. Поэтому, наблюдается подражание в реакциях на родителей, учителей.
§ Возрастной эмоциональной нормой считается оптимистичное, бодрое, радостное настроение.
§ Появляются сложные, высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, гордость, ревность, сопереживание); интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, творческое удовольствие, разочарование); эстетические ( чувства прекрасного, красивого, безобразного, чувство гармонии)
§ Чувства и воля находятся в тесном взаимодействии. Чаще в этом возрасте мотивом поведения становятся больше эмоции.
§ Волевое поведение к 3-му классу уже направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка.
Условия развития волевого действия у школьников:
1. Понятность и осознанность целей, которые необходимо достигнуть.
2. Ребенок должен видеть начало и конец цели.
3. Деятельность, которую должен осуществить ребенок должна быть соразмерной его возможностям. Очень трудные и очень легкие задания не способствуют развитию воли.
4. Ребенок должен знать и понимать способ выполнения деятельности, видеть этапы достижения цели.
5. Внешний контроль за деятельностью ребенка должен постепенно сменяться на внутренний.
Показатели произвольности в учебной деятельности:
Уровень сформированности учебной деятельности является низким, если ребенок не выполняет уроки самостоятельно, а только под руководством взрослого; идет на поводу у ситуации.
Сформированность мотивационного компонента - хочет или не хочет ребенок учиться. Зависит от успехов в учебе.
5.6. Общение в младшем школьном возрасте
Отношения со взрослыми. На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.
Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.
Игра. По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.
Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени.
5.7. Базальная потребность возраста
Базальная потребность - уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").
Выводы
1. Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника и учебную мотивацию.
2. Учебная деятельность становится ведущей.
3. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он создает необходимую базу для своего последующего обучения.
4. От учебной деятельности зависит развитие личности ребенка. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений приводит к становлению чувства компетентности - нового аспекта самосознания. Если не формируется чувство компетентности, то возникает чувство неполноценности, которое может спровоцировать компенсаторную самооценку и мотивацию.
5. Основные новообразования - произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Кроме того, совершенствуются, перестраиваются все психические процессы.
6. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста признаются теоретическое рефлексивное мышление и чувство компетентности как один из аспектов самосознания.
Литература по теме 5
Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. - М.: Аграф, 1996.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред.пед.учеб.заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М., 1999.
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: учебное пособие для вузов. / под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова. - М.: изд. Центр «Академия», 1999.
Глассер У. Школы без неудачников.- М., 1991.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М., 1972.
Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей.- М., 1985.
Дреер А.М. Преподавание в средней школе США: Проблемы начинающих учителей.- М., 1983.
Жамкочьян М. "Я плохой", или Проблема идентификации в школе. / Знание - сила - 1994 - № 8.
Жамкочьян М. Власть в школе, или Паноптикум. / Знание - сила - 1994 - №10.
Жамкочьян М. Личность в современной школе. Знание - сила - 1994 - № 9.
Жамкочьян М. Сквозь психологический "кристалл". / Знание - сила - 1994 № 7.
Жамкочьян М. Стратегии успеха. / Знание - сила - 1994 - №2.
Жамкочьян М. Страх и бегство. / Знание - сила - 1994 - №11.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1993.
Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер. 1999.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М., 1996.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, - М., 1986.
Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.И. Практическая психология родителей или что я могу узнать о своем ребенке. - М., 1997.
Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.- М., 1987.
Мухина В.С. Детская психология. - М., 1999.
Мухина В.С. Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М., 1998.
Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.- М., 1991.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1999
Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. / Вопр. психол. - 1994 - №3.
Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 1987.
ТЕМА 6. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Возрастные границы периода пластичны и во многом индивидуальны. Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками в процессе общественно-полезной деятельности и обучения. Это возраст физиологической перестройки организма, перехода от детства к взрослости.
В подростковом возрасте различают 2 периода: младший подростковый (10-12 лет) и старший подростковый (13-15 лет)
6.1 Особенности перехода в среднее звено обучения
На этапе перехода из начального в среднее звено школы основной проблемой является социально-психологическая адаптация к новым условиям обучения. Дети переживают так называемый мотивационный кризис.
Причины:
Переход от системы обучения преимущественно с одним педагогом на много педагогов (личностей). После авторитарных педагогов демократический и либеральный стиль педагога вызывает дикие эмоции, выходки. После либеральных к авторитарным педагогам возникает агрессия со стороны детей. Внутренняя и внешняя агрессия учителя вызывает удвоенную агрессию со стороны учеников. Педагогу-предметнику целесообразно сориентироваться сначала на учителя младших классов, а потом подстроить детей под себя. Учебная мотивация закладывается на основе личностно-эмоционального отношения к учителю: если педагог сумеет расположить к себе учеников, они будут иметь интерес к его предмету.
Переход к множеству предметов. Ребенок теряется в многообразии домашних заданий, пока не выстроится иерархия предметов, у него может снизится успеваемость.
Происходят психологические и физиологические сдвиги, свойственные латентному (скрытому) младшему подростковому периоду. Это проявляется в снижении работоспособности ребенка.
6.2 Младший подростковый период (10 - 12-13 лет)
Общая характеристика:
§ Период повышенной активности ЦНС, желез внутренней секреции. Это ведет к увеличению гормонов в крови и усилению признаков полового созревания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|