бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная психология бесплатно рефераты

Средняя продолжительность жизни

§ в бронзовом веке, по-видимому, не превышала 18-20 лет,

§ во времена Римской империи - 23 года;

§ в средние века она поднялась до 35 лет,

§ в XIX в. достигла 44 лет,

§ а уже в 70-е гг. ХХ в. - 68-72 лет.

Канули в Лету представления о возрасте 50-60 лет как о старости и немощности; смертность в этом возрасте упала даже по сравнению с концом XVIII в. почти в 4 раза.

В наше время реальные возможности жить простираются в среднем до 70 лет, а лимит трудоспособности значительно опережает дату старости в большинстве высокоразвитых стран. Современному человеку очень трудно почти 25 лет своей жизни осознать как период угасания, распада, ненужности и т.д.

10.2 Психологическое переживание старения и старости

Развитие человека продолжается и в старости. Для многих людей, приближающихся к 60 годам, становится очевидной необходимость рефлексировать жизненный путь с точки зрения оценки его реализованности и оценки перспектив на будущее.

Типичными размышлениями этого времени считаются такие:

§ «как летит время»,

§ «как быстро прошла жизнь»,

§ «непонятно, на что было потрачено так много времени»,

§ «если бы впереди было много времени, то я бы...»,

§ «как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок» и т.п.

Исследователи этого периода жизни особо отмечают возраст около 56 лет, когда люди, находящиеся на пороге старения, переживают чувство, что можно и нужно еще раз преодолеть трудное время, попытаться, если надо, что-то изменить в собственной жизни.

Большинство стареющих людей переживают этот кризис как последнюю возможность реализовать в жизни то, что они считали смыслом или целью своей жизни, хотя некоторые, начиная с этого возраста, начинают просто «отсиживать» время жизни до смерти, «ждать своего часа», считая, что возраст не дает шансов серьезно что-то изменить в судьбе. Выбор той или иной стратегии зависит от личностных качеств и тех оценок, которые личность дает собственной жизни.

10.3 Особенности личности пожилого (старого) человека

1. Изменение самосознания. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния оттого, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Э. Эриксон выделяет несколько характеристик переживания чувства интегративности:

§ это всевозрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности;

§ это постнарцисстическая любовь человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются;

§ это приятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене;

§ это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям;

§ это товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий.

Носитель такой личностной целостности, хотя и понимает относительность всех возможных жизненных путей, придающих смысл человеческим усилиям, тем не менее, готов защищать достоинство своего собственного пути от всех физических и экономических угроз. Тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится «духовным наследием отцов», печатью происхождения. Перед лицом такой итоговой консолидации его смерть теряет свою силу.

На этой стадии развития к человеку приходит мудрость, которую Э. Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Мудрость Э. Эриксон предлагает понимать как форму такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума, тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием.

Утрата или отсутствие эго-интеграции приводит к расстройству нервной системы, чувству безысходности, отчаяния, страху смерти. Отчаяние выражает чувство, что времени уже осталось слишком мало для попытки начать жизнь сначала, устроить ее по-другому и попытаться достичь личностной целостности другим путем.

Отчаяние маскируется отвращением или хроническим презрительным недовольством определенными социальными институтами и отдельными людьми. Как бы то ни было, все это свидетельствует о nрезрении человека к самому себе, но достаточно часто «миллион терзаний» не складывается в одно большое раскаяние.

2. Изменение мотивационной сферы. Немаловажным фактором здесь является отсутствие необходимости ежедневно трудиться, выполнять принятые на себя обязательства. Согласно А. Маслоу, ведущими потребностями в пожилом и старческом возрасте становятся

§ телесные потребности,

§ потребность в безопасности и надежности.

Многие старые люди начинают жить «одним днем», наполняя каждый такой день простыми заботами о здоровье и поддержании жизнедеятельности и минимального комфорта. Даже простые домашние хлопоты и несложные проблемы становятся значимыми для сохранения ощущения занятости, необходимости что-то делать, быть нужным себе и другим.

3. Изменение временной жизненной перспективы. Псиxoлoгичecкoe время меняется в старости, и большее значение теперь имеют жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее, хотя определенные «нити» в недалекое, обозримое будущее все же протянуты. Об этом хорошо сказал Гете:

«Насущное отходит вдаль, а давность,

Приблизившись, приобретает явность».

Большинство важнейших событий и свершений своей жизни старики, как правило, относят к прошлому. Благодаря причинным и целевым связям бывшие и будущие события человеческой жизни образуют сложную систему представлений о ней, которая в обыденном языке именуется «судьбой», а в психологии - «субъективной картиной жизненного пути».

4. Одним из любопытных феноменов старости являются неожиданные вспышки творческих способностей. Так, в 50-х п. ХХ в. Газеты всего мира обошла сенсация: 80-летняя Грандма Мозес начала писать оригинальные художественные полотна, и ее выставки имели громадный успех у публики. Многие старики последовали ее примеру, не всегда с таким же успехом, но всегда - с большим личностным выигрышем. Для любого социума специальной задачей является организация времени жизни стареющих поколений. Во всем мире этому служат не только службы социальной помощи (хосписы и приюты для престарелых), но и специально создаваемые социальные институты образования взрослых, новые формы досуга и новая культура семейных отношений, системы организации свободного времени стареющих, но здоровых людей (путешествия, клубы по интересам и т.д.).

10.4 Изменения в функционировании психических функций

Большинство происходящих в старости деструктивных процессов оказываются выше порога сознания, отражаясь в нем только в виде ряда болезненных симптомов (гиподинамия, стрессы, соматические и психосоматические проблемы). Именно поэтому усиленный сознательный контроль и регуляция биологических процессов включаются в образ жизни старых людей и означают усиление роли человека как личности и субъекта деятельности в сохранении и преобразовании собственных индивидных качеств. Участие самой личности в создании собственного здорового образа жизни способствует сохранности ее индивидной организации и регуляции дальнейшего психического развития. Сознательная регуляция возрастной динамики функциональных систем осуществляется посредством эмоциональной и психомоторной сфер, а также речи.

В функционировании психических процессов наблюдается усиление противоречивости и неравномерности:

1. Начиная с 40 лет, постепенно, но неравномерно снижается громкостная слуховая чувствительность в высокочастотном диапазоне (4000 16000 Гц). В среднем диапазоне, где располагаются фонетические, речевые звуки, особых изменений нет. В то же время низкочастотные звуки (32-200 Гц) сохраняют сигнальное значение даже в самом позднем онтогенезе. Это значит, что ухудшение работы слухового анализатора носит избирательный характер, обусловленный как исторической природой человека, так и защитными функциями организма.

2. От 25 до 80 лет с неодинаковой скоростью снижаются разные виды цветовой чувствительности. Например, к 50 годам чувствительность к желтому цвету практически не изменяется, а к зеленому снижается в замедленном темпе. На красный и синий цвета (т.е. на крайние - короткие и длинноволновые части спектра) чувствительность падает значительно быстрее.

3. Зрительно-пространственные функции. Так, к примеру, глазомерная функция и сенсорное поле зрения отличаются достаточно высокой сохранностью до 69 лет. В относительно более ранние сроки (после 50 лет) наступает общее ухудшение остроты зрения и объема перцептивного поля. Между периодом созревания и периодом инволюции не наблюдается прямой зависимости: функции, достигающие зрелости в ранние (глазомер) или поздние сроки (например, поле зрения формируется в школьные годы), могут оказаться в равной мере сохранными вплоть до 70 лет, что указывает на их важную роль на протяжении всей жизни.

4. С возрастом может усиливаться асимметрия различных психологических функций: например, одна из сторон тела может оказаться более чувствительной к вибрационной или температурной стимуляции, чем другая, один глаз или ухо может быть более функционально сохранным, чем другой.

5. Исследования памяти показали, что в период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Ведущим видом памяти в пожилом возрасте становится смысловая, логическая память, хотя и эмоциональная память продолжает функционировать.

6. Фиксирование своего поведения у людей старше 70 лет ослаблено по сравнению с долговременной памятью. Деформации особенно сильны в образной памяти, где восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи.

7. В процессе геронтогенеза претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект. По данным английского геронтолога Д. Б. Бромлея, снижение невербальных функций становится резко выраженным к 40 годам, а вербальные функции с этого момента интенсивно прогрессируют, достигая своего максимума в период 40 - 45 лет. Это свидетельствует о том, что речемыслительные второсигнальные функции противостоят общему процессу старения.

На работу психических функций в старости влияет трудовая деятельность, осуществляемая или продолжаемая человеком, которая способствует их сохранности.

10.5 Изменение структуры социальной активности в старости

Чем старше становится человек, тем больше в силу объективных причин сужаются его социальные связи, и снижается социальная активность.

Это обусловлено:

§ во-первых, прекращением обязательной профессиональной деятельности, естественным образом влекущей за собой установление и обновление системы социальных связей и обязательств; очень немногие старики продолжают активно участвовать в деловой жизни (как правило, это те, кто избегает зависимости и ценят уверенность в собственных силах и самостоятельность).

§ Во-вторых, постепенно «вымывается» его возрастная когорта, и многие близкие ему люди и друзья умирают или возникают трудности в поддержании отношений (в связи с переездом друзей к детям или другим родственникам) - «иных уж нет, а те далече». В ряде работ по проблемам старения отмечается, что принципиально любой человек старится в одиночку, так как в силу преклонного возраста он постепенно отдаляется от других людей.

§ В-третьих, старый человек быстрее устает от напряженных социальных контактов, многие из которых ему не кажутся актуально значимыми, и сам ограничивает их. Пожилому человеку чаще хочется побыть одному, «отдохнуть от людей». Круг общения пожилого человека чаще всего бывает ограничен ближайшими родственниками и их знакомыми и немногими близко живущими друзьями.

Проблема одиночества. Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества.

§ Острее проблема снижения социальной активности и одиночества переживается стариками, живущими в городах, чем в сельской местности, в силу специфичности самих жизненных укладов города и села.

§ Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону, еженедельный поход по магазинам, ежемесячные встречи друзей, ежегодное совместное празднование годовщин и т.п.).

§ Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины.

После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости.

Многие старики часто живут с ощущением ненужности, брошенности, невостребованности, обесцененности. Это означает, что в старости отмечается не только сужение межличностных контактов, но и нарушение самого качества человеческих взаимоотношений.

Эмоционально неуравновешенные пожилые люди, остро чувствуя это, часто предпочитают деморализующее добровольное затворничество унижению, которое они усматривают в риске стать обузой и испытать на себе глумливое высокомерие молодых. Эти переживания могут стать и основой старческих суицидов наряду с материальной необеспеченностью, одиночеством, страхом умереть в одиночестве.

Факторами, способствующими тому, что человек начинает «чувствовать свой возраст», переживать отчаяние и депрессию, становятся в этом случае следующие процессы:

§ переживание горя и соблюдение траура;

§ необходимость искать новых людей, которые примут человека в свой круги заполнят образовавшийся «вакуум»;

§ необходимость учиться решать многие проблемы самому и т.д.

Наоборот, человек менее остро переживает одиночество, если он ощущает:

§ комфортность и стабильность существования,

§ счастлив в домашней обстановке,

§ удовлетворен своими материальными условиями и местом жительства,

§ если у него есть потенциальные возможности осуществлять по собственному желанию контакты с другими людьми,

§ если он вовлечен в какие-то ежедневные, пусть и необязательные, виды деятельности,

§ если он ориентирован на элементарные, но обязательно долгосрочные проекты (ждет правнука, покупки автомобиля или защиты диссертации сына, урожая от посаженной когда-то яблони и т.д.).

После 70 лет успешно работали такие ученые, как П. Ламарк, К. Лаплас, Г. Галилей, И. Кант, И. П. Павлов (его «Двадцатилетний опыт» написан в 73 года, а «Лекции О работе больших полушарий головного мозга» в 77 лет); писатели В. Гюго, С. Вольтер, Б. Шоу, В. Гете (вторая часть «Фауста» написана, когда ему было уже к 80, и именно к этой фазе жизни относится его знаменитое высказывание: «Ребенок - реалист, юноша - идеалист, мужчина - скептик и старик - мистик»). Л. Н. Толстой (в период написания «Воскресения» ему 71 год, «Живого трупа» - 72, а «Хаджи-Мурата»76). Художники Микеланджело (писал до 79 лет), К. Мане (до 86), О. Ренуар (до 78), Эль Греко (до 73). По преданию, японский художник Хокусаи сказал, что все, созданное им до 73 лет, ничего не стоит, его художественная карьера началась только после этого. Тициан создал свои самые захватывающие полотна почти в возрасте ста лет. Верди, Рихард Штраус, Шютц, Сибелиус и многие другие композиторы работали до 80 лет и создавали в этом возрасте чуть ли не самую волнующую музыку.

К числу характерных особенностей творческих людей относится широта их интересов - активность творческой личности выходит за пределы семейных и узкопрофессиональных интересов и выражается в участии в общественной и педагогической деятельности. Примером в этом плане может служить жизнь Рабиндраната Тагора(1861-1941), творчеству и деятельности которого присущи разнообразие, динамичность, поиски нового, исключительно строгое отношение к себе, огромная работоспособность и отсутствие стереотипов в системе мировоззрения. Он писал стихи, пьесы, романы, повести и рассказы; был искусствоведом, педагогом и политическим деятелем; после 60 лет он занялся живописью и написал ряд замечательных полотен. Исследователь его биографии и литературного творчества М. Д. Александрова выделяет три пика продуктивности - 34, 49 и 69 лет.

Интерес представляет и анализ М. Д. Александровой творческой биографии И. С. Баха (1685-1750), чье творчество отличалось многообразием жанров. Он писал духовную, оркестровую, камерную и танцевальную музыку, сочинял произведения для органа и хора, органа и сольного пения, для клавира, для скрипки с оркестром. Он писал фуги и сонаты, прелюдии и кантаты, хоралы и концерты. Уменьшение количества сочинений в поздние годы связано с их монументальностью; кроме того, в эти годы он создает такие литературные музыковедческие сочинения, как «Музыкальные приношения», «Искусство фуги» И др., И ведет педагогическую деятельность.

Приведенные примеры демонстрируют разнообразие и широту интересов и деятельности творческих личностей и показывают, что они сохраняют свои потенциальные возможности даже в период позднего геронтогенеза.

10.6 Основные новообразования периода старости

В противовес пессимизму обыденных представлений о старости психологи говорят о таких своеобразных новообразованиях старческоrо возраста, как:

1) чувство принадлежности к группе или группам;

2) чувство, что «ты здесь дома» - личностный комфорт во взаимодействии с людьми;

3) чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них;

4) вера в других - чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее;

5) мужество быть несовершенным - ощущение того, что ошибки делать естественно, что совсем не обязательно быть всегда и во всем «первым» И «правильным», «лучшим» и «непогрешимым»;

6) ощущение себя человеком - чувство, что ты часть человечества;

7) оптимизм - чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

Литература по теме

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М: Аспект-Пресс, 2001.

3. Гамезо М.В., Герасимова В.С. Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. - М., 1999.

4. Кон И.С. в поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 1984.

5. Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер. 1999.

6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. - СПб.,1997.

7. Микулин А.А. Активное долголетие. - М., 1977.

8. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М.,1993.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1999

10. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2000.

11. Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.

12. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб пособие. - Л., 1990.

13. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001.

14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000.

15. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб.: Питер, 2001.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер с англ и нем. - М.: Прогресс, 1990.

17. Фромм Э. Мужчина и женщина. - М., 1998.

18. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2002.

19. Эриксон Э. Детство и общество.- СПб., 1996..

Тема 11. «Биографические кризисы»

«Биографические кризисы» могут не быть «привязаны» к календарному возрасту. Их возникновение и протекание очень индивидуально. В.И. Слободчиков называет их кризисами индивидуальной жизни. Самое главное - своевременно, «в зародыше» их усматривать и рационально из них «выруливать».

Некоторые основных варианты «биографических кризисов» (по Р.А. Ахмерову, 1994):

1. Кризис нереализованности. Он возникает, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни. Возникают переживания такого содержания, что моя-де жизненная программа не выполнена, «не удалась», «не повезло»; человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, И в своем прошлом не усматривает существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.

Одной из причин такого кризиса может быть социальная среда, в которую человека «забросило». Эта среда не может и не хочет ценить его специфический опыт, подготовленность, квалификацию («А! Пять лет учился? Болтать языком можешь, а деньги делать не можешь... Вот подметай теперь за мной!» и пр.). Здесь хорошо бы или сменить среду, или хотя бы найти в ее рамках приемлемую «субкультуру» - кружок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемые средой ценностные представления расходящиеся с общечеловеческими. Или вносить лепту в облагораживание данной малокультурной среды, или «приналечь» на работу («бегство в работу»), что уж совсем неплохо.

2. Кризис опустошенности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. И, несмотря на то, что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он - «уже выкуренная сигарета» и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей, «сил нет» и т.п.

Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и ударной работы, «штурма высот» в жизни, в профессии.

В этом случае оправданы существенная передышка, отстройка от утомившего образа жизни и деятельности. Другой вариант: при резкой смене социальной, производственной ситуации, жизненных обстоятельств у всякого возможны затрудненность ориентировки в сложном потоке внешних явлений, переживание большой неопределенности, непредсказуемости будущего - «Не знаешь, за что ухватиться...». Здесь, как и всегда, полезна ориентация на общечеловеческие, а не ситуативные ценности, поиск единомышленников, «родственных душ», И обсуждение с ними действительно непростых проблем существования в неопределенном мире.

3. Кризис бесперспективности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно может казаться и вполне определенным - картина «безнадежного застоя», «гарантированной скуки» впереди или отсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами типа «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реализации в тех или иных возможных ролях.

Указанные выше основные кризисы могут встречаться (по Ахмерову Р.А., 1994, с. 74-78) в разных вариантах:

1. «Опустошенность и бесперспективность»,

2. «Нереализованность и бесперспективность»,

3. «Нереализованность и опустошенность»,

4. «Нереализованность, опустошенность и бесперспективность»,

Это могут быть весьма трудные случаи, когда человек, лишенный компетентной помощи, способен пойти и на суицид. Поэтому, важно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности личности суметь вовремя заметить подобные проявления, как для себя, так и для значимых близких.

Литература по теме

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С. Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. - М., 1999.

3. Кон И.С. в поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 1984.

4. Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер. 1999.

5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. - СПб.,1997.

6. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2000.

7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000.

9. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб.: Питер, 2001.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер с англ и нем. - М.: Прогресс, 1990.

11. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2002.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19