бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Возрастная психология бесплатно рефераты

3.2 Другие виды деятельности в дошкольном возрасте

В дошкольном детстве складываются также типы деятельности, которые различаются не только по содержанию, но и по способу присутствия в них взрослого:

1. Разнообразные формы творческой продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация.

2. Организованные занятия, в которых взрослый руководит деятельностью ребенка через смысл предлагаемых заданий и их оценку.

3. Деятельность, связанная с выполнением разнообразных режимных моментов.

Дифференциация этих типов деятельности происходит постепенно; в самом начале дошкольного возраста все они довольно близки друг другу. Развитие отношений между взрослым и ребенком во всех, указанных типах деятельности приводит к концу дошкольного периода к выделению и осознанию ребенком специфических функций взрослого и собственных специфических обязанностей. Появляется осознание роли учителя, его общественной функции - учить детей, осознание своей общественной функции - учиться.

3.3 Общение дошкольников

Особую логику развития в дошкольном возрасте имеет общение ребенка и взрослого. М.И. Лисина установила, что при нормальном развитии на протяжении дошкольного возраста сменяются три формы общения ребенка и взрослого, для каждой из которых характерно специфическое содержание.

1. Ситуативно-деловая форма общения характерна для младшего дошкольного возраста (как и для раннего детства). Ребенок воспринимает взрослого как партнера по совместной игре и выделяет, прежде всего, его деловые качества.

2. Внеситуативно-познавательная форма общения складывается примерно к 5 годам. Ведущее положение занимают познавательные мотивы общения. Взрослый в глазах ребенка приобретает новое качество - он становится источником новых знаний и представлений о мире.

3. Внеситуативно-личностная форма общения складывается к концу дошкольного возраста. Интересы старших дошкольников уже не ограничиваются окружающими предметами и явлениями. Им становится интересным мир людей, их поступки, человеческие качества, отношения. Отличительная особенность такого общения является стремление к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми, потребность в них.

Общая психологическая характеристика общения дошкольников

Освоение способов взаимодействия людей друг с другом происходит через развитие механизмов идентификации и обособления. Идентификация - отождествление себя с другими. Ребенок в общении погружается в переживание за другого, проецируя себя на место этого другого (сказки, фильмы, мультфильмы и общение). Девочка (4 года) плачет возле горки, стоя рядом с маленьким мальчиком. На вопрос о причине плача, отвечает: «Его мама ушла, мне его жалко». (характерная для этого возраста идентификация в форме сочувствия). Обособление - стремление подтвердить свою самостоятельность, настоять на своем: «Я так сказал!», «Я буду это делать!» и проч.

Общение ребенка главным образом направлено на удовлетворение потребности в любви и одобрении. Ребенок сильно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые - для того, чтобы получить любовь, нежность, положительную оценку взрослого он готов на все: от заискивания до демонстративного пренебрежения, соперничества с другими детьми. Потребность в любви и одобрении является условием обретения эмоциональной защиты, выработке у него чувства уверенности, доброжелательного отношения к другим людям.

Если ребенку недостает любви, он теряет уверенность в себе, чувствует себя покинутым и одиноким - возникает насильственное отчуждение в форме страха (запугивание, отказ в поддержке в необычной ситуации - отчужденная, агрессивная позиция родителей). Могут появиться страх темноты, страх лифта, страх чужих людей в детском саду и т.д.

В целом, общение в дошкольном возрасте претерпевает следующие изменения:

Происходит осознание своего места в системе отношений в семье. Ребенок в возрасте 3 лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не является центром мироздания, а также не является центром своей семьи - родители могут общаться друг с другом и без его участия, появление младших детей, актуализация родителями отношений со старшими детьми.

С появлением самостоятельности изменяются и формы общения с обоими из родителей (они уже не принадлежат ему безраздельно). Такие отношения не устраивают ребенка - он возмущается, ревнует - это проявляется то в бурной любви и предпочтении одного из родителей (Эдипов комплекс), то через некоторое время другого - и с такой же силой (идентификация - разрешение Эдипова комплекса). Наконец, эти ревнивые формы общения проходят (к 6 годам), ребенок восстанавливает душевное равновесие, он любит и папу, и маму. При отсутствии отца - когда ребенок обнаруживает и осознает это - может возникнуть тревожность, обеспокоенность, возбудимость. Необходимо мужское общение (дед, дядя, тренер секции и т.д.)

Формируется коммуникативный стиль. Этот стиль определяют его отношения с родителями - у авторитарных родителей ребенок либо ведомый, либо агрессивный; у родителей с либерально-попустительским стилем воспитания - у ребенка не формируются нормы поведения, он не может ориентироваться в мире прав и обязанностей, нарушается социальная адаптация.

Кроме того, так как речевое общение становится не только средством обмена информацией, но и несет в себе экспрессивную функцию (эмоционально окрашено), то, подражая родителям и близким людям, ребенок бессознательно перенимает их стиль общения. Стиль общения ребенка с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений - слепок взаимоотношений в семье.

Круг взаимоотношений выходит за пределы семьи. Все большее место в жизни ребенка начинают занимать объекты, люди, отношения, с которыми он знакомится по рассказам взрослых, читаемым ему книгам, телевизионным передачам и видео. Важное место в жизни дошкольника начинают занимать и сверстники. В среднем дошкольном возрасте (4 - 5 лет) происходит переключение на сверстника без смены ведущей коммуникативной системы.

Эта потребность в общении со сверстниками развивается в играх, занятиях, обслуживании себя и пр. В условиях общественного воспитания (детский сад), ребенок приобретает навыки поведения в коллективе, учится взаимопониманию, сотрудничеству, взаимопомощи, умению встать на позицию другого человека. Развивается межличностная рефлексия.

Общение мальчиков и девочек носит характер половой принадлежности. Становится устойчивым чувство половой принадлежности. Общение детей дошкольного возраста показывает пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике дети усваивают не только социальные роли, но и способы общения мужчин и женщин.

3.4 Развитие психических функций дошкольника

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления, а также предметом сознательного изучения (обучение чтению и письму). Развивается звуковая сторона речи - произношение. Интенсивно растет словарный состав. Развивается грамматический строй речи, в связи с чем появляется собственное словотворчество. К.И.Чуковский в книге «О двух до пяти» собрал много примеров словотворчества: больной ребенок требует: «Положите мне на голову холодный мокресс!», «Пойдем в этот лес заблуждаться». «Бабушка! Ты моя лучшая любовница!». «У лысого голова - босиком». «Муж стрекозы - стрекозел». «Дым трубиться». «Мама сердится, но быстро удобряется». Усвоение грамматического строя языка и увеличение активного словаря способствует овладению всеми формами устной речи, присущими взрослым: монологической, диалогической, эгоцентрической (ребенок не понимает, что его могут не слушать).

Восприятие утрачивает аффективный характер, становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений - пояснения взрослых помогают ребенку целенаправленно и осмысленно изучать окружающий мир.

В развитии мышления происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, и, в конце периода - к словесно-логическому мышлению. Основным видом мышления является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Ж.Пиаже. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия (пока только на житейском уровне - живые-неживые существа, растения, животные, предметы быта и т.д.). К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей, что важно для дальнейшего развития интеллекта. Важно отметить, что в этот период развитие речи опережает развитие мышления.

Память становится доминирующей функцией (Л.С.Выготский). Это период характеризуется легкостью запоминания самой разнообразной информации. Память младшего дошкольника непроизвольна - интересные события, образы легко запечатлеваются. Непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Быстро запоминаются стихи, сказки, рассказы, фильмы. Смысловая память развивается наряду с механической. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически и обычно включены в другие виды деятельности (игра, утренник, занятия). В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

3.5 Развитие личности дошкольника

«Дошкольный возраст - период первоначального фактического склада личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Эмоциональная сфера. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, но при этом интенсивность и насыщенность эмоциональной жизни ребенка не снижается. Появляется эмоциональное предвосхищение последствий деятельности ( механизм которого описал А.В.Запорожец). Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Следовательно, механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов (покраснение, неровное дыхание, повышение пульса, сжимание кулаков, хаотичное движение) входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения (переживания о предстоящем). Переживания становятся глубже и сложнее, расширяется круг эмоций (появляются сочувствие, сопереживание - эмпатия).

Мотивационная сфера. Формируется соподчинение мотивов - желания приобретают разную силу и значимость, ребенок может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Наиболее сильный мотив - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми - исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от ребенка обещаний не только бесполезно, но и вредно - невыполнение их подкрепляет такие личностные черты как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение, не усиленное другими дополнительными мотивами.

Появляются и новые мотивы - достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами.

Начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка, которая включает индивидуальную устойчивую иерархию мотивов (первый этап - выделение доминирующих мотивов - стремление лидировать, соперничать или всем помочь, или достичь успеха в серьезном деле, или получать удовольствие от процесса деятельности). Иерархия будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрасте.

Происходит усвоение норм морали, которое вместе с эмоциональной регуляцией, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.

Самосознание. В раннем возрасте можно было наблюдать лишь истоки самосознания. К концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию самосознание становится более дифференцированным.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе чисто эмоциональной самооценки («Я хороший, потому что умею делать то и это, потому что слушаюсь взрослых» и т.д) и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. В целом самооценка дошкольника очень высока, что позволяет ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в занятия учебного типа. Согласно исследованиям (М.И.Лисина), самооценка ребенка формируется главным образом в зависимости от ожиданий родителей. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.

Характер ребенка в дошкольном возрасте формируется в совокупности его отношений к различным сторонам жизни: к деятельности, к другим, к себе, к предметам и вещам. Решающая роль в формировании характера также принадлежит взрослым, их поведению и оценке поведения ребенка.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой». Формируются общие и специальные способности: музыкальные, художественные, танцевальные.

Основные новообразования дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин):

1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения (первая картина мира) - происхождение луны, солнца, звезд (Ж.Пиаже, Н.Б. Шумакова).

2. Возникновение первичных этических норм (Что такое хорошо и что такое плохо), которые идут рядом с эстетическими («Красивое не может быть плохим» С.Г. Якобсон).

3. Возникновение соподчинения мотивов - преобладание обдуманных действий над импульсивными поступками.

4. Возникновение произвольного поведения - в форме поведения, опосредованного представлением (сначала в виде наглядного образа, затем в форме правила или нормы).

5. Возникновение личного сознания - осознание своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми и в системе общественных отношений.

Центральные новообразования дошкольного возраста - соподчинение мотивов и самосознание.

Литература по теме

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: учебное пособие для вузов, / под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова. - М.: изд. Центр «Академия», 1999.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- М., 1992.

4. Джайнотт Х.Д. Родители и дети.- М., 1986.

5. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психология развития дошкольников. - М., 1984

6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1993.

7. Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер. 1999.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, - М., 1986.

9. Лешли Д. Работать с маленькими детьми.- М., 1991.

10. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1988.

11. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.И. Практическая психология родителей или что я могу узнать о своем ребенке. - М., 1997.

12. Матейчек З. Родители и дети.- М., 1992.

13. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.- М., 1987.

14. Мухина В.С. Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М., 1998.

15. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1999.

16. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- М., 1991.

17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1999

18. Развитие личности ребенка / Н.Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2003.

19. Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 1987.

20. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире.- М., 1991.

21. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М., 1988.

22. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М, 1981.Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.- М., 1991.

23. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. // Психология бессознательного.- М., 1989.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19