Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на продуктивность профессиональной...
4.
Ñèìïòîì
"ïñèõîñîìàòè÷åñêèõ
è ïñèõîâåãåòàòèâíûõ
íàðóøåíèé".
Êàê ñëåäóåò
èç íàçâàíèÿ,
ñèìïòîì
ïðîÿâëÿåòñÿ
íà óðîâíå
ôèçè÷åñêîãî
è
ïñèõè÷åñêîãî
ñàìî÷óâñòâèÿ
Îáû÷íî îí
îáðàçóåòñÿ
ïî óñëîâíî-
ðåôëåêòîðíîé
ñâÿçè
íåãàòèâíîãî
ñâîéñòâà.
Ìíîãîå èç
òîãî, ÷òî
êàñàåòñÿ
ñóáúåêòîâ
ïðîôåññèîíàëüíîé
äåÿòåëüíîñòè,
ïðîâîöèðóåò
îòêëîíåíèÿ
â
ñîìàòè÷åñêèõ
èëè
ïñèõè÷åñêèõ
ñîñòîÿíèÿõ.
Ïîðîé äàæå ìûñëü
î òàêèõ
ñóáúåêòàõ
èëè êîíòàêò
ñ íèìè
âûçûâàåò
ïëîõîå
íàñòðîåíèå,
äóðíûå àññîöèàöèè,
áåññîííèöó,
÷óâñòâî
ñòðàõà, íåïðèÿòíûå
îùóùåíèÿ â
îáëàñòè
ñåðäöà, ñîñóäèñòûå
ðåàêöèè,
îáîñòðåíèÿ
õðîíè÷åñêèõ
çàáîëåâàíèé.
Ïåðåõîä
ðåàêöèé ñ
óðîâíÿ
ýìîöèé íà
óðîâåíü ïñèõîñîìàòèêè
ñâèäåòåëüñòâóåò
î òîì, ÷òî ýìîöèîíàëüíàÿ
çàùèòà -
"âûãîðàíèå" -
ñàìîñòîÿòåëüíî
óæå íå
ñïðàâëÿåòñÿ
ñ íàãðóçêàìè,
è ýíåðãèÿ
ýìîöèé
ïåðåðàñïðåäåëÿåòñÿ
ìåæäó
äðóãèìè
ïîäñèñòåìàìè
èíäèâèäà. Òàêèì
ñïîñîáîì
îðãàíèçì ñïàñàåò
ñåáÿ îò
ðàçðóøèòåëüíîé
ìîùè ýìîöèîíàëüíîé
ýíåðãèè.
4. Специфика трудовой деятельности.
Âñêîðå â
èíôîðìàöèîííîì
îáùåñòâå
îñíîâíûìè
÷åðòàìè
òðóäîâîé
äåÿòåëüíîñòè
áóäóò
ÿâëÿòüñÿ:
- физические перемещения будут заменены в той или иной мере
информационными связями, т.е., образно говоря, произойдет замена перемещения
людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня по оценкам
экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными
целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное “надомничество” резко
уменьшает необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных
заведениях. Это потребует радикальной перестройки производственного и учебного
процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также
выработки нового контрольно-оценочного аппарата.
- из-за изменения структуры экономики и соответствующих
изменений в сфере занятости возникает необходимость в переподготовке больших
масс населения; в течение активной жизни человек в информационном обществе
вынужден будет несколько раз менять профессию.
- повышаются требования к интеллектуальным и творческим
способностям человека, к его психофизическим характеристикам. Возникает
проблема безработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном возрасте, но
чьи способности к труду не отвечают новым требованиям. Чем значительнее будет
эта группа, тем острее будет проблема их занятости.
- встает проблема адекватно высокой оплаты
интеллектуального труда, готовность к этому представителей других социальных
групп.
- âîçíèêàåò
ñåðüåçíàÿ
îïàñíîñòü
“ðîáîòèçàöèè”
÷åëîâåêà,
çàíÿòîãî
èíôîðìàöèîííûì
òðóäîì.
Сегодня тотальная электронная слежка охватывает в США около
2/3 из 12 млн. работающих у дисплеев (к 2000 году их будет 40 млн.) и
распространяется с рабочих и служащих уже на специалистов инженеров,
бухгалтеров и врачей. В итоге растут “технострессы”, требования работников
вернуться к персонифицированному контролю как “допускающему диалог”, протесты
против вторжения в “приватную область” трудовой жизни, множатся призывы
социологов доверять новым поколениям работников, полагаться на их
самодисциплину и самоконтроль в целях и экономического, и социального прогресса
современного производства.
5.
Методы повышения эффективности профессиональной трудовой деятельности.
Äëÿ
ìåíåäæåðîâ
î÷åíü âàæíî
ïîïûòàòüñÿ
ïîíÿòü,
ïî÷åìó
ïîä÷èíåííûå
âåäóò ñåáÿ
òàê, à íå
èíà÷å; ýòî
äàåò èì
öåííóþ
èíôîðìàöèþ
î òîì, êàêèå
ïîòðåáíîñòè
îíè õîòÿò
óäîâëåòâîðèòü
â ñâîåé
ðàáîòå.
Ãëàâíûé
èñòî÷íèê
ìíîãèõ
âîçíàãðàæäåíèé
çàêëþ÷àåòñÿ
â ñàìîé
ðàáîòå. Â
íà÷àëå
ýòîãî
ñòîëåòèÿ èíæåíåðû,
ðàáîòàþùèå
â
ïðîìûøëåííîñòè,
â öåëÿõ
ïîâûøåíèÿ
ýôôåêòèâíîñòè
ðàçâèâàëè ìåòîäû
ìàññîâîãî
ïðîèçâîäñòâà,
ïëàíèðîâàëè
ðàáîòû, äëÿ
âûïîëíåíèÿ
êîòîðûõ
òðåáîâàëñÿ
ìèíèìàëüíûé
óðîâåíü
êâàëèôèêàöèè,
íåáîëüøîé
ïåðèîä äëÿ
îáó÷åíèÿ è
íåñëîæíûå
òðóäîâûå
ïðîöåññû.
Ýòîò
ïîäõîä ê
óâåëè÷åíèþ
ýôôåêòèâíîñòè
ðàáîòû áûë
ïîñòàâëåí
ïîä
ñîìíåíèå
èíñòèòóòîì
â Òàâèñòîêå
è ðàáîòîé Ô.Â.
Ãåðöáåðãà,
êîòîðûé
îáðàòèë
âíèìàíèå íà
åãî îãðàíè÷åíèÿ.
 ðåçóëüòàòå
áûë ïðîâåäåí
ðÿä ýêñïåðèìåíòîâ
ïî
ðåîðãàíèçàöèè
ðàáîòû,
÷òîáû äàòü
ñëóæàùèì
áîëüøåå
óäîâëåòâîðåíèå.
Ýòè èññëåäîâàíèÿ
íàâåëè íà
ìûñëü î òîì,
÷òî ëþáóþ
ðàáîòó
íóæíî
îðãàíèçîâàòü
òàê ÷òîáû:
·
требовалось использование самых разнообразных навыков
·
работа была полезной и сама по себе приносила удовлетворение
·
работа давала служащему значительно большую свободу
·
допускала поддержание необходимой обратной связи для коррекции
работы подчиненных
·
обеспечивала возможности непрерывного обучения
Ýòè
èññëåäîâàíèÿ
ïðèâëåêàþò
âíèìàíèå ê ñîîòíîøåíèþ
ìåæäó
ìîòèâàöèåé
è
õàðàêòåðîì
ðàáîòû. Îíè
ñâèäåòåëüñòâóþò
î òîì, ÷òî
ñêó÷íàÿ è
ìîíîòîííàÿ
ðàáîòà
ñîçäàåò
ìíîãî òðóäíîñòåé,
òàêèõ êàê
áîëüøàÿ
òåêó÷åñòü êàäðîâ,
íèçêàÿ ïðîèçâîäèòåëüíîñòü
òðóäà è ò. ï. Â
ðåçóëüòàòå
ýòèõ
èññëåäîâàíèé
ìíîãèå
êîìïàíèè íà÷àëè
ðàññìàòðèâàòü
îðãàíèçàöèþ
è ïëàíèðîâàíèå
ðàáîòû,
èññëåäîâàòü
ñïîñîáû åå
óëó÷øåíèÿ,
÷òîáû
ñïîñîáñòâîâàòü
ôîðìèðîâàíèþ
áîëüøåãî
óäîâëåòâîðåíèÿ
îò íåå ñëóæàùèõ.
Ñóùåñòâóþò
òðè
âîçìîæíûõ
âàðèàíòà
ïåðåñòðîéêè
ðàáîòû:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|