Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на продуктивность профессиональной...
Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на продуктивность профессиональной...
Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на продуктивность профессиональной трудовой деятельности
План
1. Введение.
2. Личностные
особенности: особенности проявления в профессиональной трудовой
деятельности.
3. Эмоциональное
выгорание: виды, причины, последствия.
4. Ñïåöèôèêà
ïðîôåññèîíàëüíîé
òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè.
5. Методы
повышения эффективности профессиональной трудовой деятельности.
6.
Заключение.
7.
Список использованной литературы.
1. Введение.
Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной
деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких
десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том
числе психологов (Б.Г. Ананьев, 1977; Е.А. Климов, 1996; А.К. Маркова, 1996;
А.И. Папкин, 1996, 1998; К.К. Платонов, 1970; А.М. Столяренко, 1987, 1990; Л.Б.
Филонов, 1981 и другие). Вопросом, занимающим особое место, является проблема
профессиональной деформации специалиста.
Вопрос, связанный с профессиональным становлением, и
личностным развитием, обсуждается в работах отечественных и зарубежных авторов
– Б.Г. Ананьева (1977), С.Б. Братуся (1980), Л.С. Выготского (1984), Е.А.
Климова (1996), И.С. Кона (1979), Л.Ф. Обуховой (1996), А.И. Папкина (1996),
Л.Б. Филонова (1981,1992), З.Фрейда (1989), Э.Эриксона (1996) и других.
Отмечается, что характеристики личности специалиста могут в той или иной мере
обуславливать его профессиональное становление. В свою очередь выполнение
профессиональной деятельности вызывает определенные личностные изменения, в том
числе развитие профессиональной деформации.
Изучение публикаций по теме показало, что профессиональная
деформация может обнаруживаться как минимум в двух сферах личности – ее
психических процессах, состояниях, свойствах и ее социально-психологических
чертах, проявляющихся в поведении. Возникновение профессиональной деформации
может начаться как с преобразований социально-психологического характера, таки
с преобразований психических функций.
Êàê
óòâåðæäàåò
À.Ê. Ìàðêîâà (1996),
ïðîôåññèîíàëüíàÿ
äåôîðìàöèÿ
íà÷èíàåòñÿ
ñ íåãàòèâíûõ
èçìåíåíèé â
ïðîôåññèîíàëüíîé
äåÿòåëüíîñòè
è â
ïîâåäåíèè.
Ïîäòâåðæäàþò
åå ìûñëü è äðóãèå
àâòîðû,
îäíîçíà÷íî
ñâÿçûâàÿ
îáñóæäàåìîå
ÿâëåíèå ñ
íåãàòèâíûìè
èçìåíåíèÿìè
ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîé
ñòðóêòóðû
ëè÷íîñòè
(Ã.Ã.
Ðîìàíîâè÷,
Â.È. Áàòþê, 1998).
Íàïðèìåð,
ïîäðàçóìåâàþòñÿ
ñòåðåîòèïû
ïîâåäåíèÿ (Ð.Ì.
Ãðàíîâñêàÿ,
1988),
ïðîôåññèîíàëüíûå
ïðèâû÷êè,
ñòèëü
îáùåíèÿ (Ë.Í.
Êîðíååâà, 1991) è
íàâûêè (Â.Ë. Âàñèëüåâ,
1976), êîòîðûå
çàòðóäíÿþò
óñïåøíîå îñóùåñòâëåíèå
ïðîôåññèîíàëüíîé
äåÿòåëüíîñòè.
Ïðîÿâëåíèÿìè
ïðîôåññèîíàëüíîé
äåôîðìàöèè
ïðè ýòîì
ìîãóò áûòü
ôîðìàëüíîå
îòíîøåíèå ê
âûïîëíåíèþ
ôóíêöèîíàëüíûõ
îáÿçàííîñòåé
(Ã.Ã.
Ðîìàíîâè÷,
Â.È. Áàòþê, 1988),
ïåðåíîñ
áîëüøåé äîëè
ñïåöèôè÷åñêèõ
ïðîôåññèîíàëüíûõ
äåéñòâèé,
ñòåðåîòèïîâ
è óñòàíîâîê
íà
ïîâåäåíèå
âíå ðàáîòû
(Ð.Ì. Ãðàíîâñêàÿ,
1988; Ë.Í.
Êîðíååâà, 1991) è
äðóãèå. Ïî
ìíåíèþ äðóãèõ
àâòîðîâ,
îáñóæäàåìîå
ÿâëåíèå
âûçûâàåò
íåæåëàòåëüíîå
ïðåîáðàçîâàíèÿ
è
ñîáñòâåííî
ïñèõè÷åñêèõ
õàðàêòåðèñòèê
èíäèâèäà (Ä.Ï.
Êîòîâ, Ã.Ã.
Øèõàíöîâ, 1976).
Ðå÷ü èäåò î
ïñèõè÷åñêèõ
ïðîöåññàõ,
ñîñòîÿíèÿõ,
ñâîéñòâàõ,
êà÷åñòâàõ, è
ñòðóêòóðå
ëè÷íîñòè,
âêëþ÷àÿ åå
ñîçíàòåëüíûå
è ïîäñîçíàòåëüíûå
êîìïîíåíòû
(Â.È.
Áåëîñëóäöåâ,
È.È. Ñîêîëîâ, 1995;
Â.Ñ. Ìåäâåäåâ,
1996; Â.À.
Ëàçàðåâà, 1987).
Ýòè
ïðåîáðàçîâàíèÿ
âëåêóò çà
ñîáîé
èçìåíåíèÿ â
îòðèöàòåëüíóþ
ñòîðîíó
ïðîôåññèîíàëüíûõ
âîçìîæíîñòåé
ëè÷íîñòè è
åå
ñêëîííîñòåé
(Â.Ë. Âàñèëüåâ,
1976; À.Â. Áóäàíîâ,
1992).
Профессиональной деформации более подвержены представители
тех профессий, которые работают с людьми – врачи, педагоги, психологи (С.П.
Безносов, 1987). В исследовании С.В. Кондратьевой показано, что по мере роста
стажа работы у некоторых учителей формируется излишняя обобщенность в
восприятии учеников. Такие учителя рассматривают конкретного ученика только как
типичного представителя, абстрагируясь от индивидуальных особенностей, снижая
тем самым эффективность воздействия на него (Г.М. Грановская, 1988).
Профессиональная деформация проявляется у врачей в профессиональном жаргоне,
возникающем в результате экономии времени. Так, сдавая дела перед уходом в
отпуск, один врач сказал другому: »Сейчас на отделении три почки, два желудка и
один желчный пузырь». Способствуя скорости общения с коллегами, жаргон в то же
время плохо действует на больных, которым не нравится, когда личность больного
считают лишь придатком к больному органу (Г.М. Грановская, 1988).
Профессиональная деформация психологов проявляется в потере способности
удивляться. За время своей работы практический психолог встречает тысячи
различных житейских ситуаций, общается с огромным количеством самых разных
людей. Нормальной реакцией является овладением этим потоком информации:
ограничение восприятия, построение типологий и др. Это накладывает отпечаток,
как на профессиональную деятельность, так и на личную жизнь специалиста.
Встречая что-либо новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется
этому, поскольку это для него не является новым, с этим, или подобным этому, он
уже встречался. Жизнь он наблюдает сквозь координатную сетку классификаций
(Д.Т. Трунов 1998).
2.
Личностные особенности: особенности проявления в профессиональной трудовой
деятельности.
Äëÿ
ïñèõîëîãèè
òðóäà
îñîáîå
çíà÷åíèå
èìååò
èññëåäîâàíèå
çàêîíîìåðíîñòåé
ôîðìèðîâàíèÿ
è ïðîÿâëåíèÿ
ëè÷íîñòè â
ïðîôåññèîíàëüíîé
äåÿòåëüíîñòè.
Àíàëèç ïðîôåññèîíàëüíîé
äåÿòåëüíîñòè
êàê ñëîæíîé
ñèñòåìû
âçàèìîäåéñòâèÿ
ñóáúåêòà è îáúåêòà
ïðåäïîëàãàåò
âûÿâëåíèå
èçìåíåíèé,
ïðîèñõîäÿùèõ
â ñóáúåêòå ïðè
èçìåíåíèè
îáúåêòà è
óñëîâèé
äåÿòåëüíîñòè.
Ñ îäíîé
ñòîðîíû,
èçìåíåíèÿ
ïðîôåññèîíàëüíîé
äåÿòåëüíîñòè
âûçûâàþòñÿ
ðàçâèòèåì
ñàìîãî
îáùåñòâà.
Òàê,
âîçíèêíîâåíèå
íîâûõ
ìàòåðèàëîâ,
èçìåíåíèå
îðóäèé è
ñðåäñòâ
òðóäà,
äèôôåðåíöèàöèÿ
è èíòåãðàöèÿ
òðóäîâûõ
ôóíêöèé ïðèâîäÿò
ê èçìåíåíèþ
ïðîôåññèîíàëüíîé
äåÿòåëüíîñòè
è ïîÿâëåíèþ
íîâûõ âèäîâ
ïðîôåññèé.
Âìåñòå ñ òåì
ìíîãèå
ïðîôåññèè
ñåãîäíÿ
«æèâóò» ëèøü
îò 5 äî 15 ëåò, à
ïîòîì ëèáî èñ÷åçàþò,
ëèáî
èçìåíÿþòñÿ
äî
íåóçíàâàåìîñòè.
Ñ äðóãîé
ñòîðîíû,
èçìåíåíèÿ
èíäèâèäóàëüíîé
äåÿòåëüíîñòè
êàê
ðåçóëüòàòà
îñâîåíèÿ
ñðåäñòâ è
ñîáñòâåííî
îáúåêòà
òðóäà
ñâÿçàíû ñ
ôîðìèðîâàíèåì
ïðîôåññèîíàëüíîé
êîìïåòåíòíîñòè
è êà÷åñòâ,
îáóñëîâëèâàþùèõ
óñïåøíîñòü
äåÿòåëüíîñòè,
ò. å. ñ
ðàçâèòèåì
÷åëîâåêà-ïðîôåññèîíàëà
èëè
ïðîôåññèîíàëüíûì
ðàçâèòèåì.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|