Школьная система БССР в 1950-80-х гг
На повышение квалификации
педагогических кадров республики государство ежегодно направляло сотни тысяч рублей.
В 1969 году для этих целей было выделено 472 тысячи рублей, а в 1970 – 616 тысяч.
Кроме того, исполкомы областных Советов депутатов трудящихся ежегодно облано выделяли
дополнительные ассигнования за счет перевыполнения доходной части местного бюджета
на проведение курсов и семинаров учителей. В результате этого плана переподготовки
педагогических кадров по всем областям республики ежегодно перевыполнялись [35,
c.71].
Если за три года – с 1967
по 1969 прошли переподготовку на курсах 53520 учителей, а на семинарах 49543 человека
[35 с.72], то за 1970/71 учебный год прошли переподготовку на республиканских и
областных курсах в двое меньшее количество работников учреждений и органов народного
образования [27, с.562].
Учителям, занимавшимся на
курсах с отрывом от работы в школе, сохранялась зарплата, обеспечивался бесплатный
проезд к месту учебы, предоставлялось бесплатное общежитие. Время пребывания не
зачитывалось в отпуск.
В целях оказания практической
помощи учителям в их работе по новым программам институты усовершенствования учителей
организовывали систематические консультации на местах по наиболее трудным темам
учебных программ. Учителя, прошедшие курсовую подготовку, выступали с докладом на
семинаре, участвовали в районных и педагогических чтениях.
Эти мероприятия помогали не
только повышать уровень образования учителей, но и подробно знакомить их с новыми
формами работы, пояснять принятые нормативные документы, учебные программы. Кроме
базовых курсов вводились и целевые, которые расширяли кругозор учителей и в целом
положительно влияли на уровень подготовки.
Для чтения лекций и проведения
практических занятий на курсах привлекались преподаватели высших учебных заведений,
научные работники Академии наук БССР и научно-исследовательских институтов Минска,
Ленинграда, Москвы, лучшие учителя и руководители школ, работники органов народного
образования и партийных органов. Только перед слушателями Республиканского института
усовершенствования учителей в 1968/69 учебном году выступили 28 докторов наук и
профессоров, 187 кандидатов наук и доцентов.
Большое значение для дальнейшего
улучшения работы по повышению идейно-теоретического уровня и педагогического мастерства
учителей имело постановление ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 6 мая 1967 года «О
повышении квалификации кадров народного обучения». В соответствии с этим постановлением
в 1967-1970 годах на месячных курсах повышали свою квалификацию учителя общеобразовательных
школ, преподававшие те учебные предметы, по которым в программы были внесены значительные
изменения. Остальные учителя проходили переподготовку на 7-10-дневных семинарах.
Семинарские занятия проводились институтами усовершенствования учителей в областных
городах и районных центрах.
Партийно-государственное руководство
Советского Союза понимало, что успех реализации реформы системы народного образования»
зависит от ее основного и непосредственного исполнителя - школьного учителя. Положение
учительства в СССР в конце 1950-х - начале 1960-x годов было относительно благополучным.
В целом уровень материального и социально-бытового обеспечения учителей был приблизительно
таким же, как у подавляющего большинства рядовых служащих в стране. В составе педагогических
коллективов школ более трети составляли учителя - мужчины. Престиж учительской профессии
поддерживался на примерном уровне и в последующее время [49, с. 101].
Переход на новое содержание
обучения требовал чувствительного повышения профессионального уровня учительских
кадров. Для этого увеличилась их подготовка в педагогических ВУЗах и университетах
страны. Когда в 1958 г. было выпущено 4,2 тыс. учителей, то в 1980 г.- около 8 тыс.
В итоге участь учителей с высшим образованием в школах республики в общем иx количестве
увеличилась с 22% в 1958 г. к 75,7% - в 1980 г. и 81,4% - в 1985 г. Все педагогические
кадры перешли переподготовку в системе совершенствования учителей [46, c.342].
Таким образом, можно говорить,
что после начала преобразований в системе школьного образования остро был поставлен
вопрос о необходимости повышения профессионального уровня учителей. Провозглашалось
и не безосновательно, что учитель – главное лицо в учебно-познавательном процессе.
А на 50-е годы приходилось мало, по сравнению с необходимым количеством учителей
с педагогическим образованием.
Нехватка учителей объяснялась
многими факторами, наиболее важные из которых – переход на восьмилетнюю форму обучения.
Тогда в связи с продлением обучения на один год в школах резко увеличилось количество
учеников. Сюда же можно прибавить и естественный демографический прирост населения.
Строительство новых школ. И в то же время малые выпуски молодых специалистов. Вот
основные причины нехватки учителей.
Эти проблемы решались на мнение
автора дипломного проекта экстенсивными методами. Прежде всего, это открытие новых
учебных заведений педагогической направленности и увеличение количества студентов
в уже функционирующих вузах и средних специальных учебных заведениях.
Но это были не все проблемы,
связанные с вопросом кадрового обеспечения в школах. Кроме нехватки учителей наблюдался
и низкий уровень их образования. Многие не имели высшего или среднего специального
педагогического образования. Предполагалось постепенно сменять таких учителей специалистами.
Для учителей постоянно организовывались
курсы повышения квалификации, что в целом положительно влияло на уровень подготовки
учителей. Многочисленные конференции, семинары, чтения имели целью повысить профессионализм
педагогов и руководящего состава в системе школьного образования. Кроме того, важно
было и в связи с изменением содержания образования доносить до учителей новые веяния,
разъяснять содержание учебных программ и структуры образования.
Следует отметить, что, несмотря
на многие недостатки в проводимой кадровой политике, успехи в решении этого вопроса
были достигнуты.
Таким образом, следует отметить,
что кадровое обеспечения школ действительно являлось проблемой в развитии системы
школьного образования. Особенный дефицит в обеспечении кадрами наблюдался в сельских
школах.
Решить эту проблему предполагалось
увеличением количества студентов в педагогических учебных заведений, как путем увеличения
количества учащихся, так и открытием новых учебных заведений. Однако уровень подготовки
учителей не всегда был достаточным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема общеобразовательной школы
и основные тенденции ее развития в исследуемый период достаточно широко освещены
в исторической литературе. Развитие общеобразовательной школы в контексте общеполитической
и культурной политики в начале 1950-х – середине 1960-х годов рассматривается в
обобщающих трудах по истории и истории культуры СССР и союзных республик. Данная
тема широко представлена в периодической печати, и практически не нашла отражения
в краеведческой литературе.
Основу исследования развития
общеобразовательной школы в 1953 – 1964 годах составили документы, опубликованные
в различных сборниках, а также архивные материалы. Государственная политика в исследуемый
период была направлена на максимальное обеспечение народного хозяйства высококвалифицированными
молодыми кадрами, источником которых должна была стать общеобразовательная школа.
В исследуемые годы общеобразовательный
курс школ был направлен на реализацию закона «Об укреплении связи школы с жизнью…»,
принятого в 1958 году. Закон предусматривал введение вместо семилетнего всеобщее
восьмилетнее обязательное образование. Срок обучения в средней школе увеличивалось
с 10-ти до 11-ти лет, а выпускники, помимо аттестата зрелости получали свидетельство
о специальности. Центральное место при осуществлении реформы занимали меры по решению
проблем соединения обучения с производственным трудом, осуществлению профессиональной
ориентации учащихся.
Изменение общеобразовательной
школы в соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью…» были связаны
с расширением сети школ, укреплением ее материальной базы. Большое внимание уделялось
повышению квалификации педагогических кадров, возрастала роль воспитательной работы
учителей. В связи с новыми задачами, которые ставились перед школой, изменялась
и методика преподавания предметов. Главный упор делался на самостоятельную работу
учеников, умение применять теоретические знания на практике, осуществлялся индивидуальный
подход к учащимся.
Принятие мер по усовершенствованию
системы школьного образования проходили быстрыми темпами, но уже через несколько
лет после принятия закона о школе обнаружились существенные недостатки проводимой
реформы. Реорганизация десятилетних общеобразовательных средних школ в одиннадцатилетние
общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением
проходила неоправданно быстро. Реорганизация средних школ была полностью завершена
к 1964 году.
Однако проведение реформы
выявило множества трудностей. Наиболее важными проблемами, с которыми пришлось столкнуться
– плохое обеспечение материально-технической базы в школах, и нехватка квалифицированных
кадров.
Касательно первой проблемы,
следует отметить, что финансирование школ было не достаточным на протяжении всего
исследуемого периода. И, если до 70-х годов постепенно статья бюджета, предполагавшая
обеспечение системы образования, увеличивалась, то в последующее время финансирование
школ осуществлялось по остаточному принципу и не соответствовало реальным необходимым
растратам. Поэтому можно говорить о том, что проблема с материально-техническим
обеспечением школ решена не была.
Что касается еще одной проблемы
в системе школьного образования исследуемого периода – нехватке квалифицированных
кадров, то следует отметить экстенсивные решения этого вопроса. Создавалось множество
учебных заведений педагогической наклонности, увеличивалось количество студентов
в уже существующих учреждений образования. Что не давало качественный рост профессионализма.
Постепенно учителя с высшим образованием сменяли не имеющих его.
Для повышения квалификации
учителей организовывались различные курсы, семинары, метод объединения и т. д.
В результате такой поспешности,
школы с производственным обучением часто не имели соответствующей материальной базы
и необходимых кадров. Недостаточная производственная база, а в отдельных случаях
ее отсутствие, достаточно ограниченный выбор профессий, часто не отвечающий запросам
и интересам учащихся, слабая связь общего и политехнического образования, нехватка
квалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения – все это
создавало значительные трудности в работе школы и отрицательно сказывалось на профессиональной
подготовке выпускников.
Реформа общеобразовательной
школы была своевременным событием, которая хотела дать достойный ответ на вызов
своего времени. Однако она осуществлялась несоответствующими темпами и методами,
на материальной базе, которая не отвечала уровню поставленных задач, что привело
к расхождению между замыслом и результатом. Переосмысление, проведенных мероприятий
в дальнейшем дало толчок к выбору нового пути развития, повышению социальной эффективности
советского школьного образования.
Конечно, во многом реформа
50-х годов не решила вопросов, однако дала толчок к созданию всей последующей системы
школьного образования в Советском Союзе.
Список использованных источников
1 Закон об укреплении связи школы с жизнью
и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Принят Верховным Советом
СССР 24 декабря 1958 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа.
Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 53-61.
2 Директивы по пятому пятилетнему плану
развития СССР на 1951-1955 годы. Утверждены ХIХ съездом ВКП (б) 5-14 октября 1952
г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1946-1955
- М.: Политиздат,1986. - Т.8. - С. 362-364.
3 Из резолюции ХХ съезда КПСС по отчетному
докладу Центрального комитета КПСС 14-15 февраля 1956г. // КПСС в резолюциях и решениях
съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: Политиздат, 1986. - Т.7. - С. 108, 114.
4 Инструкции по учету детей и подростков
школьного возраста, подлежащих всеобщеобязательному восьмилетнему обучению. Из приказа
министра просвещения РСФСР 14 июля 1959 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная
школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика, 1974. - С. 121-122.
5 О введении курса «Основы политических
знаний в средних школах и средних специальных учебных заведениях и о подготовки
учебника по этому курсу. Из постановления ЦК КПСС 25 апреля 1960 г. // Народное
образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. -
М.: Педагогика, 1974. - С. 210-211.
6 О курсе Конституции СССР в средних общеобразовательных
школах. Постановление ЦК КПСС 5 марта 1958 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная
школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика, 1974. - С. 192.
7 О награждении медалями оканчивающих
средние общеобразовательные школы. Постановление Совета Министров СССР 27 августа
1959 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов.
1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 195.
8 О порядке и сроках перехода на новую
систему школьного образования. Из постановления Совета Министров РСФСР 7 августа
1959 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов.
1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 194.
9 О предоставлении министерствам и ведомствам
СССР и Союзных права передавать школам неиспользуемое в производстве оборудования.7
июня 1955 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник
документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 527.
10 О расширении самообслуживания в общеобразовательных
школах, школах-интернатах, детских домах, профессионально-технических училищах,
в средних специальных и высших учебных заведениях. Постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР 2 июня 1959 г. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа.
Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 192-194.
11 О школьном строительстве и мерах по
укреплению материальной базы школ. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
22 июля 1960 г. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник
документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 528-530.
12 Об организации школ с продленным днем.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 15 февраля 1960 г. // Народное образование
в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика,
1974. - С. 122-123.
13 Об отмене платы за обучение в старших
классах средних школ, средних специальных и высших учебных заведениях СССР. Постановление
Совета Министров СССР 6 июня 1956 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная
школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика, 1974. - С. 192.
14 Об укреплении связи школы с жизнью
и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. Из тезисов ЦК КПСС
и Совета Министров СССР 12 ноября 1958 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная
школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика, 1974. - С. 48-53.
15 Об улучшении производственного обучения
учащихся средних общеобразовательных школ. Постановление Совета Министров СССР 30
мая 1961 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов.
1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 214-217.
16 Об утверждении положений о восьмилетней
школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным
обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе. Постановление
Совета Министров РСФСР 29 декабря 1959 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная
школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 197.
17 Положение о восьмилетней школе. Утверждено
постановлением Совета Министров РСФСР 29 декабря 1959 г. // Народное образование
в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика,
1974. - С. 197-203.
18 Положение о средней общеобразовательной
трудовой политехнической школе с производственным обучением // Народное образование
в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика,
1974. - С. 203-210.
19 Проект тезисов по вопросу об укреплении
связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране.
Постановление Пленума ЦК КПСС 12 ноября 1958 г. // Народное образование в СССР.
Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974.
- С. 48.
20 Развитие народного образования Белорусской
ССР в 1970/71 учебном году XXIII Международная конференция по образованию. – Мн.,
1971. - С. 3-21;
21 Постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 09.12.1987 № 376 «Об изменении и признании утратившими силу постановлений
ЦК компартии Белоруссии и Совета Министров БССР в связи с постановлением Совета
Министров СССР от 6 ноября 1986 г. № 1326 и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 12 ноября 1986 г. № 1350» // zakon2006.by.ru
22 Антология педагогической мысли Белорусской
ССР. - М.: Педагогика, 1986. - 460 с.
23 Антология педагогической мысли Украинской
ССР. - М.: Педагогика, 1988. - 635 с.
24 Березовская Л.Г., Белякова М.П. История
русской культуры. В 2-х частях. Ч.2. - М.: Владос, 2002. - 400 с.
25 Біч М.О., Сідарцоу В.І., Фамін В.М.
Гісторыя Беларусі. ХХ стагоддзе. - Мн.: Народная асвета, 1992. – 352 с.
26 Богуславский М. ХХ век российского
образования: история // Лицейское и гимназическое образование. – 2001. - № 1. -
С. 7-14.
27 Гісторыя Беларускай ССР. У 5-ці тамах.
– Т.5. - Мн.: Наука и техника, 1975. - 702 с.
28 Зезина М.Р. История культуры народов
СССР (советский период): учебное пособие. - М.: МГУ, 1988. - 88 с.
29 Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С.
История русской культуры: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1990. - 431 с.
30 Иванова Н. Об укреплении связи школы
с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. - М.: Госюриздат,
1961. -343 с.
31 Ильюшин И., Умрейко С. Народное образование
в Белорусской ССР. - Мн.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства
Просвещения БССР, 1961. – 439 с.
32 История России ХХ век / А.Н. Боханов,
М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 608
с.
33 Кісялеў Р.Я. Школы савецкай Беларусі.
- Мн.: Народная асвета, 1968. - 192
34 Котаў А.І. Аднауленне і развіцце агульнаадукацыйнай
школы ў пасляваеннай беларускай весцы (1944-1960) // Веснік БДУ. Гісторыя – 1998.
-№1. - С. 17.
35 Краснова Н.Г. Партыўнае кіраўніцтва
народнай асветай. – Мн.: Народная асвета, 1976. - 159 с.
36 Культурное строительство в Белорусской
ССР (1946-1958 гг.). - Мн.: Наука и техника, 1979. - 220 с.
37 Лыч Л., Навіцкі У. Гісторыя культуры
Беларусі. - М.: НКФ «Экаперспектыва», 1996. – 453 с.
38 Лясун Л.І., Шаруха І.М. Гісторыя пачатковай
прыродазнаўча – геаграфічнай адукацыі на Беларусі (1920- 1980 гг.) // Адукацыя і
Выхаванне. - 1999. - № 3-4.
39 Матюшэнка В. Кароткі нарыс з гісторыі
адукацыі на Беларусі // Адукацыя і Выхаванне. - 2001. - № 2. - С. 70.
40 Минкевич М.Г. На пути к всеобщему среднему
образованию. – Мн.: Народная асвета, 1976. – 159 с.
41 Навіцкі У. Супярэчлівасць культурнага
жыцця Беларусі ў cяр. 50 -сяр. 80-х гг. // Беларускі гістарычны часопіс – 1993.
-№ 2. - С. 105-113.
42 Навіцкі У. Асаблівасці культурного
жыцця на Беларусі у першае паслеваеннае дзяцігоддзе // Беларускі гістарычны часопіс
– 1993. - № 1. - С. 96-102.
43 Народное образование в РСФСР / Под
ред. Кашина М.П. и Чехарина Е.М. М.: Просвещение, 1970. – 375 с.
44 Народное образование в СССР / Под ред.
Прокофьева и др. - М.: Просвещение, 1967. – 544 с.
45 Нарысы гісторыі Беларусі. У 2-х частках.
- Ч.2. – Мн.: Беларусь, 1995. – 560 с.
46 Нарысы гісторыі народнай асветы і педагагічнай
думкі ў Беларусі. – Мн.: Народная асвета, 1968. – 624 с.
47 Очерки истории школы и педагогической
мысли народов СССР, 1941-1961 гг. – М.: Педагогика, 1986. – 460 с.
48 Парашкоў С.А. Гісторыя культуры Беларусі.
– Мн.: Беларусская навука, 2003. – 444 с.
49 Развіццё народнай асветы і педагагічнай
думкі ў БССР. 1958-1967. - Мн.: Народная асвета, 1983. – 345 с.
50 Развитие народного просвещения и педагогической
науки в Советской Беларуси в 1917-1954 г. История педагогики. Сборник статей. –
Гродно, 1996. 282 с.
51 Сафонова О. Общеобразовательная школа
Беларуси в воспитании национального самосознания (1956-1985 гг.) // Весці НАН Беларусі.
Серыя Гуманітарных навук. – Мн.: Беларусская навука - 1998. - № 3.
52 Смелавіцкі Л. Невядомыя старонкі беларускай
школы // Полымя. – 1994. - № 12.
53 Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс
советской истории. 1941-1991: учебное пособие для вузов / Под ред. Соколова А.К.
– М.: Высшая школа, 1999. – 414 с.
54 Состояние системы образования в Беларуси
в 1960-1990 гг. История педагогики. Сб. статей. - Гродно, 1996. – 274 с.
55 Стражев В.И. Проблемы и перспективы
развития школы в бывших советских республиках // Настаўніцкая газета. – 2004. –
20 сакавіка.
56 Страницы истории советского общества:
Факты, проблемы, люди: Сб. статей. - М.: Политиздат, 1989. – 449 с.
57 Студеникин М.Т. Методика преподавания
истории в школе: учебник для вузов. - М.: Владос, 2000. – 240 с.
58 Федкович А.И. К вопросу развития школьного
образования в БССР (к.50-х н.70-х гг.) // Адукацыя і Выхаванне. Гісторыя. – 2002.
- № 2.
59 Федкович А.И. Средняя школа и подготовка
кадров народного хозяйства в БССР ( 1958-1973 ) // Народная асвета. – 2002. - №
10.
60 Фядковіч Г.І. Падрыхтоўка моладзі да
жыцця і працы ў сярэдняй школе БССР (1958-1972) // Адукацыя і Выхаванне. – 2002.
- № 10.
61 Фатеев А.В. Образование и воспитание
в первое послевоенное десятилетие // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 1.
- С. 31-38.
62 Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси:
учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2000. – 461 с.
64 Чикалов Р.А. Состав педагогических
кадров школ БССР в годы восьмой пятилетки // Вопросы истории. – 1974. - № 2. – С.
87-96.
63 Щетинов Ю.А. История России. ХХ век:
учебное пособие для вузов. - М.: Фаир-Пресс, 1999. – 352 с.
63 ХХ съезд и его исторические реальности
// Под общей ред. В.В. Журавлева. - М.: Политиздат, 1991. – 416 с.
64 Народное хозяйство Белорусской ССР
в 1970 году. – Мн.: Статистика, 1971. – 428с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|