бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Школьная система БССР в 1950-80-х гг бесплатно рефераты

На повышение квалификации педагогических кадров республики государство ежегодно направляло сотни тысяч рублей. В 1969 году для этих целей было выделено 472 тысячи рублей, а в 1970 – 616 тысяч. Кроме того, исполкомы областных Советов депутатов трудящихся ежегодно облано выделяли дополнительные ассигнования за счет перевыполнения доходной части местного бюджета на проведение курсов и семинаров учителей. В результате этого плана переподготовки педагогических кадров по всем областям республики ежегодно перевыполнялись [35, c.71].

Если за три года – с 1967 по 1969 прошли переподготовку на курсах 53520 учителей, а на семинарах 49543 человека [35 с.72], то за 1970/71 учебный год прошли переподготовку на республиканских и областных курсах в двое меньшее количество работников учреждений и органов народного образования [27, с.562].

Учителям, занимавшимся на курсах с отрывом от работы в школе, сохранялась зарплата, обеспечивался бесплатный проезд к месту учебы, предоставлялось бесплатное общежитие. Время пребывания не зачитывалось в отпуск.

В целях оказания практической помощи учителям в их работе по новым программам институты усовершенствования учителей организовывали систематические консультации на местах по наиболее трудным темам учебных программ. Учителя, прошедшие курсовую подготовку, выступали с докладом на семинаре, участвовали в районных и педагогических чтениях.

Эти мероприятия помогали не только повышать уровень образования учителей, но и подробно знакомить их с новыми формами работы, пояснять принятые нормативные документы, учебные программы. Кроме базовых курсов вводились и целевые, которые расширяли кругозор учителей и в целом положительно влияли на уровень подготовки.

Для чтения лекций и проведения практических занятий на курсах привлекались преподаватели высших учебных заведений, научные работники Академии наук БССР и научно-исследовательских институтов Минска, Ленинграда, Москвы, лучшие учителя и руководители школ, работники органов народного образования и партийных органов. Только перед слушателями Республиканского института усовершенствования учителей в 1968/69 учебном году выступили 28 докторов наук и профессоров, 187 кандидатов наук и доцентов.

Большое значение для дальнейшего улучшения работы по повышению идейно-теоретического уровня и педагогического мастерства учителей имело постановление ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 6 мая 1967 года «О повышении квалификации кадров народного обучения». В соответствии с этим постановлением в 1967-1970 годах на месячных курсах повышали свою квалификацию учителя общеобразовательных школ, преподававшие те учебные предметы, по которым в программы были внесены значительные изменения. Остальные учителя проходили переподготовку на 7-10-дневных семинарах. Семинарские занятия проводились институтами усовершенствования учителей в областных городах и районных центрах.

Партийно-государственное руководство Советского Союза понимало, что успех реализации реформы системы народного образования» зависит от ее основного и непосредственного исполнителя - школьного учителя. Положение учительства в СССР в конце 1950-х - начале 1960-x годов было относительно благополучным. В целом уровень материального и социально-бытового обеспечения учителей был приблизительно таким же, как у подавляющего большинства рядовых служащих в стране. В составе педагогических коллективов школ более трети составляли учителя - мужчины. Престиж учительской профессии поддерживался на примерном уровне и в последующее время [49, с. 101].

Переход на новое содержание обучения требовал чувствительного повышения профессионального уровня учительских кадров. Для этого увеличилась их подготовка в педагогических ВУЗах и университетах страны. Когда в 1958 г. было выпущено 4,2 тыс. учителей, то в 1980 г.- около 8 тыс. В итоге участь учителей с высшим образованием в школах республики в общем иx количестве увеличилась с 22% в 1958 г. к 75,7% - в 1980 г. и 81,4% - в 1985 г. Все педагогические кадры перешли переподготовку в системе совершенствования учителей [46, c.342].

Таким образом, можно говорить, что после начала преобразований в системе школьного образования остро был поставлен вопрос о необходимости повышения профессионального уровня учителей. Провозглашалось и не безосновательно, что учитель – главное лицо в учебно-познавательном процессе. А на 50-е годы приходилось мало, по сравнению с необходимым количеством учителей с педагогическим образованием.

Нехватка учителей объяснялась многими факторами, наиболее важные из которых – переход на восьмилетнюю форму обучения. Тогда в связи с продлением обучения на один год в школах резко увеличилось количество учеников. Сюда же можно прибавить и естественный демографический прирост населения. Строительство новых школ. И в то же время малые выпуски молодых специалистов. Вот основные причины нехватки учителей.

Эти проблемы решались на мнение автора дипломного проекта экстенсивными методами. Прежде всего, это открытие новых учебных заведений педагогической направленности и увеличение количества студентов в уже функционирующих вузах и средних специальных учебных заведениях.

Но это были не все проблемы, связанные с вопросом кадрового обеспечения в школах. Кроме нехватки учителей наблюдался и низкий уровень их образования. Многие не имели высшего или среднего специального педагогического образования. Предполагалось постепенно сменять таких учителей специалистами.

Для учителей постоянно организовывались курсы повышения квалификации, что в целом положительно влияло на уровень подготовки учителей. Многочисленные конференции, семинары, чтения имели целью повысить профессионализм педагогов и руководящего состава в системе школьного образования. Кроме того, важно было и в связи с изменением содержания образования доносить до учителей новые веяния, разъяснять содержание учебных программ и структуры образования.

Следует отметить, что, несмотря на многие недостатки в проводимой кадровой политике, успехи в решении этого вопроса были достигнуты.

Таким образом, следует отметить, что кадровое обеспечения школ действительно являлось проблемой в развитии системы школьного образования. Особенный дефицит в обеспечении кадрами наблюдался в сельских школах.

Решить эту проблему предполагалось увеличением количества студентов в педагогических учебных заведений, как путем увеличения количества учащихся, так и открытием новых учебных заведений. Однако уровень подготовки учителей не всегда был достаточным.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Тема общеобразовательной школы и основные тенденции ее развития в исследуемый период достаточно широко освещены в исторической литературе. Развитие общеобразовательной школы в контексте общеполитической и культурной политики в начале 1950-х – середине 1960-х годов рассматривается в обобщающих трудах по истории и истории культуры СССР и союзных республик. Данная тема широко представлена в периодической печати, и практически не нашла отражения в краеведческой литературе.

Основу исследования развития общеобразовательной школы в 1953 – 1964 годах составили документы, опубликованные в различных сборниках, а также архивные материалы. Государственная политика в исследуемый период была направлена на максимальное обеспечение народного хозяйства высококвалифицированными молодыми кадрами, источником которых должна была стать общеобразовательная школа.

В исследуемые годы общеобразовательный курс школ был направлен на реализацию закона «Об укреплении связи школы с жизнью…», принятого в 1958 году. Закон предусматривал введение вместо семилетнего всеобщее восьмилетнее обязательное образование. Срок обучения в средней школе увеличивалось с 10-ти до 11-ти лет, а выпускники, помимо аттестата зрелости получали свидетельство о специальности. Центральное место при осуществлении реформы занимали меры по решению проблем соединения обучения с производственным трудом, осуществлению профессиональной ориентации учащихся.

Изменение общеобразовательной школы в соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью…» были связаны с расширением сети школ, укреплением ее материальной базы. Большое внимание уделялось повышению квалификации педагогических кадров, возрастала роль воспитательной работы учителей. В связи с новыми задачами, которые ставились перед школой, изменялась и методика преподавания предметов. Главный упор делался на самостоятельную работу учеников, умение применять теоретические знания на практике, осуществлялся индивидуальный подход к учащимся.

Принятие мер по усовершенствованию системы школьного образования проходили быстрыми темпами, но уже через несколько лет после принятия закона о школе обнаружились существенные недостатки проводимой реформы. Реорганизация десятилетних общеобразовательных средних школ в одиннадцатилетние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением проходила неоправданно быстро. Реорганизация средних школ была полностью завершена к 1964 году.

Однако проведение реформы выявило множества трудностей. Наиболее важными проблемами, с которыми пришлось столкнуться – плохое обеспечение материально-технической базы в школах, и нехватка квалифицированных кадров.

Касательно первой проблемы, следует отметить, что финансирование школ было не достаточным на протяжении всего исследуемого периода. И, если до 70-х годов постепенно статья бюджета, предполагавшая обеспечение системы образования, увеличивалась, то в последующее время финансирование школ осуществлялось по остаточному принципу и не соответствовало реальным необходимым растратам. Поэтому можно говорить о том, что проблема с материально-техническим обеспечением школ решена не была.

Что касается еще одной проблемы в системе школьного образования исследуемого периода – нехватке квалифицированных кадров, то следует отметить экстенсивные решения этого вопроса. Создавалось множество учебных заведений педагогической наклонности, увеличивалось количество студентов в уже существующих учреждений образования. Что не давало качественный рост профессионализма. Постепенно учителя с высшим образованием сменяли не имеющих его.

Для повышения квалификации учителей организовывались различные курсы, семинары, метод объединения и т. д.

В результате такой поспешности, школы с производственным обучением часто не имели соответствующей материальной базы и необходимых кадров. Недостаточная производственная база, а в отдельных случаях ее отсутствие, достаточно ограниченный выбор профессий, часто не отвечающий запросам и интересам учащихся, слабая связь общего и политехнического образования, нехватка квалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения – все это создавало значительные трудности в работе школы и отрицательно сказывалось на профессиональной подготовке выпускников.

Реформа общеобразовательной школы была своевременным событием, которая хотела дать достойный ответ на вызов своего времени. Однако она осуществлялась несоответствующими темпами и методами, на материальной базе, которая не отвечала уровню поставленных задач, что привело к расхождению между замыслом и результатом. Переосмысление, проведенных мероприятий в дальнейшем дало толчок к выбору нового пути развития, повышению социальной эффективности советского школьного образования.

Конечно, во многом реформа 50-х годов не решила вопросов, однако дала толчок к созданию всей последующей системы школьного образования в Советском Союзе.


Список использованных источников


1 Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Принят Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 53-61.

2 Директивы по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 годы. Утверждены ХIХ съездом ВКП (б) 5-14 октября 1952 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1946-1955 - М.: Политиздат,1986. - Т.8. - С. 362-364.

3 Из резолюции ХХ съезда КПСС по отчетному докладу Центрального комитета КПСС 14-15 февраля 1956г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: Политиздат, 1986. - Т.7. - С. 108, 114.

4 Инструкции по учету детей и подростков школьного возраста, подлежащих всеобщеобязательному восьмилетнему обучению. Из приказа министра просвещения РСФСР 14 июля 1959 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика, 1974. - С. 121-122.

5 О введении курса «Основы политических знаний в средних школах и средних специальных учебных заведениях и о подготовки учебника по этому курсу. Из постановления ЦК КПСС 25 апреля 1960 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 210-211.

6 О курсе Конституции СССР в средних общеобразовательных школах. Постановление ЦК КПСС 5 марта 1958 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика, 1974. - С. 192.

7 О награждении медалями оканчивающих средние общеобразовательные школы. Постановление Совета Министров СССР 27 августа 1959 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 195.

8 О порядке и сроках перехода на новую систему школьного образования. Из постановления Совета Министров РСФСР 7 августа 1959 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 194.

9 О предоставлении министерствам и ведомствам СССР и Союзных права передавать школам неиспользуемое в производстве оборудования.7 июня 1955 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 527.

10 О расширении самообслуживания в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, профессионально-технических училищах, в средних специальных и высших учебных заведениях. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 2 июня 1959 г. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 192-194.

11 О школьном строительстве и мерах по укреплению материальной базы школ. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 22 июля 1960 г. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 528-530.

12 Об организации школ с продленным днем. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 15 февраля 1960 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 122-123.

13 Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, средних специальных и высших учебных заведениях СССР. Постановление Совета Министров СССР 6 июня 1956 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика, 1974. - С. 192.

14 Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. Из тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР 12 ноября 1958 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика, 1974. - С. 48-53.

15 Об улучшении производственного обучения учащихся средних общеобразовательных школ. Постановление Совета Министров СССР 30 мая 1961 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 214-217.

16 Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе. Постановление Совета Министров РСФСР 29 декабря 1959 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 197.

17 Положение о восьмилетней школе. Утверждено постановлением Совета Министров РСФСР 29 декабря 1959 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика, 1974. - С. 197-203.

18 Положение о средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 203-210.

19 Проект тезисов по вопросу об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. Постановление Пленума ЦК КПСС 12 ноября 1958 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - С. 48.

20 Развитие народного образования Белорусской ССР в 1970/71 учебном году XXIII Международная конференция по образованию. – Мн., 1971. - С. 3-21;

21 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.12.1987 № 376 «Об изменении и признании утратившими силу постановлений ЦК компартии Белоруссии и Совета Министров БССР в связи с постановлением Совета Министров СССР от 6 ноября 1986 г. № 1326 и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 ноября 1986 г. № 1350» // zakon2006.by.ru

22 Антология педагогической мысли Белорусской ССР. - М.: Педагогика, 1986. - 460 с.

23 Антология педагогической мысли Украинской ССР. - М.: Педагогика, 1988. - 635 с.

24 Березовская Л.Г., Белякова М.П. История русской культуры. В 2-х частях. Ч.2. - М.: Владос, 2002. - 400 с.

25 Біч М.О., Сідарцоу В.І., Фамін В.М. Гісторыя Беларусі. ХХ стагоддзе. - Мн.: Народная асвета, 1992. – 352 с.

26 Богуславский М. ХХ век российского образования: история // Лицейское и гимназическое образование. – 2001. - № 1. - С. 7-14.

27 Гісторыя Беларускай ССР. У 5-ці тамах. – Т.5. - Мн.: Наука и техника, 1975. - 702 с.

28 Зезина М.Р. История культуры народов СССР (советский период): учебное пособие. - М.: МГУ, 1988. - 88 с.

29 Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1990. - 431 с.

30 Иванова Н. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. - М.: Госюриздат, 1961. -343 с.

31 Ильюшин И., Умрейко С. Народное образование в Белорусской ССР. - Мн.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения БССР, 1961. – 439 с.

32 История России ХХ век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 608 с.

33 Кісялеў Р.Я. Школы савецкай Беларусі. - Мн.: Народная асвета, 1968. - 192

34 Котаў А.І. Аднауленне і развіцце агульнаадукацыйнай школы ў пасляваеннай беларускай весцы (1944-1960) // Веснік БДУ. Гісторыя – 1998. -№1. - С. 17.

35 Краснова Н.Г. Партыўнае кіраўніцтва народнай асветай. – Мн.: Народная асвета, 1976. - 159 с.

36 Культурное строительство в Белорусской ССР (1946-1958 гг.). - Мн.: Наука и техника, 1979. - 220 с.

37 Лыч Л., Навіцкі У. Гісторыя культуры Беларусі. - М.: НКФ «Экаперспектыва», 1996. – 453 с.

38 Лясун Л.І., Шаруха І.М. Гісторыя пачатковай прыродазнаўча – геаграфічнай адукацыі на Беларусі (1920- 1980 гг.) // Адукацыя і Выхаванне. - 1999. - № 3-4.

39 Матюшэнка В. Кароткі нарыс з гісторыі адукацыі на Беларусі // Адукацыя і Выхаванне. - 2001. - № 2. - С. 70.

40 Минкевич М.Г. На пути к всеобщему среднему образованию. – Мн.: Народная асвета, 1976. – 159 с.

41 Навіцкі У. Супярэчлівасць культурнага жыцця Беларусі ў cяр. 50 -сяр. 80-х гг. // Беларускі гістарычны часопіс – 1993. -№ 2. - С. 105-113.

42 Навіцкі У. Асаблівасці культурного жыцця на Беларусі у першае паслеваеннае дзяцігоддзе // Беларускі гістарычны часопіс – 1993. - № 1. - С. 96-102.

43 Народное образование в РСФСР / Под ред. Кашина М.П. и Чехарина Е.М. М.: Просвещение, 1970. – 375 с.

44 Народное образование в СССР / Под ред. Прокофьева и др. - М.: Просвещение, 1967. – 544 с.

45 Нарысы гісторыі Беларусі. У 2-х частках. - Ч.2. – Мн.: Беларусь, 1995. – 560 с.

46 Нарысы гісторыі народнай асветы і педагагічнай думкі ў Беларусі. – Мн.: Народная асвета, 1968. – 624 с.

47 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1941-1961 гг. – М.: Педагогика, 1986. – 460 с.

48 Парашкоў С.А. Гісторыя культуры Беларусі. – Мн.: Беларусская навука, 2003. – 444 с.

49 Развіццё народнай асветы і педагагічнай думкі ў БССР. 1958-1967. - Мн.: Народная асвета, 1983. – 345 с.

50 Развитие народного просвещения и педагогической науки в Советской Беларуси в 1917-1954 г. История педагогики. Сборник статей. – Гродно, 1996. 282 с.

51 Сафонова О. Общеобразовательная школа Беларуси в воспитании национального самосознания (1956-1985 гг.) // Весці НАН Беларусі. Серыя Гуманітарных навук. – Мн.: Беларусская навука - 1998. - № 3.

52 Смелавіцкі Л. Невядомыя старонкі беларускай школы // Полымя. – 1994. - № 12.

53 Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991: учебное пособие для вузов / Под ред. Соколова А.К. – М.: Высшая школа, 1999. – 414 с.

54 Состояние системы образования в Беларуси в 1960-1990 гг. История педагогики. Сб. статей. - Гродно, 1996. – 274 с.

55 Стражев В.И. Проблемы и перспективы развития школы в бывших советских республиках // Настаўніцкая газета. – 2004. – 20 сакавіка.

56 Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди: Сб. статей. - М.: Политиздат, 1989. – 449 с.

57 Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: учебник для вузов. - М.: Владос, 2000. – 240 с.

58 Федкович А.И. К вопросу развития школьного образования в БССР (к.50-х н.70-х гг.) // Адукацыя і Выхаванне. Гісторыя. – 2002. - № 2.

59 Федкович А.И. Средняя школа и подготовка кадров народного хозяйства в БССР ( 1958-1973 ) // Народная асвета. – 2002. - № 10.

60 Фядковіч Г.І. Падрыхтоўка моладзі да жыцця і працы ў сярэдняй школе БССР (1958-1972) // Адукацыя і Выхаванне. – 2002. - № 10.

61 Фатеев А.В. Образование и воспитание в первое послевоенное десятилетие // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 1. - С. 31-38.

62 Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2000. – 461 с.

64 Чикалов Р.А. Состав педагогических кадров школ БССР в годы восьмой пятилетки // Вопросы истории. – 1974. - № 2. – С. 87-96.

63 Щетинов Ю.А. История России. ХХ век: учебное пособие для вузов. - М.: Фаир-Пресс, 1999. – 352 с.

63 ХХ съезд и его исторические реальности // Под общей ред. В.В. Журавлева. - М.: Политиздат, 1991. – 416 с.

64 Народное хозяйство Белорусской ССР в 1970 году. – Мн.: Статистика, 1971. – 428с.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8