бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Школьная система БССР в 1950-80-х гг бесплатно рефераты

Эстетическое воспитание учащихся проводилась на уроках литературы, пения, рисования и других учебных предметов, а также путем организации разнообразной по содержанию и формам внеклассной работы (хор, кружки, беседы, экскурсии в музеи, коллективное посещение театров, выставок, просмотры кинокартин и т.д.) [17, с.199].

Физическое воспитание осуществлялось на уроках физкультуры, во внеклассной физкультурной работе, а также путем правильной организации труда и отдыха учащихся. В школах практиковались такие формы работы как туристические и краеведческие походы, проводились массовые мероприятия и работали секции добровольных спортивных обществ [18, с.206].

Перестройка системы народного образования по-новому поставила вопрос о работе пионерской и комсомольской организаций в школе. Они помогали, наряду с работой учителей, родителей, в воспитании навыков культурного поведения учащихся в семье, на улице, в общественных местах. ХХІ съезд КПСС обращал особое внимание на коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Перестройка средней и высшей школы должна была добиться того, чтобы советская школа, тесно связывая обучение с производством, с «практикой коммунистического строительства, готовила всесторонне образованных и сознательных граждан» [63, с.309].

Таким образом, можно говорить, что в целом система образования была направлена на осуществление взаимосвязи школы и последующей профессиональной деятельностью учащихся. Именно таким способом и была осуществлена попытка решить вопрос с обеспечением страны необходимыми квалифицированными кадрами. Однако после начала осуществления преобразований возникали различные перегибы. И, наряду с явными положительными сторонами, становились все отчетливее и негативные. Как, например профориентация, по сути, часто не эффективная.

В конце 60-х годов стал вопрос о дальнейшем развитии системы школьного образования. Наряду с успехами реформирования выявились и многие противоречия. Так, введенный одиннадцатилетний курс средней общеобразовательной школы был упразднен и введено десятилетнее обучение. Это произошло в 1964 году. Позже были упразднена и обязательная профессиональная подготовка в школах [45, c.479].

То явление, что была отменена обязательная профессиональная подготовка, на мнение автора дипломной работы, имело весьма положительные результаты. То, что меньше загружались ученики и больше времени оставалось на изучение основных предметов. Кроме того, как видно из выше изложенного текста данной работы, часто профессиональная подготовка заключалась в бесплатной помощи предприятиям по уборке урожая и иных не требующих специальной квалификации профессий.

В годы восьмой пятилетки несколько улучшились в республике работа по профессиональной ориентации, которая рассматривается как составная всего учебно-воспитательного процесса в 5-10 классах. В некоторых школах республики были открыты кабинеты по профессиональной ориентации.

Именно таким образом заменялась обязательная профессиональная подготовка. По мнению автора дипломного проекта, вышеописанные мероприятия в большей степени способствовали либерализации в вопросе выбора профессий.

Однако и после отмены обязательного профессионального обучения формально государство не отменяла профессиональную направленность системы школьного образования. В середине 70-х годов одной из распространенных форм профессионального обучения стали учебно-производственные комбинаты (УПК). До 1981 г. в БССР был открыт 191 УПК. Однако они не могли обеспечить на практике взаимосвязь рабочей, политехнической и профессиональной подготовке учеников, которые не получали знаний и навыков, необходимых для сознательного выбора рабочей профессии [59, c.402].

Таким образом, система школьного образования реформировалась под воздействием возрастающей роли квалифицированных кадров на промышленных и научных объектов. Исходя из этого, большое внимание уделялось именно профессиональному обучению. Однако уже на середину 60-х годов стало очевидно, что такая система не полностью отвечает современным критериям в образовательных процессах. Поэтому обязательное профессиональное образование отменяется, но заложенная схема проектом 1958 года все же не исчезла вовсе. Появляются иные подходы в этом вопросе. Так одним из решений было появление УПК.

После начала реформы стоял вопрос и о сроках обучения. Так, в 1958 году вводилось одиннадцатилетнее образование, которое было заменено десятилетнем. К середине 70-х годов закончился переход к всеобщему среднему образованию.

Советская система образования ставила правильную задачу – воспитание гармонично развитой личности. На это были направлены занятия не только на активизацию непосредственно мыслительных процессов, но и приобщение к трудовой деятельности, физическом развитии. Однако меры, принимаемые для реализации этой задачи, были же не достаточные.

Общее образование на протяжении всего исследуемого периода не подготавливало нужных государству выпускников школ. Был недостаточен уровень усвоения нужного материала. Это было связано с тем, в школах не предполагалась профилизации. Только с 70-х лет начиналось введение факультативных занятий по предметам, однако и этих мер было не достаточно и в конце исследуемого периода появляются тенденции к профилизации и даже организации нового образца учреждений образования.

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


4.1 Материально-техническое обеспечение (50-е – середина 60-х гг)


В реализации школьного образования очень важным вопросом было материально-техническое обеспечение школ. Соответственно, ни о каком учебном процессе нельзя говорить, если элементарно нет и помещения для занятий, обустроенных учебных кабинетов, учебников и учебных пособий. При проведении реформы в образовании учитывали и этот аспект системы, поэтому в целом проводились мероприятия по улучшению материально-технической базы в школах. В таком аспекте очень важно рассмотреть вопросы, связанные с обеспечением школ необходимыми материально-техническими средствами.

Именно поэтому важно рассмотреть основные нормативные акты, касающиеся вопроса материально-технического обеспечения школ, как в СССР, так и в БССР. Среди таких документов следует назвать закон «Об укреплении связи школы с жизнью…». Который постановлял Совету Министров СССР и Совету Министров союзных республик осуществлять мероприятия по укреплению материальной базы школ, ликвидации многосменности занятий, организации производственного обучения, а также проведение мероприятий по предоставлению учащимся старших классов средних школ учебных мест для прохождения профессионального обучения и производственной практики [25, с.56].

Основа материальной базы для возможности осуществления политехнического образования была заложена в законе, который был издан в 1955 году. Согласно этому закону Министерства и ведомства СССР и союзных республик должны были предоставлять право передавать безвозмездно общеобразовательным школам оборудование неиспользуемое в производстве, но годное для целей политехнического обучения: станки, небольшие двигатели внутреннего сгорания, электромоторы, сельскохозяйственные машины, детали машин и другое оборудование.

Таким образом, начиная с 50-х годов начинается не только понимание необходимости создания материально-технической базы, но и проводились реальные мероприятия, направленные на улучшение этой базы, как залог успешной учебно-педагогической деятельности.

На мнение автора дипломной работы, анализируя закон, предприятия и ведомства не могли обеспечить всем необходимым школьные и иные учебные учреждения. Прежде всего, потому, что передача оборудования основывалась на принципах добровольности и безвозмездности. И, исходя из элементарного дефицита оборудования и на самих предприятиях, нельзя говорить о мгновенном резонансе - повальном добровольном обеспечении всеми средствами школ. Однако то, что позитивные сдвиги в улучшении материально-технической базы учреждений образования по закону появлялись, очевидно.

При рассмотрении вопроса материально-технического обеспечения школ БССР нельзя пропустить и проблему финансирования школьного образования. Именно от этого фактора и зависел во многом уровень преподавания в школах. Следует сразу отметить, что проблемы в финансировании школ в исследуемый период были очень злободневны. Так, некоторые ученые говорят о том, что «Политическое руководство определяло бюджет образования по остаточному принципу » [58, с.36].

Восьмилетняя школа финансировалась за счет средств районных (городских), сельских (поселковых) бюджетов в соответствии с утвержденными сметами [17, с.197]. Промышленные предприятия, колхозы, совхозы или учреждения, шефствующие над школами, должны были оказывать школам помощь в оборудовании, в организации воспитательной работы и трудовой подготовки учащихся [17, с.198].

Однако, в последующее время, уже в 60-е годы прослеживается тенденция к постепенному увеличению расходов бюджета на систему образования.

Развитие школьного образования в союзных республиках было связано с преодолением многих трудностей. Необходимо было создавать материальную базу, изыскивать помещения, строить новые, налаживать производство учебного и хозяйственного оборудования, открывать при школах интернаты для далеко проживающих детей, создавать фонды всеобуча для оказания помощи нуждающимся, готовить педагогические кадры [29, с.324].

Для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся (бесплатное питание, обеспечение обувью, одеждой, учебниками и другими видами материальной помощи) при восьмилетних школах, а также при средних школах с производственным обучением, в составе которых имелись 1 – 8 классы, создавался фонд всеобуча, в порядке, установленном Положением об этом фонде [17, с.197]. Так, в БССР, фонд всеобуча был создан при каждой начальной, восьмилетней и средних школах. Его источниками являлись поступления из бюджета в размере не менее 1% от расходов на текущее содержание школ, привлечение средств колхозов, кооперативных, общественных и профсоюзных организаций отчисление от фонда предприятий, доходы от вечеров, концертов. Фонд всеобуча шли также средства, полученные от реализации урожая с пришкольных участков и учебно-опытных хозяйств школ, а также продукции, изготовленной в учебно-производственных мастерских [44, с.357].

Для профессионального обучения и производительного труда учащихся каждая средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением прикреплялась к определенному промышленному предприятию, строительной, транспортной и другой организации. Руководители предприятий, строек, совхозов, ремонтно-технических станций обязаны были нести ответственность за создание надлежащих условий для осуществления профессионального обучения и производительного труда учащихся. Они же были должны создавать для профессионального обучения учащихся учебные цехи на предприятиях или выделять постоянные рабочие места в общих цехах, разрабатывать вместе с директором школы планы и программы профессиональной подготовки; выделять инженерно-технический, агрономический персонал и квалифицированных рабочих для производственного обучения учащихся, а также предоставлять необходимые материалы и инструменты. После первоначальной профессиональной подготовки и получения учащимися соответствующей квалификации организации должны были предоставлять им возможность работать на производстве и совершенствовать свою квалификацию [18, с.204].

В сельской местности производственная подготовка учащихся проводилась в мастерских РТС, на фермах, в ученических производственных бригадах, в колхозах и совхозах. Для профессионального и трудового обучения учащихся привлекались инженерно-технические работники, специалисты сельского хозяйства [59,с.64]. Соотношение теории и практики в производственном обучении и чередование периодов обучения и труда в школе устанавливались в зависимости от профиля социальной подготовки учащихся от местных условий. В сельских школах учебный год строился с учетом сезонности сельскохозяйственных работ [1, с.55].

Однако в организации производственного обучения в средних школах сразу обнажились серьезные недостатки. Планирование профессиональной подготовки молодежи на местах проводилось неудовлетворительно, производственное обучение учащихся средних общеобразовательных школ организовывалось без достаточного учета потребностей предприятий и организаций. Реорганизация десятилетних школ в средние школы с производственным обучением не всегда сочеталось с созданием необходимой для этого учебно-материальной базы. Советы Министров союзных и автономных республик, Исполкомы областных и краевых Советов депутатов трудящихся, совнархозы во многих случаях неудовлетворительно решали вопросы обеспечения учащихся рабочими местами на предприятиях и в организациях.

Так, например Совет народного хозяйства БССР, управляющие промышленными предприятиями очень медленно решали вопросы о создании необходимых условий для профессиональной подготовке школьников, обеспечении их рабочими местами на предприятиях, организации учебных цехов. Например, в Гомельской и Могилевской областях БССР до 1962 года не было создано ни одного ученического цеха. На предприятиях неудовлетворительно решались вопросы обеспечения школьников спецодеждой и средствами санитарно- гигиенической защиты, нередко учеников не допускали к самостоятельной работе [60, с.71].

В сельских школах плохо были оборудованы учебные кабинеты, не всегда выделялось для практического обучения сельскохозяйственная техника, не были закреплены за школами постоянные земельные участки для производственного и трудового обучения учащихся. Руководители предприятий и учреждений, колхозов и совхозов не всегда с охотой выделяли лучших специалистов для проведения теоретического и практического производственного обучения.

Наиболее эффективной и приемлемой формой соединения обучения с производством, общественно полезным трудом учащихся, подготовкой их к практической деятельности являлись ученические производственные бригады, сельскохозяйственное опытничество и натуралистическая работа.

Производственные бригады являлись основной формой производственного обучения учащихся в сельских школах. В их состав входили учащиеся 7 – 11 классов в количестве от 30 до 85 человек. Производственные бригады и звенья повсеместно организовывались по соглашению между школами и колхозами, которые должны были создавать необходимые условия для работы: выделять земельные участки, семена, автогужевой транспорт, предоставлять возможность работать на фермах крупного рогатого скота, свинофермах, птицефабриках, обеспечивать агрономическим, зоотехническим персоналом. Например, в БССР в 1958 году работало 616 постоянных ученических бригад, а в 1965 году их количество составляло 1240.

По мнению автора дипломной работы, подобный подход, конечно, помогал учащимся более подробно познакомиться с различными профессиями, однако больше решал проблемы помощи предприятиям. Подобные профессии, связанные с уходом за скотом не подразумевают высокую профессиональную квалификацию. Кроме того, при необходимости повышения производственных промышленных мощностей страна нуждалась в высоко профессиональных рабочих промышленных специальностей. А сельские школы не имели возможности давать учащимся именно такого рада знания и умения. По этому во множестве случаев подобный подход к производственному обучению в системе школьного образования, по мнению автора работы, не решал возложенные на его функции.

Во многих школах не было возможности создать необходимую материальную базу для профессиональной подготовки, производственное окружение школы не позволяло учащимся выбирать ту профессию, по которой они имели склонность специализироваться. Время, отведенное на производственное обучение, зачастую тратилось не производительно. Многие специальности, по которым школы готовили своих учеников, не имели спроса.

Освещая проблему материально-технического оснащения школ в Белорусской ССР нельзя пройти без внимания вопрос оснащения методической литературой и учебными пособиями учеников и учителей. Тем более, что преобразования в системе образования предусматривали введение новых программ, которые в свою очередь приносили потребность и в учебниках в соответствии с программой.

В августе 1959 года Министерство Просвещения БССР утвердило новые учебные планы для всех типов школ, а также планы подготовки и издания учебников. Новые программы усилили научную сторону предметов, научные дисциплины приобрели практическое направление. Например, в области «природоведения» для 4-го класса в этот предмет соединили географию и природоведение, увеличили требования к умениям, навыкам, знаниям учеников. Требовалось, чтобы на уроках природоведения они умели «выполнять практические работы, зарисовывать и коротко описывать исследования, сделать модель, макет, уметь читать план и физическую карту, исполнить простейшие работы с контурной картой». Сохранялся и краеведческий принцип, то есть обеспечение непосредственное ознакомлению учеников с окружающей природой и трудовой деятельностью людей, что могло бы обогатить сознание конкретными жизненными знаниями.

Практические задачи ставились и для изучения иностранных языков. Особое внимание уделялось изданию учебников, которые своим содержанием способствовали бы выработке у учащихся навыков разговорной речи и перевода иностранного текста без словаря. Предполагалось коренным образом улучшить подготовку учителей иностранных языков для школ. В этих целях также совершенствовались учебные планы, программы и учебники, для университетов и педагогических вузов (факультетов), осуществляющих подготовку учителей иностранных языков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8