бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Школьная система БССР в 1950-80-х гг бесплатно рефераты

Но следует отметить, что для преодаления утклонения выпускников от работы по распределению постановление от 1963 года устанавливало новый порядок выдачи дипломов. Их теперь могли получать только те специалисты, которые после защиты дипломного проекта или сдачи госэкзаменов в течении одного года проработают на том месте, куда были рапределены. До вручения дипломов молодые специалисты получали временное удостоверение. Однако после смещения Хрущева от подобной практики отказались как волюнтаристской.

 Исходя из вышесказанного следует отметить, что острой проблемой в БССР являлась нехватка сельских учителей, так как большую часть населения республики составляли сельские жители, но уже к 1960/61 учебному году количество наставников сельских школ Белоруссии составило 62 тысячи человек, или в 2,4 раза больше, чем в довоенный период.

В основу государственной кадровой политики в сфере общественного образования БССР в начале 50-х – середине 60-х годов XX в. составляла забота о наполнении органов народного образования необходимым количеством специалистов, имевших соответствующий образовательный уровень, высшее педагогическое образование или университетское образование для учителей 9-10 классов и высшее или среднее педагогическое образование для учителей младших классов.

Пятым пятилетним планом развития СССР на 1951-1956 гг. предусматривалось обеспечение увеличивающейся сети школ необходимым количеством учителей, увеличить на 45% прием в педагогические институты в 1951-1955 гг. по сравнению с 1946-1950 гг. Расширить за пятилетие подготовку научных и научно – педагогических кадров через аспирантуру высших учебных заведений и научно – исследовательских институтов примерно в 2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой.

Следует подать динамику в политике правительства на улучшение учебно-педагогических кадров в системе школьного образования. Так, к примеру, в 1950-1951 учебном году высшее и незаконченное высшее образование имели 30,2% учителей общеобразовательных школ БССР, а в 1955-56 учебном году – уже около половины всех учителей. В это же время учителей со средним образованием осталось не более 2,5%, тогда как в 1944-45 учебном году они составляли 23,8%.

Конечно, эти выше обозначенные цифры говорят о том, что количество учителей с педагогическим образованием увеличилось. Однако не следует забывать, что наспех организованные учебные заведения по подготовке педагогических кадров не факт выпускали достаточной квалификации учителей.

Осуществление Закона «Об укреплении связи школы с жизнью» принятого в декабре 1958 г. и политехнизация школы с 1957-58 года требовали высокой подготовки педагогических кадров и совершенствования системы повышения их квалификации. Проведение реформы в системе образования предполагало и высокий уровень преподавания учебных предметов в школе и иных учебных заведениях. Конечно же, может быть спорным уровень подготовки молодых специалистах в недавно образованных учебных заведениях, однако преподавание в школе учителя, имеющего только среднее образование было негативным элементов во всей системе школьного образования и исследуемый период.

Исходя из подобных пониманий проблемы, правительство Белорусской ССР уже с конца 50-х годов стало принимать определенные меры в кадровой политике.

Пополнению школ молодыми специалистами с высшими, незаконченным высшим и средним специальным образованием в конце 50-х начале 60-х во многом способствовал Приказ №75 Министра просвещения БССР от 13 апреля 1959 года. В соответствии с этим документом учителей со средним образованием, работавших в 5-10 классах средних и семилетних школ, не обучавшихся заочно в высших педагогических учебных заведениях и учителей с незаконченным высшим образованием, работавших в 8-10 классах по мере прибытия специалистов с высшим образованием подлежало переводить на работу в соответствии с их подготовкой в начальные классы и в 5-7 классы. При этом должно было строго соблюдаться законодательство о труде. В приказе особо обращалось внимание на своевременную выплату выпускникам проездных и подъемных.

Таким, образом, предполагалось осуществить без потрясений, постепенно повышение кадрового состава учителей с высшим образованием. Цифры говорят о том, что в целом правительство стояло в этом вопросе на пути к цели.

На приказе от 13 апреля 1959 года правительство не остановилось, проблема еще не была решена. Тем более, что приказ касался больше обеспечению молодых специалистов трудоустройством и постепенному переходу к увеличению количества учителей с высшим образованием. Но в приказе не оговаривались применяемые меры и мероприятия по обеспечению школ учительскими кадрами.

Постановление от 31 августа 1961 года «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами». В связи с ним значительно расширена подготовка педагогических кадров в высших и средних специальных учебных заведениях. Прием студентов на педагогические специальности в высшие учебные заведения увеличивался из года в год. Численность студентов в педагогических высших учебных заведениях республики в 1969 70 учебном году увеличилась по сравнению с 1959 60 учебным годом более чем вдвое и составила 29314 человек.

Таким образом, увеличением численности студентов и созданием новых учебных педагогических заведений.

В годы восьмой пятилетки подготовка учительских в республике осуществлялась в двух университетах, семи педагогических институтах, Белорусском институте физической культуры, восьми педагогических училищах, трех техникумах. Важное значение придавалось обучению в высших и средних педагогических учебных заведений. Значительно увеличился прием на заочные отделения педагогических учебных заведений. Если в 1967 году, например, заочно занималось в высших учебных заведениях 16500 работников народного образования, а в средних специальных учебных заведений 571 человек, то в 1969/1970 учебном году заочно училось 24000 учителей.

По мере того как углублялась реформа эти годы в связи с осуществлением обязательного восьмилетнего обучения и переходом к всеобщему среднему образованию, потребность в квалифицированных учителях все больше возрастала. По республике темпы развития сети школ и рост числа учащихся значительно опережает темпы подготовки учителей. Складывалась такая ситуация, что еще не решены проблемы с кадровой комплектацией в существующих школах, а под ключ сдавались все новые учебные заведения. И строительство новых школ и нехватка учителей связаны были еще с тем, что в 1970 году 83,5% выпускников восьмых классов дневных общеобразовательных школ БССР продолжили обучение с целью получить среднее образование, в том числе 72,1% - в дневных и вечерних школах. Количество учащихся 9-10 классов в 1970 году по сравнению с 1966 годом возросло на 25,2 тыс. Все это обусловило дополнительную потребность в кадрах [64, c.90].

В связи с этим ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление от 31 августа 1961 года «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами». Была значительно расширена подготовка педагогических кадров в высших и средних специальных учебных заведениях. Как уже было сказано, расширялась сеть учебных заведений, кроме того, решить задачу обеспечения школу учительскими кадрами предполагалось и через увеличение численности обучающихся студентов.

Прием студентов на педагогические специальности в высшие учебные заведения увеличивался из года в год. Численность студентов в педагогических высших учебных заведениях республики в 1969/70 учебном году увеличилась по сравнению с 1959/60 учебным годом более чем вдвое, и составила 2931,4 человек. Кроме того, в двух университетах - БГУ имени В.И.Ленина и Гомельском государственном университете по педагогическим специальностям занималось свыше 16 тысяч человек.

Значительно расширился прием на заочные отделения педагогических учебных заведений. Если в 1967 году заочно занималось в высших учебных заведениях 16500 работников народного образования, а в средних специальных - 571 человек, то в 1969/70 учебном году заочно училось 24 тыс. учителей. В 1970 году 2,8 тыс. учителей окончили заочную учебу и получили дипломы о высшем образовании [35, c.52].

В 1970 году в системе просвещения БССР работало около 130 тыс. учителей и воспитателей. За годы восьмой пятилетки ряды учителей пополнились 19000 молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием. К концу восьмой пятилетки, в 1970/71 учебном году школы республики располагали 101,3 тыс. учителей (включая директоров и их заместителей), в том числе 13,6 тыс. - учителя русского языка и литературы, 8 тыс. - белорусского языка и литературы, 7,2 тыс. - истории, 17,3 тыс. - физики и математики, 3,4 тыс. - химии, 8,8 тыс. - географии и биологии, 5,6 тыс. - иностранных языков, 11,6тыс. музыки, пения, рисования, черчения, физвоспитания, трудового обучения, 25,7 тыс. - начальных классов. За годы восьмой пятилетки повысился общеобразовательный уровень учителей республики, увеличилось количество преподавателей, получивших высшее образование.

Количество учителей с высшим и средним специальным образованием по рисованию и черчению с 1966 по 1970 год возросло с 55,8 до 61,9%, а по физическому воспитанию с 54,4 до 60,5%.

Большая работа проводилась органами народного образования и партийными организациями республики по укреплению руководящего состава школ, особенно сельских. Понимание того, что администрация учебных заведений должна быть образованной и служить и примером и ориентиром в учебно-педагогической деятельности пришло сразу как очевидное. Поэтому в статистике исследуемого периода можно обнаружить хорошие показатели в образовании директоров школ.

Так, в 1966/67 учебном году из 1979 директоров средних школ 1916 имели высшее образования, а остальные 63 - незаконченное высшее. Из 2776 директоров восьмилетних школ 2154 были с высшим образованием, 550 - с незаконченным высшим, 72 - со средним педагогическим образованием. В 1969/70 учебном году в средних школах работали 2164 директора. Из них 2135 имели высшее образование, 28 - незаконченное высшее. 2565 директоров возглавляли восьмилетние школы, среди этих директоров школ с высшим образованием были 2251 человек, а с незаконченным высшим - 294 человека.

На должности директоров и их заместителей подбирались лучшие учителя. Конечно, подобный подход, когда из числа наиболее образованных и квалифицированных учителей выдвигали в директора во многом оправдан. Однако следует отметить, что качества преуспевающего директора не только в том, что он учитель-новатор, но и организатор, хозяйственник.

В результате целенаправленной деятельности по созданию педагогических кадров в годы восьмой пятилетки была полностью (как сообщали источники того времени) решена проблема комплектования педагогических коллективов городских школ, в том числе школ районных школ. Значительно возрос и улучшился состав учителей сельских школ, особенно средних.

Но, несмотря на то, что действительно немало предпринималось мер в решении вопроса улучшения учительских кадров, не все задачи подбора квалифицированных работников были решены в республике. В 1966/67 учебном году Белорусская ССР среди других союзных республик по удельному весу учителей с высшим образованием занимала 13-е место, а в 1970/71 учебном году - 11-е место в стране. Особенно мало имелось специалистов с высшим образованием по труду, музыке, пению. Во многих случаях состав педагогических коллективов в сельских школах был слабее, чем в однотипных городских. Если из общего количества учителей 4-10 классов высшее образование имели 86,3%, то на селе всего 63,9%. В подобном случае итоги учебной деятельности сильно разнились, что не могло не сказываться и на поступлении в вузы сельской молодежи, что может служить косвенной причиной плохой укомплектованности сельских школ.

О лучшем качественном составе педагогических коллективов городских школ свидетельствовали также аналогичные показатели по отдельным предметам: учителей русского языка и литературы соответственно было 85,1% и 65,3%, белорусского языка и литературы -75,1 и 52,4%, истории - 91,0 и 72,4%, физики и математики - 85,6 и 65,8%, химии - 96,1 и 77,4%, географии и биологии - 83,6 и 62,0%, английского языка - 95,2 и 75,6%, немецкого языка - 87,8 и 51,7%, французского языка - 98,5 и 96,3%.

В сельских школах чаще встречались случаи, когда к работе допускались люди имевшие образование ниже допустимого уровня (для учителей начальных классов минимум - окончание педагогического училища, а для учителей 4-10 классов - педагогического института). Но более низкий уровень специалистов не означал, что комплектованию школ на селе не уделялось должное внимание. Наоборот, учитывая, что в сельской местности обучалось свыше половины школьников и проживала преобладающая часть населения республики, партийные и советские органы, органы народного образования особое внимание уделяли подбору учителей для сельских школ, так как от решения именно этой проблемы зависело обеспечение в конечном счёте общего среднего образования и повышение уровня учебно-воспитательного процесса [64, c.91]. Однако, несмотря на особое внимание к сельским школам, проблема решена не была.

К концу восьмой пятилетки в сельских школах БССР насчитывалось 67,3 тысячи учителей, в то время как в городских почти двое меньше - 34,0 тысячи. Больше было на селе и квалифицированных специалистов. В 1970/71 учебном году в 4-10-х классах сельских школ работало 32,8 тысяч учителей со специальным образованием, соответствующим предмету преподавания, тогда как в городских школах - 21,1 тысяча учителей.

С 1966 по 1970 год в сельских школах количество учителей получивших не вообще высшее или незаконченное высшее образование, а подготовку указанного уровня только по преподаваемому предмету, возросло в следующих размерах: учителей русского языка и литературы - с 5,9 тыс. до 7,1 тыс., белорусского языка и литературы - с 3,9 тыс. до 4,5 тыс., истории - с 3,8 тыс. до 4,1 тыс., физики и математики - с 7,2 тыс. до 9,0 тыс., иностранных языков - с 1,1 тыс. до 1,3 тыс.

В 1970 году в сельских школах на каждого учителя-предметника в среднем приходилось всего по 20 учащихся, тогда, как в городских такой показатель составлял 1:23. Все эти данные свидетельствуют о том, что органы народного образования добились положительных результатов в работе по комплектованию сельских школ учителями.

Сложность решения кадровой проблемы применительно к школе была связана, прежде всего, с особенности размещения населения. В Белорусской ССР, как показала всесоюзная перепись населения 1970 года, 48,6% сельских населенных пунктов насчитывали до 100 жителей, 49,6% - от 100 до 1000 и лишь 1,8% - свыше 1000 человек в каждом. И, тем не менее, не смотря на невыгодность содержания мелких учебных заведений, третья часть поселений располагала начальной, восьмилетней или средней школой.

Стремясь обеспечить всеобщность получения всеобщего среднего образования, Советское государство шло на создание школ без параллельных классов и с низкой наполняемостью имевшихся. Так в 1970/71 учебном году 22,9% сельских восьмилетних школ насчитывали менее 100 и 60,5% - от 101 до 200 учащихся в каждом. Такое же положение имело место в большинстве сельских средних школ, 71,1% которых посещали до 400 учащихся. В результате в сельских школах открывалось ограниченное количество классов: 91,1% восьмилетних школ имели не свыше десяти 1-8-х классов и 55,8% средних школ - не более тринадцати 1-10-х классов.

Преобладание малокомплектных школ привело к отрицательным последствиям: кадры специалистов - в общем весьма многочисленные - распылялись, во многих школах их не доставало. Так, школы Белоруссии испытывали острую потребность в учителях физики, математики, иностранных языков, труда, физкультуры, музыки, пения и рисования. В связи с этим на работу нередко приглашались лица без необходимой подготовки. А с другой стороны, восьмилетние школы, имевшие по одному 4-8 классу, вообще не могли обеспечить полной ставкой учителей химии, биологии, географии, истории, иностранных языков, пения и музыки, если они не совмещали преподавание 2-3 предметов. Аналогичные трудности испытывали и средние школы без параллельных классов.

В целом, в годы восьмой пятилетки в республике наблюдался рост количества и повышения образовательного уровня педагогических кадров, в том числе и в сельских школах. Состав учителей постоянно обновлялся за счет выпускников педагогических учебных заведения, становился квалифицированнее. Партийные органы и отделы народного образования провели большую работу по упорядочению комплектования школ, не допуская увеличения численности учителей в них сверх обусловленной объёмом учебной работы.

В целом можно отметить, что по множеству причин проблема комплектации школ учителями решена не была. Однако следует отдать должное, что меры по улучшению состояния проблемы принимались. Учителей с высшим образованием становилось все больше, но и по мере их деятельности в систему образования превносились изменения, поправки. Кроме того акмеология не стояла на месте. Поэтому важно было и повышать уровень подготовленности и профессионализма учителей.

В годы восьмой пятилетки особое внимание уделялось работе по повышению квалификации учителей. Для этого в республике имелись все условия. В БССР работал Республиканский, 6 областных и Минский городской институт усовершенствования учителей и 138 районных (городских) методических кабинетов.

За годы восьмой пятилетки сложилась определенная система повышения квалификации кадров народного образования. Все учителя проходили переподготовку через каждые 5 лет. Руководители средних школ, работники районных и городских отделов народного образования и методических кабинетов проходили переподготовку при Республиканском институте усовершенствования учителей. Директора, заместители директоров восьмилетних школ, воспитатели и старшие пионервожатые - при обласных институтах усовершенствования учителей. Учителя 1-3-x и 4-10-x классов повышали свою квалификацию при институтах усовершенствования учителей, университетах, педагогических институтах и педагогических училищах. Для более подготовленных учителей было организовано очно-заочное обучение при областных институтах усовершенствования учителей с одно и двухлетним сроком обучения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8