бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Школьная система БССР в 1950-80-х гг бесплатно рефераты

По линии изучения языков в школах союзных и автономных республик существовала большая перегрузка детей. В национальных школах дети изучали три языка – родной, русский и один из иностранных. В советской школе осуществлялось обучение на родном языке, однако, основной упор делался на изучение русского языка, как языка, который «является могучим средством межнационального общения, укрепления дружбы народов СССР и приобщения к богатствам русской и мировой культуры» [14, с.51].

Таким образом, только в БССР, например за 1951 – 1955 года путем организации новых школ и превращения семилеток в средние школы, их количество выросло с 761 до 1 447, а контингент учащихся с – 429 тысяч до 632 600 человек. Количество семилеток уменьшилось с 2 904 до 2 877. Тем не менее, в 1955 – 56 годах в БССР 7 260 школ размещались в пристройках и 2 088 – в наемных помещениях, мало подходящих для занятий. Многие из них не имели спортивных залов, свободной площади для размещения учебных кабинетов, проведения внеклассной работы. Более 6 тысяч школ работали в две смены. Меньше стало и начальных школ, так как наиболее большие из них превращались в семилетние, а некоторые малокомплектные закрывались из-за перехода учеников в ближайшие школы [41, с.98].

Тем самым, можно говорить, что, несмотря на явные позитивные моменты в материально-техническом обеспечении школ, многие проблемы оставались либо в половинчатом решении, либо и вовсе не решенными. Все еще много самих зданий были в плохом состоянии, кабинеты и др.


4.2 Материально-техническое обеспечение (1960-е - 70-е гг)


На протяжении всего обозначенного в теме дипломного проекта периода, в целом можно отметить рост бюджета на образование, все больше внимания уделяется проблемам плохого материального оснащения школ в плане технической базы, оборудовании учебных кабинетов, наличия достаточного и качественного учебника, методических пособий для учителей. Кроме выше перечисленного одной из основных проблем в образовательном процессе было строительство новых школ. Нехватка, как в организации новых школ, так и строительстве новых зданий для уже функционирующих школ обусловливало правительство расширять ассигнования на систему образования. Кроме того, в стране прослеживалось и численное увеличение нового поколения, тем самым увеличение и количества учеников побуждало к большему вниманию к материально-техническому обеспечению школ новыми корпусами, пристройками, кабинетами.

В соответствии с переходом школы на связь с производственным обучением и включением в трудовую деятельность, школа обязана была выполнять не свойственную ей функцию профессиональной подготовки учащихся. Однако материально-техническая база школ и сами учителя оказались неподготовленными к решению этой задачи. Выбор профессии для производственного обучения был относительно не велик и носил чаще всего случайный характер. В результате по специальности, приобретенной в школе, работало от 5% до 15% выпускников. Сложной оказалась адаптация школьников к условиям труда и быта рабочих. Школьники становились свидетелями ряда явлений, о которых предпочитали не говорить в школе: формализация в соцсоревнованиях, «уравниловка», пьянство, воровство. Появилась тенденция роста преступности среди несовершеннолетних. Практически не выполнялось постановление ЦК КПСС и Совета Министров 1957 года о броне рабочих мест для подростков, и их по-прежнему неохотно брали на работу [38, с.83].

Уже в 1961 году стало ясно, что реорганизация десятилетних школ в средние школы с производственным обучением не всегда сочетались с созданием для этого учебно-материальной базы. Учебно-производственные мастерские школ плохо обеспечивались оборудованием, инструментами, сырьем и материалами, а сельские школы земельными участками и сельскохозяйственной техникой. Не уделялось достаточное внимание охране труда школьников, проходящих производственное обучение, не всегда учитывались физические возможности отдельных учащихся при выборе ими той или иной специальности [27, с.214].

В вопросе финансирования образования намечались позитивные сдвиги. В годы восьмой пятилетки государство увеличило ассигнования на потребности общеобразовательной школы. Ассигнования на просвещение в БССР возросли с 486, 6 млн. руб. в 1965 году до 655,4 млн. руб. в 1970 году (включая затраты на науку). Из этой суммы израсходовано на содержание всеобучающих школ 229,9 млн. руб., на содержание школ - интернатов и групп с продлённым днем - 36,9 млн. руб. Только в 1970 году за счет государственных капитальных вложений и на средства кооперативных предприятий было построено более 380 школ на 62 тысячи ученических мест.

Школы строились по новым типовым проектам, со светлыми классными комнатами, хорошо оборудованными учебными кабинетами, спортивными залами, мастерскими. Особое внимание обращалось в городских и сельских школах на организацию столовых и буфетов. Используя бюджетные ассигнования, а также помощь шествующих предприятий, колхозов и совхозов, школы республики в годы восьмой пятилетки значительно укрепили свою учебно-техническую базу. Изменение содержания образования, совершенствование политехнической подготовки учащихся вело к тому, что кабинетная система занятий становилось необходимостью.

Возрастала также роль технических средств обучения. Ежегодно увеличивались средства на приобретение школами нового оборудования. В 1970 году, например, школы республики пополнились оборудованием и учебными пособиями на сумму свыше 7 млн. руб. Большая работа в 1966 - 1970 годах была проведена в школах республики по оборудованию учебных кабинетов. Если в 1966/67 учебном году 2198 школ имели кабинеты физики, 1568 - кабинеты химии, 690 - кабинеты биологии, 340 - общетехнические, 15 лингофонные, 858 - кабинеты по другим предметам, то в 1969/70 учебном году в школах республики насчитывается уже 2704 кабинета физики, 1961 кабинет химии, 1120 кабинетов биологии, 568 - общетехнических, 30 лингофонных и 1419 по другим предметам. Средняя школа №19 г. Гомеля, №10 г. Слуцка, Верхнедвинская школа №2 Витебской области за оборудование кабинетов по техническим дисциплинам были отмечены дипломами первой степени ВДНХ СССР [35, c.30].

В годы восьмой пятилетки появилась возможность закрыть ряд малокомплектных школ. В результате этого в 1970/71 учебном году в БССР насчитывалось 11246 дневных общеобразовательных школ (13000- в 1965/66 учебном году). Количество же учеников за эти годы увеличилось с 1782,0 тыс. до 1852,4 тыс. [35, c.30].

В годы восьмой пятилетки были осуществлены меры по улучшению общественного воспитания детей, расширилась сеть школ-интернатов и школ с продленным днем. Только в 1968/69 учебном году в них обучалось 180 тысяч человек.

Таким образом, следует отметить, что работа по улучшению материально-технической базы школ проводилась. Одним из основных вопросов в этой сфере образовательного процесса было и строительство, и обновление школ. По решению этих проблем в целом намечались достаточные сдвиги. Кроме того, в системе школьного образования намечались и процессы социализации, что было и в контексте идеологической доктрины советского государства.

В конце 60-х гг., в годы восьмой пятилетки большая работа была проведена в республике по созданию новых учебников и программ по истории БССР, по русскому и белорусскому языкам, литературе и природоведению для начальных классов, по созданию учебников по белорусской литературе для восьмого класса и для 9-10 классов, созданы и внедрены в учебно-познавательный процесс методические руководства по трудовому воспитанию. К созданию учебников были привлечены крупные ученые и лучшие учителя-практики. В целом следует отметить, что за 1966-1969 годы Министерство просвещения БССР получило и ввело в действие 33 новых общесоюзных учебника [35, c. 162].

Ситуация с обеспечением новыми учебниками еще с большими успехами разрешалась в дальнейшее время. Так, уже в 1970/71 учебном году школы республики получили 43 новых учебника, 15 из которых были разработаны и подготовлены в БССР [35, c.162].

Все программы и учебники проходили опытную проверку в школах под руководством научных сотрудников Научно-исследовательского института педагогики Министерства просвещения БССР, опытных методистов и работников высших педагогических заведений.

Неоценимую роль, для создания методической литературы, в то время играло республиканское специализированное издание «Народная асвета». Только в годы восьмой пятилетки (1966-1969 гг.) издание выпустило 245 наименований методической литературы не считая учебников [35, c.164]. Эти цифры изданной литературы только увеличились в следующие годы. Только за 1970/71 учебный год было выпущено 90 наименований педагогической и методической литературы, дидактических материалов и наглядных пособий.

В годы восьмой пятилетки значительно возросла оснащенность школ техническими средствами обучения. Кинофильмы, диафильмы, магнитофонные записи, материалы фонохрестоматий прочно входили в повседневную работу учителей, становились неотъемлемой частью педагогического процесса. В 1969 году в школах республики было уже 4356 киноаппаратов, 3293 телевизора, 3805 магнитофонов, 1443 радиоузла, 4507 радиоприемников [35, c.30]. К 1970 году все школы БССР были кинофицированы, имели звукотехническую и проекционную аппаратуру. В городах и районах республики работало 128 фильмотек. В фондах их насчитывалось 679 названий учебных фильмов, свыше 80 тысяч кинокопий по всем предметам школьного предметного курса. И следует отметить, что материальная база постоянно улучшалась. Например, фильмотеки школ ежегодно пополнялись новыми фильмами. Все фильмы носили воспитательную и обучающую направленность [54] .

Как видно, в то время много внимания уделялось материальной базе школ, которая во многом стала только налаживаться. В оборот учебно-познавательного процесса внедрялись новые технологии, что значительно улучшало акмеологическую базу для советских учителей и позволяло использование новых методических приемов и методов.

Правительство понимало и в дальнейшем, что необходимо повышать материально-техническую базу школ и иных учреждений образования. И это было более чем правильно. Прежде всего, потому, что были не решены вопросы обеспечения школ. Кроме того, общество, наука и техника не стояли на месте, а динамично развивались. И, кроме старого материально-техничного обеспечения требовались и новые виды техники и наглядности.

Исходя из этого 25 октября 1978 г. было принято постановление Совета министров БССР N 322 «О мерах по дальнейшему укреплению учебно материальной базы общеобразовательных школ и улучшению трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся».

Это постановление в целом направленно на улучшение материально-технической базы учреждений образований. Однако сам факт необходимости в подобных дополнительных нормативных документах говорит о том, что проблема еще не решена и остро стоит.

Следует добавить, что на всем протяжении исследуемого периода главной задачей школьного образования, как в БССР, так и во всем Советском союзе это профориентация учащихся. А при такой постановке приоритетов обучающего процесса роль достаточности материально-технической базы еще более возрастает.

В 1987 году Совет министров БССР принимает постановление об утративших силу ранее принятых постановлениях. Среди перечня множества различного рода документов упоминается и выше обозначенный от 25 октября 1978 года. Конечно же, это не говорит о том, что проблемы с материально-техническим обеспечением были решены [21].

Следует определить еще один важный аспект. Прежде всего, все же уже к 80-м годам значительно расширилось использование технических средств обучения. Политика, проводимая правительством все же дала позитивные моменты, только что не той мере как этого ожидалось. Кроме того, к тем же годам все школы БССР перешли на кабинетную систему, что значительно упростило процесс обучения и расширило методические возможности учителей [45, c.402].

Но в проблеме финансирования школ с начала 80-х следует отметить, что финансирование не только не увеличивалось, как того требовали обстоятельства, но и уменьшалось. Так, если в середине 60-х годов затраты на общеобразовательную школу составляли 6-7% от валового национального дохода, то в начале 80-х годов – 4,2%. Школы обеспечивались по остаточному принципу. Из-за этого материальная база школ часто не соответствовала потребностям времени. Не во всех школах имелись учебные кабинеты и оснащенные спортивные залы.

Таким образом, следует отметить, что начало реформирования системы образования было сопряжено с множеством проблем. Одной из таких проблем являлось не достаточное материально-техническое обеспечение школ и иных учреждений образования. Кроме того, пересмотр в целом системы обучения не мог не привести к пересмотру и учебных программ. Поэтому важно было обеспечить методической и учебной литературой учащихся и учителей. Начиная с 50-х годов в учебный процесс вводятся новые программы, издаются новые учебники, что в целом положительно влияет на учебный процесс. Постепенно решаются и вопросы с оснащением учебных помещением наглядностями и техническими средствами. Однако всех усилий недостаточно и вплоть до 80-х годов проблема материально-технического оснащения учреждений образования стоит остро.

Проблема финансирования школ краеугольная и во многом определяющая в рассматриваемом вопросе. Если проследить поступлений ассигнований на систему образования, то можно говорить, что на протяжении 1950-середины 60-х годов постепенно увеличивалась статья в бюджете, направленная на нужды системы образования. Только после заметны снижения финансирования на нужды школ, что не позволяет обеспечить необходимую материально-техническую базу. Финансирование производится по остаточному принципу, не смотря на то, что образование признается одной из важнейших прерогатив политики государства.

Кроме того, по мере развития и советского общества и всего мирового все новые условия и задачи стояли пред образованием, что не учитывалось. И когда только начали решаться вопросы материально-технического оснащения школ в 50-60-е годы, то уже к концу 70-х годов во многом и изменилась необходимая система материально-технического оснащения школьного образования.

5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


В связи с увеличением требований к преподаванию различных предметов увеличивались требования и к квалификации учителей. Согласно закону 1958 года начали осуществляться мероприятия по переподготовке учительских кадров и укомплектованию школ учителями с необходимым образованием в соответствии с новыми задачами общеобразовательной школы, а также по дальнейшему улучшению условий труда и быта учителей и повышению их идейно-теоретического уровня. Перестройка воспитания и обучения в советской школе стала предъявлять более высокие требования к учителям, мастерам и преподавателям профессионально-технических дисциплин.

Конечно же, нельзя было рассчитывать на положительный результат в осуществлении реформы в системе образования без должного обеспечения кадрами учреждения образования. Главный исполнитель всех нововведений все же остается учитель. И именно компетенция и профессионализм учителя во многом влияет на положительные результаты в сфере обучения. Поэтому особое внимание при реформировании школьного образования уделялось подготовке и переподготовке учителей и руководящего состава школ.

Следует рассмотреть основные моменты и мероприятия по повышению квалификации учителей.

Так, во всех республиках СССР проводились мероприятия по усовершенствованию педагогической подготовки учителей. В школах работали методические объединения учителей начальных классов и преподавателей-предметников, проводились районные семинары и научно-практические конференции, областные и республиканские педагогические чтения. Областные и центральные институты усовершенствования учителей организовывали курсы по повышению квалификации учителей начальных классов, преподавателей-предметников и руководящих работников народного образования.

Но это были мероприятия, направленные на усовершенствование профессионализма учительских кадров. Однако в БССР, как и во многих других республиках остро стоял вопрос об обеспечении школ и иных учебных заведений кадрами. Реформа перевода школы на обязательное восьмилетнее обучение и прирост населения выявил нехватку в учительских кадрах.

Острой проблемой в БССР было обеспечение школ квалифицированными педагогическими кадрами, поэтому большое внимание уделялось подготовке учителей с высшим образованием. С этой целью в республике стали открывать новые высшие учебные заведения, такие как Минский педагогический институт иностранных языков, Брестский педагогический институт, восстановлено было значительное количество педагогических училищ. С 1957 года учителя начальных классов также стали подготавливаться высшими учебными заведениями.

Этими мерами предполагалось выпустить достаточное количество учителей. Только, на мнение автора дипломной работы, открытие учебных заведений кроме обеспечения необходимой материально-технической базой требует и качественный уровень преподавания в высших и средних педагогических учебных заведениях. Для этого требовались высоко профессиональные преподаватели. В целом же открытие множества учебных заведений по подготовке учительских кадров представляется во многом противоречивой.

Но отучившийся молодой специалист не стремился ехать работать в сельскую местность. Объяснений этому факту несколько, главное, как видется автору дипломного проекта, то, что молодой человек из сельской местности имел меньше возможностей получить педагогическое образование, проживающий же в городе имел большую вероятность и к подготовке и проживанию во время своей учебы. Кроме того, отучившись в учебном заведении и представитель сельской молодежи имел возможности оставаться в городских школах или же на иных видах работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8