бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Школьная система БССР в 1950-80-х гг бесплатно рефераты

Школьная система БССР в 1950-80-х гг













Дипломная работа


Школьная система БССР в 1950-80-х гг


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ

2. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Мероприятия правительства СССР по реформированию системы школьного образования в 1953 – 1964 гг

2.2 Политика в области школьного образования (1960-80-е гг)

3. СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1 Материально-техническое обеспечение (50-е – середина 60-х гг)

4.2 Материально-техническое обеспечение (1960-е - 70-е гг)

5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ


Одно из ведущих мест в государственной политике и модернизации общества занимает образование. Образование играет огромную роль в жизни любого общества. Без хорошо организованной системы образования не возможно создать полноценное, цивилизованное общество. Государство не может существовать без системы образования, которое обеспечивает его полноценное развитие.

Народное образование – важнейшая сфера развития личности, воспитания и поддержания общественно необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки населения. Важнейшим путем получения общего образования является обучение в общеобразовательной школе, где овладевают основами наук, необходимыми человеку для понимания основных явлений природы и общества, участвуют в общественно трудовой деятельности, получают основы для профессионального образования.

Степень проводимой политики в сфере образования на каждом конкретном отрезке времени соответствует реальным потребностям общества и определяет ее эффективность и историческую значимость. Развитие общеобразовательной школы всегда определялось как меняющимися потребностями общества, так и политикой государства, проводившееся в сфере образования.

Перестройки в общеобразовательной системе становились составными частями каждого крупного поворота во внутренней жизни страны. К ним обычно приступали тогда, когда основные преобразования в обществе уже произошли. Так, акты ВЦИК, Совнаркома и Наркомпроса, регулирующие народное образование, принимались летом и осенью 1918 года. С поворотом в новой экономической политике система народного образования ориентировалась на решение новых задач. Установление административно-командных методов управления и осуществление с их помощью назревших проблем развития страны, также получили отражение в обучении и воспитании молодежи в соответствии с постановлениями, принятыми ЦК ВКП(б) в начале и середине 30-х годов.

В течение почти двадцати лет система народного образования претерпевала лишь незначительные изменения. Оставались практическими незыблемыми ее цели, структура, функции. Советская общеобразовательная школа, ставшая к этому времени основной частью народного образования, с успехом выполняла поставленную перед ней в начале 30-х годов главную задачу – давать молодежи знания основ наук, необходимые для продолжения учебы в вузах.

Реформа 1958 года не стала исключением из этой зависимости. Она также была вызвана к жизни уже произошедшими политическими и идеологическими переменами в стране и направлена к тому, чтобы через преобразования системы народного образования закрепить их в молодом поколении и в обществе. Принципиальная основа перестройки школьного образования состояла в признании необходимости с первых школьных лет готовить учащихся к тому, что они должны в дальнейшем принимать непосредственное участие в общественно полезном труде.

С начала 90-х годов ХХ века в странах бывшего СССР начались преобразования во всех сферах жизни общества, связанные с провозглашением независимости. В экономике, политике, сфере культуры, в том числе и образования, проводятся реформы, затронувшие и общеобразовательную школу. На протяжении ХХ века общеобразовательная школа претерпевала изменения и нуждается в реформировании и в настоящее время. При проведении реформирования общеобразовательной школы всегда учитывался и учитывается опыт реформы 1958 года. Не смотря на то, что уже в 60-е годах и позже началась переоценка реформы 1958 года, нельзя не учитывать того, что она дала сильный толчок дальнейшим прогрессивным изменениям в работе системы образования.

Можно говорить, что и в последующее время реформа имела огромное влияние на развитие системы школьного образования, как всего СССР, так и БССР.

Рассматриваемая тема достаточно освещена в исторической литературе, однако не была предметом специального исследования. Тем не менее, имеется определенное количество работ, которые затрагивают эту тему. Их авторы разрабатывают различные аспекты проблемы культурного восстановления СССР после войны, в том числе и БССР.

Работы, написанные до 90-х годов ХХ века, делают основной упор на ведущую роль партии в деятельности общеобразовательных учреждений. В последнее десятилетие в работах по истории СССР, России, Беларуси, Украины, в монографиях по истории культуры дается более критическая и объективная оценка событий, происходивших в целом после войны в СССР.

Исследование же данной проблемы важно потому, что и на современном этапе развития национального образования в нашей стране производятся преобразования в системе школьного образования и опыт предшествующего поколения учитывать необходимо. Поэтому можно утверждать, что проблема, исследуемая в данной работе актуальна.

Хронологические рамки исследуемой темы обусловлены историческими событиями в СССР, которые были связаны со сменой руководства страны. Развитие общеобразовательной школы в дипломной работе представлено в период «оттепели», которая повлекла за собой изменения во всех сферах общественной жизни: в партии, экономике, социальных отношениях, науке и культуре. В области общешкольного образования данный период включает подготовку и проведение реформы школьного образования, связанной с законом «Об укреплении связи школы с жизнью».

Исходя из всего вышесказанного следует определить цель данной работы.

Целью дипломной работы является изучение школьной системы БССР в 1950 – 1980-х годах.

При написании дипломной работы ставились следующие задачи:

- исследовать источниковую и литературную базу по проблеме;

- рассмотреть мероприятия правительства СССР по реформированию общеобразовательной школы 1953 – 1964 годов;

- проследить развитие школьной системы в БССР в 60-80-е годы;

- рассмотреть проблемы кадрового обеспечения школ и материально техническую базу в школах БССР.

При написании данной дипломной работы автором проекта использовались различные методы: метод критического анализа, историко генетический, историко-сравнительный в целом комплексный метод исследования.


1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ


Проблема становления и развития общеобразовательной школы изучались на всех этапах истории советского общества. В обобщающих трудах по истории СССР [56] и БССР [27], вышедших в 1970-1980-е годы ХХ века, следует назвать и другие обобщающие издания, вышедшие уже в более позднее время, после распада Советского союза. Однако они во многом разнятся между собой.

Так в работах советского периода даётся характеристика основных этапов развития народного образования, основных направлений воспитательного процесса. На большом фактическом материале авторы исследования показали, какие изменения проходили в экономическом и социально-культурном развитии СССР. Однако во всех работах советского периода основное внимание уделяется успехам, достигнутым под руководством коммунистической партии. Исторические факты освещаются односторонне, а недостатки во всех сферах жизни общества, в том числе и в системе образования не анализируются. В этих работах раскрывается влияние методологический подход к исследовательской деятельности, который часто приводит к необъективности.

Работы же позднейшего периода раскрывают многое негативные стороны. Однако, сопоставляя работы можно анализировать и подходить к проблеме критически. Среди обобщающих трудов постсовецкого периода следует назвать «Нарысы па гісторыі Беларусі» [59], работы по истории Беларуси Чигринова [81]. В этих работах не дается распространенно материал, однако полезность их состоит в том, что можно прочесть уже проанализированную и обобщенную информацию.

История БССР в целом и история становления системы школьного образования в частности не может исследоваться без анализа источниковой и литературной базы всего Советского Союза. Поэтому очень важны и исследования российских ученых.

В современных обобщающих трудах по истории России [46], а также в работе Щетинова Ю.А. [62], авторы стремятся к объективному освещению событий истории советского общества, в том числе описаны основные этапы реформирования школьного образования, показаны причины ее несостоятельности. Так, например, в работе Соколова А.К. и Тяжельниковой В.С. [53] анализируется противоречия, возникшие в советском обществе в связи с его вступлением в стадию индустриального развития, которые вызвали крушение советского социализма и распад союзного государства. В книге авторы уделяют внимание и проблемам развития образования во второй половине 50-х – середине 60-х годов ХХ века, рассматривают фактор «феминизации» образования, затрагивают основные этапы реформы школьного образования и показывают причины ее несостоятельности.

В обобщающих работах по истории Беларуси и Украины, опубликованных в конце 90-х годов ХХ века – 2000-х годах даются попытки дать объективный анализ истории общества советского периода в национальных республиках. В обобщающей работе по истории Беларуси, а так же в коллективной работе по истории Беларуси в ХХ веке [25] , работе Чигринова П.Г. [61] дается характеристика хода истории Беларуси в контексте развития СССР. В этих работах раскрываются основные направления деятельности в области народного образования, развития общеобразовательных школ, основных направлений воспитательной работы на протяжении почти всего ХХ века. Однако конкретно-исторический материал приводится в них фрагментарно.

Авторский коллектив труда, посвященного ХХ съезду КПСС и его историческим реальностям [63], стремился дать объективный анализ актуальных проблем внутрипартийной жизни, экономической и социальной политики, идеологии и культуры в жизни советского общества начала 1950-х– первой половины 1960-х годов ХХ века. Исследователи сделали попытку освободить историческую картину тех лет от догматических, конъюнктурных наслоений, устоявшихся стереотипов. Одна из глав данной работы посвящена перестройке народного образования в исследуемый период и общеобразовательной школы в частности. Авторы раскрывают замыслы и анализируют результаты реформы в области образования, проводившейся в конце 50-х годов ХХ века.

Проблема развития общеобразовательной школы в ХХ веке рассматриваются в работах по истории культуры.

В ряде коллективных работ, посвященных истории русской культуры, отображается развитие культуры России с древнейших времён до нашего времени, а также процессы и явления в духовной жизни России нового и новейшего времени. Авторы раскрывают особенности развития общеобразовательной школы во второй половине 50-х – середине 60-х годов ХХ века в СССР, перечисляются причины, по которым проводившаяся в эти годы реформа не оправдала себя. В этих работах все теоретические положения не аргументируются, носят описательный характер, но более полно показывают атмосферу исторической эпохи, определённый контекст в котором происходило развитие культуры и образования.

В работе Зезиной М.Р. [28] наряду с описанием общих процессов развития культуры народов СССР, анализируется специфика появления общих закономерностей и тенденций в национально специфических условиях. Отмечается также проблемы исторической науки на разных этапах ХХ века, связанных с неравномерностью изучения культуры отдельных национальных регионов. Зезина М.Р. отмечает отсутствие обобщающих монографических исследований по материалам РСФСР, в то время как по истории культуры Казахстана, республик Средней Азии, Закавказья, Беларуси такие работы существуют. В работе опубликован широкий историографический материал, посвященный истории культуры и проблемам образования. В данной книге широко раскрываются глубинные причины необходимости реформирования народного образования.

В белорусской историографии в работах по истории культуры, изданных в 70-е года [36] деятельность общеобразовательной школы, а также подготовка кадров в высших и средних специальных учебных заведениях республики освещаются на основе широкого круга источников. Однако, как и в выше перечисленных работах по истории СССР, авторы не стремятся дать глубокий и всесторонний анализ деятельности учебных и научных учреждений, показать причины сдерживания их развития.

Наиболее объективная оценка развития белорусской культуры даётся в книге Новицкого В.И., Лыча Л. [37]. В ней авторы освещают все периоды и аспекты становления и развития белорусской культуры, в том числе и образования. Авторы отошли от одностороннего показа культуры одной из советских республик, при котором целиком игнорировался её национальный аспект, а уровень духовного развития народа почти полностью обозначался степенью интернационализации его культуры, что означало ничем не прикрытую русификацию. Что касается общеобразовательной школы, то этот аспект изложен достаточно подробно. В разделе книги «Развитие образования в послевоенные годы» авторы выделяют два периода. Первый период 40-е – 50-е гг. где освещается восстановление и развитие общеобразовательной школы после войны, сложности с материальным обеспечением, нехватку кадров. Вторым периодом развития образования в послевоенные годы выделены конец 50-х – 60-х гг. Главным рубежом здесь обозначен закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» принятый в декабре 1958 года, который определил направление в развитии школы и организации учебного процесса в последующие годы. Он положил начало проведению реформы, которая была направлена на осуществление политехнического обучения, трудового воспитания и усиления их взаимосвязи. Главной задачей в освещении этого периода было показать непоследовательность в проведении реформы. Авторы книги обращают внимание на догматический характер обучения и упадок национального самосознания.

В новейшем исследовании по истории культуры Белоруссии Порошкова С.А. [48] освещаются основные моменты культуры белорусского народа на различных этапах социально-экономического и политического развития Белорусской республики. Проблема реформы школьного образования 1958 года освещена фрагментарно, даны лишь общие сведения о характере её проведения.

В начале 90-х годов в периодической печати появляются работы доктора исторических наук Новицкого В.И. [41], [42]. В них автор отмечает противоречивый характер реформ проводившихся в области народного образования. Говоря о необходимости данных преобразований конца 50-х – п.п. 60-х годов, Новицкий В.И. отмечает то, что они не содействовали улучшению работы общеобразовательной школы. По его мнению, школа утратила ту стабильность, без которой не возможна успешная работа. Так же он отмечает, что на реформу школы в Белоруссии наложила негативный отпечаток русификаторская политика советского государства. Новицкий В.И. указывает на то, что реформа школы проходила в тяжёлых условиях: школы плохо обеспечивались оборудованием, учебниками, методической литературой, наглядными пособиями, имелись значительные недостатки в школьном строительстве и т.д. В работах широко представлены статистические данные, отражающие рост количества средних школ и уменьшение семилетних, изменение контингента учащихся, увеличение численности учителей с высшим образованием.

Большой фактический материал по проблеме народного образования, основные вопросы деятельности общеобразовательной школы, ведущие направления воспитательной работы общеобразовательной школы рассматриваются в работах по истории школы и педагогической мысли СССР [47], Белорусской ССР [46], [49]. Подлинные тексты педагогов, деятелей белорусской науки и культуры по вопросам воспитания и образования представлены в антологии педагогической мысли [22].

К проблеме народного образования в Белорусской ССР обращались государственные деятели, исследователи, педагоги-историки. Так, например работа Умрейко С.А. и Ильюшина И.В. [31] являются первой попыткой дать короткий систематизирующий обзор развития народного образования и педагогической мысли Беларуси с древнейших времён до начала 60-х годов ХХ века. Авторы этой работы не претендуют на исчерпывающие и подробное освещение всех вопросов народного образования и педагогической мысли в Беларуси на разных этапах истории. В первой части книги показано развитие школы и педагогической мысли Беларуси до 1917 года, в другой - становление советской школы. В книге приводятся немало историко-литературных источников, статистических данных. Предпринята попытка систематизировать наиболее значительные памятники литературной, общественно-политической, педагогической мысли белорусских деятелей, представляющих историко-научную и во многих случаях практическую ценность.

В работах по истории общеобразовательной школы, в 60-70-е гг. ХХ века Киселева Р.Я. [33] и Ивановой Н. [30] источником духовных и материальных ценностей и благ и благ являлась партия. В этих работах наряду с успехами восстановлении народного образования, его трудностями, показаны основные этапы реформирования общеобразовательной школы конца 50-х-середине 60-х годов ХХ века, возникшие трудности в последующее время. В этих работах авторы основной упор делают на показ роли партии в учебно-воспитательной работе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8