бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии бесплатно рефераты

3. На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы подвели итоги проделанной работы по развитию самостоятельности в процессе проведения практических работ. На контрольном этапе было отмечено повышение уровня самостоятельности школьников экспериментальной группы, что подтвердило результативность нашей модели.


 

 

 

 

 

 

 

 

 




















Заключение

Проблема развития самостоятельности является достаточно актуальной  в настоящее время. Мы предложили один из путей ее решения, понимая необходимость других направлений. Тем не менее, цель дипломной работы была достигнута. В результате изучения психолого-педагогической, методической, учебной  литературы, наблюдения и анализа за ходом практических занятий по географии и деятельностью учащихся на них было сделано следующее:

1.Разработана модель развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии и предложена на ее основе методика их проведения.

2.Разработаны практические работы «Плотность населения, расселение и урбанизация», включающая порядка 10 заданий.

3.Подготовлено методическое описание к практическим работам, в которое вошли:

а) теоретический материал;

б) задания, выполнение которых способствует более глубокому пониманию темы;

в) описание заданий;

г) список вопросов, предназначенных для самоконтроля учащихся;

д) список дополнительной литературы.

4.Были выделены условия, при которых процесс развития самостоятельности учащихся протекает наиболее эффективно и дает оптимальный результат:

Наличие организующего внешнего стимула в задании, который намечает цель предстоящей деятельности, ставит новые вопросы, подлежащие исследованию, определяет приемы самоконтроля.  

Использование накопленных ЗУН учащихся, обеспечивающих возможность осуществления действий, адекватных содержанию задания и способствующих его успешному осуществлению.

Мотивированность задания (для чего, чему способствует).

Знание школьником алгоритма, метода выполнения работы.

Методические указания, инструктаж, консультации.

Знание учащимися критериев оценки, видов и форм контроля и ориентация на самостоятельные поиски решения поставленных задач.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода.

Педагогический эксперимент подтвердил результативность разработанной модели развития самостоятельности учащихся и справедливость обозначенной во введении гипотезы.

Список источников и литературы

1. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования /О. А. Абдуллина. – М.: Просвещение, 1990. – 141с.

2. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. - Минск, 1990. – 559с.

3. Баринова И.И., Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР. – М.: Просвещение, 1990, С. 95.

4. Белкин, Е. Л. и др. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов /Е. Л. Белкин. - Ярославль, 1974. -  176с.

5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 1989. – 300с.

6. Вербицкий, А., Попов Ю., Подлеснов, В., Андросюк, Е. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт /А. Вербицкий //Высшее образование в России. – 1995. - №2. – с.137-145.

7. Вяткин, Л. Г. История развития научных основ теории самостоятельной работы учащихся /Л. Г. Вяткин //Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов: Межвузовский научный сборник. Выпуск 1. - Саратов: СГПУ, 1979. - 120с.

8. Душина, И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе: Учебное пособие /И.В. Душина. – М.: «Астрель», 2004. – 203 с.

9. Душина И.В., Понурова Г.А., Методика преподавания географии. – М.: «Аркти», 1996, С. 191.

10. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения /  Б. П. Есипов //Материалы педагогических исследований, М., 1961. – Вып.115. – 231с.

11. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках /Б. П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 1961. – 105с.

12. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя: Пособие для студентов пединститутов и учителей /Л. В. Жарова. – М.: Просвещение, 1993. – 203с.

13. Звягин, А. Н. Виды самостоятельной работы учащихся, способствующие систематизации знаний //Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск: ЧГПИ, 1965. –112с.

14. История педагогики: Учебник для студентов пединститутов / Н. А. Константинов, Е. Н Медынский, М. Ф. Шабаева,  – М.: Просвещение, 1982. - 447с.

15. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе /М. В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 127с.

16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений /Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176с.

17. Козаков, В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение /В. А. Козаков. - Киев: Высшая школа, 1990. – 94с.

18. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения /Я. А. Коменский. Т.1. – М, 1939. - 656с.

19. Кон, И. С. Психология самостоятельности /И. С. Кон //Педагогика здоровья. – 1992. - №3. – с. 26-27.

20. Кошарный, А. С. Формирование интерактивной самостоятельности подростков: Автореферат кандидата педагогических наук /А. С. Кошарный. - Белгород, 1997. - 16с.

21. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология: Пособие для институтов /Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1960. - 478с.

22. Лемберг, Р. Г. О самостоятельной работе учащихся /Р. Г. Лемберг //«Советская  педагогика». – 1962. -  №2. – с. 54.

23. Методика обучения географии в средней школе: Пособие для учителя/Под ред. И.С. Матрусова. – М.: Просвещение, 1985, С.256.

24. Оконь, В. Введение в общую дидактику /В. Оконь. – М.: Высшая школа, 1990. –328с.

25. Онищук, В. А. Типы, структура и методика урока в школе /В. А. Онищук. - Киев, «Радяньска школа», 1977. – 184с.

26. Орловский, В. Г. Методы совершенствования самостоятельной работы учащихся: Автореферат  кандидата педагогических наук /В. Г. Орловский. - М.: 1996. - 18с.

27. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для студ. вузов /Отв. ред. С. И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 544с.

28. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.

29. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. Т. 3. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 880с.

30. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теорет.-эксперим. исслед. /П. И. Пидкасистый. – М.:Педагогика, 1980. –240с.

31. Пономарева, З. Ф. Воспитание самостоятельности подростка в общественной деятельности /З. Ф. Пономарева. //Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Выпуск 6. Научные труды. Том 212. – Куйбышев, 1978. – 86с.

32. Пятунин В.Б., Проверка и оценка результатов обучения географии. – М.: «Астрель», 2003, С.190.

33. Российская педагогическая энциклопедия /Гл. ред. В. В. Давыдов. В 2-х т. – Т. 1. – М.: БРЭ, 1993. – 608с.

34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн. В 2-х т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1989. - 485с.

 35. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С., Практические работы по географии. 6-10 классы. – М.: 2001

36. Сиротин В.И., Практические и самостоятельные работы по географии. – М.: «Аркти», 1998..

37. Сиротин В.И., Сборник заданий и упражнений. 6-10 классы. – М.: Дрофа, 2003,С. 253.

38. Сосновская, Л. Б. Педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода (на примере технического вуза): Дис. … канд. пед. наук /Л. Б. Сосновская. - Л.,1989. –195с.

39. Спиренкова, Н. Г. Проблема воспитания активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста в русской педагогике конца XIX - начала XX вв.: Автореф. кандидата педагогических наук /Н. Г. Спиренкова. – М. 1997. – 18с.

40. Срода, Р. Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении/Р.Б. Срода. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. –  54с.

41. Степанов, С. С. Психологический словарь для родителей /С. С. Степанов. - М.: Академия, 1996. - 160с.

42. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. Вузов /Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544с.

43. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений /К.Д. Ушинский. Т.6. – М., 1949. – 447 с.

44. Федорова, М.А. Учебное задание как средство формирования самостоятельной деятельности школьников: Автореферат кандидата педагогических наук /М. А. Федорова. – Белгород, 2002. – 21с.

45. Чанилова, Н. Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников: Автореферат кандидата педагогических наук /Н. Г. Чанилова. - Саратов, 1997. - 25с.

46. Чередов, И. М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя /      И. М. Чередов. – М.: Просвещение, 1988. – 157с.

47. Чернышевский, Н. Г. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.Ф. Смирнова.  Т.3. – М, 1953. – 549 с.

48. Щенёв В.А. Приёмы учебной работы учащихся в курсах физической географии. – М.: Просвещение, 1979.

49. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся  /Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 203с.                  

50. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе /Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1987. – 115с.





 






















Приложение

Методика 1."Мое учение"

Цель: выявить некоторые особенности процесса самостоятельной деятельности учащихся.

Методика представляет собой проективный тест, заданный в форме неоконченных предложений. Учащимся предлагается выполнить следующее задание.

Внимательно читая тест, укажите (допишите), что отражает особенности вашей учебной деятельности.

1.При выполнении самостоятельной работы я

1)сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро, даже если допускаю при этом ошибки;

2)сначала стараюсь понять задание, тщательно анализирую его, но потом действую без колебаний, уверенно;

3)очень долго обычно думаю над заданием, не решаюсь сразу приступить к выполнению его, чувствую себя неуверенно.

2.При выполнении самостоятельной работы всегда очень волнуюсь, чувствую себя тревожно, потому что ...

3.Чувствую себя всегда спокойно, потому что ...

4.Трудности у меня:

1)бывают всегда;    2)иногда;    3)не встречаются.

5.Чаще всего я

1)не понимаю цель работы;    3)не знаю, как его надо выполнять;

2)не понимаю задание;            4)не умею контролировать ход своей работы;

                             5)не знаю, как проверить результаты работы;

                             6)не умею правильно распределять время.

На основе анализа результатов можно выделить: во-первых, учащихся, которые, приступая к решению задачи, действуют обычно импульсивно, торопятся, не всегда замечают ошибки, следовательно, требуют внимания преподавателя именно на начальном этапе работы. Во-вторых, выявляются те, кто действует взвешенно, спокойно и уверенно, а также "тугодумы" - учащиеся, у которых затягивается ориентировочный этап, заметны нерешительность и робость.

В связи с этим анализируются и сопоставляются данные, характеризующие эмоциональное состояние учащихся при выполнении задания, типичные затруднения. Полученные результаты используются для выработки оптимальной стратегии руководства учением, осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе выполнения заданий, оказания им необходимой помощи.

Методика 2."Самостоятельная работа"

Цель: выявить отношение учащихся  к самостоятельной работе и отдельным ее видам; мотивы самостоятельной деятельности и потребность учащихся в педагогическом руководстве.

Для достижения этих целей используется анкета закрытого типа. Учащимся предлагается внимательно прочитать вопросы и обвести кружочком те ответы, которые выражают их мнение.

1.Как вы относитесь к самостоятельной работе, которая проводится по разным предметам?

1)Положительно.   2)Отрицательно.   3)Безразлично.

2.Что вас привлекает в ней?

1)Возможность пополнить и углубить знания.

2)Возможность проявить самостоятельность.

3)Желание проверить свои знания.     4)Ничто.

3.Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом?

1)Работа с учебником.   2)Работа с дополнительной литературой.

3)Решение задач.   4)Подготовка докладов.   5)Лабораторные работы.

4.Какая помощь необходима вам при выполнении самостоятельной работы?

1)Объяснение заданий.   2)Инструктаж к работе.  3)Наблюдение преподавателя.

4)Ответы преподавателя на вопросы, возникающие при выполнении заданий.

5)Корректировка работы.  6)Проверка и анализ результатов.

5.Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в организации самостоятельной работы?

1)Увеличить для нее время на занятии.

2)Уменьшить для нее время на занятии.

3)Чаще предлагать творческие задания.

4)Чаще предлагать индивидуальные задания.

Преподаватель путем простого подсчета выборов выявляет самооценку учащимися своего отношения к самостоятельной работе, специфичные мотивы, возникающие под ее влиянием, виды работ, стимулирующие интерес и деятельность учащихся. Обработка и анализ других ответов дают возможность выявить потребность учащихся в сотрудничестве, учесть предложения для коррекции стратегии руководства их самостоятельной деятельностью.

 

 

 

Методика 3. «Шкала наблюдения»

Цель: выявить, как выражены приемы руководства самостоятельной деятельностью школьников. Наблюдатель заготавливает специальную шкалу, где фиксируются затем, насколько выражен тот или иной этап процесса руководства деятельностью школьников. Система оценивания - четырехбалльная: 3-сильно выражен, 2-средне, 1-слабо, 0-совсем не выражен.

Шкала для наблюдения за деятельность преподавателя в процессе организации самостоятельной работы на занятии

№ п/п

Компоненты деятельности педагога

Степень выраженности

высокая

средняя

слабая

нет совсем

1

Ясность и четкость поставленной задачи





2

Инструкция к выполнению





3

Установка на самоконтроль





4

Наблюдение за действиями студентов





5

Ответы на вопросы студентов, возникающие по ходу выполнения задания





6

Коррекция выполнения





7

Проверка результатов работы





 

Т.о. мы определяем степень выраженности того или иного действия преподавателя. Сравнивая эти данные с данными, характеризующими потребность школьников в тех же приемах руководства, мы увидим, в какой мере они адекватны или, наоборот, неадекватны, что необходимо корректировать в механизме управления процессом деятельности.

Методика 4. «Преподаватели о стимулах»

Цель: выявить оценку преподавателями стимулов самостоятельной учебной деятельности школьников. Преподаватель, работающий с данной группой, оценивает эффективность действия педагогических стимулов (система оценивания трехбалльная: 1 – слабое действие; 2 – среднее; 3 – сильное)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11