бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии бесплатно рефераты

Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский Государственный педагогический университет

 им. Л.Н.Толстого

 

 

 

 

 

Естественнонаучный факультет

 

 

 

              Кафедра педагогики

Кафедра психологии образования

              Кафедра экологии и географии









Дипломная работа

на тему:

Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии









Выполнена: студенткой группы 5 «А»

заочной формы обучения

естественнонаучного факультета

Бекетовой Ольгой Александровной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2006 г.

 

Содержание.


Введение. 3

Глава I. Самостоятельность учащихся и её  развитие в процессе обучения, как психолого-педагогическая проблема. 8

1.1. Анализ понятия «самостоятельность». 8

1.2. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности. 16

1.3. Понятие “самостоятельная” работа и её функции. 19

Глава II. Формирование самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии. 26

2.1.Значение практических методов обучения географии в формировании самостоятельности учащихся. 26

2.2. Реализация практических методов обучения в школьном курсе географии. 31

2.3. Классификация видов практических работ учащихся. 35

2.4. Влияние практических работ на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся. 37

Глава III. Опытно-эксперементальная работа. 49

3.1. Диагностика исходного уровня развития самостоятельности учащихся. 49

3.2. Апробирование методики проведения практических работ на уроке географии с целью развития самостоятельности учащихся. 56

3.3. Анализ результатов опытно-эксперементальной работы. 60

3.4. Основные выводы . 64

Заключение. 66

Список источников и литературы.. 67

Приложение 1. 71

Приложение 2. 79

Приложение 3. 89

Приложение 4. 91


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.


Глубокие изменения в материальной и духовной сферах развития общества обусловили широкий интерес и социальную значимость проблемы воспитания активности и самостоятельности у подрастающего поколения. В новых социальных условиях проявление самостоятельности выступает не только как требование общества, но и как насущная необходимость каждого его члена, возрастающая по мере расширения возможности выбора жизненных целей.

Задача развития самостоятельности реализуется в практике воспитания, что отвечает общественной потребности в деятельных, целеустремленных, способных творчески преобразовывать свой опыт и опыт предшествующих поколений, людях, которые будут содействовать прогрессу экономики, науки, культуры нашего общества.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду три тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности; третья – определить различные виды практических работ в развитии самостоятельности у учащихся.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих понятий и умений. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучено значение практической работы как основы развития самостоятельности детей среднего и старшего школьного возраста, разработана вариативная форма использования практических работ на уроках географии, которая апробирована и подтверждена результатами экспериментальной работы.

Идея формирования самостоятельной деятельности ребенка была заложена еще в глубокой древности и анализировалась Аристотелем, Аристоксеном, Сократом, Платоном и другими философами. Дальнейшее развитие она получила в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, в сочинениях отечественных педагогов и революционеров-демократов: В. Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и других.

Различные аспекты этой проблемы нашли отражение в психолого-педагогических трудах, а также в современных диссертационных исследованиях. В этих работах дана общая характеристика самостоятельной деятельности (Н.В. Акинфиева, Н.В. Аничкина, Е.Я. Голант, И.В. Галковская, Л.В. Жарова, Е.Н. Кабанова-Меллер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова и др.), разработаны классификации самостоятельных работ (А. Адельбаева, Б.П. Есипов, А.С. Лында, Р.М. Микельсон, В.П. Стрезикозин и др.), выделены условия организации самостоятельной деятельности (П.И. Пидкасистый, М.Э. Писоцкая, Г.Б Пичурина, М.Н. Скаткин, И.Э. Унт и др.). Эта проблема отражена также в диссертационных исследованиях А.С. Кошарного, Н.Г. Чаниловой, Н.Г. Спиренковой, М.А. Туркиной, И.И. Баринова, В.И.Сиротин и других.

Очень широкое рассмотрение вопросы самостоятельной деятельности школьников получили в 60-х-80-х годах XX века (Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, П.И. Пидкасистый, В.П. Стрезикозин, Л.В. Жарова, Н.А. Половникова, И.Э. Унт и др.). В дидактической литературе этого периода выделяются три направления в рамках обсуждаемой проблемы:

-социально-психологической и политической значимости воспитания и развития активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения;

-дидакто-методической разработки средств организации самостоятельной деятельности;

-психолого-дидактического раскрытия сущности самостоятельной деятельности.

М.А. Федорова выделяет четвертое направление в рассмотрении проблемы самостоятельной деятельности – технологическое направление. В рамках четвертого направления под самостоятельной деятельностью в учебном процессе она  понимает систему действий учащихся, которая включает в себя: формулировку цели деятельности, постановку и решение познавательной проблемы, контроль за ходом и результатом осуществления действий; самостоятельная деятельность направлена на усвоение содержания образования и осуществляется без непосредственной помощи.

Основными структурными компонентами самостоятельной деятельности при этом выступают цель, мотив, содержание, предметные действия и результат. Эти компоненты деятельности определенным образом выражены и приобретают глубоко личностный смысл, становясь актуальными для ученика.

Развитие самостоятельности не самоцель. Оно является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз взявший в руки учебник географии, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного  достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Современная программа обучения ставит большие требования перед школьником, предусматривает большой объём получаемых знаний. Несмотря на достаточно обширный материал, посвященный самостоятельной работе учащихся (в том числе студентов), их самостоятельной деятельности, возникает необходимость рассмотрения проблемы развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии. География, как одна из развитых естественных наук, занимает особое место в общечеловеческой культуре, являясь основой современного научного миропонимания, а практические занятия, на наш взгляд, выступают в качестве эффективного средства развития самостоятельности учащихся. Данная проблема частично рассматривается в работах И.И.Бариновой, В.И.Сиротина и других методистов. Однако исследований, посвященных развитию самостоятельности на практических занятиях по географии, нами вообще не было найдено. Таким образом, налицо следующее противоречие: между необходимостью в научно обоснованных содержательных и организационных аспектах развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии и недостаточной разработкой данного вопроса в рамках школьного обучения.

Обозначенное противоречие обусловило проблему исследования и определило тему настоящей дипломной работы: «Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии». Разрешение данного противоречия состоит в  необходимости такой организации практических занятий по географии, которая обеспечивает не только осознанное и глубокое усвоение изучаемого материала, но и одновременно способствует развитию самостоятельности как свойства деятельности и как качества личности, развивает навыки и умения самостоятельной работы.

В соответствии с темой дипломной работы были определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования.

Объектом исследования является процесс развития самостоятельности учащихся, а предметом исследования – практические методы обучения географии как способы развития самостоятельности учащихся.  

Целью данной дипломной работы является выявление психолого-педагогических условий развития самостоятельности школьников в процессе выполнения практических работ на уроках географии. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Гипотеза исследования: процесс развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии  будет протекать наиболее эффективно, если:

1)осуществляется предварительная подготовка учащихся к практическим занятиям, способствующая формированию необходимых знаний, умений, навыков для выполнения данной работы;

2)содержание учебного материала и организация деятельности учащихся способствуют формированию положительной мотивации;

3)в процессе подготовки к практическим занятиям и непосредственно на них учащиеся преодолевают некоторые затруднения в плане выполнения посильных заданий как самостоятельно, так и при дозированной помощи преподавателя.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и раскрыть сущность, структуру самостоятельности школьников;

2) определить специфику развития самостоятельности с помощью реализации практических методов обучения географии;

3) разработать методику развития самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения;

4) апробировать разработанную методику развития самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения опытно-экспериментальным путём;

5) проанализировать результаты проведённых исследований.

Выбор практических методов в качестве средства развития самостоятельности обусловлен следующими особенностями:

- практические методы интегрируют знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера;

- практические методы позволяют максимально стимулировать познавательную активность учащихся, обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно раскрыть действие географических законов в практике;

- в процессе практических работ возможно проведение эксперимента по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим учащимся.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: теоретический анализ проблемы на основе изучения психологической, педагогической, методической, учебной литературы, экспериментальная работа по разработке и проверке методики проведения практических работ,  анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент.

База исследования: ученики 9-а и 9-б классов МОУ «Гимназия №13»    

г. Новомосковска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Самостоятельность учащихся и её  развитие в процессе обучения, как психолого-педагогическая проблема.

 

1.1. Анализ понятия «самостоятельность».

 

Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны и объяснены. В науке функции управления и преобразования выполняют предписания, к которым относятся принципы и правила преобразования явлений. Таким образом, познавая предмет или явление, мы прежде всего должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать. Описав предмет или явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать, как управлять ими, как с помощью определенных операций преобразовать эти предметы и явления.

Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества приводит к развитию личности ученика в целом.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется нам потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11