бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии бесплатно рефераты


8. Какое население (городское или сельское) преобладает в России? Как различаются отдельные части России по соотноше­нию городского и сельского населения?


9. Как различаются города по выполняемым ими функциям? Что такое однофункциональные и многофункциональные города? Какие функции выполняют города Санкт-Петербург, Мурманск, Ярославль, Дубна, Новосибирск, Ханты-Мансийск?


10. Что такое «трудовые ресурсы», как соотносятся понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?

 

Проверочная работа № 4

1. Выделить самую большую и самую ма­ленькую по площади и по населению республику в составе Российской Федерации. Отметить на карте показатели площади и общего количества населения в этих субъектах Федерации.

2. На контурной карте обозначить Главную полосу расселения населения на территории России. Под­писать названия городов-миллионеров. Особенно выде­лить города России, в которых количество населения пре­высило 4 млн человек.


3. Показать на контурной карте районы ком­пактного проживания наиболее крупных народов России, входящих:

а) в славянскую группу индоевропейской семьи;

б) в тюркскую группу алтайской семьи;

в) в финно-угорскую группу уральско-юкагирской семьи.

4. Отметить на карте районы распростране­ния православия, мусульманства и буддизма на террито­рии России.

5. Посчитать и подписать на карте:

а) среднюю плотность населения в Российской Фе­дерации;

б) среднюю плотность населения в европейской части Российской Федерации;

в) среднюю плотность населения в азиатской части Российской Федерации.

6. Подписать на карте названия народов, живущих на Крайнем Севере России. Подумать, какие про­блемы характерны для жизни малых народов Севера.

 

Проверочная работа № 5

1. Как изменяется структура занятости: в производственной и непроизводственной сферах; внутри производственной сферы; между промышленностью и сельским хозяйством?


2. Определите среднюю плотность населения России, исходя из того, что ее площадь 17,075 млн. км2, а численность населения 148,7 млн. человек. Как соотносится средняя плотность населения России с общемировыми показателями?

3. В 2000 году численность населения России составляла 146 млн. человек. По прогнозам, к 2020 году она составит 131 млн. Рас­считайте в абсолютном выражении и в процентах ежегодные тем­пы изменения численности населения России. Из предложенного списка (в скобках дана численность населения в тыс. чел. на 1999 г.) выберите регионы, в которых темпы изменения численности насе­ления близки к среднероссийским.

- Республика Тыва (311), Чукотский автономный округ (77), Оренбургская (2230), Псковская (812), Саратовская (2721) области.

- Дагестан (2120), Новгородская (736), Омская (2178), Са­марская (3308), Тверская (1620) области.

Определите численность населения выбранных регионов на 2020 год.

4. При подготовке раздела справочника «Субъекты Россий­ской Федерации» на букву «Б» из-за неисправности компьютера из таблиц приложений был потерян столбец с названиями субъектов, а из статей - раздел «Водные ресурсы». Вам необходимо, во-первых, восстановить первый столбец таблицы по сохранившимся данным (алфавитный порядок при сбое был нарушен) и, во-вторых, написать краткий вариант раздела «Водные ресурсы» для характе­ристики каждого из регионов.

Субъект РФ

Рождаемость, %, 1996

Смертность, %, 1996

Число городов, 1998

1.Б...

8,8

14,5

9

2.Б...

11,0

12,1

21

З.Б...

8,7

15,5

16

4.Б...

11,6

11,8

6


5. По данным о национальном составе населения определите субъект Российской Федерации, имеющий такой состав, и народ, название которого в таблице пропущено. Когда эта территория во­шла в состав России? К какой языковой семье относятся прожи­вающие на ней коренные народы?

Народы

Численность, чел.

Доля, %

Русские

1 558 958

90

………………………

112 586

6

Малочисленные народы Се­вера

23 484

1

Белорусы

20 408

1

Татары

17 591

1

Евреи

14 014

1

Всего

1 811 828

100


Народы

Численность, чел.

Доля, %

1

2

3

………………………….

198 448

65

Русские

98 831

33

Хакасы

2258

1

Украинцы

2208

1

Всего

308557

100


6. Разделите перечисленные города России на типы:

а) в качестве центральных мест (неофициальные «столицы» экономических районов; центры республик, краев и областей; рай­онные центры и прочие города);

б) по профилирующей функции (промышленные центры; мор­ские порты; железнодорожные узлы; города науки; туристские центры; города-курорты).

Объясните, какие города и почему могут быть отнесены сразу к нескольким группам.

- Брянск, Владимир, Кисловодск, Красноярск, Магнито­горск, Мурманск, Новосибирск, Снежинск, Туапсе, Тында.

- Владивосток, Казань, Находка, Новгород, Обнинск, Сочи, Суздаль, Ростов-на-Дону, Узловая, Челябинск.


7. Ниже приведен список 10 регионов России, имеющих мак­симальные значения одного из демографических показателей. По­пробуйте определить, что это за показатель, и обоснуйте свой вы­вод.

- Республика Дагестан (21,8), Республика Тыва (20,0), Агинский Бурятский автономный округ (16,9), Республика Саха (Якутия) (15,3), Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (15,3), Эвенкийский автономный округ (14,5), Кабардино-Балкария (13,7), Калмыкия (13,5), Северная Осетия (13,3), Ямало-Ненецкий автономный округ (13,1).

- Псковская область (20,8), Новгородская область (19,7), Тверская область (19,4), Тульская область (19,4), Ивановская об­ласть (18,3), Ленинградская область (18,2), Рязанская область (17,9), Московская область (17,6), Нижегородская область (17,5), Ярославская область (17,3).


8. Дополните схему «Трудовые ресурсы России».





9. На контурной карте покажите районы прожива­ния:

а) мусульман;

б) буддистов;

в) приверженцев традиционных верований.


10. На контурной карте обозначьте Главную полосу расселения России и города с численностью населения более 1 млн. чел.



 

 

 

Проверочная работа № 6

1. Основным  направлением  геополитики  при Петре I было:

1) западное;

2) восточное.

2. В настоящее время естественное движение на­селения характеризуется:

1) естественным приростом;

2) естественной убылью.

3. К индоевропейской языковой семье относятся народы:

1) русские;

2) русские и украинцы;

3) русские, украинцы, осетины.

4. Верное соотношение городского и сельского населения в России показано на диаграмме:

5. О каком народе России идет речь? Определите географи­ческие координаты столицы этой республики.

 Этот народ, относящийся к тюркской языковой группе, в основном исповедует православие. В республике, где он составляет большинство, развито интенсивное товарное земледелие и выра­щивается экзотическая сельскохозяйственная культура хмель. Здесь самая большая в России плотность сельских населенных пунктов. В столице этой республики расположен крупный трактор­ный завод.

6. Эти народы являются ближайшими родственниками венг­ров, переселившихся в VIII—X веках с Южного Приуралья на запад. Традиционное хозяйство основано на рыболовстве и охоте; до­вольно существенную роль играл осенний сбор кедрового ореха. Летним жилищем этих народов раньше был берестяной чум, зим­ним - четырехугольная юрта срубного типа, сходная с алтайской, а у некоторых групп - землянка. Зимняя одежда, особенно у север­ных групп, состояла из малицы (мехом внутрь) и парки (мехом на­ружу). В транспортных целях некоторые северные группы этих на­родов использовали оленей, большинство же - ездовых собак. Ос­нова питания - рыба. Эти народы были обращены в православие, но сохранили прежние промысловые культы и шаманизм. Столица автономного округа, в котором живут эти народы, сейчас известна всем лыжникам мира. Сегодня одно из главных богатств террито­рии, где они живут, - это нефть. Назовите эти народы, их языковую семью и группу. Где они живут? Какие малые народы являются их ближайшими соседями?




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








Приложение 3.

Методика проведения практических работ.

Проведение практических работ – одно из важных компонентов процесса обучения. От их содержания, организации зависит успешность развития самостоятельности и обучения школьников.

В подготовке данных практических работ мы исходили из состояния проблемы развития самостоятельности учащихся.

Данные работы разрабатывались с учётом материалов обязательного минимума образования и программы. Это нашло отражение в составлении вопросов и заданий, которые способствуют развитию познавательных интересов учащихся, развитию самостоятельности школьников.

В педагогической психологии выделяются уровни усвоения знаний и познавательной самостоятельности учащихся. Обычно их устанавливают в зависимости от степени самостоятельности и сложности применения знаний. С учётом этих положений целесообразно различать следующие три уровня.

На I уровне учащиеся воспроизводят знания в том виде, как они изложены в учебнике или первоначально раскрыты учителем.

II уровень характеризуется применением знаний и умений по образцу, в повторяющейся учебной ситуации.

Для III уровня характерно творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.

Система выполнения практических работ по географии должна включать задания, позволяющие установить достижение каждого из этих уровней усвоения знаний и развития познавательной самостоятельности учащихся.

Данные практические работы составлены по одной из тем географии 9 класса с учётом вышеуказанных уровней.

Практические работы I уровня могут проводиться на каждом уроке для закрепления темы, т.к. воспроизводят знания в том виде, как они изложены в учебнике. Также они могут быть использованы в процессе проверки усвоения знаний учащихся, как дифференцированный подход к обучению для учащихся, которые требуют дополнительного объяснения материала, либо в виде карточек для индивидуального опроса учащихся на уроке.

Практические работы II уровня проводятся как проверка и контроль знаний учащихся в завершении изучения той или иной темы. Также они   могут быть использованы для проверки знаний учащихся в процессе индивидуального опроса.

Практические работы III уровня проводятся как проверка и контроль знаний учащихся в завершении изучения раздела, так как такие работы предусматривают творческий и поисковый подход к изучению географии. Для таких работ ребятам необходимо использование дополнительной литературы.

Данные практические работы формируют практические умения и навыки, предусмотренные учебными программами по географии и основанных на требованиях государственных образовательных стандартов; организуют самостоятельную работу учащихся. Эти работы являются необходимым дидактическим материалом для учителя географии.




























Приложение 4.

Методическое описание к практическим работам.

I. Для выполнения работы прочитай теоретический материал учебника «География: население и хозяйство России» А.И. Алексеева, В.В. Николиной;  стр. 42-90.

II. Для выполнения заданий повышенной сложности просмотри ряд дополнительной литературы, поработай с атласом.

III. После выполнения практической работы ответь на вопросы самоконтроля:

Мы изучили три темы: "Россия на карте мира", "Человек и природа", "Население России".

Оценка ваших достижений

1. Выберите правильный ответ.

Россия по численности населения занимает:

а) 1-е место в мире; б) 3-е место в мире; в) 6-е место в мире; г) 7-е место в мире. (5 баллов)

2. Чтобы понять современное заселение территории России, необходимо обратиться к ее истории. Почему? (10 баллов)

3. Перечислите основные пути влияния России на положе­ние дел в мире. (5 баллов)

4. Объясните точку зрения В. И. Вернадского о том, что человечество   как   живое   вещество   неразрывно   связано   с биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту. (10 баллов)

5. К чему приближает Россию ее современная социально-политическая и экологическая обстановка - к стабилизации или разрушению? Дайте обоснованный ответ. (15 баллов)

6. Перечислите  основные  виды  миграций.  Какие  виды миграций характерны для территории вашего региона?  (5 баллов)

7. Дайте оценку демографической ситуации в России. (10 баллов)

8. Д. И. Менделеев считал, что русский народ, занимая географическую   середину   старого   материка,   представляет "лучший пример народа реального". Это видно уже в том отношении, какое замечается у нашего народа ко всем другим, в его уживчивости с ними, а более всего в том, что вся наша история представляет пример сочетания понятий азиатских с западноевропейскими. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ аргументируйте. (15 баллов)

9. Вы знаете, что городские агломерации — это группы близко расположенных городов, объединенных тесными свя­зями. Чем, на ваш взгляд, вызвано образование городских агломераций? (10 баллов)

10. Как соотносятся между собой национальный состав и религиозная принадлежность населения в России? Чем это можно объяснить? (10 баллов)

Если вы получили за ответы:

от 70 до 95 баллов ~ вы отлично разобрались в вопросах, вынесенных в обобщение. Вас отличает творческое отношение к изучаемому материалу;

от 55 до 70 баллов — вы хорошо усвоили изучаемый материал. В дальнейшем обратите внимание на умение отста­ивать свою точку зрения;

менее 50 баллов — не отчаивайтесь. Постарайтесь обратить внимание не только на изучение фактического материала, но и на объяснение, раскрытие основных взаимосвязей, которые отличают географию.


IV. Список дополнительной литературы:

1. Бабурин, В. Л., Мазуров, Ю. Л. Географические основы управления: Курс лекций по экономической и политической гео­графии: учеб. пособие. - М.: Дело, 2000.

2. "География» - приложение к газете «Первое сентября». - М. — 1992-2005.

3. Задачи по географии: пособие для учителей / под ред. А. С. Наумова. - М: МИРОС, 1993.

4. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: метод, пособие / под ред. О. А. Климановой, А. С. Наумова. - М: Дрофа, 2002.

5. Студенцов, Н, Н., Файбусович, Э. Л., Легенькая, Е. Ф., Пивоварова, Г. П. Занимательная география. Географические задачи и вопросы. Изд-во Саратовского ун-та, 1973.

6. Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика. - М.: Аванта+, 1999.

7. Подборка журналов «Вокруг света»;

8. Подборка журналов «National geographic»;






Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


 © 2010 Все права защищены.