6. Разделите перечисленные города России на типы: а) в качестве центральных мест (неофициальные «столицы» экономических районов; центры республик, краев и областей; районные центры и прочие города); б) по профилирующей функции (промышленные центры; морские порты; железнодорожные узлы; города науки; туристские центры; города-курорты). Объясните, какие города и почему могут быть отнесены сразу к нескольким группам. - Брянск, Владимир, Кисловодск, Красноярск, Магнитогорск, Мурманск, Новосибирск, Снежинск, Туапсе, Тында. - Владивосток, Казань, Находка, Новгород, Обнинск, Сочи, Суздаль, Ростов-на-Дону, Узловая, Челябинск. 7. Ниже приведен список 10 регионов России, имеющих максимальные значения одного из демографических показателей. Попробуйте определить, что это за показатель, и обоснуйте свой вывод. - Республика Дагестан (21,8), Республика Тыва (20,0), Агинский Бурятский автономный округ (16,9), Республика Саха (Якутия) (15,3), Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (15,3), Эвенкийский автономный округ (14,5), Кабардино-Балкария (13,7), Калмыкия (13,5), Северная Осетия (13,3), Ямало-Ненецкий автономный округ (13,1). - Псковская область (20,8), Новгородская область (19,7), Тверская область (19,4), Тульская область (19,4), Ивановская область (18,3), Ленинградская область (18,2), Рязанская область (17,9), Московская область (17,6), Нижегородская область (17,5), Ярославская область (17,3). 8. Дополните схему «Трудовые ресурсы России». 9. На контурной карте покажите районы проживания: а) мусульман; б) буддистов; в) приверженцев традиционных верований. 10. На контурной карте обозначьте Главную полосу расселения России и города с численностью населения более 1 млн. чел.
Проверочная работа № 6 1. Основным направлением геополитики при Петре I было: 1) западное; 2) восточное. 2. В настоящее время естественное движение населения характеризуется: 1) естественным приростом; 2) естественной убылью. 3. К индоевропейской языковой семье относятся народы: 1) русские; 2) русские и украинцы; 3) русские, украинцы, осетины. 4. Верное соотношение городского и сельского населения в России показано на диаграмме: 5. О каком народе России идет речь? Определите географические координаты столицы этой республики. Этот народ, относящийся к тюркской языковой группе, в основном исповедует православие. В республике, где он составляет большинство, развито интенсивное товарное земледелие и выращивается экзотическая сельскохозяйственная культура хмель. Здесь самая большая в России плотность сельских населенных пунктов. В столице этой республики расположен крупный тракторный завод. 6. Эти народы являются ближайшими родственниками венгров, переселившихся в VIII—X веках с Южного Приуралья на запад. Традиционное хозяйство основано на рыболовстве и охоте; довольно существенную роль играл осенний сбор кедрового ореха. Летним жилищем этих народов раньше был берестяной чум, зимним - четырехугольная юрта срубного типа, сходная с алтайской, а у некоторых групп - землянка. Зимняя одежда, особенно у северных групп, состояла из малицы (мехом внутрь) и парки (мехом наружу). В транспортных целях некоторые северные группы этих народов использовали оленей, большинство же - ездовых собак. Основа питания - рыба. Эти народы были обращены в православие, но сохранили прежние промысловые культы и шаманизм. Столица автономного округа, в котором живут эти народы, сейчас известна всем лыжникам мира. Сегодня одно из главных богатств территории, где они живут, - это нефть. Назовите эти народы, их языковую семью и группу. Где они живут? Какие малые народы являются их ближайшими соседями? Приложение 3.Методика проведения практических работ. Проведение практических работ – одно из важных компонентов процесса обучения. От их содержания, организации зависит успешность развития самостоятельности и обучения школьников. В подготовке данных практических работ мы исходили из состояния проблемы развития самостоятельности учащихся. Данные работы разрабатывались с учётом материалов обязательного минимума образования и программы. Это нашло отражение в составлении вопросов и заданий, которые способствуют развитию познавательных интересов учащихся, развитию самостоятельности школьников. В педагогической психологии выделяются уровни усвоения знаний и познавательной самостоятельности учащихся. Обычно их устанавливают в зависимости от степени самостоятельности и сложности применения знаний. С учётом этих положений целесообразно различать следующие три уровня. На I уровне учащиеся воспроизводят знания в том виде, как они изложены в учебнике или первоначально раскрыты учителем. II уровень характеризуется применением знаний и умений по образцу, в повторяющейся учебной ситуации. Для III уровня характерно творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. Система выполнения практических работ по географии должна включать задания, позволяющие установить достижение каждого из этих уровней усвоения знаний и развития познавательной самостоятельности учащихся. Данные практические работы составлены по одной из тем географии 9 класса с учётом вышеуказанных уровней. Практические работы I уровня могут проводиться на каждом уроке для закрепления темы, т.к. воспроизводят знания в том виде, как они изложены в учебнике. Также они могут быть использованы в процессе проверки усвоения знаний учащихся, как дифференцированный подход к обучению для учащихся, которые требуют дополнительного объяснения материала, либо в виде карточек для индивидуального опроса учащихся на уроке. Практические работы II уровня проводятся как проверка и контроль знаний учащихся в завершении изучения той или иной темы. Также они могут быть использованы для проверки знаний учащихся в процессе индивидуального опроса. Практические работы III уровня проводятся как проверка и контроль знаний учащихся в завершении изучения раздела, так как такие работы предусматривают творческий и поисковый подход к изучению географии. Для таких работ ребятам необходимо использование дополнительной литературы. Данные практические работы формируют практические умения и навыки, предусмотренные учебными программами по географии и основанных на требованиях государственных образовательных стандартов; организуют самостоятельную работу учащихся. Эти работы являются необходимым дидактическим материалом для учителя географии. Приложение 4.Методическое описание к практическим работам. I. Для выполнения работы прочитай теоретический материал учебника «География: население и хозяйство России» А.И. Алексеева, В.В. Николиной; стр. 42-90. II. Для выполнения заданий повышенной сложности просмотри ряд дополнительной литературы, поработай с атласом. III. После выполнения практической работы ответь на вопросы самоконтроля: Мы изучили три темы: "Россия на карте мира", "Человек и природа", "Население России". Оценка ваших достижений 1. Выберите правильный ответ. Россия по численности населения занимает: а) 1-е место в мире; б) 3-е место в мире; в) 6-е место в мире; г) 7-е место в мире. (5 баллов) 2. Чтобы понять современное заселение территории России, необходимо обратиться к ее истории. Почему? (10 баллов) 3. Перечислите основные пути влияния России на положение дел в мире. (5 баллов) 4. Объясните точку зрения В. И. Вернадского о том, что человечество как живое вещество неразрывно связано с биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту. (10 баллов) 5. К чему приближает Россию ее современная социально-политическая и экологическая обстановка - к стабилизации или разрушению? Дайте обоснованный ответ. (15 баллов) 6. Перечислите основные виды миграций. Какие виды миграций характерны для территории вашего региона? (5 баллов) 7. Дайте оценку демографической ситуации в России. (10 баллов) 8. Д. И. Менделеев считал, что русский народ, занимая географическую середину старого материка, представляет "лучший пример народа реального". Это видно уже в том отношении, какое замечается у нашего народа ко всем другим, в его уживчивости с ними, а более всего в том, что вся наша история представляет пример сочетания понятий азиатских с западноевропейскими. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ аргументируйте. (15 баллов) 9. Вы знаете, что городские агломерации — это группы близко расположенных городов, объединенных тесными связями. Чем, на ваш взгляд, вызвано образование городских агломераций? (10 баллов) 10. Как соотносятся между собой национальный состав и религиозная принадлежность населения в России? Чем это можно объяснить? (10 баллов) Если вы получили за ответы: от 70 до 95 баллов ~ вы отлично разобрались в вопросах, вынесенных в обобщение. Вас отличает творческое отношение к изучаемому материалу; от 55 до 70 баллов — вы хорошо усвоили изучаемый материал. В дальнейшем обратите внимание на умение отстаивать свою точку зрения; менее 50 баллов — не отчаивайтесь. Постарайтесь обратить внимание не только на изучение фактического материала, но и на объяснение, раскрытие основных взаимосвязей, которые отличают географию. IV. Список дополнительной литературы: 1. Бабурин, В. Л., Мазуров, Ю. Л. Географические основы управления: Курс лекций по экономической и политической географии: учеб. пособие. - М.: Дело, 2000. 2. "География» - приложение к газете «Первое сентября». - М. — 1992-2005. 3. Задачи по географии: пособие для учителей / под ред. А. С. Наумова. - М: МИРОС, 1993. 4. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: метод, пособие / под ред. О. А. Климановой, А. С. Наумова. - М: Дрофа, 2002. 5. Студенцов, Н, Н., Файбусович, Э. Л., Легенькая, Е. Ф., Пивоварова, Г. П. Занимательная география. Географические задачи и вопросы. Изд-во Саратовского ун-та, 1973. 6. Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика. - М.: Аванта+, 1999. 7. Подборка журналов «Вокруг света»; 8. Подборка журналов «National geographic»; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |