бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие самостоятельности учащихся в процессе реализации практических методов обучения географии бесплатно рефераты

Стимулы     Чувство долга (ученика)     Интерес ученика к предмету

Потребность ученика в знаниях   Доброжелательная атмосфера на занятии

Непрерывное руководство преподавателя

Дифференцированные задания   Групповая форма работы

Поощрение преподавателя  Высокая оценка  работы   Интересное задание

Посильное задание   Требовательность преподавателя

Методика 5. «Учащиеся о стимулах»

Цель: выявить оценку учащимися стимулов самостоятельной учебной деятельности; характер влияния стимулов на деятельность учащихся.

Лист самооценки

1.Старательно и с желанием выполняю самостоятельную работу, когда:

интересное задание

она важна для изучения предмета

понимаю, что она необходима для моей профессиональной подготовки

считаю, что могу ее выполнить

хочу заслужить одобрение

2. В работу включаюсь быстрее, если:

этого требует преподаватель

хочу избежать осложнений на зачете

свой вариант ответа

3.Самостоятельная работа проходит успешнее, если выполняю задание:

один      с товарищем      при непрерывном руководстве преподавателя

4.Интерес к самостоятельной деятельности усиливается, если:

Успешно выполняю задание

Доброжелательная обстановка на занятии

Преподаватель одобряет работу

Применяется зачетная система

Методика 6. «Диагностика параметров самостоятельной деятельности старшеклассников»

Цель: выявление и оценка формируемых качеств самостоятельной деятельности.

Если речь идет о самостоятельной деятельности, то объектом измерения должны быть такие ее качества, как успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность и самостоятельность, которые проявляются при выполнении заданий. Каждому уровню соответствует числовое значение: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – приближающийся к высокому; 1 балл – средний уровень; 0 – низкий уровень.

Лист оценки преподавателем самостоятельной деятельности школьников

Параметры

Показатели

В баллах

Успеваемость (1)

Отличная

3

Хорошая

2

Средняя

1

Низкая

0

Мотивация (2)

Устойчивый комплекс мотивов

3

Один устойчивый мотив

2

Ситуативные мотивы

1

Положительная мотивация не проявляется

0

Активность (3)

Творческая активность

3

Интерпретирующая активность

2

Воспроизводящая активность

1

Пассивность

0

Организованность (4)

Планирование этапов и способов деятельности. Организация рабочего места и средств. Планирование времени

3

Организация рабочего времени и средств. Планирование времени

2

Организация рабочего времени и средств

1

Свойство не проявляется

0

Ответственность (5)

Работа всегда выполняется без внешнего контроля

3

Работа чаще всего выполняется без внешнего контроля

2

Работа выполняется только в условиях внешнего контроля

1

Работа не выполняется успешно и в условиях внешнего контроля

0

Самостоятельность (6)

Используется комплекс умений. Перенос умений

3

Умения используются в стандартных ситуациях без внешней помощи

2

Умения используются при частичной помощи

1

Свойство не проявляется

0


На основе наблюдений за процессом самостоятельной деятельности в исследуемой группе, преподаватель оценивает каждый параметр в соответствии с принятой шкалой. Данные по каждому ученику фиксируются в специальной таблице.

школьники

Параметры

успеваемость

мотивация

активность

организованность

ответственность

самостоятельность
























Лист самооценки учащимися самостоятельной деятельности (СД)

Задание: отметить в каждом параметре один из показателей.

I. Успеваемость:

1.Отличная.   3.Средняя.

2.Хорошая.    4.Низкая.

II. Мотивация:

1.Меня побуждает к СД несколько мотивов.

2.Один устойчивый мотив.

3.Мои мотивы я оцениваю как ситуативные.

4.Меня ничто не побуждает к СД.

III. Активность:

1.Проявляю инициативу, активен (а), если требуется исследование, нестандартное решение задачи.

2.Предпочитаю доступные  задания, но требующие размышления, объяснения своими словами.

3.Активно выполняю только несложные задания.

4.При выполнении самостоятельной работы я всегда пассивен.

IV. Организованность:

1.Выполняя самостоятельную работу, умею организовывать рабочее место, средства обучения, умею планировать время, этапы и способы деятельности.

2.Умею организовывать рабочее место и средства обучения, планировать время.

3.Скорее всего умею хорошо организовать рабочее место и средства труда.

4.Должен признать, что совсем не умею организовывать свою самостоятельную работу без посторонней помощи.

V. Ответственность:

1.Любую работу на занятиях и дома всегда выполняю без внешнего контроля (на доверии, на самоконтроле).

2.Чаще всего в контроле не нуждаюсь, не позволяет совесть.

3.Мою ответственность стимулирует внешний контроль, на самоконтроль положиться не могу.

4.К сожалению, это качество у меня совсем не развито.

VI. Самостоятельность:

1.Справляюсь с заданием любой  сложности без помощи, умею ставить цель самостоятельной работы.

2.Без помощи могу выполнить задания средней сложности.

3.Типовые задания выполняю только при внешней помощи.

4.При выполнении заданий всегда нуждаюсь в помощи преподавателя.

Методика 7. Программа беседы с преподавателем

1. Как вы оцениваете уровень знаний учащихся данной группы по географии в целом?

2. Определите сформированность у школьников групп таких умений, как общеучебные, специальные, коммуникативные. В какой мере они способствуют успешности выполнения различных видов самостоятельной работы?

3. Оцените степень подготовленности школьников к практическим занятиям?

4. Как часто ученики данной группы обращаются за помощью к преподавателю? К одноклассникам?

5. Насколько развито у учащихся умение самостоятельно ставить эксперимент? Четко планировать свою работу?

6. Какие особенности эмоциональной сферы наиболее часто можно отметить у учащихся при возникновении затруднений (тревожное состояние, спокойное и т.п.)?

7. Как вы думаете, какие этапы подготовки и проведения ПЗ в наибольшей степени способствуют развитию самостоятельности обучающихся?

8. Какие виды самостоятельной работы непосредственно способствуют развитию самостоятельности (решение задач, проведение эксперимента и т. п.)?

9. При использовании каких форм учащиеся проявляют наибольшую степень заинтересованности в выполнении различных заданий (индивидуальная, фронтальная, групповая)? Оцените возможности каждой из этих форм.

10. Насколько целесообразно включать в самостоятельную работу учащихся на ПЗ задания различного уровня сложности?

11. Какие виды учебных затруднений возникают у учащихся наиболее часто на ПЗ?

12. Считаете ли вы необходимым включать задания различных видов сложности на ПЗ?

13. Насколько важно, на ваш взгляд, предоставлять выбор задания ученикам с учетом их интересов и возможностей?

14. Что бы вы предложили в целях наибольшей эффективности проведения ПЗ?




























Приложение 2

Проверочная работа №1

1. Продолжите предложение.

Демография — это ......................................................................................................

…………………………………………………………………………………………

 2. Подчеркните цифру, которая соответствует численности населения России.

280 000 000, 146 000 000, 146 000, 268 000 000.

Отчего зависит численность населения?

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

3. Дайте определения понятий:

а) естественное движение населения — ....................................................................

б) механическое движение населения — ..................................................................

Напишите формулу естественного прироста населения.

…………………………………………………………………………………………

4. Назовите основные отличия традиционного типа вос­производства населения от современного.

1.........................................................................................................................................

2.........................................................................................................................................

3.........................................................................................................................................

4.........................................................................................................................................


5. Какие народы населяют Россию, по каким признакам и на какие группы их можно разделить?

……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

6. К каким языковым семьям относятся народы России, к какой из семей относится наибольшее число народов?

…………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………….

7. Какие различия существуют в величине естественного при­роста на территории России, как по этому показателю различают­ся городские и сельские населенные пункты? К какому типу стран по особенностям воспроизводства населения относится Россия?

……………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..

Проверочная работа № 2

1. Отметьте, как отличается половой состав населения Рос­сии в возрастных группах:

а) от 1 до 20 лет.....................................................................

б) от 50 до 70 лет ...................................................................


2. Назовите основные причины, влияющие на соотношение женихов и невест в различных районах России.

1................................................................................................

2...............................................................................................


3. Назовите два основных вида миграций.

1...............................................................................................

2...............................................................................................

Приведите примеры районов России:

а) куда приезжает население................................................

б) откуда выезжает население...............................................

     

4. Назовите причины, влияющие на миграции населения.

1...............................................................................................

2...............................................................................................

5. Продолжите предложение.

Этнография — это ...................................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………

6. При помощи стрелок установите соответствие между на­званием народов и их долей во всем населении России.

3,8%                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Русские

81,5%                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Татары

3%                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Чуваши 

1,2%                                                                                                                                                                                                                                                                               

Украинцы 

0,9%                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Башкиры  






 

 

Проверочная работа № 3

1. Что такое миграции населения? В чем особенности совре­менных миграционных процессов России, с какими причинами они связаны?


2. Используя картосхему, определите районы с миграционным приростом и миграционной убылью населения. Объясните причины.

— районы миграционного прироста

— районы миграционной убыли


3. Каким регионам России свойственна особая неоднородность национального состава? С какими причинами (историческими, природными) это связано?


4. Какие территории России можно считать «исконно русски­ми»? Обоснуйте свою точку зрения. Какую роль играли монастыри в заселении районов европейского Севера?


5. Анализируя карту плотности населения, докажите, что на­селение размещается неравномерно. Выделите территории с высо­кой и низкой плотностью населения, объясните причины.


6. Какие зоны расселения выделяются на территории России?


7. Какие формы расселения распространены в России и какие типы населенных пунктов им соответствуют? По каким признакам различаются городские и сельские населенные пункты?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


 © 2010 Все права защищены.