бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности у детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

Если рассматривать занятие музыкой как урок искусства и исходить из целевой установки массового музыкального воспитания и образования, формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста, то акцент в разработке проблемы взаимодействия музыки и движения необходимо поставить на развитие природной музыкальности детей, их эмоционального отклика на музыку с помощью двигательных реакций, способности осмысленно, осознанно воспринимать и исполнять задания педагога.

В нашей Республике, если опираться на народные традиции и особенности якутской музыкальной культуры, задача развития музыкально-ритмических навыков и чувства ритма как компонента музыкальности стоит на первом месте.

Якутская народная музыка имеет свои особенности, главной из которых является свободное интонирование и ритмическая импровизация звуков. Поэтому детям, которые с детства привыкают к определенному ритмическому восприятию, очень трудно воспринимать организованную ритмичность профессиональной музыки. К тому же у маленького ребенка это происходит в течение определенного времени. Поэтому мы предлагаем использовать нетрадиционные формы обучения на занятиях музыки в ДОУ (например, свободное дирижирование, пластические этюды и танцевальные движения).

Во-первых, мы предлагаем использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку. Т.е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым трудно дается освоение навыками и умениями.

Во-вторых, необходимо учитывать специфические особенности якутской музыкальной культуры и больше опираться на развитие именно чувства ритма у детей с самого раннего возраста.

В-третьих, применять на занятиях музыки наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоения метроритмических навыков, с условием учета психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.

В-четвертых, еще до года использовать для развития ребенка упражнения под музыку (например, мама, под ритмичную музыку делает с малышом зарядку: поднимает, опускает ножки, ручки, садит его и кладет на спину и т.д.).

В-пятых, использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой, но и вне занятий.

Музыка и движение становятся неотъемлемой частью урока только в том случае, когда, «давая выход двигательной активности детей в «свободном дирижировании», «пластическом интонировании» музыки, руководитель направляет эту активность в сторону углубления восприятия, развития музыкальной культуры детей, их вообраэюения, стремления к самовыражению, способности перевоплощаться и даже создавать пластические образы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по изучению темы нашей курсовой работы, мы можем сказать, что ритмический слух, основа музыкальности, развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности.

Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам.

Но ритмический слух может формироваться и в других видах деятельности, (например, в пении и игре на музыкальных инструментах).

Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания, и в частности музыкально-ритмической деятельности, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально -динамическому осмыслению движений.

Главная задача педагога - создать эмоциональный настрой у детей во время занятий. Отсюда вытекают требования к педагогической деятельности музыкального руководителя: правильно подобранный репертуар, художественное исполнение музыки, выразительный показ двиэюении при соблюдении принципа целостности действенного показа (музыка - двиэюение); умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в двиэюении; стремление к развитию у детей непроизвольных эмоционально - двигательных реакций на музыку разного характера, активного творческого поиска в передаче музыкальных образов [28, с.8].

Итак, в основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т.е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок.

Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т.д.) [16, с. 126].

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того, чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать развитие музыкальных способностей детей, и в первую очередь, развитие ритмического слуха.










Литература:

1.            Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968.

2.            Аргунов И. А. Социальное развитие якутского народа. - Новосибирск, 1985.

3.            Андреева М. От примы до октавы, 1-3 части. - М, 1990, 1991, 1992.

4.            Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. - М., 1991.

5.            Андронников Ираклий. К музыке, изд. 4-е. - М., 1992.

6.            Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской образовательной школе. - М., Л., 1948.

7.            Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.

8.            Бабаджанян Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. - М., 1967.

9.            Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. Книга 1. - М., 2000.

10.    Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. - Л., 1961.

11.    Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1979.

12.    Велик. Музыка против глухоты. - М., 2000.

13.    Белявская М.И. Наука о творческом мышлении. - М., 1969.

14.    Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. -Л., 1974.

 


15.    . Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. - М., 2001

16.    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

17.    Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.

18.    Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. - М., 1993.

19.    Валлон А. Психологическое развитие ребенка. - М., 1967.

20.    Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. - М., 1991.

21.    Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1986.

22.    Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

23.    Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. -М., 1983.

24.    Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М., Просвещение, 1981.

25. Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М., 1975.

26.    Воспитание музыкой. Сост.: Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М., 1991.

27.    Выготский Л.С. Педагогическая психология.//Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.

28.    Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965.

29.    Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987.

30.    Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

31.    Гармонический человек: Из истории идей о гармонически развитой личности: Сб. статей // Сост. П.С. Трофимов; Под ред. В.А. Разумного и П.С. Трофимова. - М., 1965.

32.    Грум-гржимайло     Т.Н.     Музыкальное     исполнительство     (Вехи     истории.     Великие инструменталисты и дирижеры прошлых и наших дней). - М., 1984.

33.    Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. - М., 1986.

34.    Давыдова М., Агапова И. Праздник в семье. - М., 2000.

35.    Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. Изд-е 5. С.-П., 2000.

36.    Заводина И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1999.

37.    Захарова С.Н. Праздники в детском саду. - М., 2000.

38.    Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М., 2000.

39.    Зимина А.Н. Народные игры с пением. Практическое пособие. - М., 2000.

40.    Зимина А.Н. Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры, -М., 1993.

41. Зимина А.Н. Инсценирование песен на занятиях с детьми 4-7 лет. - М., 2001.

42.    Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет.-М., 2001.

43.    Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М., 1989.

44.    Каптерев. Детская и педагогическая психология. - М., 1999.

45. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М., 1981.

46.    Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.

47.   Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. - М., 2000.

48.   Комиссарова   Л.Н.    Костина   Э.П.    Наглядные   средства   в    музыкальном    воспитании дошкольников. - М., 1986.

49.   Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике, 1 выпуск. - М., 1972.

50.   Коренева Т.М. Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста, часть 1. -М.,2001.

51.   Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.

52.   Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.

53.   Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М., 1972.

54.   Макшанцева Е. Скворушка (сборник музыкально - речевых игр для дошкольного возраста). -М., 1999.

55.   Марцинковская Т.Д. История детской психологии. - М., 1998.

56.   Мельникова   Л.И.,    Зимина   А.Н.    Детский    музыкальный    фольклор    в    дошкольных образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников). - М., 2000.

57.   Металлиди и Перцовская. Мы играем, сочиняем и поем (сольфеджио). - Ленинград, 1989.

58.   Методы педагогических исследований.// Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1972.

59.   Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). Сост.: Бекина СИ., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. - М., 1984.

60.   Музыкально - двигательные упражнения в детском саду. 3-е изд. - М., 1991.

61.   Музыкальное воспитание в Венгрии.//Сост. Л.А. Баренбойм. - М., 1983.

62.   Музыкальное воспитание в школе. // Сост. О.А. Апраксина. - М., 1978. Вып. 13.

63.   Музыкальное образование в школе.// Под ред. Л.В. Школяр. - М., 2001.

64.   Музыкальные сказки и игры.// Сост. Кашмина. - М., 2000.

65.   Музыкальная грамота (для детей), кн.1, изд. 11-е. - Ленинград, 1984.

66.   Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.

67.   Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. // Восприятие музыки. -М., 1980.

68.   Науменко  СИ.  Индивидуально-психологические особенности музыкальности.// Вопросы психологии, № 5, 1981.

69.   Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989.

70.   Педагогика раннего возраста (по программе «Кроха»). Учебное пособие для студентов ср. пед. уч. зав. Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Котовой, Д.В. Сергеевой. - М., 1998.

71.   Петрушин В.И. Музыкальная психология. 2-е изд. - М., 1997.

72.   Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М., 1999.

73.   Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. - М., 2000.

74.   Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования.// Под ред. В.И. Ядешко, Л.М. Волобуевой. - М., 1999.

75.   Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания, изд-е 2. - М., 1999.

76.   Подготовка детей к школе в семье.// Под ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. - М., 1976.

77.   Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.

78.   Поддъяков  Н.Н.   Новый  подход  к  развитию  творчества у  дошкольников.  //  Вопросы психологии, 1990 № 1.

79.   Подуровский. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М., 2002.

80.   Пой, пляши, играй от души!, выпуск 1.// Сост. Федорова. - С.-П., 2001.

81.   Пономарев А.Я. Психология творчества. - М., 1976.

82.   Программа воспитания в детском саду. - М., 1982.

83.   Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Составитель Л.В. Куликов. - С.-П., 2000.

84.   Радынова    О.П.,    Катинене    А.И.,    Палавандишвили    М.Л.    Музыкальное    воспитание дошкольников. - М., 1994.

85.   Радынова О.П. Музыкальные шедевры (программа). - М., 1999.

86.   Радынова О.П. Песня, танец, марш (тема 2). - М., 2000.

87.    Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах. - М., 1979.

88.    Регуш. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - С.-П., 2001.

89.    Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. - М., 1923.

90.    Саямов М. О некоторых проблемах музыкального воспитания детей. // Вопросы методики начального музыкального образования. - М.,1981.

91.    Система эстетического воспитания в детском саду.// Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1962.

  

92.    Слепневы А. и Д. Руки в музыке искупай (мелодии здоровья). - М., 2000.

93.    Субботский     Е.В.     Некоторые     особенности     представлений     ребенка     о     психике человекаУ/Вопросы психологии, 1986 №5.

94.    Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. -М., 1988.

95.    Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М, 1947.

96.    Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Избр. труды: в 2т. - М., 1985.

97.    Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

98.    Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий.// Избр. труды: в 2т. - М., 1985.

99Утренняя гимнастика под музыку. - М., 1984.


100.               Учите петь детей (песни и упражнения).//Сост. Т.М. Орлова и др. - М., 1988.

101.               Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника.// Под ред. В.Н. Шацкой. - М., 1961.

102.               Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1995.

103.               Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - С- П., 2000.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10