Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности у детей старшего дошкольного возраста
Если рассматривать занятие музыкой
как урок искусства и исходить из целевой установки массового музыкального
воспитания и образования, формирования музыкальной культуры детей дошкольного
возраста, то акцент в разработке проблемы взаимодействия музыки и движения
необходимо поставить на развитие природной музыкальности детей, их
эмоционального отклика на музыку с помощью двигательных реакций, способности
осмысленно, осознанно воспринимать и исполнять задания педагога.
В нашей Республике, если опираться на
народные традиции и особенности якутской музыкальной культуры, задача развития
музыкально-ритмических навыков и чувства ритма как компонента музыкальности
стоит на первом месте.
Якутская народная музыка имеет свои
особенности, главной из которых является свободное интонирование и ритмическая
импровизация звуков. Поэтому детям, которые с детства привыкают к определенному
ритмическому восприятию, очень трудно воспринимать организованную ритмичность
профессиональной музыки. К тому же у маленького ребенка это происходит в
течение определенного времени. Поэтому мы
предлагаем использовать нетрадиционные формы обучения на занятиях музыки в ДОУ
(например, свободное дирижирование, пластические этюды и танцевальные
движения).
Во-первых, мы предлагаем использовать
на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку. Т.е. проводить не только
коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми,
которым трудно дается освоение навыками и умениями.
Во-вторых, необходимо учитывать
специфические особенности якутской музыкальной культуры и больше опираться на развитие именно чувства ритма у детей с
самого раннего возраста.
В-третьих, применять на занятиях
музыки наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоения
метроритмических навыков, с условием учета психофизиологических особенностей
детей дошкольного возраста.
В-четвертых, еще до года использовать
для развития ребенка упражнения под музыку (например, мама, под ритмичную
музыку делает с малышом зарядку: поднимает, опускает ножки, ручки, садит его и
кладет на спину и т.д.).
В-пятых, использовать нетрадиционные
формы работы не только на занятиях музыкой, но и вне занятий.
Музыка и движение становятся
неотъемлемой частью урока только в том случае, когда, «давая выход двигательной
активности детей в «свободном дирижировании», «пластическом интонировании»
музыки, руководитель направляет эту активность в сторону углубления восприятия,
развития музыкальной культуры детей, их
вообраэюения, стремления к самовыражению, способности перевоплощаться и
даже создавать пластические образы.
Заключение
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие
на общее развитие: формируется
эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к
красоте в искусстве и жизни.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по
изучению темы нашей курсовой работы, мы можем сказать, что ритмический слух,
основа музыкальности, развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических
движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.
Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для
развития этой способности.
Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в
движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство
ритма с помощью координации движений и музыки. Эти занятия важно подчинить
развитию способностей детей, музыкального восприятия, а не только обучению
двигательным навыкам.
Но ритмический слух может формироваться и в других видах
деятельности, (например, в пении и игре на музыкальных инструментах).
Последовательная, систематическая работа над решением задач
музыкального воспитания, и в частности музыкально-ритмической деятельности,
развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному
отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально -динамическому осмыслению
движений.
Главная задача педагога - создать эмоциональный настрой у
детей во время занятий. Отсюда вытекают требования к педагогической
деятельности музыкального руководителя: правильно подобранный репертуар, художественное исполнение музыки, выразительный
показ двиэюении при соблюдении принципа целостности действенного показа
(музыка - двиэюение); умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки
и передавать его в двиэюении; стремление к развитию у детей непроизвольных
эмоционально - двигательных реакций на музыку разного характера, активного
творческого поиска в передаче музыкальных образов [28, с.8].
Итак, в основе музыкально-ритмического
воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения
отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального
произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т.е. мелодию в
связи со всеми
выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические
изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением
музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок.
Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность
музыкального ритма, целостно воспринимает
все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения
со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением
темпа, динамики, регистров и т.д.) [16, с. 126].
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как
правило, включает в себя только контроль за
приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того, чтобы
обучение носило развивающий характер, важно контролировать развитие музыкальных
способностей детей, и в первую очередь, развитие ритмического слуха.
Литература:
1.
Аркин
Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968.
2.
Аргунов И. А. Социальное развитие якутского народа. -
Новосибирск, 1985.
3.
Андреева
М. От примы до октавы, 1-3 части. - М, 1990, 1991, 1992.
4.
Андреева
М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. - М., 1991.
5.
Андронников
Ираклий. К музыке, изд. 4-е. - М., 1992.
6.
Апраксина
О.А. Музыкальное воспитание в русской образовательной школе. - М., Л., 1948.
7.
Асафьев
Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.
8.
Бабаджанян
Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. - М., 1967.
9.
Бадмаев
Б.Ц. Психология в работе учителя. Книга 1. - М., 2000.
10.
Баринова
М.Н. О развитии творческих способностей ученика. - Л., 1961.
11.
Бауэр Т.
Психическое развитие младенца. - М., 1979.
12.
Велик.
Музыка против глухоты. - М., 2000.
13.
Белявская
М.И. Наука о творческом мышлении. - М., 1969.
14.
Блинова
М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. -Л.,
1974.
15.
. Бонфельд
М.Ш. Введение в музыкознание. - М., 2001
16.
Божович
Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
17.
Бочкарев
Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.
18.
Бырченко
Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. - М., 1993.
19.
Валлон А.
Психологическое развитие ребенка. - М., 1967.
20.
Виноградов
Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. - М., 1991.
21.
Ветлугина
Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1986.
22.
Ветлугина
Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
23.
Ветлугина
Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.
-М., 1983.
24.
Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.,
Просвещение, 1981.
25. Вопросы методики музыкального
воспитания детей. - М., 1975.
26.
Воспитание
музыкой. Сост.: Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М., 1991.
27.
Выготский
Л.С. Педагогическая психология.//Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.
28.
Выготский
Л.С. Психология искусства. - М., 1965.
29.
Выготский
Л.С. Психология искусства. - М., 1987.
30.
Выготский
Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
31.
Гармонический
человек: Из истории идей о гармонически развитой личности: Сб. статей // Сост.
П.С. Трофимов; Под ред. В.А. Разумного и П.С. Трофимова. - М., 1965.
32.
Грум-гржимайло
Т.Н. Музыкальное исполнительство (Вехи истории. Великие
инструменталисты и дирижеры прошлых и наших дней). - М., 1984.
33.
Давыдова
Е.В. Методика преподавания сольфеджио. - М., 1986.
34.
Давыдова
М., Агапова И. Праздник в семье. - М., 2000.
35.
Должанский
А.Н. Краткий музыкальный словарь. Изд-е 5. С.-П., 2000.
36.
Заводина
И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1999.
37.
Захарова
С.Н. Праздники в детском саду. - М., 2000.
38.
Зимина
А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М.,
2000.
39.
Зимина
А.Н. Народные игры с пением. Практическое пособие. - М., 2000.
40.
Зимина
А.Н. Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры, -М., 1993.
41. Зимина А.Н. Инсценирование
песен на занятиях с детьми 4-7 лет. - М., 2001.
42.
Зимина
А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8
лет.-М., 2001.
43.
Кабалевский
Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М., 1989.
44.
Каптерев.
Детская и педагогическая психология. - М., 1999.
45. Ковальчук Я.И. Индивидуальный
подход в воспитании ребенка. - М., 1981.
46.
Кольцова
М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.
47.
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические
упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. - М., 2000.
48.
Комиссарова
Л.Н. Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников. - М., 1986.
49.
Конорова
Е.В. Методическое пособие по ритмике, 1 выпуск. - М., 1972.
50.
Коренева
Т.М. Музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста, часть 1.
-М.,2001.
51.
Лурия
А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.
52.
Люблинская
А.А. Детская психология. - М., 1971.
53.
Макаренко
А.С. Коллектив и воспитание личности. - М., 1972.
54.
Макшанцева
Е. Скворушка (сборник музыкально - речевых игр для дошкольного возраста). -М.,
1999.
55.
Марцинковская
Т.Д. История детской психологии. - М., 1998.
56.
Мельникова
Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных
образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников). - М.,
2000.
57.
Металлиди
и Перцовская. Мы играем, сочиняем и поем (сольфеджио). - Ленинград, 1989.
58.
Методы
педагогических исследований.// Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1972.
59.
Музыка и
движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). Сост.: Бекина СИ.,
Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. - М., 1984.
60.
Музыкально
- двигательные упражнения в детском саду. 3-е изд. - М., 1991.
61.
Музыкальное
воспитание в Венгрии.//Сост. Л.А. Баренбойм. - М., 1983.
62.
Музыкальное
воспитание в школе. // Сост. О.А. Апраксина. - М., 1978. Вып. 13.
63.
Музыкальное
образование в школе.// Под ред. Л.В. Школяр. - М., 2001.
64.
Музыкальные
сказки и игры.// Сост. Кашмина. - М., 2000.
65.
Музыкальная грамота (для детей), кн.1, изд. 11-е. -
Ленинград, 1984.
66.
Назайкинский
Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.
67.
Назайкинский
Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. // Восприятие музыки.
-М., 1980.
68.
Науменко
СИ. Индивидуально-психологические особенности музыкальности.// Вопросы
психологии, № 5, 1981.
69.
Никитины
Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989.
70.
Педагогика
раннего возраста (по программе «Кроха»). Учебное пособие для студентов ср. пед.
уч. зав. Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Котовой, Д.В. Сергеевой. - М., 1998.
71.
Петрушин
В.И. Музыкальная психология. 2-е изд. - М., 1997.
72.
Петрушин
В.И. Музыкальная психотерапия. - М., 1999.
73.
Петрушин
В.И. Слушай, пой, играй. - М., 2000.
74.
Педагогическая
практика студентов факультетов дошкольного образования.// Под ред. В.И. Ядешко,
Л.М. Волобуевой. - М., 1999.
75.
Пидкасистый
П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания, изд-е 2. - М., 1999.
76.
Подготовка
детей к школе в семье.// Под ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. - М., 1976.
77.
Поддъяков
Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.
78.
Поддъяков
Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросы
психологии, 1990 № 1.
79.
Подуровский.
Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М., 2002.
80.
Пой,
пляши, играй от души!, выпуск 1.// Сост. Федорова. - С.-П., 2001.
81.
Пономарев
А.Я. Психология творчества. - М., 1976.
82.
Программа
воспитания в детском саду. - М., 1982.
83.
Психология
личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Составитель Л.В.
Куликов. - С.-П., 2000.
84.
Радынова
О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное
воспитание дошкольников. - М., 1994.
85.
Радынова
О.П. Музыкальные шедевры (программа). - М., 1999.
86.
Радынова
О.П. Песня, танец, марш (тема 2). - М., 2000.
87.
Ригина
Г.С. Уроки музыки в начальных классах. - М., 1979.
88.
Регуш.
Практикум по наблюдению и наблюдательности. - С.-П., 2001.
89.
Сабанеев
Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. - М., 1923.
90.
Саямов М.
О некоторых проблемах музыкального воспитания детей. // Вопросы методики
начального музыкального образования. - М.,1981.
91.
Система
эстетического воспитания в детском саду.// Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1962.
92.
Слепневы
А. и Д. Руки в музыке искупай (мелодии здоровья). - М., 2000.
93.
Субботский
Е.В. Некоторые особенности представлений ребенка о
психике человекаУ/Вопросы психологии, 1986 №5.
94.
Тарасова
К.В. Онтогенез музыкальных способностей. -М., 1988.
95.
Теплов
Б.М. Психология музыкальных способностей. - М, 1947.
96.
Теплов
Б.М. Психология музыкальных способностей.// Избр. труды: в 2т. - М., 1985.
97.
Теплов
Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
98.
Теплов
Б.М. Психология индивидуальных различий.// Избр. труды: в 2т. - М., 1985.
99Утренняя гимнастика под музыку.
- М., 1984.
100.
Учите
петь детей (песни и упражнения).//Сост. Т.М. Орлова и др. - М., 1988.
101.
Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника.// Под
ред. В.Н. Шацкой. - М., 1961.
102.
Франио
Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1995.
103.
Холопова
В.Н. Музыка как вид искусства. - С- П., 2000.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|