Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности у детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-ритмическое чувство - умение слушателя
воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его
воспроизводить в различных двигательных реакциях.
Понятие музыкальность не исчерпывается названными тремя
(двумя - Н.А. Ветлугина) основными музыкальными способностями. Кроме них в
структуру музыкальности могут быть включены
музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и т.д.
Мы рассмотрели музыкальность в плане ее ведущих компонентов
(эмоция и слух), сенсорных способностей
(различение качеств музыкальных звуков), основных способностей (ладовысотный
слух и чувство ритма), т.е. раскрыли структуру музыкальности.
Три основные способности, составляющие
ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной
деятельности. Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в
различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.
В каждом виде деятельности, кроме основных музыкальных
способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления и чувство ритма) развиваются и другие. В процессе восприятия музыки
развивается музыкальное мышление. В исполнительстве и творчестве помимо
основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие
способности, требующие овладения определенной техникой исполнения и
импровизаций (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных
инструментах).
Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но
и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое
воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В
свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие
всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их
склонностей, интересов.
1.2. Ритмический слух как основа
музыкальности
Ритм (от греческого ritmos -
теку) является третьим важнейшим элементом музыкального языка. Это понятие подразумевает
особенности распределения звуков во времени.
Отражение в сознании человека ритмов действительности -
условие его адекватной ориентировки во времени. Возникшую в результате этого
отражения способность воспринимать и воспроизводить ритмично протекающие
процессы называют чувством ритма. Оно необходимо человеку, когда перед ним
встают задачи ритмизации деятельности или овладения объективно заданным в ней
ритмом.
«Единство жизни - это лишь единство ритма» - такой афоризм
вкладывает в уста художника Винсента Ван-Гога автор книги о нем И. Стоун. В
этом высказывании заключена высокая правда, которая
объясняет всесилие ритма в искусстве: он приходит в искусство из жизни, причем
менее всего как сознательное ее отражение.
Ритм, двудольность заложены в природе. Они наблюдаются в
равномерности биения пульса, в дыхании (вдох
и выдох, то есть сильное и слабое время). В жизни вслед за напряжением всегда
следует расслабление, за подъемом активности идет ее спад. Рабочий цикл
живого органа состоит из активного периода и периода бездействия, когда
работающие мышцы или клетки отдыхают. Так, с периодами покоя бьется наше
сердце, так работают наши легкие, так происходит смена сна и бодрствования.
Двудольность мы наблюдаем в обыденной речи, особенно ярко - в стихах и в
музыке. Трехдольность получается в
результате деления целого на наименьшее нечетное, то есть три. Итак, в
двудольности мы имеем чередование сильной и слабой долей, в трехдольности -
сильной и двух слабых. Эта закономерность
обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке. Двудольность,
например, в поэзии выражается в хореической стопе:
Мчатся тучки, вьются тучки,
Невидимкою луна.
В применении к поэзии существует термин поэтическая метрика.
Применительно к музыке -метр, хотя полного совпадения в этих понятиях нет. Следовательно,
метром в музыке будет чередование сильных и
слабых долей с различным их соотношением. Наиболее ярко метр ощутим в танцевальной
музыке (например, двудольность в польке - М. Глинка, Детская полька ).
Понятие ритма в его широком значении в
применении к природе живой и неживой несколько не сходится с этим словоупотреблением в
музыке. Скорее понимание двудольного музыкального метра как чередования акцентируемой и неакцентируемой долей характеризует те
биологические процессы, о которых мы уже говорили (дыхание,
сердцебиение).
Ритм порождается любым повторением какого-либо элемента,
любой организацией их последования и в этом смысле не знает границ, а его
проявления неисчислимы. Он пронизывает собой все без исключения области
художественного творчества (именно художник тем и отличается от человека,
лишенного творческого дара, что он включен в качестве особого чуткого элемента
во Вселенную, и в нем - элементе этого гигантского, непредставимого целого -
вибрирует и бьется пульс мира, его ритм)
[9. с.57]. Но музыка - искусство временное - всегда считалась сосредоточием
ритма, наиболее ярким и непосредственным его воплощением.
Однако именно то обстоятельство, что
ритм был осознан и как одна из главных закономерностей живописи и скульптуры, позволило
древним грекам ввести их в состав мусических искусств и распространить на них те принципы, которые были разработаны теорией
искусств - «музыкой»\ Свой трактат «О музыке» Аврелий Августин посвятил, прежде
всего, проблемам ритма. «Музыкой в музыке» назвал ритм немецкий философ
Ф. Шеллинг; и до сего дня наиболее заметные проявления ритма в словесном, изобразительном, драматическом видах
искусства воспринимаются как «музыкальность».
Но - одновременно - ритм остается самой свободной, наиболее
далекой о регламентации стороной музыкального мышления и, соответственно,
музыкальной речи. Хотя и в этой сфере есть определенные закономерности [9,
с.58].
Многими исследователями ритм понимается как закономерное
чередование или повторение и основанная на
них соразмерность. С этой точки зрения ритм в чистом виде - повторяющиеся
колебания маятника или удары метронома. Эстетическое значение ритма
объясняют его упорядочивающим действием и «экономией внимания», облегчающей
восприятие и способствующей автоматизации мускульной работы (например, при
ходьбе). В музыке такое понимание ритма приводит к отождествлению его с
равномерным темпом или с тактом - музыкальным метром.
Ритм - есть внутреннее выражение метра; его живое конкретное
проявление мы ощущаем как внутреннюю заполненность теми или иными
длительностями, ритмическими фигурами данной метрической пульсации.
«Пространство и время наполнены
материей, подчиненной законам вечного ритма», - говорил знаменитый швейцарский педагог
ритмики Жак-Далъкроз.
Но в музыке (как и в поэзии), где роль ритма особенно велика,
его чаще противопоставляют метру и связывают не с правильной повторяемостью, а
с трудно объяснимым «чувством жизни», энергией
и т.п... «Ритм - основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя» -
считает В. В. Маяковский. Сущность ритма, по Э. Курту, - «стремление
вперед, заложенное в нем движение и настойчивая сила».
В противоположность определениям ритма, основанным на
соизмеримости (рациональности) и устойчивой повторности (статике), здесь
подчеркивается эмоциональная и динамическая природа ритма, которая может
проявляться и без метра и отсутствовать в метрически правильных формах.
В пользу динамического понимания ритма говорит само
происхождение этого слова от глагола
«течь», которым Гераклит выразил свое основное положение: «Все течет».
Гераклита с полным правом можно назвать «философом мирового ритма» и
противопоставить «философу мировой гармонии» Пифагору. Оба философа выражают
свое мировоззрение, используя понятия двух основных частей античной теории
музыки, но Пифагор обращается к учению об устойчивых соотношениях звуковых
высот, а Гераклит - к теории становлении музыки во времени, его философия и
античная ритмика могут взаимно пояснять друг друга.
Основное отличие ритма от вневременных структур -
неповторимость: «нельзя дважды вступить в
один и тот же поток». Вместе с тем в «мировом ритме» Гераклита чередуются «Путь
вверх» и «Путь вниз», названия которых - «ано» и «като» - совпадают с терминами
античной ритмики, обозначающими две части ритмической единицы (чаще
называемые «арсис» и «тезис»), соотношения которых по длительности образуют
Ритм или «Логос» этой единице (у Гераклита «мировой ритм» также равнозначен «мировому логосу»). Таким образом,
философия Гераклита указывает путь к синтезу динамического понимания
ритма с рациональным, вообще преобладающим в античности.
Эмоциональная (динамическая) и рациональная (статическая)
точки зрения в действительности не исключают, а дополняют друг друга.
«Ритмичными» обычно признают те движения, которые вызывают своего рода резонанс, сопереживание движения, выражающееся в
стремлении воспроизвести его (переживания ритма непосредственно связаны с
мышечными ощущениями, а из внешних ощущений - со звуками, восприятие
которых часто сопровождается внутренним воспроизведением). Для этого необходимо,
с одной стороны, чтобы движение имело бы определенную воспринимаемую структуру,
которая может быть повторена, с другой стороны - чтобы повторение не было
механическим.
Ритм переживается как смена эмоциональных напряжений и
разрешений, которые при точных маятникообразных повторениях исчезают. В ритме,
таким образом, объединены статические и динамические признаки. Но, поскольку
критерий ритмичности остается эмоциональным, и, следовательно, в значительной
мере субъективным, границы, отделяющие ритмичные движения от хаотичных и
механических, не могут быть строго установлены, что делает законным и
описательный подход, лежащий в основе многих конкретных исследований, как
речевого (в стихах и прозе), так и музыкального ритма.
Чередование напряжений и разрешений (восходящих и нисходящих фаз) придает
ритмическим структурам периодический характер, что следует понимать не только
как повторение определенной последовательности
фаз, но и как ее «закругленность», дающую повод к повторению, и завершенность, позволяющую
воспринимать ритм и без повторений.
В музыке мы можем отнести к ритму фразировочные и
артикуляционные единицы внутри музыкальных периодов (период - построение,
выражающее законченную музыкальную мысль; он может повторяться (куплетная
форма) или быть составной частью более крупной формы, вместе с тем он
представляет собой наименьшее образование, которое может быть самостоятельным
произведением) и предложений, определяемые не только смысловыми
(синтаксическими), но и физиологическими условиями; и сопоставимые по величине
с такими физиологическими периодичностями, как дыхание и пульс, которые
являются прообразами двух типов ритмических структур.
По сравнению с пульсом дыхание менее автоматизировано, дальше
от механической повторности и ближе к эмоциональным истокам ритма, его периоды
обладают ясно воспринимаемой структуры и
четко разграничены, но их величина, в норме соответствующая приблизительно 4-м
ударам пульса, легко отклоняется от этой нормы.
Дыхание лежит в основе речевой и музыкальной фразировки,
определяя величину основной фразировочной единицы - колонна (в музыке ее часто
называют «фразой», а также «ритмом» -например, А. Рейха, М. Люсси, А.Ф. Львов),
создавая паузы и естественную форму мелодической каденции (буквально «Падения»
- нисходящей фазы ритмической единицы), обусловленную понижением голоса к концу выдоха. В чередовании мелодических повышений
и понижений - сущность «свободного, несимметричного ритма» (Львов) без
постоянной величины ритмических единиц, характерной для многих фольклорных форм
(начиная с первобытных и кончая русскими протяжными песнями), григорианского
хорала, знаменного распева и т.д...
Этот мелодический или интонационный ритм, для которого имеет
значение линеарная, а не ладовая сторона мелодии, становится равномерным
благодаря присоединению пульсационной периодичности, что особенно появляется в
песнях, связанных с телодвижениями (плясовых, игровых, трудовых). Повторяемость
преобладает в ней над оформленностью и разграниченностью периодов, завершение периода - это импульс,
начинающий новый период, удар, по сравнению с которым остальные моменты как неударные являются
второстепенными и могут быть заменены паузой.
Пульсационная периодичность свойственна ходьбе,
автоматизированным трудовым движениям, в
речи и музыке она определяет темп - величину промежутков между ударениями.
Деление пульсацией первичных ритмико-интонационных единиц дыхательного
типа на равные доли, порожденное усилением
моторного начала, в свою очередь, усиливает двигательные реакции при восприятии
и тем самым ритмические переживания.
Таким образом, уже на ранних стадиях фольклора предпочтение
отдавалось песням, производящим в большей
степени ритмическое впечатление. Отсюда уже в античности возникает
противопоставление ритма и мелодии («мужского» и «женского» начал), причем
чистым выражением ритма признается танец {Аристотель, «Поэтика», 1), а в
музыке его связывают с ударными и щипковыми инструментами.
В новое время ритмический характер приписывается маршевой и
танцевальной музыке, а понятие «Ритм» чаще
связывают с пульсом, чем с дыханием. Однако, одностороннее подчеркивание пульсационной
периодичности приводит к механическим повторениям и подмене чередования
напряжений и разрешений равномерными ударами (отсюда многовековое непонимание
терминов «арсис» и «тезис», обозначающих
основные ритмические моменты и попытки отождествить то тот, то другой с
ударением). Ряд ударов воспринимается как ритм только благодаря различиям между
ними и их группировке, простейшая форма которой - объединение в пары, в свою очередь
группирующиеся попарно, и т.д..., что создает широко распространенные
«квадратные» ритмы.
На пульсации основана субъективная оценка времени и,
следовательно, построенная на соотношениях
длительностей квантитативная (времяизмеряющая) ритмика, получившая классическое
выражение в античности. Решающую роль играют эстетические требования,
соразмерность здесь не стереотип, а художественный канон.
Значение танца для квантитативной ритмики обусловлено не
столько моторной, сколько пластической его
природой, обращенной к зрению, которое для ритмического восприятия в силу психофизиологических
причин требует прерывистости движения, смены картин, длящихся определенное
время.
Характерный для эпох синкретического профессионального
искусства квантитативная ритмика существует,
кроме античной, в музыке ряда восточных стран (индийской, арабской), в
средневековой мензуральной музыке, а также в фольклоре многих народов, в
которой можно предполагать влияние профессионального и личного творчества.
Тактовая ритмика XVII века - III тип ритма (после
интонационного и квантитативного) -акцентный, когда поэзия и музыка отделились
друг от друга.
Музыкальный ритм подобно стиховому, образуется
взаимодействием смыслового (тематического) строения и метра, который в тактовой
ритмике, как и в акцентных стиховых системах, играет служебную роль.
С истории тактовой ритмики XVII - начала XX вв.
можно выделить три основные эпохи. Завершаемая творчеством Баха и Генделя,
эпоха барокко устанавливает основные принципы новой ритмики, связанной с гомофонно-гармоническим
мышлением. Начало эпохи отмечено изобретением генерал-баса, реализующего не
связанную цезурами последовательность гармоний, которые в норме соответствуют
метрической акцентуации, но могут и отклоняться от нее. Мелодика характеризуется
свободой акцентуации (по отношению к такту) и темпа, особенно в речитативе.
Непрерывность музыкальной ткани создается полифоническими средствами -
несовпадением кадансов в разных голосах.
Эпоха классицизма выдвигает на первый план ритмическую
энергию, что выражается в ярких ударениях,
в большей ровности темпа и в увеличении роли метра. Классическому стилю
свойственно разнообразие и богатое развитие ритмического рисунка, смены
ритмического деления (триоли, квинтоли и т.д...).
Итак, Ритм - один из первоисточников, первоэлементов музыки,
жизненно важных для нее, несущих, вместе с мелодией, основную информацию. Из-за
своей универсальной природы ритм воспринимается гораздо легче, чем мелодия и
гармония. Поэтому в современных сложных произведениях композиторы используют
его как средство, облегчающее восприятие.
Это видно также и в так называемой функциональной музыке, с
помощью которой осуществляется эстетическое наполнение повседневного быта, и
особенно в сфере производства, где такого рода музыка обеспечивает оптимальный
ритм трудовых процессов в целях повышения производительности труда.
К ритмическим ощущениям относят чередование различных
длительностей, которые своим присутствием как бы заполняют мерное метрическое
движение более мелкими импульсами.
Наиболее элементарное определение ритма
в теории музыки гласит: ритм - это последование во времени звуков (пауз)
одинаковой или различной длительности. Таким образом, единицей ритма (в этом
понимании) является звук (пауза), обладающий некоей реальной длительностью. Но
такое определение является чисто описательным и не предполагает наличия в ритме черт
системности, поскольку последование рядом положенных звуков не вскрывает их
иерархию как центров тяготения, с одной стороны, и звуков, тяготеющих в эти центры,
с другой [9, с. 59].
Музыкальный ритм - одно из самых сложных по организации
ритмических образований. Существует узкое и широкое понимание музыкального
ритма. Широкое определение музыкального ритма рассматривается как временная и
акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка, то есть
подчеркивается связь музыкального ритма со всеми другими параметрами
музыки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|