бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности у детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

         а)  Высокий   показатель    -  15  человек     -  75%

         б)  Средний   показатель   -  3  человека      -  15%

         в)  Низкий  показатель    -   2  человека     -  10%

5.       Сопровождение грустной  песни, ее певучего, медленного  звучания тяжелым, медленным,  шагом.

а). Высокий показатель - 14 человек    -    70 %

б). Средний показатель - 5 человек     -   25 %

в). Низкий показатель -   1 человек      -    5 %

Итак, высокому показателю соответствует 30 % всей группы, среднему показателю - 60 %, а низкому показателю -10 % всех детей.

Коэффициент влияния музыки различного характера на музыкально-ритмические движения детей равен 4,3 (т.е., чуть выше среднего уровня).

II серия. Задание Направлены на выявление представлений о характере музыкального произведения. Критерий развития представлений:

Высокий показатель - дети безошибочно определяют на слух характер музыкального произведения, могут дать ему описание.

Средний показатель - дети определяют характер музыкального произведения, но с подсказкой руководителя, они не могут дать ему описания (характеристики).

Слабый показатель - дети не определяют характер музыкального произведения, даже с подсказкой руководителя.

Были получены следующие результаты (см. таблицу № 2, приложение 6):

Высокому показателю соответствует 25 % всей группы, средний показатель присущ 65 % детей и слабый показатель у 10 %.

         Общий коэффициент уровня группы равен 4,25.

2. Выявление уровня развития у детей старшего дошкольного возраста ритмического слуха как компонента музыкальности:

I серия. Задания направлены на выявление равномерности метрической  пульсации    с помощью выстукивания сильной и слабой доли такта под музыку различного характера.                                                              Получились следующие критерии:

Точная метрическая пульсация - ребенок ощущает метрические акценты и точно передает метроритмическую пульсацию произведения, определяет сильную и слабую доли такта.

Неуверенная ритмическая пульсация - передача метроритмической пульсации, но при этом сбивание с сильной доли.

Совершенно неточная ритмическая пульсация - неточная передача метроритмической пульсации звучащего произведения, запутывание в сильных и слабых долях такта.

Были получены следующие результаты (см. таблицу № 3, приложение 7).

-    точная метрическая пульсация            11 детей,

неуверенная ритмическая пульсация   7 детей,

совершенно неточная ритмическая пульсация     2 ребенка.

Как показывают эти данные, музыка способствует точной ритмической пульсации у 55 % детей данной группы, неуверенная пульсация свойственна 35 %, совершенно неточная метрическая пульсация - 10%.

Коэффициент общего уровня группы по равномерности метрической пульсации составляет 4,5, что соответствует критерию выше среднего уровня, т.е. неуверенной ритмической пульсации.

II   серия. Задания направлены на выявление ритмичности с помощью прохлопывания ритмического   рисунка музыкального фрагмента. Здесь использовалась  музыка польки  ( П.И.Чайковский  «Полька»,  в  приложении  №10),   марша ( С.Прокофьев  « Марш», в приложении №10).

Полученные данные указаны в таблице 4 (приложение 8).

По результатам этих данных мы выяснили три уровня ритмичности: сильный, средний и слабый.

Сильный уровень - ребенок осознает и самостоятельно точно воспроизводит ритмический рисунок произведения.

Средний уровень - воспроизводит рисунок музыкального произведения с помощью музыкального руководителя

Слабый уровень - не может показать ритмический рисунок произведения после подробного разбора и показа его руководителем.

Сильный уровень наблюдается у 25 % детей от всей группы, средний - у 65 %, а слабый - у 10 % детей.

Подсчитав общий коэффициент уровня ритмической пульсации всех детей получилось 4,25, что составляет чуть выше среднего уровня, т.е. в ритмическом отношении группа - средняя.

Таким образом, на данном этапе большинство детей соответствует среднему уровню музыкальных способностей (т.е. развития ритмического слуха).

2.2. Развитие ритмического слуха посредством использования нетрадиционных методов обучения

Эксперимент проводился с 1 октября 2002 года по 10 января 2003 года. В основу нашего экспериментального исследования легла ритмика - специальная музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке.

Цель данного эксперимента: выявить эффективные условия развития ритмического слуха, углубить и дифференцировать восприятие музыки, музыкального произведения, музыкального образа, с помощью музыкально-ритмических движений (т.е. выделить средства музыкальной выразительности, определить характер музыкального произведения, показать точность ритмического рисунка мелодии и т.д...).

Задачи нашего исследования:

1.  Научить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях.

2.            Научить   согласовывать  движения  с  характером  музыки,   наиболее  яркими  средствами музыкальной выразительности.

3.            Научить различать средства музыкальной выразительности (высокие, низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка, тембр и т.д.).

4.            Определить педагогические условия, способствующие наиболее эффективному развитию чувства ритма;

Формой проведения формирующего эксперимента были занятия по сольфеджио, которые проходили два раза в неделю. Было проведено занятий, последнее из которых является контрольным.

Первая серия занятий была направлена на формирование умения воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях. Ребенок должен был научиться: согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, а также различать их (например, высокие, низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка, тембр и т.д.).

Материалы (оборудование): проигрыватель, пластинки, нотный материал.

На занятиях были использованы нетрадиционные формы обучения:

1. Свободное дирижирование: Ребятам было предложено представить себя в роли дирижера. Мы не добивались точного подражания дирижерской схеме, оно должно было передать в жестах фразировку, динамику, моменты кульминации, а в целом это были свободные движения руками, но с показом сильной и слабых долей.

Ребятам была предложена музыка различного характера: «Сладкая греза» П.И. Чайковского,  «Экосез» Ф. Шуберта (в приложении №10).

Нужно отметить, что эта форма работы понравилась им больше остальных. Каждый проявил себя довольно оригинально, повторных движений практически не наблюдалось, а ритмических ошибок стало значительно меньше. Сильную и слабую долю   уже  не  путали, хотя   динамику  и  фразировку  приходилось  подсказывать.

                                                                                                                         

        Пластические этюды: Детям предложили изобразить под музыку определенного содержания, как они ее видят, представляют.

а). Под музыку «Кавалерийской» Д. Кабалевского  ребята показали бег коня. Одни дети подпрыгивали на стуле, другие подскочили и вприпрыжку побежали вокруг стула, третьи -стали на корточки и пытались подпрыгнуть в такт музыке.

б). Включив вступление «Океан - море синее» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова , детей попросили изобразить море. У всех детей море получилось разное (у кого-то очень спокойное, у кого-то наоборот - бурное и неспокойное). Движения детей были очень выразительными, волнообразными.

в). Покачиванием рук с воображаемыми цветами дети исполняют «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского  постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают раскрывающийся бутон цветка. Педагог при этом помогает детям, раскрывая перед ними содержание (образ) произведения, направляет их движения. У некоторых детей получалось не очень, но все очень старались. В конце занятия ребята рассказывали о своих эмоциях (что они пережили, что им понравилось, что у них получилось легко, а что далось труднее).

3.  Танцевальные движения: Использование на занятиях музыки танцевального  характера   способствует не только освоению танцевальных движений, помогающих наиболее          яркому восприятию  музыки, но и освоению метроритмических движений,              способствующих   развитию  чувства      ритма,       а        также фор- мированию умения различать средства музыкальной выразительности (высокие, низкие
звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка, тембр    и т.д.),   определять форму произведения:        

а). Детям предложили прослушать русскую народную песню «Калинка», которая основана на контрасте ее частей: лирический запев и плясовой припев.

В запеве детям предложили исполнить фразировку движением плавной раскрывающейся руки (направо - налево) с соответствующим поворотом головы, а в припеве дети на пружинящих ногах подчеркивают стуком каблучков ритмическую пульсацию, исполняют ритм мелодии («топотушки»), в присядку и т.п. Звучание припева сопровождалось также хлопанием в ладоши и стучанием карандашиков по столу.

Дети ясно видели разницу в звучании каждой части, тем более что они сопровождались разными по характеру движениями.

б). На музыке вальса из балета «Медный всадник» Р. Глиэра  дети стоят в кругу и руками, поднятыми верх, производят широкие маховые движения, как бы изображая волны: руки то активно падают вниз, скрещиваясь перед лицом, то взлетают в стороны вверх. Педагог повторяет музыкальный фрагмент, произвольно меняя динамику с форте на  пиано , в соответствие, с чем меняется амплитуда взмаха рук.

в). Детям исполняют марш из оперы «Фенелла» Ф. Обера  произвольно перемещая звучание в разные регистры. Соответственно этому дети маршируют в исходном регистре -обычным шагом, в верхнем регистре - на носках, руки и голова тянется кверху, в низком - полуприсев, наклонившись вперед, руки за спиной.

Вторая серия занятий была направлена на развитие представлений о характере музыкального произведения (на основе главных жанров музыки, «трех китов»: песня - танец - марш):

          Дети прослушивают поочередно (на трех уроках) три пьесы разных жанров, подробно   обговаривают их различия, сопоставляя друг с другом.

1  занятие: Дети маршируют под музыку («Марш» П.И.Чайковского, приложение №10).    По окончании музыки у них спрашиваю, как называют музыку, под которую можно маршировать.  Затем прошу их привести в пример музыку, которую они хорошо               знают   и      под   которую    тоже    можно     маршировать.

         2 занятие: Это занятие начинаем с прослушивания пьесы танцевального характера
(Александров: «Вальс»). У  детей  спрашиваю, что  вы  будете  делать   под  эту   музыку.
Затем   мы  вспоминаем  прошлое   занятие, прошу  сказать   их, что  мы   делали  на   том  уроке  и   как   называют       музыку, под  которую  можно  маршировать. Выясняем, что музыка, которую мы  слушали  сегодня   маршировать не позволяет, а танцевать под нее можно. Затем вспоминаем с детьми танцы, о которых   они слышали (называют: хоровод, современные  танцы, вспоминают трепак с прошлых занятий). Прошу  детей потанцевать под  Вальс (одни  кружатся, другие  плавно  качаются  из  стороны  в  сторону, третьи на-чинают шагать с приставлением  шага). 

         3 занятие: На третьем занятии вспоминаем, что мы делали на предыдущих занятиях. Дети рассказывают о том, как маршировали под марш, и танцевали под музыку вальса. Рассказываю им о том, что мы прошли с ними два жанра, которые используются в музыке для сочинения различных произведений. Потом говорю, что существует еще и третий жанр - песня. Начинаем вспоминать, какие песни бывают (называют: грустные, веселые, колыбельные, для мамы, о весне и т.д.). Потом добавляют, что песни поются со словами. Прошу принести к следующему уроку любимую песенку.

Третья серия занятий направлены на развитие чувства ритма. Здесь также используются нетрадиционные формы обучения, о которых говорилось выше.



2.3.      Сравнительный анализ исследования

С целью проверки решения задач цели и поставленной гипотезы, нами был проведен следующий контрольный этап.

На контрольном занятии были предложены следующие задания:

1.  Показать музыкально-ритмические движения под музыку различного характера.

2.            Определить и описать характер музыкального произведения.

3.            На исполнение педагогом музыкального произведения простучать сильную и слабую долю.

4.            Прохлопывание ритмического рисунка определенного музыкального фрагмента. По полученным данным мы выяснили (см. таблицу № 5, приложение 9), что:

I. Показатель формирования музыкально-ритмических движений под музыку различного характера у детей значительно повысился:

Результат констатирующего   Результат контрольного этапа:

высокий показатель - 30%    высокий показатель - 90%

средний показатель - 60%     средний показатель - 10%

низкий показатель — 10 %   низкий показатель - 0 %

Высокий показатель увеличился на 60 %, средний стал 10 %, а низкий - 0 %.

П. Определение характера (образа) музыкального произведения дало следующий показатель: высокий уровень повысился на 60 %, средний стал - 15 %, а низкий - 0 %.

Результат констатирующего Результат контрольного

этапа:                                                 этапа:

высокий уровень - 25 %         высокий уровень - 85 %

средний - 65%                                  средний - 15 %

низкий -10%)                                    низкий - 0 %

III.  Выявление равномерности метрической пульсации под музыку различного характера показало следующий результат:

Результат констатирующего Результат контрольного

этапа:                                                этапа:

высокий уровень - 55 %         высокий уровень - 55 %>

средний - 35 %                                 средний - 45 %

низкий -10%)                                    низкий - 0 %

Т.е. средний уровень повысился на 10 %, а высокий остался прежним.

IV. Выявление ритмичности с помощью прохлопывания ритмического рисунка музыкального фрагмента на данном этапе соответствует следующим показателям:

Результат констатирующего Результат контрольного

                                                          этапа:

высокий уровень - 25 %         высокий уровень - 80%

средний - 65 %                                 средний - 10%

низкий - 10 %                                   низкий - 10 %

Т.е. высокий уровень стал на 55 % больше, средний уровень показывает 10 %>, а низкий так и остался на прежнем месте.

Итак, на данном этапе показатель уровня каждого вида работы значительно улучшился:


1.            Высокому уровню (5 баллов) соответствует 45 % детей всей группы;

2.            Среднему уровню (4-3 балла) - 55 % детей;

3. Низкому уровню (2 балла) - 0 %.

Таким образом, сопоставив с данными констатирующего эксперимента, мы выяснили, что специально организованные занятия способствуют развитию музыкальных способностей у детей.

По результатам нашего исследования видно, что:

Во-первых, влияние развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности чрезвычайно велико, а сопровождение слушания музыки и изучения музыкальных произведений музыкально-ритмическими движениями, соответствующими по характеру эмоциональной окраске музыки значительно облегчает их восприятие и осознание.

Во-вторых, музыкальный ритм формируется в процессе систематических занятий и легче усваивается благодаря использованию нетрадиционных форм обучения, уровень его развития значительно улучшился после проведенного эксперимента.

Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась.


 

 

 

 








 






Методические рекомендации


В наше время к проблеме взаимосвязи музыки с движением, пластикой, танцем постоянно обращались и обращаются специалисты разных областей знаний - музыканты, педагоги, ритмисты, балетмейстеры.

Методическое решение проблемы музыкально-ритмических движений на уроках музыки рассматривали отечественные исследователи: КГ. Александрова, Н.П. Збруева, Е.В Конорова, М.А. Румер, В.Е. Янковская, Б. В. Асафьев.

Музыкальные руководители использовали в своей работе отдельные методы и приемы, разработанные как отечественными ритмистами, так и зарубежными педагогами-исследователями - К. Орфом, 3. Кодаем и др.

Музыкально-двигательные упражнения на занятиях музыкой можно применять для физической разрядки детей, для снятия усталости. Прохлопывание ритмических рисунков (например, по карточкам в системе относительной сольмизации) не всегда сочетается с музыкой, но музыка помогает правильно осознать и воспринять ритмический рисунок, придать ему более конкретный характер и выразительность. Можно больше проявлять фантазии и выдумки при организации внеурочных форм музыкально-ритмической работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10