бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности у детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

Уже в 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений.

В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, позднее - Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева и другие.

В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами («ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения»).

Основные задачи ритмики:

1.           Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности.

2.           Совершенствовать художественно-творческие способности, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой.

Воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен

Планируя занятия по ритмике необходимо учитывать четыре главных направления в работе, без которых невозможно достичь «звучания» музыки в движениях:

1.  Основное направление - совершенствование восприятия музыкального искусства через осознание его драматургии; воспитание у детей способности тонко чувствовать музыку, умения передавать в жестах, движениях стиль произведения определенной эпохи.

2.            Формирование пространственных ориентировок, развитие пространственного мышления и воображения.

3.            Совершенствование навыков основных движений (различные виды ходьбы, бега, поскоков, боковой галоп), выполняемых под музыку в разных музыкальных размерах - 2 /4, 3/4, 4/4,3/8.

4.            Обучение элементам танца (народно-характерного, классического, современного, историко-бытового, бального); выполнение творческих заданий, используя знакомые танцевальные «па», точно подбирая пластику, жесты в соответствии с характером музыкального произведения.

Не следует забывать о создании на занятиях атмосферы заинтересованности. В этом огромную помощь может оказать удачный подбор прозаических произведений и стихов, иллюстраций, проведение бесед о композиторах, об истории создания разучиваемых танцев. Занятия ритмикой окажутся полезными и интересными для детей лишь в том случае, если педагог будет помнить о том, что музыка не фон для исполняемых движений, а является главной в общении с ребенком.

Вопрос от соотношении музыки и движения уже давно решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, а движению - второстепенная. Вместе с тем специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.

Так, использование музыки на занятиях физической культуры, в различных музыкальных играх и танцах в детских садах содействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений.

Для детей дошкольного возраста данные упражнения являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений и формированию навыков в выполнении танцевальных упражнений с музыкальным сопровождением [20, с.З].

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию урока, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. У детей седьмого года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять:

- характер музыки;

- изменение динамики;

 - смену темпов в пении, игре на музыкальных инструментах; 

-         направление движения мелодии;

поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; У детей укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация. Общий и музыкальный   кругозор,   наличие   достаточного   багажа   представлений   о   жизненных   явлениях (природных, общественных), определенный запас   впечатлений      от      произведений      литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствуют развитию детской фантазии, творческого воображения. Все это положительно сказывается в игровой, танцевальной и певческой деятельности [78, с.З].

Мы уже сказали, что музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменении мышечного тонуса. И преподавателю необходимо создать условия для естественного выявления моторных реакций в движении всего тела. Это воспитывает у детей творческую активность, воображение, умение слушать, воспринимать, оценивать свои движения и музыкальное сопровождение.

Успех работы педагога в этом направлении будет решаться не количеством пройденных танцевальных, ритмических упражнений, музыкальных игр и танцев, а умением детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений и правильного восприятия музыки [20, с.З].

«Программа воспитания в детском саду» выдвигает следующие задачи по музыкально-ритмической деятельности: «Учить детей выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой (усиление, ослабление звука), регистрами (выше, ниже в пределах одного регистра); ускорять и замедлять движение; отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами; самостоятельно начинать движение после вступления» [39, с. 149].

Педагог должен добиваться, чтобы движения у детей были естественными, непринужденными, выразительными. И этому во многом помогают выразительные возможности музыки.

У ребенка необходимо выработать активную реакцию на музыку, умение эмоционально, образно передать в движениях настроение, чувства, развитие сюжетной линии, которая заложена в характере программной музыки. Ребята должны не просто передать образ лисы, зайца, медведя и т.п. отдельными движениями, а уметь показать характер персонажа, наиболее яркие, своеобразные его повадки [28, с.5].

У детей шести лет уже достаточно развиты двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать, исполнять отдельные танцевальные движения, способны передавать игровые образы различного характера [28, с.4].

При этом следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям танцевальные движения с музыкальным сопровождением [20, с.4].

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с различными жанрами музыкальных произведений (пляска, вальс, полька, марш).

Продолжая работу по слушанию музыки, педагог закрепляет понятие у детей о трех основных жанрах музыки (песня - танец - марш) - «три кита». В этом возрасте дети способны самостоятельно определить музыку танца и подобрать соответствующий характер движений (польки, вальса, пляски), услышать национальные интонации народных плясок и использовать элементы народных танцев в своих импровизациях.

Но все эти навыки приобретались (нарабатывались) в процессе долгой и трудной работы с самого раннего детства. И нужно отметить, что в движениях детей под музыку постоянно наблюдалась динамика.

Например, уже на первом году у младенцев устанавливаются связи музыки и движения. Однако расширение возможностей ребенка в движениях под музыку появляется только на втором году, когда он начинает ходить. В этом возрасте малыши с удовольствием выполняют простейшие движения под музыку по показу педагога: хлопают в ладоши, делают «фонарики», топают ножками, кружатся, выполняют движение с листочком, платочками (часто неслаженно), начинают ходить за педагогом стайкой, танцуют по одному и в парах, свободно располагаясь по комнате.

А на третьем году жизни движения детей становятся более уверенными и координированными. Дети стремятся активно действовать в плясках и музыкальных играх, передавать общий характер музыки, различать двухчастную форму музыкальных произведений, передавать ритм ходьбы и бега, выполнять движения в соответствии с характером музыки в хороводе, в парах, сужать и расширять круг и т.д.

И с возрастом умения и навыки ребенка все совершенствуются и укрепляются, под постоянным контролем   музыкального   руководителя   и   с  условием   присутствия  музыки   и  различных   видов музыкальной     деятельности      не     только     на   музыкальных занятиях в детском  саду,  но и в повседневной жизни каждого ребенка.

Как мы уже говорили, дети делают движения во время слушания музыки непроизвольно, часто неосознанно; это - почти непреодолимая потребность, особенно, когда в данном произведении ритмический компонент выступает ярко, акцентировано. Непроизвольные движения могут быть заменены произвольными, которые помогают лучше понимать и глубже переживать музыку.

Элементарная двигательная реакция состоит часто из неупорядоченных движений. Только если у слушателя музыкально-ритмическое чувство развито в достаточной степени, его движения будут совпадать с импульсами музыки, он будет двигаться в такт

Для глубокого и тонкого восприятия, сопереживания, понимания музыки нужно уметь следить за агогическими оттенками: ускорениями и замедлениями темпа. Это умение можно развивать при помощи движений в темпе пульсации основных долей, или тактовых акцентов, или фразировки.

Задачи, которые ставятся перед детьми в процессе движения под музыку, заключаются в следующем:

1.  Побудить детей к восприятию ритмической выразительности в музыке и передачи ее в движениях.

2.             Приобщить детей к элементарным музыкально-ритмическим движениям:

- двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (весело плясать радостную  плясовую, энергично «маршировать» под ритмичный марш и т.д.);

- менять движения под тихую и громкую музыку (например, на тихую музыку пляшут пальчики, на громкую - ладошки);

- различать разные по  характеру части в музыке и менять движения в  соответствии с
разнохарактерной музыкой.

3.            Приобщить к элементарным танцевальным движениям.

4.            Побудить детей к первоначальным музыкально-творческим проявлениям.

На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные - дисциплинированными.

Уже к шести годам дети не только ощущают метроритмические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения. Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают четыре хлопка и три прихлопа. Это уже ритмический рисунок.

Дошкольный возраст - это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.

В процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задачи музыкального воспитания, так и следующие специальные задачи:

    - развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим
ритмичности движений;

- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

- обучение детей музыкально-ритмическими умениями и навыкам через игры, пляски и упражнения;

развитие художественно-творческих способностей. Итак, в процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развивается музыкальный слух, ритмический слух, память, внимание; воспитываются морально-устойчивые качества - ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей.

При этом, слушание музыки тесно связано с движениями под музыку. Ребенок сам чувствует ритмическую выразительность и желает передать ее в движениях.

Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. Таким     образом,     музыкально-ритмическое     движение    является     средством    развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобности уметь затормозить их (т.е. развивать активное торможение), под влиянием музыки.

В педагогическом процессе необходимо учитывать индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, а также качественное своеобразие развития музыкальных способностей.  

 

Глава П. Организация педагогических условий для развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста

2.1.      Выявление развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста

С целью выявления эффективных условий развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста, мы провели диагностику музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В нашем экспериментальном исследовании участвовали дети подготовительного класса хореографического отделения Харбалахской детской музыкальной школы Таттинского улуса. Всего принимало участие 20 детей.

Задачи нашего исследования:

1.               Определить влияние развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности.

2.               Выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ритмического слуха как компонента музыкальности;

3.               Выявить эффективные условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Были проведены ряд занятий по поставленным задачам:

1. Определение влияния развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности:

I серия. Задания направлены на формирование музыкально-ритмических движений под музыку различного характера:

Детям были поставлены для прослушивания пять произведений различных жанров: марш (П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Болезнь куклы из «Детского альбома», в приложении №10; М.И.Глинка «Прощальный вальс», приложение №10; Ф.Шуберт «2 экосеза», приложение №10).

Мы наблюдали следующие показатели. Дети хорошо двигаются под музыку бодрую, энергичную, маршеобразную, а также веселую, задорную, плясовую. Плавные же и напевные, медленные движения им даются с небольшим трудом.

Критерий формирования музыкально-ритмических движений:

высокий показатель - музыкально-ритмические движения помогают передавать характер музыкального произведения, (при этом ребенок самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения в ответ на звучание каждой части музыкального произведения, т.е. характера, образа каждого музыкальной фразы).

средний показатель - ребенок выражает под музыку движения общего характера, темпа и метроритма.

низкий показатель - движения ребенка не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, он ориентирован только на начало и конец звучания произведения, а также на счет и показ взрослого.

Были получены следующие результаты (см. таблицу № 1, приложение 5).

1.       Движения (энергичная ходьба) под бодрую, энергичную, маршевую музыку:

а). Высокий показатель - 16 человек    -     80 %

б). Средний показатель - 3 человека     -    15 %

в). Низкий показатель - 1 человек        -       5 %

2.       Веселые, энергичные движения под задорную плясовую мелодию:

а). Высокий показатель - 13 человек    -    65 %

б). Средний показатель - 7 человек      -     35 %

в). Низкий показатель - 0 человек        -      0 %

3.      Знакомство  детей с  вальсообразной  музыкой, ее плавным  и      изящным характером  и  использование  при  этом   движения   руками  в   такт  музыки.

         а)   Высокий показатель  -  7  человек        -    35 %

         б)   Средний показатель   - 11 человек        -   55 %

         в)   Низкий  показатель    -  2   человека      -   10 %

4.     Знакомство  детей  с  напевным,  плавным  характером   колыбельной    песни, предложив  передать  ее  равномерное  звучание  в  свободных  покачиваниях.  При  этом можно  попросить  детей   сохранять   взятый  темп  движения  и  без   музыки:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10