Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности у детей старшего дошкольного возраста
Уже в 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы
ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ,
театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений.
В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного
возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина,
позднее - Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева и другие.
В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались
терминами («ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем
«движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические
движения»).
Основные задачи ритмики:
1.
Развивать
музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания
через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в
движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию
музыкально-культурного кругозора личности.
2.
Совершенствовать художественно-творческие способности,
развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой.
Воспитывать и развивать художественно-творческие способности,
инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций,
вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен
Планируя занятия по ритмике необходимо
учитывать четыре главных направления в работе, без которых невозможно достичь «звучания»
музыки в движениях:
1.
Основное
направление - совершенствование восприятия музыкального искусства через
осознание его драматургии; воспитание у детей способности тонко чувствовать
музыку, умения передавать в жестах, движениях стиль произведения определенной
эпохи.
2.
Формирование пространственных ориентировок, развитие
пространственного мышления и воображения.
3.
Совершенствование
навыков основных движений (различные виды ходьбы, бега, поскоков, боковой
галоп), выполняемых под музыку в разных музыкальных размерах - 2 /4, 3/4,
4/4,3/8.
4.
Обучение элементам танца (народно-характерного,
классического, современного, историко-бытового, бального); выполнение творческих заданий,
используя знакомые танцевальные «па», точно подбирая пластику, жесты в
соответствии с характером музыкального произведения.
Не следует забывать о создании на занятиях атмосферы
заинтересованности. В этом огромную помощь
может оказать удачный подбор прозаических произведений и стихов, иллюстраций,
проведение бесед о композиторах, об истории создания разучиваемых
танцев. Занятия ритмикой окажутся полезными и интересными для детей лишь в том
случае, если педагог будет помнить о том, что музыка не фон для исполняемых движений, а является главной в общении с
ребенком.
Вопрос от соотношении музыки и движения уже давно решен
однозначно: музыке отводится ведущая роль,
а движению - второстепенная. Вместе с тем специалисты сделали важный вывод:
только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное
музыкально-ритмическое воспитание детей.
Так, использование музыки на занятиях физической культуры, в
различных музыкальных играх и танцах в детских садах содействует созданию
правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере
исполнения упражнений.
Для детей дошкольного возраста данные упражнения являются
основными, базовыми при овладении двигательной культурой, так как они
способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию
ритмичности и музыкальности, координации движений и формированию навыков в выполнении танцевальных упражнений с
музыкальным сопровождением [20, с.З].
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно
высказывают свои суждения по содержанию урока, оценивают свою деятельность и
деятельность товарищей. У детей седьмого года жизни появляется способность
активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.
Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится
целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять:
- характер музыки;
- изменение динамики;
- смену темпов в пении, игре на музыкальных
инструментах;
-
направление
движения мелодии;
поступенное
и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по
высоте и длительности; У детей укрепляется, становится более устойчивой
вокально-слуховая координация. Общий и музыкальный кругозор, наличие
достаточного багажа представлений о жизненных явлениях (природных,
общественных), определенный запас впечатлений от произведений
литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений
способствуют развитию детской фантазии, творческого воображения. Все это
положительно сказывается в игровой, танцевальной и певческой деятельности [78,
с.З].
Мы уже сказали, что музыка вызывает у любого человека
моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в
изменении мышечного тонуса. И преподавателю необходимо создать условия для
естественного выявления моторных реакций в движении всего тела. Это воспитывает
у детей творческую активность, воображение, умение слушать, воспринимать,
оценивать свои движения и музыкальное сопровождение.
Успех работы педагога в этом направлении будет решаться не
количеством пройденных танцевальных, ритмических упражнений, музыкальных игр и
танцев, а умением детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру
своих движений и правильного восприятия музыки [20, с.З].
«Программа воспитания в детском саду» выдвигает следующие
задачи по музыкально-ритмической деятельности: «Учить детей выразительно и
непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными
образами, разнообразным характером музыки, динамикой (усиление, ослабление
звука), регистрами (выше, ниже в пределах одного регистра); ускорять и
замедлять движение; отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты,
несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами; самостоятельно начинать движение
после вступления» [39, с. 149].
Педагог должен добиваться, чтобы движения у детей были
естественными, непринужденными, выразительными. И этому во многом помогают
выразительные возможности музыки.
У ребенка необходимо выработать
активную реакцию на музыку, умение эмоционально, образно передать в движениях настроение,
чувства, развитие сюжетной линии, которая заложена в характере программной музыки. Ребята должны не просто
передать образ лисы, зайца, медведя и т.п. отдельными движениями, а
уметь показать характер персонажа, наиболее яркие, своеобразные его повадки
[28, с.5].
У детей шести лет уже достаточно
развиты двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать, исполнять
отдельные танцевальные движения, способны передавать игровые образы различного характера [28, с.4].
При этом следует всегда обращать внимание на выражение лиц
движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям танцевальные
движения с музыкальным сопровождением [20, с.4].
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с различными
жанрами музыкальных произведений (пляска, вальс, полька, марш).
Продолжая работу по слушанию музыки, педагог закрепляет
понятие у детей о трех основных жанрах музыки (песня - танец - марш) - «три
кита». В этом возрасте дети способны самостоятельно определить музыку танца и
подобрать соответствующий характер движений (польки, вальса, пляски), услышать
национальные интонации народных плясок и использовать элементы народных танцев
в своих импровизациях.
Но все эти навыки приобретались (нарабатывались) в процессе
долгой и трудной работы с самого раннего детства. И нужно отметить, что в
движениях детей под музыку постоянно наблюдалась динамика.
Например, уже на первом году у младенцев устанавливаются
связи музыки и движения. Однако расширение возможностей ребенка в движениях под
музыку появляется только на втором году, когда он начинает ходить. В этом
возрасте малыши с удовольствием выполняют простейшие движения под музыку по
показу педагога: хлопают в ладоши, делают «фонарики», топают ножками, кружатся,
выполняют движение с листочком, платочками (часто неслаженно), начинают ходить
за педагогом стайкой, танцуют по одному и в парах, свободно располагаясь по
комнате.
А на третьем году жизни движения детей становятся более
уверенными и координированными. Дети стремятся активно действовать в плясках и
музыкальных играх, передавать общий характер музыки, различать двухчастную
форму музыкальных произведений, передавать ритм ходьбы и бега, выполнять
движения в соответствии с характером музыки в хороводе, в парах, сужать и
расширять круг и т.д.
И с возрастом умения и навыки ребенка все совершенствуются и
укрепляются, под постоянным контролем музыкального руководителя и с
условием присутствия музыки и различных видов музыкальной
деятельности не только на музыкальных занятиях в детском саду,
но и в повседневной жизни каждого ребенка.
Как мы уже говорили, дети делают движения
во время слушания музыки непроизвольно, часто неосознанно; это - почти
непреодолимая потребность, особенно, когда в данном произведении ритмический
компонент выступает ярко, акцентировано. Непроизвольные движения могут быть заменены произвольными, которые помогают лучше
понимать и глубже переживать музыку.
Элементарная двигательная реакция
состоит часто из неупорядоченных движений. Только если у слушателя музыкально-ритмическое
чувство развито в достаточной степени, его движения будут совпадать с импульсами
музыки, он будет двигаться в такт
Для глубокого и тонкого восприятия,
сопереживания, понимания музыки нужно уметь следить за агогическими оттенками: ускорениями и
замедлениями темпа. Это умение можно развивать при помощи движений в темпе
пульсации основных долей, или тактовых акцентов, или фразировки.
Задачи, которые ставятся перед детьми в процессе движения под
музыку, заключаются в следующем:
1. Побудить детей к восприятию
ритмической выразительности в музыке и передачи ее в движениях.
2.
Приобщить детей к элементарным музыкально-ритмическим
движениям:
- двигаться в соответствии с ярко
выраженным характером музыки (весело плясать радостную плясовую, энергично «маршировать» под
ритмичный марш и т.д.);
- менять движения под тихую и громкую музыку (например, на
тихую музыку пляшут пальчики, на громкую - ладошки);
-
различать разные по характеру части в музыке и менять движения в соответствии
с
разнохарактерной музыкой.
3.
Приобщить к элементарным танцевальным движениям.
4.
Побудить детей к первоначальным музыкально-творческим
проявлениям.
На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как
вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные -
дисциплинированными.
Уже к шести годам дети не только ощущают метроритмические
акценты, но и могут частично воспроизвести
ритмический рисунок музыкального произведения. Так, в хороводе «На горе-то
калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети
делают четыре хлопка и три прихлопа. Это уже ритмический рисунок.
Дошкольный возраст - это период накопления музыкальных
впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от
возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей
изменяется.
В процессе музыкально-ритмических
движений осуществляются как общие задачи музыкального воспитания, так и следующие
специальные задачи:
-
развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с
этим
ритмичности движений;
- обучение детей согласованию движений
с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной
выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
- обучение детей музыкально-ритмическими умениями и навыкам
через игры, пляски и упражнения;
развитие художественно-творческих способностей. Итак, в
процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм
ребенка; развивается музыкальный слух, ритмический слух, память, внимание;
воспитываются морально-устойчивые качества - ловкость, точность, быстрота,
целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость,
пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей.
При этом, слушание музыки тесно связано
с движениями под музыку. Ребенок сам чувствует ритмическую выразительность и желает
передать ее в движениях.
Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и
облегчает овладение им. Таким образом, музыкально-ритмическое движение
является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и
чувства музыкального ритма.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях
умение быстро выполнять предлагаемые им
движения и, в случае надобности уметь затормозить их (т.е. развивать активное торможение),
под влиянием музыки.
В педагогическом процессе необходимо учитывать индивидуальное
своеобразие природных задатков каждого
ребенка, а также качественное своеобразие развития музыкальных способностей.
Глава П. Организация педагогических условий
для развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Выявление развития ритмического слуха у детей
старшего дошкольного возраста
С целью выявления эффективных условий развития ритмического
слуха у детей старшего дошкольного возраста, мы провели диагностику музыкальных
способностей детей старшего дошкольного возраста.
В нашем экспериментальном исследовании
участвовали дети подготовительного класса хореографического отделения
Харбалахской детской музыкальной школы Таттинского улуса. Всего принимало
участие 20 детей.
Задачи
нашего исследования:
1.
Определить
влияние развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на
общий уровень развития музыкальности.
2.
Выявить
уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ритмического слуха как
компонента музыкальности;
3.
Выявить эффективные условия развития ритмического слуха
у детей старшего дошкольного возраста.
Были
проведены ряд занятий по поставленным задачам:
1. Определение влияния развития ритмического слуха у детей
старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности:
I серия.
Задания направлены на формирование музыкально-ритмических движений под музыку
различного характера:
Детям были поставлены для прослушивания пять произведений
различных жанров: марш (П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая
греза», «Болезнь куклы из «Детского альбома», в приложении №10; М.И.Глинка
«Прощальный вальс», приложение №10; Ф.Шуберт «2 экосеза», приложение №10).
Мы наблюдали следующие показатели. Дети хорошо двигаются под
музыку бодрую, энергичную, маршеобразную, а также веселую, задорную, плясовую.
Плавные же и напевные, медленные движения им даются с небольшим трудом.
Критерий
формирования музыкально-ритмических движений:
высокий показатель - музыкально-ритмические движения помогают
передавать характер музыкального произведения, (при этом ребенок самостоятельно
начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения в ответ на
звучание каждой части музыкального произведения, т.е. характера, образа каждого
музыкальной фразы).
средний показатель - ребенок выражает под музыку движения
общего характера, темпа и метроритма.
низкий показатель - движения ребенка не отражают характер
музыки и не совпадают с темпом, ритмом, он ориентирован только на начало и
конец звучания произведения, а также на счет и показ взрослого.
Были получены следующие результаты (см. таблицу № 1,
приложение 5).
1. Движения
(энергичная ходьба) под бодрую, энергичную, маршевую музыку:
а). Высокий показатель - 16 человек - 80 %
б). Средний показатель - 3 человека - 15 %
в). Низкий показатель - 1 человек - 5 %
2. Веселые,
энергичные движения под задорную плясовую мелодию:
а). Высокий показатель - 13 человек - 65 %
б). Средний показатель - 7 человек - 35 %
в). Низкий показатель - 0 человек - 0 %
3. Знакомство детей с вальсообразной музыкой, ее
плавным и изящным характером и использование при этом движения
руками в такт музыки.
а) Высокий показатель - 7 человек
- 35 %
б) Средний показатель - 11 человек
- 55 %
в) Низкий показатель - 2 человека
- 10 %
4. Знакомство детей с напевным, плавным
характером колыбельной песни, предложив передать ее равномерное
звучание в свободных покачиваниях. При этом можно попросить детей
сохранять взятый темп движения и без музыки:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|