бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) бесплатно рефераты

          В комнату школьника “Олимп” дети приходят просто прийти и отдохнуть; их встретят добрые, грамотные, отзывчивые педагоги: К.А.Гафарова и Н.В.Таушканова. Во многом благодаря им дети заняты полезными делами в свободное от школы время, стали принимать активное участие в городских соревнованиях [61].

          В 1998 году спортивному клубу “Контакт” Управления образования исполнилось 10 лет. Более тысячи ребятишек с превеликим удовольствием занимаются в различных секциях. Благо есть из чего выбирать: футбол, хоккей, рукопашный бой, фигурное катание. Один из любимых видов спорта – кикбоксинг, «отцом–основателем» которого в городе стал А.Борщев; тренируют юных борцов Л.Вороной, А.Кахно, В.Кушнир, П.Кошель. Первые тренировки начались в сентябре 1990 г., а сегодня новоуренгойцы из “Контакта” - чемпионы России, Европы и мира [62].

          В городе Новый Уренгой, поселках Уралец, Лимбя-Яха, Коротчаево и Ево-Яха в культурно-образовательных учреждениях обучается полторы тысячи детей. Занятия проводятся на отделениях баяна, фортепиано, аккордеона, скрипки, духовых инструментов, гитары.

          На базе школ созданы замечательные творческие коллективы преподавателей и учащихся. Хорошо известны не только в Новом Уренгое, но и далеко за его пределами ансамбль народных инструментов под руководством С.Савичевой, образцово-показательный ансамбль песни и танца «Сияние» (В.Гомоля, А.Филатов), трио скрипачей (В.Поезжалов), детская филармония (Л.Насикан), оркестр камерно-классической музыки (И.Козина).

          Однако, несмотря на вышеназванные учреждения системы дополнительного образования, настоящее состояние этой системы не может обеспечить запросы населения, слабо развита сеть платных дополнительных услуг. В пригородных школах дополнительное образование почти не развивается, очень низка вовлеченность в дополнительное образование детей и подростков.

          В числе основных причин сложившегося положения следует назвать:

– организационно-управленческую разобщенность и неразработанность способов регулирования и координации деятельности учреждений дополнительного образования;

  – отсутствие финансовых средств, необходимых для нормального функционирования учреждений дополнительного образования;

  – слабую материальную базу учреждений (ограниченность площади, неприспособленность помещений, отсутствие необходимого оборудования).

Первоочередными задачами в развитии дополнительного образования являются:

– разработка на основе типового положения об учреждении дополнительного образования нормативно-правовых механизмов и предприятий, выдающих условия для экономического, социального, организационного самообеспечения развивающейся системы дополнительного образования;

– определение основных направлений обновления содержания и типов учреждений дополнительного образования;

– разработка новых подходов к привлечению к дополнительному образованию учреждений и организаций других сфер и ведомств общественности;

– изменение системы подготовки и повышения квалификации кадров дополнительного образования с учетом специфики города и пригородов;

– организационное, информационное, управленческое обеспечение становления целостной системы дополнительного образования и полноценного рынка дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг [63].

          Таким образом, в городе достигнуты несомненные успехи в развитии сети учреждений дополнительного образования. Родители получили возможность реальной полноценной подготовки своего ребенка к школе, а также организации его досуга в свободное от основных занятий время. Однако дальнейшее развитие этих полезных начинаний сдерживает традиционный недостаток средств. Это стало одной из главных причин закрытия такого оригинального начинания ряда новоуренгойских педагогов, как «Домашняя школа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Каким будет образование XXI века в России? Видимо, ответ дадут уже ближайшие годы. Они должны стать, по нашему мнению, годами необратимого поворота от одинаково для всех содержания обучения к образованию по выбору; годами, когда окончательно победит идеология развивающего обучения, годами подлинного раскрепощения как учителя, так и ученика, школы в целом.

          Народное образование в Новом Уренгое закономерно зародилось практически одновременно с его появлением. 1 сентября 1976 г. здесь открылась первая школа, действующая до настоящего времени. В 1980 году в городе был создан отдел народного образования. С 1997 г. его правопреемником является Управление образования при Администрации г. Новый Уренгой. 

          Его коллектив последние годы целенаправленно работает над реализацией Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), дальнейшим развитием системы образования в городе, способной учитывать разнообразные способности учащихся, социальной защитой педагогов и учащихся, развитием охраны здоровья школьников, совершенствованием методического мастерства и повышения квалификации учителей и воспитателей.

          Управление образования и администрации школ стремятся к созданию условий для проведения учебно-воспитательного процесса, гарантирующего охрану и укрепление здоровья воспитанников. Почти во всех школах работают спортивные секции, тренажерные залы, спортивные площадки, что способствует значительному улучшению оздоровления учащихся. Деятельность Управления образования и образовательных учреждений Нового Уренгоя неоднократно получала высокую оценку не только в области и округе, но и на всероссийском  уровне.

          Спустя два десятилетия со дня переименования поселка Ягельный в город Новый Уренгой можно говорить о достижениях, недостатках и состоянии народного образования в целом. На начало 2000 г. в городе Новый Уренгой, имеющего почти стотысячное население, значительная часть которого молодежь, функционирует:

– 15 общеобразовательных школ, в том числе: 3 школы-лицея и 1 гимназия;

– 30 дошкольных учреждений, в том числе 16 ведомственных;

– 6 учреждений дополнительного образования;

– 2 Центра адаптации молодежи.

          Абсолютное большинство образовательных учреждений (школы, гимназия, учреждения дополнительного образования, Центры адаптации молодежи, педагогическое училище-колледж, ПТУ–31, а также 14 детских садов) финансируются за счет средств городского бюджета. Они направляются на выплату заработной платы, приобретение инвентаря, комплектование литературой и 60% надбавку к зарплате педагогов и вспомогательного персонала.

          Ряд дошкольных учреждений, находящихся в ведении Предприятия “Ямбурггаздобыча” и производственного объединения “Уренгойгазпром” финансируются за счет прибыли этих структур. Филиалы высших учебных заведений в городе работают на основе «хозрасчета».

          Новоуренгойскому образованию сейчас трудно. Многие озабочены ходом образовательных реформ, которые нуждаются в экономических механизмах, способных закрепить правовые гарантии общедоступности образования, обеспечить социальные права педагогов и учащихся. Вместе с тем очевиден положительный итог последних лет – в системе образования произошел радикальный поворот от прежней модели образования к новому его состоянию, отвечающему потребностям реформируемого государства.

          Реальностью сегодняшнего дня стало открытие новых видов образовательных учреждений, создание новых программ, курсов, учебников нового поколения, внедрение новых форм и технологий организации, учебно-воспитательного процесса (см. Приложение).

          Сегодня чрезвычайно важно сохранить и укрепить достигнутое, сделать процесс обучения по-настоящему демократическим. По мнению бывшего министра образования Российской Федерации, это возможно лишь в условиях демократического государства [64].

          В настоящее время педагогам и воспитателям довольно трудно воспитывать и учить своих подопечных, прививать им чувства патриотизма, ответственности, любви к Родине, красоте: прежняя идеология рухнула, а отсутствие новой породило бездуховность общества. Однако двумя структурными подразделениями Администрации города: Управлением молодежной и семейной политики совместно с Управлением образования ежегодно разрабатывается план мероприятий по формированию условий для гражданско-личностного становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, реализация которого до 2001 г. будет осуществляться совместно с общеобразовательными школами, детскими садами, воинскими частями и военным комиссариатом.

          Управление образования проводит работу по созданию условий для реализации способностей каждого ученика, чему способствует достаточно разветвленная сеть дошкольного образования, введение вариативного образования во всех общеобразовательных учреждениях города. Значительно активизировалась экспериментальная работа практически в учебных учреждениях. Управлением образования и учреждениями образования заключены договора с высшими учебными заведениями Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга по подготовке учащихся к продолжению образования по выбранным специальностям. Учащиеся многих школ побывали в странах дальнего зарубежья – Германии, Великобритании, Соединенных Штатах Америки – с целью обучения экономике и иностранным языкам.

          За 1995–1998 гг. существенно увеличилось количество учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учебе», Почетными грамотами. По отзывам деканатов высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Екатеринбурга, Салехарда итоги вступительных испытаний показывают весьма высокий уровень подготовки выпускников Нового Уренгоя [65]. Это является высокой оценкой учительского труда в нашем городе.

          В течение последних лет (1997–1998 гг.) повысили свою квалификацию более 1970 учителей и воспитателей. Педагогическое училище-колледж, действующее при школе № 16 в Северной части города, учитывая потребности в педагогических кадрах города, помимо основных – дошкольное и школьное образование – проводит обучение по второй специальности (учитель иностранного языка, русского языка, литературы, социальный педагог, школьный психолог).

          Таким образом, народное образование в Новом Уренгое отличается динамизмом, налицо тенденция к позитивным изменениям, совершенствованию форм и содержания образования, поиску новых видов и методик обучения. В городе сложилась разветвленная сеть образовательных учреждений самого различного уровня и профиля: дошкольных и общеобразовательных, повышенного типа и компенсирующего обучения, среднеспециальных и филиалов высших. При наличии достойного финансирования, оно способно решить поставленные перед ним нелегкие задачи. 



Источники и литература

 

 

Опубликованные источники

 

  1.

Из истории промышленного развития Тюменской области (1917­–1987): Сборник документов. - Тюмень, 1988.

  2.

Об образовании: Закон Российской Федерации. //Рос. газ. - 1992. - 31 июля. - С. 3–6.

  3.

О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов. - М., 1984.

  4.

Отчет Управления образования Нового Уренгоя за 1998 г. //Правда Севера. - 1999.  - 18 января.

  5.

Программа развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2000 г. - Салехард, 1996.

  6.

Сборник Законов ЯНАО: 1995 - июнь 1998 г.г. - Спб, 1998. /О государственных учреждениях ЯНАО/.

  7.

Устав города Новый Уренгой /Принят Городским собранием депутатов 18.01.1997 г. //Правда Севера. - 1997. - 22 января.

 


 

Неопубликованные источники

 

  8.

Городской архив Нового Уренгоя

  9.

Ф. 24. Городской отдел народного образования (ГорОНО). Оп. 1.

10.

Д. 1. Отчет ГорОНО за 1980/1981 уч.г.

11.

Д. 4. Отчет ГорОНО за 1981/ 1982 уч.г.

12.

Д. 8. Отчет ГорОНО за 1986/ 1987 уч. г.

13.

Д. 11. Приказы ГорОНО за 1980/1981 уч.г.

14.

Д. 15. Отчет Управления образования (УО) Администрации города Новый Уренгой за 1997 г.

15.

Д. 19. Приказы УО за 1997 г.

 


Юридический отдел

16.

Положение об Управлении образования Администрации города Новый Уренгой /Утверждено Распоряжением № 17-Р от 12.01.1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б.н.

 


Методический отдел

17.

Программа развития образования в городе Новый Уренгой на 1996 – 2001 г.г. /Утверждена Собранием депутатов города Новый Уренгой 01.04.1996 г. Б.н.

18.

Устав профессионального училища № 31 /Утвержден Распоряжением № 328-Р от 20.05.1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б.н.

19.

Устав Центра развития ребенка «Мальвина» /Утвержден Постановлением № 18-Р от 12.01.1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б.н.

20.

Устав школы-лицея № 3 «Экоцентр» /Утвержден Распоряжением № 21-Р от 28.01.1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б.н.

21.

Устав общеобразовательной школы № 5 /Утвержден Распоряжением № 25-Р от 29.01.1998 г. мэра города Новый Уренгой. Б.н.

22.

Устав школы-профилактория № 12 /Утвержден Распоряжением № 40-Р от 01.02.1998 г. мэра города Новый Уренгой.

 


 

Литература

 

23.

Артюхов А. Благодарственное письмо мэру города Новый Уренгой Н.В.Комаровой //Правда Севера. - 1997. - 3 октября.

24.

Богатство народа: Поучительные факты из жизни уренгойского образования //Правда Севера. - 1999. - 2 сентября.

25.

Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора //Педагогика. - 1997. - № 2.

26.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10