бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) бесплатно рефераты


 

ГЛАВА  3. Школы компенсирующего обучения и организация обучения детей вне стен образовательных учреждений

3.1. Образовательные учреждения компенсирующего обучения

 

          В настоящее время нашу страну захлестывает молодежная преступность. Поражает жестокость и агрессивность совершаемых преступных деяний. Могут возникнуть вопросы: причем здесь система образования? И влияет ли качество и направленность образования на преступность несовершеннолетних и криминализацию общества?

          Немаловажную роль в снижении образовательного уровня молодежи, в том числе и в исправительных учреждениях, сыграл принятый в 1992 году закон “Об образовании”, в соответствии с которым полное среднее образование фактически перестало быть обязательным. Администрация школ получила право избирательного приема в Х – ХI классы средней школы. Подростки, не вошедшие в число избранных, зачастую стали попадать под влияние взрослых преступников.

          Поэтому вполне закономерно увеличение в воспитательных колониях числа несовершеннолетних, которые до осуждения нигде не учились и не работали. Так, если в 1987–1990 гг. их доля не превышала 20%, то в 1993 г. она составила 50 %, а в настоящее время достигла 60% [50].

          Из всего обширного круга воспитательных проблем современной школы нами выделено три, связанные с идеологией, сексуальным образованием, валеологией.

          Большой проблемой для теории и практики воспитания является отсутствие  в государстве идеологии, разделяемой большинством населения, т.е. некоей системы идей, принципов, объединяющих наиболее значимые ценности народа. Долгожданное провозглашение реальной свободы слова, собраний, совести и т.п. в условиях «разгосударствления» страны привело к тому, что в наши школы буквально хлынули различные «проповедники» с Запада и Востока. Чем же страшна эта, на первый взгляд, кажущаяся разноплановая агрессия? Она направлена на разрушение психики человека, на полный контроль над его сознанием, на отрыв от реального мира. Подростки, попавшие под влияние деструктивных сект, уходят из семьи, не работают, не учатся, создавая среду для преступления на религиозной почве [51].

          Половое воспитание школьников, по нашему мнению, – вторая проблема, получившая в 1996 – 1997 гг. широкий общественный резонанс и ставшая предметом специального разбирательства на различных комиссиях и комитетах Госдумы. Еще известный советский педагог А.С.Макаренко писал: «Вопрос о половом воспитании считается одним из самых трудных педагогических вопросов... Он становится очень трудным, когда его рассматривают отдельно и ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов»[52].

          В последние десятилетия практически по миру прокатилась сексуальная революция. Одним из ее результатов стало падение авторитет ценностей семейной жизни. Однако педагогические истины также вечны, как и библейские заповеди, нарушение которых ведет к катастрофическим последствиям. Именно это и происходит, когда данную проблему взялись решать люди, далекие от педагогики, детской и возрастной психологии.

          И, наконец, третья важная проблема. В переводе с латинского языка «валеология» означает «учение о здоровье». Для квалифицированного преподавания этой дисциплины понадобились бы специалисты в области медицины, психологии, психоневрологии, психиатрии, социологии, культурологии, сексологии, религиоведения. Вряд ли Министерство общего и профессионального образования при намечающемся сокращении педагогов, которых и так не хватает во многих школах по базовым научным дисциплинам, сможет финансировать работу этих специалистов.

          Молодость – самая романтическая, полная оптимизма и надежд пора жизни. Но в то же время ей присущи трудности становления личности и вступления во взрослую жизнь с ее тревогами, хлопотами, ответственностью. Не всегда жизнь отвечает всем запросам и желаниям, еще чаще встречаются препятствия различного характера, особенно у тех, кто недавно перешел невидимую границу, разделяющую детство и юность. В первую очередь именно для таких девушек и юношей создан в 1995 году в Новом Уренгое Центр адаптации и реабилитации детей и молодежи “Садко” при Комитете по делам молодежи, физкультуре и спорту.

          В его структуру вошли несколько служб: социальная  гостиница, служба педагога-психолога, юриста, нарколога, служба семьи и брака. От Центра в городской детской поликлинике ведет анонимный прием подростковый гинеколог. Круглосуточно работает телефон доверия, номер которого знают практически все новоуренгойцы: 3-33-33.

          В социальной гостинице проживают около 50 детей дошкольного и школьного возраста. Каждый попал сюда после трагедии в родной семье; здесь они переживают шок, полученный в экстремальной социальной ситуации [53].

          Директор Центра “Садко” Е.А.Терпиловская ведет работу в тесном сотрудничестве с другими социальными службами города. Ведь отделить жизнь и проблемы детей от взрослой жизни практически невозможно.

          Наше жестокое время вносит свои штрихи и коррективы в социальную жизнь. Даже взрослые не выдерживают давления кризисных явлений, скрытой и открытой безработицы, задержек тяжелым трудом заработанной зарплаты, несоответствия семейного бюджета реальным ценам на продукты первой необходимости. В итоге дети «теряют» близких и остаются один на один со своей бедой. И пока решится их дальнейшая судьба, они должны питаться, учиться, лечиться, иметь крышу над головой и знать (чувствовать!), что их любят, что они кому-то нужны. Тогда и приходят добрые “мамы” из “Садко” на помощь детям. Тяжела у “мам” работа: часто приходится общаться с несовершеннолетними алкоголиками, наркоманами, проститутками; каждого надо выслушать, каждому - помочь. Иногда детям и подросткам помогает обычная беседа “по душам”, но, к сожалению, все чаще приходится прибегать к медицинской помощи[54].

          Создание специальных школ для детей с задержкой психического развития началось с середины 70-х годов, а к 1981 г. они были учреждены официально в качестве нового типа школ, еще  одна попытка решить проблему школьной неуспеваемости путем создания адекватных (соответствующих особенностям развития) условий обучения и воспитания.

          В городе Новый Уренгой на базе детского сада «Ягодка» постановлением Главы администрации № 1542  от 01.08.1994 г. открылся единственный в Ямало-Ненецком округе центр «Поддержка». Первое,  на чем сосредоточил свои силы весь его педагогический коллектив, было создание учебно-материальной базы. Как известно, большое место в коррекционной работе отводится наглядно-практической деятельности, обучению приемам действий, поэтому учителя с помощью родителей и детей изготовили для индивидуальной работы количество различного раздаточного материала, опор, дидактических игр. Одновременно оборудовали кабинет логопедии, игровые комнаты, комнату психологической разгрузки и тренажерный зал для занятий ритмикой, кабинет ручного труда и кружковой работы.

          За пять лет в школе выросли свои кадры. Придя сюда работать, учителя по сути вынуждены  были менять свою специализацию. Чтобы это понять, достаточно месяц поработать в специальной школе. Педагогу предстояло решительно отказаться от дилетантских и достаточно устойчивых представлений о детях с задержкой психического развития и детях-инвалидах как о малоспособных, а то и вовсе умственно-отсталых. Само определение «задержка психического развития» говорит о замедленном индивидуальном темпе развития ребенка, а это значит, что в правильно организованных условиях обучения он сможет реализовать имеющиеся у него интеллектуальные возможности.

          На начальном этапе было проведено обучение учителей основам специальной психологии и педагогики. В первую очередь организовали дефектологический всеобуч. Дефектологический минимум учителя получили через систему семинаров (причем он остался неизменным для всех начинающих учителей).

          Создание адекватных условий обучения и воспитания предполагает также наличие щадящего охранительно-педагогического режима. Вот основные условия, которые обязательны для каждого учителя:

– в совершенстве знай  спецпсихологию;

– воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики;

– не раздражайся, будь терпелив и настойчив;

– помни: максимум поощрения, минимум наказания;

– требуя, учитывай реальные возможности ребенка;

– каждому ребенку индивидуальный подход;

– постепенно увеличивай  и усложняй нагрузку;

– упражняй, упражняй, упражняй;

– учи ребенка посильным приемам регуляции поведения;

– утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;

– соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей;

– работай в тесном контакте с врачом [55].

          Здесь, в Центре, дети с умственными и физическими недостатками получают образование, элементарные профессиональные навыки, отдыхают, рисуют, поют, занимаются в спортивных секциях, овладевают компьютерными навыкам, все воспитанники чувствуют себя полноценными детьми, в чем можно было убедиться после просмотра песен и танцев в их исполнении. Дети не слышат, но с удовольствием танцуют, дети не ходят, но с удовольствием поют.

          150 девчонок и мальчишек в возрасте от 4 до 17 лет окружены заботой, вниманием, чуткостью и терпением опытных педагогов, обладающих даром чувствовать чужую боль как свою собственную. Все, что сейчас есть в Центре, – от игрушек до мягкой мебели и видеотехники, – приобретено за счет многочисленных спонсоров – Администрации города, физических лиц, предприятий и организаций.

          Директором Центра «Поддержка» с самого его основания работает человек большой и доброй души - Ирина Львовна Сальникова. Педагогические коллективы обоих Центров и их воспитанники благодарны своим спонсорам – Управлению образования Администрации Нового Уренгоя, городскому Управлению внутренних дел, пожарным частям № 30 и № 62, Коммерческому банку газовой промышленности «Газпромбанк»[56].

          Отрадно сознавать, что Новый Уренгой славен не только добычей газа и трудовыми подвигами, но и милосердием и сердечностью. Кто сказал, что возле Полярного круга стынет кровь и черствеет душа? Скорее, наоборот, здесь живут люди с великой душой.

 

3.2.  Дополнительное внешкольное образование.

 

          В связи с тем, что многие детские дошкольные учреждения и школы не в состоянии дать своим воспитанникам всесторонний объем знаний, в городе Новый Уренгой успешно развивается сеть дополнительного образования. Она представлена Центром детства, Детско-юношеской школой, социально-педагогическим комплексом «Истоки», детско-юношеским клубом физической подготовки «Контакт», детско-юношеским центром туризма и другими учреждениями.

          Дополнительное образование в городе развивается через сеть образовательных учреждений, внеклассную и внешкольную деятельность. За прошедшие пять лет (1992 – 1997 г.г.) сложилась достаточно развитая структура учреждений дополнительного образования, кружков и секций.

          Приведем красноречивые данные о росте количества учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования города Новый Уренгой:

Учреждения дополнительного образования

1994/95 уч.г.

1995/97 уч.г.

план (до 2001 г.)

Центр Детства

1600

1600

1650

ДЮКФП «Контакт»

 

940

 

840

 

916

Детско-юношеский центр туризма

 

 

120

 

570

СПК «Истоки»

1899

1900

2000

Итого:

4439

4500

5136 [57]

          Эти цифры показывают, что в условиях свертывания данной системы во многих регионах страны, в Новом Уренгое налицо ее стабильное функционирование и даже определенное развитие.

          В 1992 г. в качестве эксперимента при школе-профилактории № 12 открылось муниципальное образовательное учреждение «Домашняя школа», руководство деятельностью которой приняла организатор “Школы”, единственный в Тюменской области педагог, награжденный орденом “Отличник просвещения имени Н.К.Крупской”, – Людмила Борисовна Кресова.

          Почему «Домашняя школа»? Потому что это заведение возрождает исторический опыт домашнего обучения, т.е. реального обучения на дому. Основное направление ее деятельности – индивидуальное обучение, в том числе гувернерство и репетиторство.

          Работать в «Домашней школе» теоретически мог каждый учитель или воспитатель, имеющий соответствующее образование и опыт, в том числе, педагог-пенсионер с многолетним педагогическим стажем. Учитель «Домашней школы» мог оценивать текущую учебную деятельность своего ученика, а экзамены и годовые проверочные работы проводила нейтральная городская экзаменационная  комиссия, созданная при Управлении образования [58].

          Возможна ли халтура в работе педагогов «Домашней школы»? В обычной, массовой школе ученики и родители «обязаны» любить и уважать преподавателя, а в «Домашней школе» это все надо заработать. У родителей и учащихся появился реальный выбор, который можно было сделать в любое время учебного года.

          Услугами данного заведения воспользовались 823 семьи. Преподавательский состав состоял из 197 человек, почти третья часть из них – выпускники городского педагогического училища-колледжа.

          Спустя три года после открытия столь нужного городу учебного заведения (в 1995 году), был произведен опрос каждой воспользовавшейся услугами «Домашней школы» семьи и преподавателей, где главенствующим вопросом был социальный заказ на ее деятельность. Администрация «Домашней школы» получила множество положительных отзывов и массу наилучших пожеланий.

          В 1996 г. «Домашняя школа» заработала в полную силу: к совместной работе привлекались более опытные педагоги, психологи. Однако Управление образования, сославшись на отсутствие средств и невозможность дальнейшего финансирования деятельности «Домашней школы», в 1997 году ликвидировало это учреждение.

          Кроме того в Новом Уренгое на базе Дома культуры “Газодобытчик” шестой год работает школа эстетического развития детей. Школа находится на хозрасчете, то есть существует, в основном, на родительские взносы. Трижды в неделю здесь учатся дети от 4 до 7 лет.

          Особенно любят ребятишки занятия Н.С.Семченко – преподавателя английского языка, Ю.Н.Шелковниковой – природоведа, С.Н.Богдановой – учителя чтения и директора школы, Л.И.Шуляк – детского психолога, Т.П.Вахрушевой – руководителя театральной студии, И.В.Гарнизовой – художника и экскурсовода детского музея, Т.И.Красюк – учителя музыки, И.А.Куликовских – хореографа [59].

          Дети эстетической школы вместе с детьми Центра “Поддержка” совершают экскурсии на природу, в зимний сад при детском саде “Руслан”, где им рассказывают о растениях, животных, учат понимать и любить окружающие нас предметы. Ведь именно природа-матушка дает нам кров, пищу, одежду, обогащает наше существование, воздействует на наше духовное и физическое развитие.

          К сожалению, на Крайнем Севере мы почти девять месяцев (с сентября по июнь) созерцаем бескрайние просторы снежных полей, а душа тоскует по зеленому листочку, травинке, нежной и яркой раскраске цветов. Вот потому и созданы в нашем городе такие «зеленые уголки»[60].

          В 1994 г. в одном из микрорайонов южной части города Новый Уренгой открылась Комната школьника. В “Олимпе” организованы секции айкидо, каратэ, кикбоксинга. Занимаются с детьми опытные тренеры, любящие детей и свое дело. Для ребят также имеются настольные игры, теннисные и бильярдный столы, тренажеры. С детьми проводятся поучительно-познавательные игры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10