бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) бесплатно рефераты

          В 1984 году состоялось открытие школы № 4. Более 15 лет коллектив преподавателей и учащихся возглавляет Горбенко Таисия Владимировна, заслуженный учитель Российской Федерации.

          В следующем, 1985 году, распахнула свои двери школа № 5, директором которой до сих пор является Негинский Игорь Семенович, заслуженный учитель Российской Федерации. Главное направление работы этой школы – эстетическое воспитание и физическое развитие. Спортсмены пятой школы являются участниками и победителями президентских состязаний. Школа дважды была награждена Дипломами “Школа года” (в 1996 и 1997 гг.).

          В этом же году в поселке Уралец, в семи километрах от Нового Уренгоя, открылась школа № 6. Ее первым директором стала Ливкутная Лидия Николаевна. В школе было организовано движение самоуправления “Я+Мы” под чутким и бдительным руководством принятой по первому приказу Шергиной Татьяны Степановны, учителя географии (ныне она – начальник Управления молодежной и семейной политики Администрации Нового Уренгоя). Сейчас коллектив школы № 6 возглавляет Ярославцева Антонина Павловна, отличник народного просвещения.

          В 1987 году ученики Северной части города, микрорайона Юбилейный вошли в стены школы № 8, директором которой с самого начала и до 1998 года был Байтлер Иван Михайлович, отличник народного просвещения. За десять лет школа стала одним из ведущих учебных заведений города. Творчески работают  учителя на хороший и отличный результат: 22 призера олимпиад, выпускники награждены медалями (1 золотая, 11 серебряных). 18 педагогов трудятся в школе со дня открытия. В 1991 году школа была признана “Школой года”.

          В 1998 году школе № 11 исполнилось 10 лет. Первым ее директором был Чередниченко Виктор Евгеньевич, а с 1989 года школу возглавляет Калабина Зинаида Яковлевна, заслуженный учитель Российской Федерации.

          Большим событием 1989 года для города стало открытие школы-профилактория № 12. Все годы ей руководит Ливкутная Лидия Николаевна. В школе функционируют 11 медицинских кабинетов, а   работа всей школы имеет три направления – охрана и профилактика здоровья учащихся, реальное состояние окружающей среды Приполярья, влияние состояния здоровья на результативность учебно-воспитательного процесса.

          Не менее важным событием было открытие школы № 13 в микрорайоне Мирный. Коллектив школы возглавляет Манакова Евгения Александровна, заслуженный учитель России. Перспектива развития этого образовательного учреждения – демократическая школа. Сегодня школа – учебно-воспитательный комплекс с детским садом, дополнительным образованием, вузами, базовыми предприятиями. Внимание педагогов направлено на ученическое самоуправление, построенное по принципу президентского правления.

          В 1995 году в микрорайоне Восточный, на самой окраине Северной части Нового Уренгоя, открылась школа № 14, единственная в городе отдельная начальная школа. Директор этого учебного заведения – Крылова Наталья Владимировна. В коллективе трудятся молодые и творческие педагоги, многие из которых – выпускники Новоуренгойского педагогического училища-колледжа. Символами школы стали любознательность, милосердие, пытливость, ум и смекалка.

          Центр реабилитации и адаптации молодежи «Поддержка» был открыт в 1994 году. В Центре разработана и успешно действует и развивается структура организационно-педагогической работы. Мастерами педагогического труда являются Кручинина Зинфера Ситдиковна, Кручинин Иван Григорьевич, Шелковникова Юлия Николаевна, Никитина Наталья Владимировна и директор Сальникова Ирина Львовна.

          В 1995 году жители стройплощадки получили подарок – школу № 15, директором которой приказом Управления образования был назначен Сидоров Василий Гаврилович, отличник образования. В школе работают еще три отличника образования - Л.В.Сидорова, Л.П.Туринцева, С.Н.Голобородова.

          Рядом со школой № 13 в микрорайоне Мирный в 1997 году открыта школа № 16 – педколледж, директором которой стал Терновой Алексей Семенович[26].

          Таким образом, в городе регулярно вводились в строй новые школы. Многие из них избрали собственные оригинальные направления деятельности. Педагогам города удалось реализовать целый ряд уникальных педагогических проектов.     Практически все образовательные учреждения  работают  в режиме развития или в режиме опытно-поисковой деятельности, каждое из них приобрело  свою индивидуальность. В результате родители и дети города получили реальную возможность выбора оптимального учебного заведения.

          В настоящее время в системе образования города трудятся более 4.300 работников образования. Из них 10 учителей имеют звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»: Беляева А.А., учитель биологии гимназии; Гереш М.А., учитель математики СШ № 1; Горбенко Т.В., директор СШ № 4; Калабина З.Я., директор СШ № 11; Луковкина Н.В., заместитель директора СШ № 11; Манакова Е.А., директор СШ № 13;   Негинский И.С., директор СШ № 5; Сердцева И.Ф., учитель начальных классов СШ № 11; Уразманов Ш.Х., учитель физики СШ № 2; Ширенкова В.И., учитель начальных классов СШ № 2. Знаком “Отличник образования” в городе Новый Уренгой награждены 234 учителя. Высшая квалификационная категория присуждена 257 педагогам [27].

          Особо отметим «родную» для себя школу № 3. Ее педагогический коллектив выбрал основным направлением в своей деятельности – экологическое воспитание школьников, создание экологического лицея, как экологического центра, способного через ум, сознание, душу ребенка, учебный процесс школьной программы создать новое мышление нового человека. Ведь как ни горько это признавать, здоровых людей среди нас меньшинство: три четверти детей лишены здоровья уже с рождения[28].

          Термин “экология” существует давно. Он был введен в науку еще в 1865 году германским дарвинистом Эрнстом Геккелем для обозначения взаимоотношений растений и животных, обитающих на определенной площади, между собой и с окружающей средой. Однако более столетия он существовал как одна из биологических дисциплин и за исключением узкого круга биологов его никто не знал. В июне 1972 года Организация Объединенных наций созвала в Стокгольме Первую Международную конференцию по оценке состояния окружающей человека природной среды. В конференции участвовали делегации 106 стран. Конференция пришла к выводу, что экологическое состояние окружающей человека среды стало угрожающим не только для здоровья, но и для самого существования человечества, что если мы не изменим коренным образом пути дальнейшего развития, то уже в следующем веке оно обречено на более медленное, но такое же верное вымирание, как в случае с ядерной войной..

          Положение резко изменилось после Стокгольмской конференции. Выяснилось, что человек не только субъект, изучающий экологию животных и растений, но и объект, который сам должен стать предметом экологических исследований. Поэтому пришли к выводу, без всеобщего экологического образования, без перестройки в этом направлении человеческого мышления не могут быть решены назревшие экологические проблемы.

          Особо значительная роль в воспитании подрастающего поколения и общества в целом принадлежит школе. Строить большое надо с малого. Здоровье человека и среды его обитания – основная цель экологического лицея, «Экоцентра».

          Особое внимание уделяется экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста и это объясняется двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Конечно, дети младшего школьного возраста усваивают лишь первые элементы такого знания. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Разработанный педагогами школы план работы подразумевал выполнение детьми начальных классов исследовательской работы, проведение наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме. Так в курсе «Здоровье человека на Крайнем Севере» учащимся прививаются основные гигиенические навыки, где учащиеся учатся самостоятельно поддерживать свой организм в здоровом состоянии[29].

          Экологический лицей продолжает работу в соответствии с планом по формированию лицейского  компонента содержания образования. Логическим продолжением формирования лицея явилось заключение договора с Уральским государственным техническим университетом о довузовской подготовке школьников с IX  класса.

          Дальнейшее развитие получила опытно-поисковая экспериментальная работа в школе-лицее «Земля родная» и УВК «Школа-лицей № 1». К интегрированным курсам «Открытие мира» и «Путешествие к истокам», разработанным коллективом учителей и ученых в течение 1996–1997 учебного года, создан ряд методических пособий и учебников:

          Учительницей Н.М.Журавель (УВК «Школа-лицей № 1» разработана и апробирована программа по краеведению, издана хрестоматия (имеются рецензии  Тюменского института усовершенствования учителей), составлен учебный  фильм по краеведению;  ее  работа «Проблемы глобального  потепления климата на примере Тюменского Севера» открыла школе дорогу на Всероссийскую научно-практическую конференцию в городе Обнинск; на Всероссийском  конкурсе методических материалов в 1997 году за «Программу по краеведению» и хрестоматию «Краеведение Ямало-Ненецкого округа»[30] она получила  звание лауреата. Учительницей Г.П.Милициной издано пособие по геометрии «Построение  плоских сечений»; учительницей С.А.Певневой создано пособие для учащихся по информатике[31].

          1 сентября 1991 года в городе открылась первая гимназия с углубленным изучением экономики. Более 300 учащихся-гимназистов ежегодно выпускаются из стен гимназии с прекрасными знаниями и широким кругозором. Первая гимназия открыла широкий путь к новым формам обучения детей в городе. Решением сессии Городского Совета увеличена заработная плата учителям гимназии на 50%, решены вопросы строительства кооперативного жилья, выделения компенсационных затрат на индивидуальное строительство для педагогов. Первым директором гимназии была Фаина Леоновна Максимова. Сейчас руководство гимназией взяла на себя один из лучших психологов города – Недзведцкая Елена Анатольевна.

          Чем же характеризуется гимназическое образование? Гимназия дает широкое общее образование с глубоким знанием иностранных языков. Особое внимание уделяется развитию индивидуальности  ребенка, формированию высокого  уровня культуры. В учебном плане гимназии есть блок культурологических дисциплин: мировая художественная культура, история религий мира, основы философских знаний, этика и другие. Особое внимание – развитию речи учеников, в старших классах преподается риторика. Изучаются нормы этикета. Физическое развитие не ограничивается только уроками физкультуры, вводится ритмика, хореография.

Прием в гимназию проводится по конкурсу, преуспеть больше шансов у детей, уровень развития которых выше среднего. Конкурсный набор проводится в два этапа: первым – тестирование, второй – собеседование. В ходе тестирования проверяются умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, в какой-то степени выявляется кругозор ребенка. Оценивается развитие мелких мышц руки, координация руки и глаза, обращают внимание на то, как развито у детей  произвольное внимание, воля, усидчивость, насколько уровень интеллектуального развития соответствует возрасту детей.       В собеседовании принимают участие педагоги, психолог.

          Образовательный процесс в гимназии осуществляется в соответствии  с уровнями  общеобразовательных программ двух  ступеней образования:    

          II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения- 5 лет) – обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

          III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года) – является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающей освоение обучающимися общеобразовательной программы данной ступени образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

          В дополнение к обязательным  предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самого учащегося, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. В учебном плане гимназии используется гибкая модель  образовательного процесса, предполагающая  варьирование учебных групп, выбор учащимися специализированных  предметов,  усиление  профильных  дисциплин предметами по выбору,  индивидуальными консультациями.

          Особенностями  учебного  плана гимназии является:

– курс компьютерной грамотности с пятого класса;

– введение с шестого класса второго иностранного  языка;

– раннее  изучение  экономики с 8-го класса;

– введение в седьмых  классах химии и дополнительных часов по изучению биологии, так как программы учреждения  по химии и биологии предусматривают изучение  Госстандарта по  данным предметам за курс  основной школы;

          Учебный план X-XI классов предусматривает введение профилей гуманитарного и экономического направления. В преподавании профильных предметов происходит расширение и углубление учебного материала с учетом требований вузов данного профиля.

          Членами кафедры иностранного языка городской гимназии проделана большая работа по корректировке программ МГИМО в условиях гимназии, созданию, созданию  программ факультативных курсов по физике, экономике,  математике для одаренных детей. Как правило, выпускники гимназии поступают в те высшие учебные заведения, в которые намеривались, овладевают навыками, необходимыми для непрерывного самообразования. Год от года крепнут связи с Санкт-Петербургским финансово-экономическим университетом[32].

          В 1989 году в школу–новостройку в северной части города пришел новый директор ­– Лидия Николаевна Левкутная, родом с Крымского полуострова, которая очень близко к сердцу принимала детские болезни. С группой единомышленников подготовила проект новой школы. Для пущей убедительности пригласила специалистов из Сибирского отделения Академии медицинских наук, которые, проверив 400 детей школы, выдали жуткие данные по состоянию их здоровья. По ним выходило, что на один произвольно выбранный класс не приходилось ни одного здорового ребенка, либо находился всего один «относительно здоровый». Защищать свою идею пришлось долго и трудно. Где это было видано, чтобы в школе работали 20 медицинских работников?

          Горсовет пошел на встречу педагогическому коллективу школы по вопросу создания экспериментальной школы-профилактория. 7 июня 1994 года состоялся  президиум Горсовета, на котором школе было выделено 2,5 миллиона рублей для реализации эксперимента. Так впервые на российском  севере, в нашем городе, открыла свои двери школа-профилакторий № 12, призванная показать зависимость учебно-воспитательного процесса от состояния здоровья детей и максимально улучшить результаты обучения. Ее цель не лечить, а сохранить здоровье, которое дано ребенку от рождения. На второй год работы программы кривая успеваемости резко и настойчиво поползла вверх. Дети стали учиться лучше. Учиться хорошо стало выгодно.

          Четвертый год в школе № 12 действует программа профильного обучения с ориентацией на профессию медицинского работника среднего и высшего звена. За два года старшеклассники превращаются в медсестер и медбратьев, получая на руки соответствующий документ. В течение третьего года проводится довузовская подготовка с медицинской ориентацией в сотрудничестве с Тюменской государственной медицинской академией. За первый год обучения 17 детей получили довузовскую подготовку двенадцать из них стали студентами мединститутов. В 1997 году из 28 выпускников – 12 студенты Тюменской государственной медицинской академии (ТГМА), четверо – учатся в других городах. В 1998 году из 26 выпускников 14 – студенты ТМА, шестеро – в других городах.

          В 1994 году  был создан адаптивно-реабилитационный центр «Диалог», который включает в себя две службы: досуга и социально-психологическую. В центре работают социальные педагоги, юрист, психотерапевт, логопед-дефектолог, психолог, педагоги дополнительного образования.

          Основной задачей центра является – осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психологических параметров его личности. В начале  учебного года  в результате массового опроса выявляются интересы учащихся и на их основании формируется сеть кружков и секций дополнительного образования. В спортивных секциях, таких как вольная борьба, дзюдо, теннис, футбол, волейбол, баскетбол, плавание, занимается 50% учащихся. В кружках художественно-эстетической направленности: хореография, ритмика, драматический, “Умелые руки”, “Модница”, “Техник”, “Мягкая игрушка”, хоровой, пресс-центр и другие – занимается 25% ребят.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10