Таким образом, в основу организации образования у коренных народностей Севера должен быть положен принцип связи с жизнью, традиционными хозяйственными занятиями. Тобольский Комитет по образованию в 1931 г. решил пойти по пути создания “кочующих” школ, оптимальных для местных условий. Однако дело окончилось созданием вышеупомянутых школ-интернатов. И тем не менее положительное, рациональное решение данной проблемы должно работать на перспективу развития национальной школы с учетом знания языка, традиций, обычаев, опыта народной педагогики. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования Управлением образования Тюменской области были поставлены следующие задачи: | ||||||||||||||
– изучить исторический опыт северной школы и выявить положительные моменты в работе таких типов школ, как передвижные школы, школы при “красных чумах”, “красных ярангах”, культбазах и т.п.; |
||||||||||||||
– проанализировать поэтапное осуществление всеобуча на родном языке в северных регионах нашей страны; |
||||||||||||||
– выявить связь обучения с традиционными видами хозяйствования (оленеводство, звероводство, рыбный промысел, охота); |
||||||||||||||
– разработать методические рекомендации по дальнейшему развитию и усовершенствованию элементов системы народного образования для коренных национальностей Крайнего Севера, в том числе и кадровой проблемы [45]. |
Вопрос подготовки педагогических кадров школ для коренных жителей Севера медленно, но положительно решается: при Тюменском педагогическом институте открылся филиал педагогических кадров родного языка, культуры, филологии.
Почти 200 лет назад И.Фихте высказал мысль о том, что всякий народ или отдельные его представители, механически заимствующие иные духовные ценности, типы, мышления, теряют способность творить, созидать в рамках и родной, и иной для себя культуры.
Комитет народного образования Ямало-Ненецкого автономного округа сотрудничает с высшими учебными заведениями Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ярославля. Складывается рынок подготовки специалистов в области обучения и воспитания детей семей коренной национальности округа..
2.4. Профессиональное образование
Начальное профессиональное образование в городе осуществляют профессионально-техническое училище № 31 (ПТУ-31), профцентр “Эврика”, а также учебно-курсовые комбинаты ряда промышленных объединений и предприятий. Они осуществляют подготовку специалистов по основным специальностям, необходимым городу, в том числе, ориентируясь на заявки городского Центра занятости.
История создания городского ПТУ начинается с 1985 года. Руководство двенадцатитысячного коллектива строителей треста “Главуренгойгазстрой” задумалось тогда о перспективе своего развития, для чего постоянно требовались квалифицированные кадры. Начальник треста А.И.Наливайко проявил личную заинтересованность в создании профтехучилища, но прошло три года, прежде чем идея смогла воплотиться в жизнь. Практическую и методическую помощь оказали руководители Тюменского областного управления профтехобразования, трест “Уренгойгазстрой” (который и стал базовым для училища). Училище готовит специалистов по широкому кругу строительных специальностей.
1 сентября 1988 года за парты сели первые 180 учащихся. Помещения училищу были выделены как временные, приспособленные на 330 мест. Прием учащихся проводился и проводится с учетом перечня медицинских показаний к работе и производственному обучению профессиям, по которым проводится подготовка квалифицированных рабочих. Преимущественным правом при зачислении пользуются выпускники основной школы, имеющие в свидетельстве и аттестате оценки “4” и “5”, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети коренных национальностей [46].
Отметим, что конкурс достаточно высокий, но прием ограничен в связи с тем, что в настоящее время учится 480 человек. Это значительно выше проектной вместимость здания. В профтехучилище № 31 в 1993-1997 учебных годах получили среднеспециальное образование более 3.000 учащихся по 12 специальностям.
Несколько иной профиль имеет профцентр “Эврика”, созданный в 1994 году. Здесь более 450 учащихся овладевают 15 специальностями (от повара до оператора котельных установок). С изменением общественных потребностей закономерно появляется подготовка по новым достаточно «престижным» у современной молодежи специальностям. Так, в ПТУ № 31 создана материальная база для обучения профессии слесарь по ремонту автомобилей, а также водитель категории «С», а в профцентре “Эврика” – по профессиям: слесарь по ремонту автомобилей, водитель категории «С», «швея–мотористка», «секретарь – машинистка»[47].
Кроме того среднее профессиональное образование в Новом Уренгое осуществляют городское педагогическое училище-колледж, филиал Салехардского медицинского училища и техникум нефтяной и газовой промышленности.
Открытие техникума нефтяной и газовой промышленности было продиктовано производственной необходимостью и самой жизнью. У детей первопроходцев появилась возможность получить послешкольное образование в пределах места жительства. Более двух тысяч специалистов для газовой отрасли региона подготавливает техникум. Механики, электрики, операторы, специалисты автоматизированной системы управления котельных установок трудятся в настоящее время на газовых промыслах предприятий “Ямбурггаздобыча”, “Уренгойгазпром” и “Тюменбургаз”. Каждый девятый работник газопромыслового управления – выпускник техникума, каждый седьмой – возглавляет ответственный участок газопромыслового управления. В 1997–1998 уч.г. в техникуме преподавал 91 человек, училось 1340 детей по шести специальностям [48].
Высшее профессиональное образование в Новом Уренгое осуществляется филиалами Тюменского государственного университета и Тюменского государственного университета нефтяной и газовой промышленности, Московского открытого социального университета, Уфимского авиационного института, Санкт-Петербургского института железнодорожного транспорта. Последние четыре вузов работают в городе только по заочной форме обучения.
Принципы формирования системы профессионального образования отражают исходные установки «Программы развития системы народного образования в городе Новый Уренгой». Среди них можно выделить следующие:
– обеспечение гибкости, непрерывности, многоступенчатости профессионального образования;
– удовлетворение потребности города в специалистах массовых профессий традиционных и новых сфер деятельности;
– многопрофильность (ориентация на социальную и производственную сферу жизни общества);
– удовлетворение образовательных потребностей молодежи по месту жительства или вблизи его при сохранении качества образования;
– сокращение миграции специалистов за счет переподготовки и повышения квалификации;
– оптимизация форм обучения, оперативность форм, гибкость их содержания;
– использование потенциала преподавательских кадров города и привлечения ведущих специалистов областного центра, соседних регионов для обеспечения качественного образования;
– подчинение управления профессионального образования в городе задаче сохранения единого непрерывного образовательного пространства, развитию демократических начал его организации, обеспечению научного подхода к проектированию и развитию [49].
Программа становления целостной ступенчатой системы непрерывного профессионального образования может быть реализована как последовательная разработка и внедрение отдельных проектов. Проектный подход к реализации программы позволит, не создавая новых управленческих и организационных структур, решить проблему привлечения квалифицированных специалистов, используя принцип временных творческих коллективов, делегирования полномочий уже существующим структурам.
При этом задачи экспертизы и контроля за деятельностью рабочих групп проектов возлагаются на органы управления образования города. Проектный принцип реализации программы позволит интегрировать в рабочих группах потенциал ученых и практиков – сотрудников системы образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10