бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.) бесплатно рефераты

          Центром “Диалог” ведется диагностическая и коррекционно-развивающая работа в классах выравнивания и компенсирующего обучения, где учатся дети, требующие особого индивидуального подхода в обучении и воспитании.

          Лечебная база школы-профилактория № 12 (а это ингаляторий, физкабинет, фитобар, стоматологический, массажный кабинет, фитокамера, галокамера и прочие процедурные кабинеты) работают без выходных и каникул. Летом в школе оздоровительная площадка. За летние каникулы 1998 года пролечились более 1800 учащихся  из разных школ города. И желающих все больше.

          Совместно с Тюменским государственным университетом (ТГУ) и ТГМА разработана и внедряется региональная программа охраны здоровья школьников в условиях Крайнего Севера.

          В школе-профилактории №  12 сделали упор  на гуманистическое воспитание. Сотни ребятишек приходят работать в центр “Милосердие”, расположенный в этой же школе. Там учатся и лечатся  дети-инвалиды со всего города. Дети, не имеющие физических недостатков очень бережно помогают своим подопечным. Это не только очень трогательно, но и полезно. Дети учатся видеть и слышать других, исподволь совершенствуя свою душу.

          Возрождая лучшие традиции отечественной педагогики здесь обратили внимание на ее опыт в религиозно-нравственном воспитании, где особая роль отводилась праздникам русской православной церкви. В школе ежегодно устраивают рождественские и пасхальные вернисажи, каждый праздник имеет свои традиции, сложившиеся в результате духовного и социально-культурного  опыта всего народа. Педагоги понимают, как важно создать эмоционально-психологическую атмосферу в предпраздничные дни, дети своими руками делают всевозможные украшения, поделки, рисуют, учат стихи, песни. В день праздника устраиваются представления, ярмарка распродажа. В эти дни навстречу с детьми приходят священнослужители, эти встречи учат детей доброте, милосердию, готовности помочь, попавшему в беду, скромности, мужеству, справедливости, а отсюда и более глобальным нравственным ценностям : Жизни, Красоте, Труду, Человечности. Педагоги, медики, учащиеся школы, родители и дети-инвалиды благодарны своим спонсорам, материально поддерживающим эту гуманную акцию, – предприятиям “Уренгойгазпром”, “Ямбурггаздобыча” и Буровому Предприятию “Тюменбургаз”[33].

          Администрацией школы № 5 проведена большая работа по созданию экспериментальной площадки. Как и всякое коллективное дело, оно не только вдохновляло, но и тревожило, так как генеральная идея эксперимента – создание модели школы, помогающей развитию художественных и творческих способностей  школьников, – предусматривала участие практически каждого члена коллектива.

          Поэтому достаточно быстро изучалась документация, личные дела и медицинские карты учащихся, а в связи с этим – запросы и пожелания родителей. Одновременно работал семинар-практикум по изучению опыта учебных заведений в данном направлении, а также наработки ученых. Немаловажное значение приобрела и работа по отбору диагностических методик обследования детей для первичного, основного и заключительного этапов их развития в условиях эксперимента.

          Невозможно было представить масштабы заданных задач без “вливания” дополнительных материальных средств, на что Управление образования города пошло сознательно, а коллектив постарался оправдать эти надежды. Надо учесть, что хотя школу нельзя считать удаленной от центров культуры, тем не менее социальный паспорт микрорайона, прилегающих к нему кварталов малоэтажной застройки и «вагон-городка» показывает достаточно низкий уровень культурных притязаний живущих в них.

          Насколько же смелым и необычайно необходимым стало открытие в условиях эксперимента специализированных классов изобразительного искусства, хореографии, музыкальной культуры, искусства театра кукол и актерского мастерства, иностранных языков! Хочется сказать, что, даже изменив место жительства, дети продолжают ходить в эту школу.

          Достаточно высокий образовательный в мире культуры уровень специалистов позволил строить многовариантные содержательные программы развития этих классов, вводя такие дисциплины, как история искусств, классический и народный танцы, музыкальная грамота (основы теории музыки и сольфеджио), а также использовать всевозможные формы организации занятий: индивидуальные (вокал, музыкальный инструмент), различные типы ансамблей, оркестр.

          Создание нового образца педагогической и учебной деятельности, позволяющих осваивать новое содержание воспитания, стало одной из задач классных руководителей: ведь только в комплексном взаимодействии возможно было предположить положительный результат эксперимента.

          Учительский коллектив, конечно, понимал, что Экспертному совету Управления образования и общественной комиссии важно было представить конечные результаты работы: изменения в психологическом климате коллектива детей и взрослых, уровень влияния детей этих классов на товарищей в школе и дома, позиции в педагогическом коллективе к эксперименту, к друг другу, совершенствованию своего мастерства, а главное, развитие индивидуальных способностей личности, уровень культуры и нравственности ребенка.

          Эта цель не смогла бы быть достигнута столь успешно, не проводись эта работа в условиях школьных занятий, кружковой работы, которые углубляли процессы, а также без полного понимания и поддержки родителей, что подтверждали диагностические исследования.

          Таким образом, создавались условия для развития художественных способностей детей, отрабатывалась управленческая модель школы со специализированными классами.

          Учителя задаются целью: четко направить урок на развитие творческой самостоятельности учащихся, вовлекая каждого из них в живой процесс тесного сотрудничества учителя с классом, с каждым из учеников. Так, на уроках изобразительного искусства стали использоваться новые технологии  обучения. Проявляя самостоятельность, творчество преподаватели установили новую логику разворачивания учебного предмета, комбинируя игровые действия и ситуации, детские и собственные стихи, песни, сказки, обогащая занятия знаниями о природе.

          Методические объединения школы ищут новые проведения заседаний, на которых стараются избегать однообразных, пространных докладов, а больше планируют практическую работу:  открытые уроки, проблемные дискуссии, взаимопроверки и обмен опытом, что способствует непрерывному педагогическому образованию и влияет на повышение результативности работы объединений.

          Входят в жизнь творческие отчеты учителей с подготовленными выставками дидактического материала, наглядных пособий, образцов тематического планирования, сериями конспектов уроков по темам, списками используемой методической литературы, чему, несомненно, помогает аттестация, которая в школе проводится каждый год.

          В школе, украшая ее жизнь, укрепились  традиционные мероприятия: праздник масленицы, ярмарки и концерты, в которых в совместной деятельности с родителями получают великую радость сотворчества взрослые и дети. Все более поднимается в цене профессионализм и высокая результативность в обучении, воспитании и развитии школьников. Несомненным итогом этого стали не единожды занимаемые первые и другие места в городских олимпиадах школьников, персональные и коллективные выставки художественных работ в выставочных залах городской картинной галереи, участие в городских спортивных соревнованиях и «срезовых» работах по физической культуре, авторские концерты танцевального ансамбля.

          Таким образом, стремление не стоять на месте стало ведущей ценностью педагогического коллектива, в котором за последние три года появились два отличника образования и культуры. В городе Новый Уренгой сеть образовательных учреждений развивается как целостная система. Специалистами Управления образования разработаны и успешно действуют следующие направления:

Изучаются  возможности и создаются «сквозные» учебные комплексы, объединяющие группы учреждений дошкольного, школьного и профессионального образования:

– детские сады-школы;

– начальная школа-педагогический колледж (школа № 16);

Образовательно-воспитательный комплекс:

– школа № 7 – Центр технического творчества,

– школа № 12 – досуговый центр;

– Коротчаевская школа № 1 – Центр технического и художественного творчества.

Внедрение сквозных программ:

– школа № 1 – Тюменский государственный университет;

– школа № 5 – Тюменский институт культуры;

– школа № 11 – Московский открытый социальный университет, Тюменский международный колледж;

– школа № 16 – Новоуренгойское педагогическое училище – Тобольский педагогический институт;

– школа - профилакторий  № 12 – Тюменская государственная медицинская академия;

– школа - лицей “Земля родная” № 2 – МГУ им.  Ломоносова;

– школа № 4 – Российская академия  им. Плеханова.

Организованы городские конкурсы среди школьников по решению реальных научных, культурных, социальных проблем города:

– конференция «Экологическое состояние окружающей среды города  Новый Уренгой», общегородская игра «Голубая планета»)

– конкурс телевизионных детско-юношеских передач «Серпантин» на социально-экономическую тематику;

– ежегодный конкурс научных работ, докладов учащихся по социально-экономической, культурной тематике;

– конкурс сочинений, отражающий реальные, научные, социально-культурные проблемы города («Твои люди Уренгой», «Будущее города газодобытчиков» и др.);

– проводятся телеигра «Мой город»; литературно-музыкальные конкурсы юных певцов и поэтов «Слово о моем городе»;

– создается  видеотека «Мой город – Новый Уренгой»;

– разработана программа факультативных курсов «Люблю тебя, горжусь тобой ...»;

– введены в планы воспитательной работы раздела «Воспитание патриотических отношений к родному городу»;

– созданы в школе № 12 и школе-лицее № 2 «Земля родная»      школьные краеведческие музеи;

– организовываются ежегодные школьные и общегородские вернисажи детского творчества.

Организованы постоянные связи по обмену учащимися и преподавателями с другими странами и государствами:

– школа № 5, школа-лицей № 11 – г.Санкт-Петербург;

– школа № 8 – международный проект «Изучение немецкого языка по методике и программам института имени Ф.Гете» (г.Мюнхен, Германия);

– гуманитарно-педагогический лицей г. Тобольска.

– школа лицей № 2 «Земля родная» – участие в международных проектах, организованных ЮНЕСКО и Евроклубом – лаборатория дополнительного образования “Открытие мира” РАО;

Разработаны и реализуются совместные межрегиональные и международные  научно-педагогические проекты сотрудничества:

– гимназия, школа-лицей № 1 – международный проект «Углубленное изучение английского языка по методике и программам Московского государственного института международных отношений»;

– школа № 4 – Киевский университет имени Т.Г.Шевченко;

– школа-лицей № 3 “Экоцентр” – Всероссийские программы экологизации образования и “Граждановедения”, внедренческий центр “Гражданин” – Российская Академия образования;

– школа-профилакторий № 12 – региональная программа охраны здоровья школьников в условиях Крайнего Севера, институт им. Семьи Рауля Валенберга города Санкт-Петербург[34].

          Сделаны первые шаги по созданию “Детской академии”. Большинство преподавателей, занимающихся научно-исследовательской работой, стали в своих школах организаторами детских научных обществ. Первая научно-практическая  конференция  учащихся, проведенная в 1997 году в рамках  “Детской академии” выявила большую группу ребят, склонных научно-исследовательской работе, и талантливых педагогов. В работе научной конференции приняли участие ученые Тюменского государственного университета, всего было представлено 24 доклада учащихся УВК “Школа-лицей № 1”, гимназии, “Экоцентра”, школы - лицея № 2 “Земля родная”.

          Систематически проводится большая работа по выполнению программы  «Одаренные дети».

          Как известно, в Москве ежегодно проходит  Всероссийский конкурс «Школа года». Дипломами этого конкурса в Новом Уренгое награждены: городская гимназия, «Школа-лицей № 1», школа-лицей № 2 «Земля родная», «Экоцентр», общеобразовательные школы  № 5 и 13.

          В этих школах сложились гуманные, добрые отношения между учителями, учащимися и родителями. Дети здесь интересно учатся. Учителя  испытывают моральные и профессиональное  удовлетворение от своего труда. Директорам этих школ присвоено почетное звание «Директор года».

          Таким образом, большинство общеобразовательных школ Нового Уренгоя успешно прошли период становления. Многие из них получили статус лицеев и гимназий различного профиля. Налажено успешное сотрудничество с многими ведущими вузами страны. Все это способствует развитию эффективного учебного процесса.



2.2.      Дошкольное образование и воспитание.


          В настоящее время, когда в стране происходит коренная перестройка всех сторон общественной жизни, особое значение приобретает идейно-нравственное, идейно-патриотическое воспитание, формирование чувства ответственности, гражданской позиции. Решаются эти важные задачи в основном в школе, но фундамент, начало начал, закладывается на первой ступени – в детском саду. Дошкольное воспитание является равноправной составной частью общей цепи  народного образования, это своего рода нулевой цикл – фундамент в строительстве человеческой личности.

          Сколько бы критики ни раздавалось в адрес детских садов, их полезность и необходимость признают все. А недостатки могут быть в любом деле, и их надо стараться устранять.

          Исходным положением при определении основных направлений развития дошкольного образования является признание дошкольного образования как подсистемы общего образования, имеющей определенную  структуру (образовательные  программы; сеть детских дошкольных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; систему органов управления детскими дошкольными учреждениями) и при званной удовлетворять запросы граждан по оказанию профессиональных педагогических услуг семье в деле воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития в подготовке к школе с учетом национальных и региональных особенностей, характера быта и труда населения.

          Из этого положения вытекают следующие основные направления развития детского дошкольного образования в городе:

– обеспечение защиты детства от негативных проявлений окружающей действительности, сосредоточение внимания взрослых на приоритетности личности, жизни и здоровья ребенка, развитие его индивидуальных качеств, потенциальных способностей и возможностей;

– создание социальных, финансовых, материальных условий и нормативной базы, кадровое обеспечение в целях более успешного решения задач, стоящих перед  педагогическими коллективами;

– преодоление единообразия в системе детских дошкольных учреждений, дальнейшее развитие и совершенствование сети детских дошкольных учреждений, в т.ч. специализированных, приведение ее структуры в соответствие с изменившимися запросами населения, обеспечение гражданам возможности выбора между различными формами общественного и семейного воспитание, создание условий для их разумного сочетания и доступности;

 – сохранение и развитие положительных национальных традиций воспитания детей дошкольного возраста поиск оптимальных путей и форм организации дошкольного образования детей  разных национальностей;

– совершенствование механизма управления, финансирования и материального обеспечения детских образовательных учреждений, развития дополнительных (в т.ч. платных) образовательных услуг населению;

– социальная защита работников детских дошкольных учреждений [35].

          Главным итогом работы отдела дошкольного воспитания Управления образования города является то, что несмотря на все сложности переходного периода, социально-экономическую нестабильность, острый дефицит финансирования, снижение  уровня социальной защиты участников педагогического процесса, сеть дошкольных учреждений не только сохранилась, но и продолжает содержательно развиваться.

          На территории города Новый Уренгой, а также поселках Коротчаево и Лимбяяха функционирует  42  дошкольных образовательных учреждений, в том числе 20 – муниципальных, 22 – ведомственных. В них воспитываются 7983 ребенка, при проектной численности 7.620 мест, 27 детей  коренной национальности посещают детские сады города [36].

          В дошкольных образовательных учреждениях города идут глубокие перемены, обновление содержания образования. Детские сады ушли от одинакового тотального образования и переходят на вариативное обучение; образование по выбору, развивающее познавательную мотивацию, способности детей, обеспечивающее процесс совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; становление личностной культуры (“Радуга”, “Развитие”, “Гармония”, “Детство”, “Синтез”). Тем самым родители и дети получают возможность расти и развиваться в соответствии со своими возможностями, интересами, способностями и состоянием здоровья. Цель дошкольных образовательных учреждений – способствовать ребенку развиваться, принимать самостоятельные решения с учетом возраста, не ребенок для детского сада, а сад – для ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10