|
Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)
Центром “Диалог” ведется
диагностическая и коррекционно-развивающая работа в классах выравнивания и
компенсирующего обучения, где учатся дети, требующие особого индивидуального
подхода в обучении и воспитании.
Лечебная база
школы-профилактория № 12 (а это ингаляторий, физкабинет, фитобар,
стоматологический, массажный кабинет, фитокамера, галокамера и прочие
процедурные кабинеты) работают без выходных и каникул. Летом в школе
оздоровительная площадка. За летние каникулы 1998 года пролечились более 1800
учащихся из разных школ города. И желающих все больше.
Совместно с Тюменским
государственным университетом (ТГУ) и ТГМА разработана и внедряется
региональная программа охраны здоровья школьников в условиях Крайнего Севера.
В школе-профилактории № 12
сделали упор на гуманистическое воспитание. Сотни ребятишек приходят работать
в центр “Милосердие”, расположенный в этой же школе. Там учатся и лечатся
дети-инвалиды со всего города. Дети, не имеющие физических недостатков очень
бережно помогают своим подопечным. Это не только очень трогательно, но и
полезно. Дети учатся видеть и слышать других, исподволь совершенствуя свою
душу.
Возрождая лучшие традиции
отечественной педагогики здесь обратили внимание на ее опыт в
религиозно-нравственном воспитании, где особая роль отводилась праздникам
русской православной церкви. В школе ежегодно устраивают рождественские и
пасхальные вернисажи, каждый праздник имеет свои традиции, сложившиеся в
результате духовного и социально-культурного опыта всего народа. Педагоги
понимают, как важно создать эмоционально-психологическую атмосферу в
предпраздничные дни, дети своими руками делают всевозможные украшения, поделки,
рисуют, учат стихи, песни. В день праздника устраиваются представления, ярмарка
распродажа. В эти дни навстречу с детьми приходят священнослужители, эти
встречи учат детей доброте, милосердию, готовности помочь, попавшему в беду,
скромности, мужеству, справедливости, а отсюда и более глобальным нравственным
ценностям : Жизни, Красоте, Труду, Человечности. Педагоги, медики, учащиеся
школы, родители и дети-инвалиды благодарны своим спонсорам, материально
поддерживающим эту гуманную акцию, – предприятиям “Уренгойгазпром”,
“Ямбурггаздобыча” и Буровому Предприятию “Тюменбургаз”[33].
Администрацией школы № 5
проведена большая работа по созданию экспериментальной площадки. Как и всякое
коллективное дело, оно не только вдохновляло, но и тревожило, так как
генеральная идея эксперимента – создание модели школы, помогающей развитию
художественных и творческих способностей школьников, – предусматривала участие
практически каждого члена коллектива.
Поэтому достаточно быстро
изучалась документация, личные дела и медицинские карты учащихся, а в связи с
этим – запросы и пожелания родителей. Одновременно работал семинар-практикум по
изучению опыта учебных заведений в данном направлении, а также наработки
ученых. Немаловажное значение приобрела и работа по отбору диагностических
методик обследования детей для первичного, основного и заключительного этапов
их развития в условиях эксперимента.
Невозможно было представить
масштабы заданных задач без “вливания” дополнительных материальных средств, на
что Управление образования города пошло сознательно, а коллектив постарался
оправдать эти надежды. Надо учесть, что хотя школу нельзя считать удаленной от
центров культуры, тем не менее социальный паспорт микрорайона, прилегающих к
нему кварталов малоэтажной застройки и «вагон-городка» показывает достаточно
низкий уровень культурных притязаний живущих в них.
Насколько же смелым и
необычайно необходимым стало открытие в условиях эксперимента
специализированных классов изобразительного искусства, хореографии, музыкальной
культуры, искусства театра кукол и актерского мастерства, иностранных языков!
Хочется сказать, что, даже изменив место жительства, дети продолжают ходить в
эту школу.
Достаточно высокий
образовательный в мире культуры уровень специалистов позволил строить
многовариантные содержательные программы развития этих классов, вводя такие
дисциплины, как история искусств, классический и народный танцы, музыкальная
грамота (основы теории музыки и сольфеджио), а также использовать всевозможные
формы организации занятий: индивидуальные (вокал, музыкальный инструмент),
различные типы ансамблей, оркестр.
Создание нового образца
педагогической и учебной деятельности, позволяющих осваивать новое содержание
воспитания, стало одной из задач классных руководителей: ведь только в
комплексном взаимодействии возможно было предположить положительный результат
эксперимента.
Учительский коллектив,
конечно, понимал, что Экспертному совету Управления образования и общественной
комиссии важно было представить конечные результаты работы: изменения в
психологическом климате коллектива детей и взрослых, уровень влияния детей этих
классов на товарищей в школе и дома, позиции в педагогическом коллективе к
эксперименту, к друг другу, совершенствованию своего мастерства, а главное,
развитие индивидуальных способностей личности, уровень культуры и
нравственности ребенка.
Эта цель не смогла бы быть
достигнута столь успешно, не проводись эта работа в условиях школьных занятий,
кружковой работы, которые углубляли процессы, а также без полного понимания и
поддержки родителей, что подтверждали диагностические исследования.
Таким образом, создавались
условия для развития художественных способностей детей, отрабатывалась управленческая
модель школы со специализированными классами.
Учителя задаются целью:
четко направить урок на развитие творческой самостоятельности учащихся,
вовлекая каждого из них в живой процесс тесного сотрудничества учителя с
классом, с каждым из учеников. Так, на уроках изобразительного искусства стали
использоваться новые технологии обучения. Проявляя самостоятельность,
творчество преподаватели установили новую логику разворачивания учебного
предмета, комбинируя игровые действия и ситуации, детские и собственные стихи,
песни, сказки, обогащая занятия знаниями о природе.
Методические объединения
школы ищут новые проведения заседаний, на которых стараются избегать
однообразных, пространных докладов, а больше планируют практическую работу:
открытые уроки, проблемные дискуссии, взаимопроверки и обмен опытом, что
способствует непрерывному педагогическому образованию и влияет на повышение
результативности работы объединений.
Входят в жизнь творческие
отчеты учителей с подготовленными выставками дидактического материала,
наглядных пособий, образцов тематического планирования, сериями конспектов
уроков по темам, списками используемой методической литературы, чему,
несомненно, помогает аттестация, которая в школе проводится каждый год.
В школе, украшая ее жизнь,
укрепились традиционные мероприятия: праздник масленицы, ярмарки и концерты, в
которых в совместной деятельности с родителями получают великую радость
сотворчества взрослые и дети. Все более поднимается в цене профессионализм и
высокая результативность в обучении, воспитании и развитии школьников.
Несомненным итогом этого стали не единожды занимаемые первые и другие места в
городских олимпиадах школьников, персональные и коллективные выставки
художественных работ в выставочных залах городской картинной галереи, участие в
городских спортивных соревнованиях и «срезовых» работах по физической культуре,
авторские концерты танцевального ансамбля.
Таким образом, стремление
не стоять на месте стало ведущей ценностью педагогического коллектива, в
котором за последние три года появились два отличника образования и культуры. В
городе Новый Уренгой сеть образовательных учреждений развивается как целостная
система. Специалистами Управления образования разработаны и успешно действуют
следующие направления:
|
Изучаются
возможности и создаются «сквозные» учебные комплексы, объединяющие группы
учреждений дошкольного, школьного и профессионального образования:
– детские
сады-школы;
– начальная
школа-педагогический колледж (школа № 16);
Образовательно-воспитательный
комплекс:
– школа № 7 –
Центр технического творчества,
– школа № 12 –
досуговый центр;
– Коротчаевская
школа № 1 – Центр технического и художественного творчества.
Внедрение
сквозных программ:
– школа № 1 –
Тюменский государственный университет;
– школа № 5 –
Тюменский институт культуры;
– школа № 11 –
Московский открытый социальный университет, Тюменский международный колледж;
– школа № 16 –
Новоуренгойское педагогическое училище – Тобольский педагогический институт;
– школа -
профилакторий № 12 – Тюменская государственная медицинская академия;
– школа - лицей
“Земля родная” № 2 – МГУ им. Ломоносова;
– школа № 4 –
Российская академия им. Плеханова.
|
Организованы
городские конкурсы среди школьников по решению реальных научных, культурных,
социальных проблем города:
– конференция
«Экологическое состояние окружающей среды города Новый Уренгой»,
общегородская игра «Голубая планета»)
– конкурс
телевизионных детско-юношеских передач «Серпантин» на социально-экономическую
тематику;
– ежегодный
конкурс научных работ, докладов учащихся по социально-экономической,
культурной тематике;
– конкурс
сочинений, отражающий реальные, научные, социально-культурные проблемы города
(«Твои люди Уренгой», «Будущее города газодобытчиков» и др.);
– проводятся
телеигра «Мой город»; литературно-музыкальные конкурсы юных певцов и поэтов
«Слово о моем городе»;
– создается
видеотека «Мой город – Новый Уренгой»;
– разработана
программа факультативных курсов «Люблю тебя, горжусь тобой ...»;
– введены в
планы воспитательной работы раздела «Воспитание патриотических отношений к
родному городу»;
– созданы в
школе № 12 и школе-лицее № 2 «Земля родная» школьные краеведческие
музеи;
–
организовываются ежегодные школьные и общегородские вернисажи детского
творчества.
|
Организованы
постоянные связи по обмену учащимися и преподавателями с другими странами и
государствами:
– школа № 5,
школа-лицей № 11 – г.Санкт-Петербург;
– школа № 8 –
международный проект «Изучение немецкого языка по методике и программам
института имени Ф.Гете» (г.Мюнхен, Германия);
–
гуманитарно-педагогический лицей г. Тобольска.
– школа лицей №
2 «Земля родная» – участие в международных проектах, организованных ЮНЕСКО и
Евроклубом – лаборатория дополнительного образования “Открытие мира” РАО;
|
Разработаны и
реализуются совместные межрегиональные и международные научно-педагогические
проекты сотрудничества:
– гимназия,
школа-лицей № 1 – международный проект «Углубленное изучение английского
языка по методике и программам Московского государственного института
международных отношений»;
– школа № 4 –
Киевский университет имени Т.Г.Шевченко;
– школа-лицей №
3 “Экоцентр” – Всероссийские программы экологизации образования и
“Граждановедения”, внедренческий центр “Гражданин” – Российская Академия
образования;
–
школа-профилакторий № 12 – региональная программа охраны здоровья школьников
в условиях Крайнего Севера, институт им. Семьи Рауля Валенберга города
Санкт-Петербург[34].
|
Сделаны первые шаги по
созданию “Детской академии”. Большинство преподавателей, занимающихся
научно-исследовательской работой, стали в своих школах организаторами детских
научных обществ. Первая научно-практическая конференция учащихся, проведенная
в 1997 году в рамках “Детской академии” выявила большую группу ребят, склонных
научно-исследовательской работе, и талантливых педагогов. В работе научной
конференции приняли участие ученые Тюменского государственного университета,
всего было представлено 24 доклада учащихся УВК “Школа-лицей № 1”, гимназии,
“Экоцентра”, школы - лицея № 2 “Земля родная”.
Систематически проводится
большая работа по выполнению программы «Одаренные дети».
Как известно, в Москве
ежегодно проходит Всероссийский конкурс «Школа года». Дипломами этого конкурса
в Новом Уренгое награждены: городская гимназия, «Школа-лицей № 1», школа-лицей
№ 2 «Земля родная», «Экоцентр», общеобразовательные школы № 5 и 13.
В этих школах сложились
гуманные, добрые отношения между учителями, учащимися и родителями. Дети здесь
интересно учатся. Учителя испытывают моральные и профессиональное
удовлетворение от своего труда. Директорам этих школ присвоено почетное звание
«Директор года».
Таким образом,
большинство общеобразовательных школ Нового Уренгоя успешно прошли период
становления. Многие из них получили статус лицеев и гимназий различного
профиля. Налажено успешное сотрудничество с многими ведущими вузами страны. Все
это способствует развитию эффективного учебного процесса.
2.2. Дошкольное образование и
воспитание.
В настоящее время, когда в
стране происходит коренная перестройка всех сторон общественной жизни, особое
значение приобретает идейно-нравственное, идейно-патриотическое воспитание,
формирование чувства ответственности, гражданской позиции. Решаются эти важные
задачи в основном в школе, но фундамент, начало начал, закладывается на первой
ступени – в детском саду. Дошкольное воспитание является равноправной составной
частью общей цепи народного образования, это своего рода нулевой цикл –
фундамент в строительстве человеческой личности.
Сколько бы критики ни
раздавалось в адрес детских садов, их полезность и необходимость признают все.
А недостатки могут быть в любом деле, и их надо стараться устранять.
Исходным положением при
определении основных направлений развития дошкольного образования является
признание дошкольного образования как подсистемы общего образования, имеющей
определенную структуру (образовательные программы; сеть детских дошкольных учреждений
различных организационно-правовых форм, типов и видов; систему органов
управления детскими дошкольными учреждениями) и при званной удовлетворять
запросы граждан по оказанию профессиональных педагогических услуг семье в деле
воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и
психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой
коррекции недостатков развития в подготовке к школе с учетом национальных и
региональных особенностей, характера быта и труда населения.
Из этого положения вытекают
следующие основные направления развития детского дошкольного образования в
городе:
– обеспечение
защиты детства от негативных проявлений окружающей действительности,
сосредоточение внимания взрослых на приоритетности личности, жизни и здоровья
ребенка, развитие его индивидуальных качеств, потенциальных способностей и
возможностей;
– создание
социальных, финансовых, материальных условий и нормативной базы, кадровое
обеспечение в целях более успешного решения задач, стоящих перед
педагогическими коллективами;
– преодоление
единообразия в системе детских дошкольных учреждений, дальнейшее развитие и
совершенствование сети детских дошкольных учреждений, в т.ч.
специализированных, приведение ее структуры в соответствие с изменившимися
запросами населения, обеспечение гражданам возможности выбора между различными
формами общественного и семейного воспитание, создание условий для их разумного
сочетания и доступности;
– сохранение и
развитие положительных национальных традиций воспитания детей дошкольного
возраста поиск оптимальных путей и форм организации дошкольного образования
детей разных национальностей;
– совершенствование
механизма управления, финансирования и материального обеспечения детских
образовательных учреждений, развития дополнительных (в т.ч. платных)
образовательных услуг населению;
– социальная
защита работников детских дошкольных учреждений [35].
Главным итогом работы
отдела дошкольного воспитания Управления образования города является то, что
несмотря на все сложности переходного периода, социально-экономическую
нестабильность, острый дефицит финансирования, снижение уровня социальной
защиты участников педагогического процесса, сеть дошкольных учреждений не
только сохранилась, но и продолжает содержательно развиваться.
На территории города Новый
Уренгой, а также поселках Коротчаево и Лимбяяха функционирует 42 дошкольных
образовательных учреждений, в том числе 20 – муниципальных, 22 – ведомственных.
В них воспитываются 7983 ребенка, при проектной численности 7.620 мест, 27
детей коренной национальности посещают детские сады города [36].
В дошкольных
образовательных учреждениях города идут глубокие перемены, обновление
содержания образования. Детские сады ушли от одинакового тотального образования
и переходят на вариативное обучение; образование по выбору, развивающее
познавательную мотивацию, способности детей, обеспечивающее процесс совместной
деятельности со сверстниками и взрослыми; становление личностной культуры
(“Радуга”, “Развитие”, “Гармония”, “Детство”, “Синтез”). Тем самым родители и
дети получают возможность расти и развиваться в соответствии со своими
возможностями, интересами, способностями и состоянием здоровья. Цель дошкольных
образовательных учреждений – способствовать ребенку развиваться, принимать
самостоятельные решения с учетом возраста, не ребенок для детского сада, а сад
– для ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|