Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)
В связи с этим значительно
изменилась структура и содержание образования, структура образовательных
учреждений, технология обучения, экономический фундамент дошкольных
учреждений. Некоторые дошкольные учреждения стали самостоятельными во всех
отношениях. Они организуют контроль и несут ответственность за качество
обучения и воспитания. Вместе с тем имеются большие сложности с оценкой
творческого развития ребенка. Есть потребность в разработке региональных
подходов к диагностике развития ребенка. Повысились требования к уровню
подготовки выпускников. Созданы условия для усвоения ребенком творческого
способа получения знаний любого рода, развития его индивидуальности, повышается
мотивация детей на продолжение образования; реформирование речевого
образования обеспечивается развитием психологической службы помощи детям. По
новому строится сотрудничество детских учреждений со школами, внешкольными
учреждениям, отказались от понимания преемственности как формальных внешних
связей между детским садом и школой. Большинство школ и детских учреждений
четко определились в целях и задачах преемственности, содержательно реализуют
их на практике, перестроили систему подготовки и переподготовки кадров с
ориентацией на различные профили и услуги.
Положительные изменения
затронули не только содержание, но и формы обучения: в детских образовательных
учреждениях создаются студии, секции, кружки и др., что позволяет в большей
степени удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, делает
педагогический процесс более дифференцированным и гибким с учетом склонностей
и предпочтений каждого ребенка. Новые формы работы способствуют также
расширению спектра общения ребенка с другими детьми, в тои числе разного
возраста, обогащая его социальный опыт. Проведена общегородская выставка
детского художественного творчества «Мир глазами детей», посвященная
Международному дню защиты детей.
Продолжается переход на
новую, стимулирующую по характеру, систему аттестации, что позволяет
повышать мотивацию работников образования к росту профессионального
педагогического мастерства. За 1998–1999 годы аттестовано 164 воспитателя; из
них на высшую категорию – 10 человек, на 1 категорию – 48 человек, 11
категорию – 106 человек, аттестовано 4 дошкольных учреждения два на первую
квалификационную категорию; два – на вторую категорию[37].
Система повышения
квалификации педагогов строится таким образом, что педагогу становится выгодно
повышать квалификацию не формально, а для творческого роста, роста своего
благосостояния. В 1998 году прошли курсовую переподготовку 131 педагог, из
них 120 человек на курсах повышения квалификации в г. Новый Уренгой, 7 человек
– в г. Москве, 4 человека – за рубежом. Имеются определенные сложности с
переподготовкой кадров ведомственных дошкольных учреждений. Эта работа
требует регулирования и настройки, формирования обратной связи [38].
В городе проводится
большая работа по повышению профессионального мастерства педагогов, проводятся
семинары – практикумы, методические объединения, консультации, учеба, проведена
городская конференция педагогических работников дошкольных учреждений по теме:
«Состояние и перспективы развития дошкольного образования в городе», для
руководителей ДОУ: «Аттестация как основная форма
государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью дошкольного
учреждения».
Реформируется работа по
семейному воспитанию, возрождению патриотизма, духовной коммуникации детей
и взрослых. В дошкольных учреждениях сформированы банки данных семей
воспитанников, обеспечивается дифференцированный подход к разным группам
семей.
В дошкольных учреждениях
города расширяется перечень дополнительных бесплатных услуг, в штатное
расписание вводятся нетрадиционные специалисты: психологи, логопеды,
хореографы, воспитатели ИЗО, компьютерной грамотности, иностранного
языка.
Во всех дошкольных
учреждениях города организовано пятиразовое питание с учетом возрастных
групп детей: ясельной, дошкольной, школьной. Все детские учреждения с 01.06.96
года работают по новым нормам суточного набора продуктов питания для
регионов Крайнего Севера, что предусматривает увеличение нормы дневного
рациона за счет белков, жиров, углеводов. Круглогодично проводится С-витаминизация
пищи (третьего блюда). В детском саду “Руслан” организована общая столовая,
которая создала более широкие возможности для приобщения детей к культуре
поведения за столом во время еды, для приобретения социального опыта
младшими детьми на примере старших, способствует поддержанию чистоты в
групповых помещениях и разгрузке персонала.
Есть в городе своеобразное,
единственное учебное заведение – учебно-воспитательный комплекс «Центр
детства», созданный в 1993 году на базе детского сада «Золотой ключик». Это
образовательное учреждение нового типа, в котором дети начинают обучение с 5 лет
и при переходе в 1-й класс остаются в детском саду, в привычной для них
обстановке и так до десяти лет. Гибкий режим дня позволяет чередовать
умственные и физические занятия, включая и прогулки на свежем воздухе. Во
второй половине дня дети под наблюдением воспитателя выполняют домашнее задание
и посещают различные кружки и секции: спортивные, хореографии, эстетического
цикла, экологические, которые ведут прекрасные специалисты - Ж.В.Двиняникова,
У.В.Багазей, И.В.Агафонова, Л.А.Давитошвили.
Коллектив постоянно в
творческом поиске новых форм работы с детьми, решая основные задачи:
оздоровление и развитие ребенка, создание той развивающей среды, которая
необходима каждой возрастной категории. Главная проблема-это преемственность
детского сада и начальной школы. Центр детства выпустил второе поколение детей
в 5-й класс.
Значительные изменения
произошли в среде развития ребенка. Практически во всех детских садах
обстановка стала более домашней и уютной, появились уютные уголки с мягкой
мебелью, предметами домашнего интерьера. Создаются разнообразные “уголки
уединения” с использованием ширм, стенных шкафов, нестандартного
оборудования для игры и отдыха ребенка. Рационально стали использоваться все
помещения - групповые комнаты, спальни, раздевалки, коридоры для размещения
разнообразных зон. Такое гибкое полифункциональное использование пространства
позволяет создать условия для развития ребенка и его эмоционального
благополучия, дает ему возможность свободно передвигаться по детскому саду,
общаться с детьми других возрастов и взрослыми, создает у ребенка чувство
уверенности в себе и защищенности.
Среди новых, прогрессивных
тенденций хочется отметить создание условий для проведения лечебных и
профилактических процедур, которые способствуют проведению оздоровительных
мероприятий. Однако медицинского оборудования в дошкольных учреждениях города
не хватает. Отдел дошкольного образования поддерживает тесный контакт с
детской поликлиникой, проводится углубленный осмотр детей узкими специалистами.
И как следствие планомерной и взаимодействующей работы отдела и специалистов
городской детской поликлиники рост заболеваемости не наблюдается.
В связи с обострением
межнациональных отношений, нарастанием правовой и социальной неуверенности
граждан и, как следствие этого вынужденным переселением в Российскую
Федерацию и конкретно в наш город, проводится совместная работа с
миграционной службой, управлением социальной защиты, отделом охраны прав
детства при городском Управлении образования по внеплановому устройству детей
в детские образовательные учреждения.
В нашем городе большинство
дошкольных учреждений построены по улучшенным типовым проектам, в которых
учитывались наши суровые климатические условия. В прекрасных современных
дошкольных учреждениях предусмотрены прогулочные веранды, игротеки, просторные
залы, бассейн с обогревающимся полом, зимний сад, классы развития творческого
воображения, изостудии, помещения для спортивного инвентаря и многое другое без
чего сейчас нельзя обойтись, если выполнять «Программу воспитания и обучения в
детском саду».
Современные дошкольники
более эрудированны, лучше информированы, чем их сверстники еще недавних лет.
Перед воспитателем стоит задача реализовать эти интеллектуальные возможности
ребят к успешной учебе, к постижению школьной программы, которая требует не просто
механического запоминания фактов, а умения анализировать, сопоставлять,
мыслить, делать обобщения.
В связи с этим ведутся
интенсивные поиски новых форм обучения детей. Здесь много зависит от
инициативы, творчества педагога, умения критически взглянуть на свою работу.
Ведь педагог, подобно писателю, художнику, не может не творить, потому что
работа с детьми один из способов самовыражения.
Шестой год дошкольные
учреждения города осуществляют переход к вариативности форм, содержания и
методов дошкольного образования, реализуя программы “Детство”, “Гармония”, “Мир
детства”, “Радуга”, “Развитие”, “Синтез”. Воспитательно-образовательный процесс
в дошкольных учреждениях строится по пути углубления и повышения развития
ребенка, создания для него комфортных условий воспитания. Систематически
ведутся поиски новых форм обучения. Сейчас думающий, творческий педагог все
чаще и чаще выступает как активный экспериментатор. Он строит обучение так,
чтобы преподносимый на занятиях (и в игре!) материал вызывал у ребят удивление,
изумлял их.
Наши воспитатели стараются
давать своим питомцам не просто сведения, а систематизированные знания,
непросто знакомят с теми или иными фактами, а объясняют причины и следствия,
учат сопоставлять, анализировать, быть внимательными и любознательными.
Творчески организованный
процесс обучения помогает более полно раскрыть возможности воспитателей и
детей, способствует выявлению индивидуальности-своеобразия ума, духовного
склада, восприятия окружающего мира. Долгие годы личностное своеобразие ребенка
принято было считать отклонением от нормы. Это теперь мы понимаем, что та
“норма” предполагала ординарность, безликость. Талант, одаренность исключает
похожесть, которая так радует педагога. Обучение требует вдумчивого,
пристального отношения к каждому ребенку и разумных действий, способствующих
выявлению и развитию его индивидуальности [39].
Таким образом, дошкольные
образовательные учреждения города в соответствии с их направленностью
поделились на следующие основные типы:
|