Психолого-педагогические условия развития креативности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры
Контрольная
группа
Критерии
развития креативности Дети Задания
|
Оригинальность
|
Быстрота
|
Гибкость
|
Вариатив-ность
|
Общ.
балл
|
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
|
1.
Коля. А.
|
2
|
1
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
24
|
2.
Настя. Б
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
32
|
3.
Настя. Е.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
15
|
4.
Лена. К.
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
24
|
5.
Саша. К.
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
33
|
6.
Витя. М.
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
1
|
2
|
3
|
2
|
2
|
27
|
7.
Коля. М.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
14
|
8.
Маша. С.
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
26
|
9.
Максим. У.
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
16
|
10Сережа.
Ф.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
25
|
11.
Вова. Л.
|
2
|
1
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
24
|
12.
Олег. Т.
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
32
|
13.
Таня. Б.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
15
|
14.
Нина. К.
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
24
|
15.
Павел. З.
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
33
|
16.
Юля. Р.
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
1
|
2
|
3
|
2
|
2
|
27
|
17.
Саша. Б.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
14
|
18.
Юра. Л.
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
26
|
19.
Илья. Ш.
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
16
|
20.
Галя. Д.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
25
|
Низкий
уровень = 1 баллу = 12-19 баллам
Средний
уровень = 2 баллам = 20-27 баллам
Высокий
уровень = 3 баллам = 28-36 баллам
ПРИЛОЖЕНИЕ
№4
«Способность
оригинально обыграть игрушку»
(примеры
протоколов)
1.
Воспитатель (видя, что Вика сидит одна, подходит к ней и достает из-за спины
игрушку Лису Алису и говорит:
- Вика, к
нам в гости пришла Лиса Алиса, ей очень скучно, она хочет с тобой поиграть.
Вика П. (с
интересом смотрит на новую игрушку, оживляется): - Пойдем, Алиса, я тебя
покормлю. Сегодня я испекла очень вкусный пирог. Вот ты его и попробуешь.
(Кормит лису.) Ой, Алиса, а что у тебя с лапой? Ты, наверное, ушиблась? Марк,
давай ты будешь врачом и полечишь Алису?
Марк Г.: -
Давай (одевает халат).
Вика П.: -
Доктор, Лиса Алиса разбила лапу. Полечите ее.
Марк Г.
(рассматривает лапу, делает вид, что мажет, выписывает рецепт лекарства): - Не
переживайте, до свадьбы заживет.
Вика П.: -
Спасибо, доктор. До свидания. А сейчас, Алиса, я уложу тебя спать.
(Укладывает.) Спокойной ночи. (Уходит.)
2. Воспитатель:
- Вадим, посмотри, какую я принесла игрушку. Ее зовут Лиса Алиса. Поиграй с
ней.
Вадим Б.
(рассматривает игрушку не торопясь, берет на руки, поглаживает, начинается
ходить с ней по комнате. Затем подходит к столу, сажает лису на стул, ставит
тарелку на стол, делает вид, что кормит. Покормив, укладывает спать. Уходит.)
3.
Воспитатель: - К нам в гости сегодня пришла Лиса Алиса. Рита, ей очень скучно,
она хотела поиграть с тобой.
Рита К.
(медленно подходит к игрушке, неторопливо рассматривает ее, трогает уши, нос,
хвост, берет на руки): - Ты будешь мой дочкой. (Несет в игровой уголок.). Я
пойду на работу, а ты сиди, играй в комнате. Никуда не уходи. Я скоро приду.
(Сажает лису на кровать и уходит. Приходит через несколько минут с покупками.)
Алиса, я пришла, принесла много вкусненького. Иди скорее столу, будем ужинать.
(Приносит игрушку, сажает за стол.) Вот торт, вот пирожки. Это все я тебе
принесла. Кушай. (кормит лису.) О, уже очень поздно, тебе, наверное, пора
домой. (Отдает игрушку воспитателю.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
№5
«Придумай
сюжет по условию»
(примеры
протоколов)
8.
Воспитатель: - Саша, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор
Айболит?
Саша П.: -
Если ко мне в гости придет Доктор Айболит, то сначала я познакомлю его со своим
медведем Мишей. Мы сядем к нему на спину (Это очень большой медведь. Он больше
меня.) и поедем кататься. Сначала Миша отвезет нас ко мне в спальню, там мы
поиграем в мои игрушки. Потом он нас повезет в зал. Там мы с Доктором Айболитом
посмотрим мультфильм «Ну, погоди!» и сказку про Ивана Царевича. А когда мы
устанем смотреть, то нас Миша отвезет в спальню, и мы ляжем спать.
9.
Воспитатель: - Настенька, расскажи мне, как ты будешь играть, если в твою семью
придет Доктор Айболит?
Настя С.
(задумавшись): - Он будет меня лечить. У меня будет болеть животик, а он мне
его посмотрит, помнет, потом даст таблетку. Я ее съем и выздоровею. Мама скажет
ему «спасибо» и проводит до двери.
10.
Воспитатель: - Артем, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор
Айболит?
Артем С.: -
Я буду шофером такси и буду возить Доктора Айболита к больным. Он их будет
лечить. Сначала он вылечит мою собаку. У меня есть собака. Зовут ее Динга. У
нее болит лапа. Вот, значит, Айболит вылечит ей лапу, потому он полечит птичку.
У нас на крыше живет птичка. У нее сломано крыло, и она не летает. Я кормлю ее.
Доктор Айболит вылечит птичку, и он снова станет летать. А потом я отвезу его
домой, потому что будет вечер и ему пора будет спать.
7.
Воспитатель: - Рита, представь себе, что в твою семью пришел Доктор Айболит.
Как ты с ним будешь играть?
Рита К.
(задумавшись): В семью. Он будет папой, я мамой, а Катя (кукла) - дочкой. Папа
будет ходить на работу, он будет работать врачом и лечить больных. Я буду
готовить обед, а потом кормить его и Катю. А когда Катя заболеет, мы приедем к
нему на работу, и он полечит свою дочку. А потом наступит ночь, и мы пойдем
спать.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№6
Вопросы
|
Ответы
воспитателей
|
1.
Считаете ли вы игру важной для психического и физического развития ребенка?
|
Да,
конечно.
|
2.
Каким методам в руководстве играми детей вы отдаете предпочтение? (прямые,
косвенные)
|
В
основном косвенными, но иногда используем и прямые.
|
3.
Какие шаги вы предпринимаете для развития сюжетно-ролевой игры?
|
Создаю
предметную среду, иногда играю сама, обогащаю игровые сюжеты.
|
4.
Как вы думаете, следует ли развивать творчество у детей старшего дошкольного
возраста в процессе игры?
|
Да.
|
5.
Считаете ли вы важным развитие творчества в игре?
|
Да.
|
6.Что
способствует развитию воображения у ребенка?
|
Окружающая
ребенка обстановка, отдельные виды деятельности, случаи из жизни,
художественная литература, мультфильмы, сказки…
|
7.
Какие методы и приемы вы используете в своей работе для развития творчества у
детей?
|
Прямые,
косвенные.
|
8.
Как вы думаете, влияет ли игра на развитие креативности у дошкольников?
|
Да,
влияет.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|