бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические условия развития креативности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры бесплатно рефераты

Для снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников использовать: 1) метод мозгового штурма; 2) метод гирлянд.

1. Перед началом мозгового штурма поставить задачу - начинать высказывание идей с самых молчаливых, с самых малоактивных детей, чтобы не давил страх перед авторитетом. Последним будет высказываться руководитель. При этом запрещается критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Мозговой штурм можно будет провести не запланировано при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры занятие, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения. Например. Мебель для кукол есть, но очень большая, места для нее нет. Необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней помещались, и мебель должна быть маленькая, чтобы она помещалась в игровом уголке. Дети сами, по ходу, обсуждая, будут корректировать высказанные идеи, анализировать их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко…).

2. Гирлянды аналогий будут формироваться, в виде списка слов - это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, необходимо составить цепочку (каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову). Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого "тянули" гирлянду. Например: дорога - извилистая - крутая - яйцо - скользкая - горка - снег - пустыня - сахар - вкусно - компот - фрукты - много - заболеешь - больница - лекарства -горькая - лук - грядка - огород - дорога…

Играть индивидуально или с двумя - тремя детьми, так как в большой группе дети склонны подхватывать высказывания товарищей, отвлекаясь от своих ассоциаций.

Для решения четвертой задачи необходимо провести контрольный этап психологического эксперимента, который предполагает повторное измерение уровня креативности и сравнительный анализ полученных результатов проведенного психолого-педагогического исследования в экспериментальной и контрольных группах.

2.2. Приемы по развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей (см. приложение №2) показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Сюжетно - ролевая игра детей старшего дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

У детей ролевой диалог не всегда удается. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. Поэтому задачей на формирующем этапе психологического эксперимента является развитие ролевого диалога.

В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

В результате проведенной работы на констатирующем этапе психологического эксперимента было установлено, что среди экспериментальной группы 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню креативности было отнесено 60% детей экспериментальной группы, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

К третьему (низкому) уровню отнесли 20% дошкольников экспериментальной группы. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Приведенные выше данные оценки уровня креативности представлены в таблице 1 и диаграмме 1.

Таблица 1. Показатели уровня развития креативности в экспериментальной группе на констатирующем этапе психологического эксперимента.


Уровень развития креативности

Количество наблюдений

%

Низкий

4

20

Средний

12

60

Высокий

4

20


Показатели уровня развития креативности в экспериментальной группе на констатирующем этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 1.

Показатели уровня развития креативности у детей, составлявших контрольную группу примерно схожи с аналогичными показателями экспериментальной группы. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели уровня развития креативности в контрольной группе на констатирующем этапе психологического эксперимента.


Уровень развития креативности

Количество наблюдений

%

Низкий

6

30

Средний

11

55

Высокий

3

15


Показатели уровня развития креативности в контрольной группе на констатирующем этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 2.

Сравнение данных уровня развития креативности экспериментальной и контрольных групп на констатирующем этапе психологического эксперимента представлено в таблице 3.

Таблица 3. Уровни развития креативности экспериментальной и контрольных групп на констатирующем этапе психологического эксперимента

Уровень развития креативности

Экспериментальная группа, %

Контрольная  группа, %

Низкий уровень

20

30

Средний уровень

60

55

Высокий уровень

20

15


Показатели уровня развития креативности экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 3.

В ходе констатирующего эксперимента проведены беседы с воспитателями (см. приложение № 6), в ходе которых обращено внимание на то, что для психического развития ребенка сюжетно - ролевая игра является важнейшим условием.

В руководстве игрой отдают предпочтение как прямым, так и косвенным методам. Для развития сюжетно - ролевой игры создают предметную среду, обогащают игровые сюжеты. Воспитатели и педагоги считают, что у детей старшего дошкольного возраста следует развивать творчество в процессе игры. В своей работе по развитию креативности у детей используют как прямые, как и косвенные методы воздействия. Они согласны с тем, что окружающая ребенка обстановка, отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература, мультфильмы, сказки и т. д. способствуют развитию воображения у ребенка.

Очень часто воспитатели являются прямыми участниками игры, так как у большинства детей интерес к новой задаче спадает без поддержки взрослого. Педагоги придерживаются мнения о том, что детям в сюжетно - ролевой игре следует предоставлять полную свободу и самостоятельность, что приведет к наилучшему развитию креативности у дошкольников.

Исходя из наблюдений за ролью воспитателей в игре и беседы с ними, можно сделать вывод о том, что:

Типичным для дошкольников является представление о сюжетно - ролевой игре как естественной, стихийной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Знания о требованиях к организации педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой сводятся к пониманию роли воспитателя как гаранта детской свободы и самостоятельности. Однако на практике эта позиция корректируется необходимостью поддержания дисциплины в группе, что приводит к частым случаям сдерживания игровых проявлений детей, прерыванию игры, прямому вмешательству в игру.

Характерным для воспитателей является представление об игровом творчестве как спонтанном процессе, оцениваемом по степени проявления самостоятельности в игре (фактически не учитывается качество игры).

В результате проведенного исследования на констатирующем этапе исследования установлено, что только для 15-20% детей характерен высокий уровень креативности. Это в равной мере относится как к экспериментальной, так и контрольной группам. Они могут предложить различные новые замыслы; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета; способны по-новому использовать известные предметы и объекты. Большинство же детей (80%) не готовы к решению задач, требующих проявления творческих способностей. Интерес к игровой задаче у них падает без поддержки взрослого, а некоторые оказываются не способны решить новую задачу.

В процессе психологического эксперимента установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития креативности в процессе сюжетно - ролевой игры, т. е. у воспитателя отсутствует знание методов развития творчества в игре и за ее пределами.

В группе преобладают авторитарные формы общения с ребенком, что вредит проявлению креативности. Не всегда осуществляется руководство игрой в целях ее развития. Поэтому выше указанные результаты уровня развития креативности оказываются оправданными.

Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведение формирующего этапа психологического эксперимента в соответствии с предложенными в гипотезе психолого-педагогическими условиями.

Целью формирующего этапа психологического эксперимента было создание психолого-педагогических условий по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Психологический эксперимент проводился в естественных условиях групповой комнаты детского сада, где была создана обстановку, позволяющая ребенку чувствовать себя раскованно: детям разрешали свободно пользоваться игровым материалом и материалами для творческой деятельности; весь материал располагали в доступных местах; не допускали использования критики самостоятельных проявлений детей; создавали условия для налаживания партнерских отношений со взрослым в игровой деятельности.

Основные трудности при проведении эксперимента были связаны с принятием ребенком взрослого как партнера в деятельности. Так, дети, участвующие в эксперименте, первоначально недоверчиво относились к изменившейся позиции взрослого и воспринимали его поведение как игру, которая скоро закончится. Дети достаточно часто настороженно воспринимают любого водящего в группу взрослого, а тем более того, который идет на непосредственный контакт с ним. Выяснилось, что дети сдерживают свои проявления, боясь быть замеченным воспитателем.

Вхождение экспериментатора в детскую деятельность и развертывание в ней партнерских отношений постепенно меняло позицию детей. Мы заметили, что дети стали часто обращаться ко взрослому, искренность в общении, особенно в тех случаях, когда экспериментатор поддерживал беседу детей о героях мультфильмов, находился в курсе детских интересов, включался в обсуждение детского замысла, считался с мнением других детей, подчеркивал достоинства замысла ребенка. Экспериментатор реально оказывал помощь ребенку в случае его затруднений или обращений за советом.

В ходе формирующего этапа психологического эксперимента значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой стремились показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имел для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.

Больших усилий, например, потребовало налаживание контакта с Вадимом Б., практически не принимавшим участия в совместной с другими детьми деятельности. С целью раскрепощения ему предлагалось поиграть с набором голышей, с игрушками из «киндер-сюрприза». Экспериментатор сам ненавязчиво вступал в игру; часто рассматривал с Вадимом иллюстрации имеющихся в группе книг (обычное занятие мальчика); предлагал обсуждать содержание иллюстраций; пытался в разговоре выяснить причины стремления ребенка к уединению. Выяснилось, что другие дети не принимают Вадима в свои занятия, а почему, он «не знает». Экспериментатор стал чаще предлагать мальчику поручения оказать помощь взрослому или детям, что-либо принести, к кому-либо обратиться с вопросом, подключал к деятельности детей. Внутри совместной деятельности старших дошкольников со взрослым экспериментатор высказывался о достоинствах Вадима, обращался к нему при обсуждении замысла, демонстрировал его достижения. Через некоторое время экспериментатор заметил, что мальчик стал проявлять большую активность в общении с другими детьми, начал самостоятельно подключаться к совместной деятельности, правда, предпочитал те занятия, в которых участвовал экспериментатор.

В эксперименте взрослый специально демонстрировал свой эмоционально-положительный настрой как в индивидуальном общении, так и по отношению к различным детским группа (объединенных, например, совместной деятельностью).

Для развития ролевого диалога вводился «телефонный» разговор персонажей. Видя, что игра угасает, экспериментатор брал на себя роль доктора, бабушки и звонил играющим по тому или другому поводу. В результате игра принимала иной оборот, развивалась, вовлекались другие персонажи. Дети радовались интересному повороту событий, увлекались совместной деятельностью.

Для развития сюжетосложения с детьми старшего дошкольного возраста была проведена игра-придумывание. Экспериментатор предлагал вспомнить известную сказку. Например: «Саша, Вика, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого Волка? Что-то я ее немножко забыла. Давайте вместе ее вспомним: немножко расскажет Саша, потом Настя, потом - я, а затем Саша». Пересказ проходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Для нас было важным, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события.

Затем экспериментатор предложил этим детям: «Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать одну общую сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую».

По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные события, стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием (например, Баба-Яга звонит продавцу чтобы узнать, можно ли купить в магазине метлу, так как ее сломалась).

В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9