Психолого-педагогические условия развития креативности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры
Таким образом,
в дипломной работе, помимо обобщения и анализа психолого-педагогической
литературы, решения поставленных задач, была решена и прикладная задача: создан
соответствующий алгоритм, который имеет ярко выраженную консультирующую
направленность.
Заключение
При
выполнении дипломной работы, как научного исследования на основе применения
совокупных методов исследования (изучение, анализа педагогической,
психологической и специальной литературы, опыта работы психологических служб по
изучению психолого-педагогических условий развития креативности у старших
дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры, анализа практики деятельности
отдельных психологов по определению психолого-педагогических условий развития
креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой
игры, проведения психологического эксперимента) решены поставленные задачи:
Определена
сущность креативности в психолого-педагогической литературе;
Проанализирован
опыт по эффективному развитию креативности у дошкольников;
Выявлено значение
сюжетно-ролевой игры в развитии креативности дошкольников;
Диагностирован
уровень развития творческого мышления в процессе сюжетно-ролевой игры;
Проведен
психологический эксперимент по выявлению эффективных психолого-педагогических
условий, необходимых для развития креативности старших дошкольников в
сюжетно-ролевой игре;
Задачи
решалась путем создания в процессе практической работы с детьми положительной
мотивации. В ходе игровой деятельности устанавливались доброжелательные
отношения между психологом и детьми, заинтересовывали их за счет привлечения
игровых приемов, внесения элементов новизны, необычности в традиционные формы
организации игровой деятельности, разъяснения практической значимости
выполняемой работы. Наряду с названными психологическими условиями,
способствующими развитию креативности использовалось также словесное и
наглядное поощрение.
Задача по
разработке конкретных средств и методов, способствующих развитию креативности у
старших дошкольников решена с применением следующих методик:
Для развития
креативности у младших школьников в изобразительной деятельности использовались
различные методики, упражнения, беседы и др. Среди них, такие как методика
Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Л.Ю. Субботиной на развитие воображения;
методика Мухиной В.С. Использование в работе с детьми занятий, объединяющих и
обогащающих арсенал познавательных, оценивающих, исполнительских средств и
средств формирования задачи приводит к значимым улучшениям в развитии
креативности детей по сравнению с уровнем, зафиксированным на констатирующем
этапе. Упражнения на развитие и обсуждение деталей и смысла игровой
деятельности в сюжетно-ролевой игре с обсуждением - способствует организации
активности ребенка, формированию механизмов его самостоятельной деятельности,
механизмов самоуправления, активизации творческого потенциала.
В результате
проведенного исследования подтвердилась гипотеза дипломной работы и решены
поставленные задачи.
Практическая
значимость проведенного исследования состоит в разработке рекомендаций для
работы психолога:
Результаты
исследования могут использоваться для создания оптимальных
психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие креативности у детей
старшего дошкольного возраста;
Разработаны
и представлены психолого-педагогические приёмы, стимулирующие и развивающие
креативность у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой
игры.
Создан
алгоритм по психологическому консультированию воспитателей и родителей по
успешному развитию креативности у старших дошкольников.
Список литературы
Анастази А.
Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича,
В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 2002.-336 с., ил.
Богоявленская
Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1999.
- т.16. - №5. - С.49-58.
Болотина Л.
Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998.
Ветлугина Н.
А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное
воспитание. - 2005. - №5.
Воспитателю
о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. -
М.: Просвещение, 2002. - 128 с., ил.
Выготский Л.
С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,2001.
Выготский Л.
С. Избранные психологические исследования. - М., 1998.
Выготский Л.
С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1998. - С.432-433.
Дьяченко О.
М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 2001.
Жуковская Р.
И. Воспитание ребенка в игре. - М.,2003.
Жуковская Р.
И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. -
2001. - №10.
Запорожец А.
В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие
ребенка. - М.: Педагогика, 1996. - 320 с., ил.
Запорожец А.
В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. -
1995. - №10.
Иванова Н.
И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10.
Казакова Т.
Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой,
аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,
2003.-192с., ил.
Косенко Н.
Т. Формирование творческой активности в игре.// Дошк. восп.- 1999. - №12.
Крупская Н.
К. Пед. соч. - М., 1989. - т. 6. - С.54-55.
Кудрявцев
В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: к диагностике творческих способностей
// Дошк. воспитание. - 1995. - №9.
Леонтьев А.
Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 2002.
Леонтьев А.
Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и
образование. - М., 1996. - №3.
Люблинская
А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических
институтов. - М.: Просвещение, 2001.
Люблинская
А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд.-М.,2005. - С. 234-235.
Макаренко А.
С. Игра. соч. - М., 1987. - т.IV. - С. 376.
Михайленко
Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное
воспитание. - 2003. - №4. - С.18-23.
Никитин Б.
П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1998.
Одаренные
дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. - М., 1999.
Основы
психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. - Ростов на Дону, 1999.
Панов В. И.
Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная
психология. - 1998. - №3. - С.33-48.
Педагогический
словарь в 2-х томах. Том первый. - М.,2006.
Поздняков Н.
А. Менджерицкая Д. В. - Исследователь игры детей дошкольного
возраста.//Дошкольное воспитание. - 2004. - №12.
Пономарев Я.
А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1998.
Проблемы
дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н.
Я. Михайленко. - М., 2005.
Психология и
педагогика игры дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М.,
1996.
Психологический
словарь,/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научн.
-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1993. - 448
с., ил.
Пчелкина В.
Книга - источник детского творчества. //Дошк. восп. - 2001. - №6.
Рубинштейн
С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. - М, 1999.
Руководство
играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /Сост. Е. Н.
Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. -М.: Просвещение, 2004.
- 112 с.
Савенков Л.
И. Детская одаренность в познавательной сфере.//Дошк. восп. - 1998. - №5-6.
Сухомлинский
В. А. Избр. Пед. соч. - М., 1999. - Т. I. - С.104.
Урунтаева Г.
А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. - М., 1999.
Усова А. П.
К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими
//Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1997. - Т. 56.
Флерина Е.
А, Эстетическое воспитание дошкольника. - М.,2001. - С.140.
Хазратова Н.
В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста.
//Индивидуальность и способности. - М. 2004. - С.93-114, Приложения
(с.114-117).
Художественное
творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной.-М.,1992.
Чернов А. В.
Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. - Ростов на Дону,
2002.
Эльконин Д.
Б. Игра и психическое развитие ребенка - дошкольника // Труды всероссийской
конференции по дошкольному воспитанию. - М., 1999.
Эльконин Д.
Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. -
1996. - №5.
Эльконин Д.
Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры
дошкольника. - М.,1996.
Эльконин Д.
Б. Психологические вопросы дошкольной игры./ В сб. Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста. - М., 1999.
Эльконин Д.
Б. Психология игры. - М., 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№1
Экспериментальная
группа
1. Артем. А.
5 лет 7 месяцев
2. Вадим. Б.
5 лет 2 месяца
3. Марк. Г.
5 лет 9 месяцев
4. Саша. Г.
6 лет 1 месяц
5. Рита. К.
5 лет 3 месяца
6. Саша. П.
5 лет 8 месяца
7. Вика. П.
5 лет 5 месяцев
8. Настя. С.
6 лет 2 месяца
9. Артем. С.
5 лет 4 месяца
10.Саша.Ф. 5
лет 11 месяцев
11.Дима. К 5
лет 7 месяцев
12.Серёжа.
Т. 5 лет 2 месяца
13.Лена. И.
5 лет 9 месяцев
14.Даша. К.
5 лет 3 месяца
15.Надя. К.
5 лет 8 месяца
16.Света. П.
5 лет 10 месяцев
17.Вова. К.
5 лет 5 месяцев
18.Саша. Щ.
5 лет 4 месяца
19.Андрей.
П. 6 лет 1 месяц
20.Игорь. Н.
5 лет 8 месяцев
Контрольная
группа
1. Коля. А.
5 лет 3 месяца
2. Настя. Б.
6 лет 4 месяца
3. Настя. Е.
5 лет 9 месяцев
4. Лена. К.
6 лет 7 месяцев
5. Саша. К.
5 лет 11 месяцев
6. Витя. М.
6 лет 1 месяц
7. Коля. Р.
5 лет 4 месяца
8. Маша. С.
5 лет 5 месяцев
9. Максим.
У. 5 лет 10 месяцев
10.Сережа.
Ф. 5 лет 3 месяца
11.Вова. Л.
5 лет 8 месяцев
12.Олег. Т.
5 лет 3 месяца
13. Таня. Б.
5 лет 5 месяцев
14. Нина. К.
6 лет 3 месяцев
15. Павел.
З. 5 лет 9 месяцев
16. Юля. Р.
5 лет 5 месяцев
17.Саша. Б.
5 лет 11 месяцев
18. Юра. Л.
5 лет 4 месяца
19. Илья. Ш.
6 лет 2 месяц
20. Галя. Д.
5 лет 2 месяца
ПРИЛОЖЕНИЕ
№2
ПРОТОКОЛ №1
«Школа»
Вика П.: -
Давайте играть в школу. Я буду учительница.
Настя С.: -
А я - ученица.
Рита К.: -
Можно я тоже буду играть? Я буду ученицей.
Вика П.: -
Ладно. Сейчас будем учиться. Садитесь за парты. У нас урок математики.
Настя С.: -
А я не хочу урок математики. Пусть будет чтения!
Вика П.: Я
учитель и я лучше знаю, какой должен быть урок. Сейчас мы будем решать примеры.
(Задумывается.) Сколько будет 3+1?
Настя.
(поднимая руку): - Четыре.
Вика П.: - А
сколько будет 8-2?
Рита К.: - Я
знаю, я знаю, можно я! Шесть!
Вика П.:
Чтобы ответить, надо поднять руку.
Рита К.
(поднимает руку и отвечает): 8-2=6.
Вика П.: -
Молодец. Теперь будем решать задачу.
Настя С.: -
А я хочу читать.
Вика П.:
Хорошо, у нас звонок (звонит в колокольчик). Урок математики закончен.
Следующий урок - чтение. А сейчас перемена. (Затем звонит в колокольчик.)
Звонок на урок, звонок на урок!
Настя С.:
Теперь я буду учительницей.
Рита К.
(перебивая): - Нет, я!
Настя С.:
Давай сначала я, а потом ты.
Вика П.: Раз
так, то я с вами не играю. Играйте вдвоем.
Настя С.: Ну
и я не буду. Пойдем лучше играть в куклы.
ПРОТОКОЛ №2
«Семья»
Рита К.: -
Давайте играть в семью. Я буду мамой. А ты (показывает на Вику) будешь моя
дочка. Согласна?
Вика П.: -
Да.
Саша Ф.: - А
я буду папой.
Марк Г.: -
Ладно я тоже буду папой?
Рита К.: -
Нет, ты будешь сыночком. Два папы не бывает.
Марк Г.: -
Ну, хорошо, я буду сыночком. Мам, пойдем в магазин за игрушкой.
Рита К.: - У
меня нет денег. Я пошла готовить обед.
Саша Ф.: - Я
пойду на работу (делает вид, что одевается). Где мои ключи от машины?
Рита К.: -
Посмотри на столе.
Вика П.: -
Пап, я нашла твои ключи. Возьми меня с собой на работу.
Саша Ф.: -
Нет, там надо работать. (Берет ключи и уходит.)
Рита К.:
Дочка, или в спальню, играй в куклы, не мешайся под ногами.
Марк Г.:- Я
тогда пойду на улицу играть в ребятами.
Рита К.: -
Подожди, надо поесть. (Накрывает на стол.) Ешь суп!
Марк Г.: -
Не буду, я такой не люблю.
Рита К.: - Тогда
не пойдешь гулять.
Вика П.
(выходит): - Мам, я хочу есть.
Рита К.
(ставит на стол еще одну тарелку): - Ешь.
Вика П.
(делает вид, что ест): - Вкусно!
Марк Г.: Ну,
если вкусно, то я немного съем (берет ложку и делает вид, что ест).
Рита К.: -
Ну, что, поели?
Дети: - Да.
Вита К. -
Тогда вместе идите гулять, а я буду мыть посуду и подожду вашего папу.
Саша Ф.: -
Давайте, как будто я уде пришел домой.
Рита К.: -
Давай, или садись на диван и читай газету.
Воспитатель:
Дети, собираем игрушки и подходим ко мне.
ПРОТОКОЛ №3
«Дом»
Саша П.: -
Давайте играть в дом (спрашивает у воспитателя, можно ли взять конструктор для
постройки дома).
Вадим Б.: -
Я буду с тобой строить дом. А потом буду работать строителем. Если сломается
что-нибудь, говорите мне.
Вика П.: - В
доме должны быть мама и папа. Ты (указывает на Настю) будешь моей сестрой.
(Берет куклы). Это наши дочки.
Настя С.: -
Я не буду сестрой. Я буду сторожить дом, я охранник (взяла пистолет и стоит в
входа в дом).
Саша П. И
Вадим Б.: - Дом готов. Заходите все, будем все в этом доме жить. (Зашли все
дети - 5 человек.)
Вика П.: -
Все живут в своей квартире. (Отделяет стульчиком квартиры). Садитесь и
занимайтесь своими делами.
Саша П.: - Я
работаю шофером, если что-то на работу пойдет, заходите ко мне, я вас подожду.
Вадим Б.
(задумчиво): - Я строитель.
Вика П.: - Я
ухожу в зоопарк с детьми (выходит, Настя ее пропускает и дает пропуск-листик).
Настя С.: -
Это пропуск. Будете проходить в дом по нему.
Саша П.: - Я
уезжаю на работу, буду возить грузы.
Артем А.: -
Я с тобой буду их возить. Возьмем эту машину (показывает на самую большую) и
погрузим кирпичи.
Настя С.: -
Я библиотекарь (берет книги и раздает всем). Завтра принесите.
Вадим Б.
(продолжает подстраиваться дом).
Саша П. И
Артем А. (крича всем): - Теперь будет ночь. Все в дом.
Настя С.: -
Да пора спать.
Все заходят
в дом по квартирам и имитируют сон.
Воспитатель:
- Ну, вот и поспали, теперь занятие.
ПРОТОКОЛ №4
«Больница»
Воспитатель:
- Дети, поиграйте в больницу.
Артем С.: Я
буду врачом (одевает халат, садится за стол). А кто будет медсестрой? Рит,
будешь?
Рита К.: -
Буду (тоже одевает халат). Я буду принимать больных.
Артем С.: -
Медсестра, вызывайте больных.
Рита К.: -
Входите, больной.
Заходит Саша
Г., придерживая руку, и говорит: - Я сломал руку. Помогите, доктор.
Артем С.: -
Садитесь, пожалуйста. Давайте посмотрим, что у вас (осматривает руку, нажимая
на нее, говорит: «Где больно, скажите».)
Саша Г.: -
Ой, больно.
Артем С.: -
Да у вас не перелом, а вывих.
Саша Г.: -
Нет, перелом.
Артем С.: -
Я лучше знаю. У вас вывих.
Рита К.: -
Да, больной. Не спорьте. У вас вывих.
Артем С.: -
Медсестра, держите больного за плечи. (Берет руку и дергает ее.)
Саша Г.: -
Ой, больно! Вы что? У меня не по-настоящему вывих!
Артем С.: -
Терпите, больной. Медсестра выпишет таблетки, и вы будете их пить. А сейчас
забинтую руку (бинтует руку). Походите с перевязкой недельку, а потом придете.
Рита К.
(подает листок Саше): - Вот рецепт, по нему получите таблетки.
Артем С.: -
Идите, больной.
Саша Г.
выходит.
Рита К.: -
Теперь я доктор (садится за стол).
Артем С.
(снимает халат): - Я не хочу быть медсестрой. Играй одна. (Уходит).
ПРОТОКОЛ №5
«Строители»
Артем А.: -
Ребята, давайте поиграем в строителей. Будем строить бензоколонку.
Саша Ф.: -
Давай. Артем, ты будешь строитель, а я беде на «КамАЗе» возить кирпичи.
Настя С.: -
А можно я буду играть с вами? Я буду работать в столовой и готовить вам обед.
Артем А.: -
Ладно. Испеки нам пирог.
Настя С.
(подходит к газовой плите и ставит в духовку форму).
Вика П.
(подходит к телефону, берет трубку и набираем какой-то номер): - Строители,
идите обедать.
(Заходят
Артем А, Саша Ф. и Марк Г.)
Настя С.: -
Ребята, обед готов, идите мыть руки и садитесь за стол.
Поев, ребята
сказали «спасибо» и занялись своей работой.
Марк Г.
(прилетел на вертолете): - Я тоже буду возить вам кирпичи. А вы мне за это
построите гараж.
Артем А.: -
Мы не строим для вертолетов гаражи. Мы строим для машин. Если хочешь себе
гараж, то приезжай на машине.
Марк Г.: -
Хорошо, приеду. Вот привезу еще кирпичей. Ой, за мной папа пришел! До свидания!
(Уходит.)
Саша Ф.: - И
за мной мама пришла. Завтра доиграем. (Убегает.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
№3
Экспериментальная
группа
Критерии
развития креативности Дети Задания
|
Оригинальность
|
Быстрота
|
Гибкость
|
Вариатив-ность
|
Общ.
балл
|
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
|
1.
Артем. А.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
21
|
2.
Вадим. Б.
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13
|
3.
Марк. Г.
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
24
|
4.
Саша. Г
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
14
|
5.
Рита. К.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
23
|
6.
Саша. П.
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
26
|
7.
Вика. П.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
28
|
8.
Настя. Н.
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
25
|
9.
Артем. С.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
26
|
10.Саша.
Ф.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
34
|
11.
Дима. К
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
21
|
12.
Серёжа. Т.
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13
|
13.
Лена. И.
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
24
|
14.
Даша. К
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
14
|
15.
Надя. К.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
23
|
16.
Света. П.
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
26
|
17.
Вова. К.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
28
|
18.
Саша. Щ.
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
25
|
19.
Андрей. П.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
26
|
20.
Игорь. Н.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
34
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|