Психолого-педагогические условия развития креативности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры
У творчески
одаренных детей должны быть творческие родители, способные создать атмосферу,
где таланту каждого из детей нашлось бы достойное место, и каждый был бы рад
достойному вкладу другого.
Проявление
креативности (их усиление или ослабление) подвержено влиянию многих внешних
условий. Например, в условиях, характеризующихся отсутствием критики, оценок
или стресса, дети намного лучше справлялись с творческими и интеллектуальными
задачами.
Учебная
программа для дошкольников обязательно должна предусматривать развитие
творческих способностей. Педагоги считают, что творческое начало следует
развивать с самого раннего возраста, т.к. иначе оно может быть подавлено уже к
6-летнему возрасту.
Большое
значение в развитии творческих способностей у детей отводится методике
преподавания. Одним из основных условий развития творческого мышления является
создание атмосферы - развитие чувства психологической защищенности у детей.
Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них
ощущения, что их предложения неприемлемы или глупы, - это самое верное средство
подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, учителю
следует относиться с уважением. Более того, нужно поощрять детей в их попытках
браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.
Фелдхаузен и
Треффингер (1980) отмечают важное значение обстановки и физической среды в
развитии творческих способностей. Комната, в которой проходят занятия
дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы в соответствии с
выбранным занятием дети имели возможность свободно перемещаться из одной части
комнаты в другие, не спрашивая разрешения у воспитателя. Класс должен быть
снабжен всевозможными материалами и оборудованием, представляемыми в полное
распоряжение детей. Оставляя за собой за собой функцию общего контроля за
происходящим в классе, учитель дает возможность детям строить творческий
процесс самостоятельно.
Для
стимуляции творческой активности могут выступать следующие факторы:
1.
Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его
отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному
проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость,
оригинальность, точность).
2.
Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него,
предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
3. Поощрение
высказывания оригинальных идей.
4.
Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
5.
Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование
вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
6.
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
В педагогике
существуют методы, которые специально направлены на развитие креативности у
дошкольников.
Интересным
для нас представляется анализ комплексного метода руководства игрой,
разработанного и апробированного в исследованиях группы авторов (Е.В.Зварыгина,
Н.Ф.Комарова, С.Л.Новоселова). Центральной идеей этого метода является
необходимость системного подхода к формированию игры с учетом возраста ребенка
и особенностей его игровой деятельности. Содержание комплексного метода
составляют следующие компоненты:
1.
Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
2.
Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им
игрового опыта.
3.
Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося
жизненного и игрового опыта детей.
4.
Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к
самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых
задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
Эти
компоненты в основном соответствуют традиционному делению на прямые и косвенные
методы руководства игрой. Авторы отдают предпочтение косвенным методам,
утверждая, что игра с самого начала организуется как самостоятельная
деятельность детей. Особое значение они придают методу постановки игровой
задачи (связан с развитием способности актуализировать опыт, имеющийся у
ребенка, полученный как в игре, так и в неигровой деятельности), когда дети
упражняются в придумывании нового замысла, ролевого поведения новых персонажей
и.т.д.
А.Страунинг
выделяет метод создания ситуаций «мозгового штурма», который предполагает
совместное обсуждение с детьми возникшей в игре проблемы путем постановки
взрослым вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед
детьми проблем. Интерес к данному методу возник в связи с необходимостью
активизировать творческиий потенциал ребенка.
Г.Я.Буш
предлагает метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются в виде
списка слов. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Цепочка
слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули»
гирлянду. Этот метод применяется для стимулирования творческих проявлений детей
и имеет «раскачивающее» значение.
Таким
образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы, позволяет
сделать следующее заключение: развитие креативности в сюжетно-ролевой игре
возможно, если инициатива в игре принадлежит ребенку. Многие авторы в своих
педагогических исследованиях подчеркивают, что взрослый должен руководить игрой
старших дошкольников только косвенными методами, не разрушая инициативу и
свободу выбора ребенка. Развитие игры и развитие творческих способностей
ребенка находится в зависимости, в связи. Поэтому важно, развивая игру,
обеспечить развитие креативности в ней [25; 30; 33].
Руководство
взрослыми игровой деятельностью детей выражается в обогащении содержания игры,
а также в развитии игры в соответствии с возрастными возможностями ребенка.
Этап игры детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, требует развития
ролевого поведения в играх дошкольников, а с другой - сюжетосложения, как
перспективного этапа развития игры, наиболее творческого, предполагающего
высокий уровень развития креативность.
Таким
образом, вышеизложенные подходы определяют роль педагога и содержание его
деятельности в развитии креативности у детей. Следует уделять первостепенное
значение взаимосвязи развития творчества у ребенка и той атмосферы, которая
создана в группе дошкольного образовательного учреждения. Создание комфортной
психологической атмосферы имеет важнейшее значение для развития творчества
ребенка.
Глава 2. Психологический эксперимент
по развитию креативности у старших дошкольников в сюжетно- ролевой игре
2.1. Содержание и этапы
психологического эксперимента по развитию креативности у старших дошкольников в
процессе сюжетно- ролевой игры.
Для решения
задач, поставленных для определения психолого-педагогических условий развития
креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой
игры, был проведен психологический эксперимент.
В
психологическом эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста
дошкольного образовательного учреждения № 1 села Константиново Раменского
района Московской области.
Общее
количество участников психологического эксперимента составило 40 человек,
которые были представлены двумя группами по 20 человек в каждой. Первая группа
составила экспериментальную группу, вторая - контрольную (приложение № 1).
Психологический
эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап -
констатирующий.
На этом
этапе была проведена первичная диагностика уровня развития креативности
экспериментальной и контрольной группах.
2 этап -
формирующий.
На этом
этапе при проведении сюжетно-ролевой игры в экспериментальной группе,
использовалась специальные приемы, направленные на развитие креативности у
детей старшего дошкольного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе
психологического эксперимента проводились занятия, предусмотренные
воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу не включались в
сюжетно-ролевую игру.
3 этап -
контрольный.
На этом
этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития креативности в
экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных
результатов.
Задача
констатирующего этапа психологического эксперимента состояла в определении
уровня развития креативности старших дошкольников в обеих группах.
Для оценки игровых
проявлений у детей были использованы критерии развития креативности,
разработанные Торренсом и Гилфордом:
Оригинальность,
которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
Быстрота,
как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;
Гибкость,
как способность предложить новое использование для известного объекта;
Вариативность,
т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Для
аналитической обработки результатов исследования и получения количественных
показателей были выделены три уровня развития креативности у дошкольника в
игре:
Низкий
уровень: ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному
замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации
к новой игровой задаче). Использует известный вариант сюжета.
Средний
уровень: ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда
готов принять новый замысел, изменить сюжет, строго действует в соответствии с
первым вариантом сюжета. Затрудняется в предложении нового использования
предметов.
Высокий
уровень: ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро
адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один
вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов
и объектов.
Для
подведения результатов исследования весь материал был представлен в форме
таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески.
Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий
уровень проявления креативности, двумя баллами - средний, тремя баллами -
высокий уровень.
Для
определения уровня креативности в игре, детям, составлявшим экспериментальную и
контрольную группы, были предложены следующие задания:
Задание № 1
"способность оригинально обыграть игрушку". В группу вносилась
игрушка "лиса Алиса" и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее.
Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса". Ей очень скучно
и она хотела бы поиграть с тобой" (далее см. приложение №4).
Для оценки
этого задания были выделены три уровня:
I уровень -
высокий - соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок
быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает
ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный
сюжет.
II уровень -
средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже
известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет
предложенный взрослым или другими детьми.
III уровень
- низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести
какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не
придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.
Оценка
уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности,
описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего
- двумя, низкого - одним баллом.
Результаты
вносились в таблицу (см. приложение № 3).
Задание № 2.
Детям предлагалось придумать сюжет по условию: "Как бы ты играл, если в
твою семью приехал доктор Айболит?" (см. приложение № 5). Для оценки
задания были выделены три уровня:
I уровень -
высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.
II уровень -
средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов - два балла.
III уровень
-низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.
Для
определения уровня креативности использованы критерии развития креативности,
описанные выше, результаты также вносили в таблицу (см. приложение № 3).
Для решения
второй задачи исследования было необходимо провести беседу с воспитателями.
Разработанные вопросы (см. приложение № 6) для беседы позволят выяснить:
Понимают ли
воспитатели значимость игры для психического и физического развития ребенка.
Специфику
работы педагога по развитию креативности у дошкольника.
Роль
педагога в игре: роль стороннего наблюдателя или прямого участника.
Наблюдения
за игровой деятельностью детей и за ролью педагога в ней оформлялись
протоколами (представлены в приложениях).
На
формирующем этапе исследования необходимо создать эмоционально-благополучную
атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера"
можно включить: установка контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения
в игре, формирование партнерских отношений.
Для этого
следует внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от
прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через
организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование
средств литературы и искусства; в непосредственном общении большое внимание
уделять становлению нравственных качеств. Например: "Ты знаешь, какой
доброй была Золушка, ты можешь поступить также хорошо, как поступала она".
Участвовать
в играх детей в качестве партнера. В сюжетно-ролевой игре брать на себя одну из
ролей (не обязательно главную) и выполнять игровые действия в соответствии с
ней. Например: "Я - бабушка. Я приехала к вам из Москвы. Внучка, чем ты
меня угостишь? А у вас есть клубничный пирог? Нет? Тогда давайте сходим в
магазин за продуктами и испечем его…"
Не
навязывать детям свое мнение о развитии сюжета и поведении героев, но принимать
участие в обсуждении и планировании дальнейшего хода игры. Например: " А
можно я буду играть с вами в "больницу". Я буду пациентом. У меня
заболит голова, и врач выпишет мне лекарства. Я пойду за ними в аптеку…".
В ходе
формирующего эксперимента следует вовлекать в игру малоактивных детей, которые
предпочитают отмалчиваться, придерживаться того, что в предлагаемых заданиях не
существует одного решения и правильными могут оказаться разные ответы, иногда
не похожие друг на друга. Стимулировать как можно большее число разнообразных
ответов, но, прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения.
В работе с
этими детьми следует выявлять их особенности, попытаться вывести их из
состояния малоактивности путем организации совместной с педагогом игровой
деятельности. Предложить ребенку поиграть с набором голышей, с игрушками из
"киндер-сюрприза". Главным условием проведения формирующего
эксперимента и развития креативности у дошкольников явилось руководство игрой
со стороны воспитателя и при этом предоставление детям свободы и
самостоятельности в игре.
В процессе
сюжетно-ролевой игры от педагога требуется внесение следующих элементов в игру
и решение соответствующих задач:
Развития
ролевого диалога.
Развитие
сюжетосложения у дошкольников.
Для развития
ролевого диалога ввести "телефонные" разговоры персонажей. Например:
Ситуация №1.
"Здравствуйте, вам звонит доктор. (А у нас ни кто не болен). Я знаю, но
вашей дочери пора сделать прививку. (А когда мы к вам должны придти?) Завтра
утром…"
Ситуация №2.
"Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка. Как у вас дела? (хорошо). Может
быть, вы приедете ко мне в гости в деревню? Там отдохнете на природе, попьете
парного молока….
Для развития
сюжетосложения провести с детьми старшего дошкольного возраста игру -
придумывания. При этом постави следующий вопрос: "Что и как
придумывать?"
В совместной
игре с детьми постепенно переводить их ко все более сложным преобразованиям
знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
Для этого
сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера.
Предложить "вспомнить" вместе известную сказку. Пересказ должен
происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и
требований полноты рассказа. Важного чтобы ребенок передал общий смысл
очередного события. После его изложения предложить передать "ход"
другому ребенку. Если дети забыли часть сказки, можно включиться вне очереди:
"Я вспомнила, дальше было так…"
Тем же детям
предложить новую игру. "Давайте играть по-новому. Будем вместе придумывать
общую сказку, про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую".
Игра -
придумывания каждый раз должна занимать не более десяти - пятнадцати минут.
Желательно участников посадить так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в
игру можно включать до 3-х детей. Большее число участников пока не
целесообразно, т. к. дети не могут долго ждать своей очереди высказаться,
теряют нить сюжета, и в результате их интерес падает.
По мере
овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события стимулировать
детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью
включить детей в игру, где участником предложить роли, принадлежащие разным
смысловым сферам - разно-контекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и
милиционер, Баба Яга и продавец…). Чтобы не "закрывать" предметными
действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру
осуществить в форме "телефонных" разговоров персонажей.
В дальнейшем
предложить придумывать настоящие истории. При этом опираться на детские
интересы, но одновременно стимулировать участников к использованию тех знаний,
которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.
Придумывание историй осуществлять в группах по четыре - пять человек. Обсудив с
детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуацию, в которой он оказался,
цель и т.д.), в дальнейшем уменьшить свой вклад в игру.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|