бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические условия развития креативности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры бесплатно рефераты

Эмоциональное поведение экспериментатора, его увлеченность, способность к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей во многом повлияли на радость сотворчества, партнерских отношений, сотрудничества.

В поведении детей были замечены следующие изменения: появление доверия к взрослому, большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности.

Проявление экспериментатора, выражающееся отсутствием жестких оценок, резких обращений, желанием совместно действовать позволили ребенку увидеть взрослого как интересующего субъекта. Это выражалось в частых обращениях к воспитателю по поводу организации совместной деятельности, решения конфликтных ситуаций и т.д.

С целью снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников создавалась обстановка разрешения. Для этого использовали метод мозгового штурма и метод гирлянд. Мозговой штурм возникал незапланированно при решении какой-либо задачи, при обсуждении поступка, случая или события из художественного произведения. Дети сами по ходу, обсуждая, корректировали высказанные идеи, анализировали их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко и т.д.). В такие моменты, наблюдая за детьми, можно было отметить более внимательное отношение их друг к другу в условиях совместной деятельности, что связано с появлением интереса к партнеру-сверстнику как носителю нового.

Гирлянды аналогий формировались в виде списка слов. Это могли быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, дети составляли цепочку, которая могла закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Например: дорога - извилистая - крутая - яйцо - скользкое - горка - снег - пустыня - сахар - вкусно - компот - фрукты - много - заболеешь - больница - лекарство - горькое - лук - грядка- огород - дорога.

Или: яблоко - сладкое - мороженое - холодное - снег - мокрый - дорога - длинная - сказка - Баба Яга - метла - улица - весело - день рождения - праздник - гости - вечер…

Метод гирлянд позволили дошкольникам творчески мыслить, проводить параллели между предметами, не отвлекаться от своих ассоциаций, выявлять сходства предметов по каким-либо свойствам или отношениям. Интерес к совместной деятельности толкал их к обсуждению ассоциаций. В результате проведенной работы на формирующем этапе психологического эксперимента, было установлено, что сократилась конфликтность между детьми, активизировался внутренний потенциал ребенка, было снято эмоциональное напряжение.

Для проверки эффективности формирующего этапа психологического эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования развития креативности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития креативности детей.

Таблица 4. Показатели уровня развития креативности в экспериментальной группе на контрольном этапе психологического эксперимента.


Уровень развития креативности

Количество наблюдений

%

Низкий

1

5

Средний

6

30

Высокий

13

65


Показатели уровня развития креативности в экспериментальной группе на контрольном этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 4.

Таблица 5. Показатели уровня развития креативности в контрольной группе на контрольном этапе психологического эксперимента.


Уровень развития креативности

Количество наблюдений

%

Низкий

4

20

Средний

10

50

Высокий

6

30


Показатели уровня креативности в контрольной группе на контрольном этапе психологического эксперимента представлены на диаграмме 5.

Оценка динамики изменения уровня креативности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах психологического эксперимента представлена в таблице 6 и на диаграмме 6.

Таблица 6. Показатели уровня креативности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах психологического эксперимента.


Уровень развития креативности

Констатирующий этап (%)

Контрольный этап (%)

Низкий

20

5

Средний

60

30

Высокий

20

65


Диаграмма 6. Сравнительный анализ уровня креативности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе.

Данные таблицы 6 и диаграммы 6 показывают, что создание эмоционально-положительной обстановки позволило в экспериментальной группе улучшить показатели креативности. Сравнение данных констатирующего этапа с данными полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей с низким уровнем креативности уменьшилось в 4 раза, на 30 % уменьшилось количество детей, имевших средний уровень развития креативности.. За счет уменьшения количества низкого и среднего уровня креативности на 45% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень креативности. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа психологического эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня креативности у детей.

Нетрадиционные отношения взрослого с ребенком, нестандартная обстановка проведения эксперимента - все это способствовало легкости принятия детьми контрольных заданий, появлению эпизодических выходов за рамки стереотипических способов выполнения задания, желанию выполнить задание с положительным результатом.

Активизирующее вмешательство взрослого толкало детей к новым решениям возникающих в деятельности задач. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтовали друг с другом, более того, пытались участвовать в решении общих проблем. Их объединяла и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.

Характеризуя творческие проявления детей при выполнении заданий на контрольном этапе исследования, необходимо отметить быстроту, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации, и гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта, свойственные большему количеству детей по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.

У тех детей, чьи результаты на констатирующем этапе исследования были низкими, гибкость проявилась при выборе пути решения задач. Тем не менее, дети использовали привычные пути решения задач, что позволяет сказать о привязанности их к привычному, реалистичному. Проявления детей характеризовались эпизодическими выходами за рамки стереотипных сюжетов, способов деятельности. Так, оригинальность как способность находить свой собственный, самостоятельный путь выполнения задания, проявилась лишь у 5 детей экспериментальной группы, а вариативность, как способность придумывать несколько вариантов решения одной задачи проявилась у 4 детей.

Можно отметить повышение у детей активности, стремления при выполнении задания действовать самостоятельно, желание изменить привычный сюжет найти другой способ решения задач, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми. И хотя специальной задачи - сформировать способы творческой деятельности - на этом этапе не ставилось, дети осваивали их в процессе совместной деятельности и общения ребенка со взрослым.

Контрольный этап исследования показал, что детям доступно освоение способов комбинирования предложенных идей. Так, в совместной деятельности можно было наблюдать попытки детей придумать новый сюжет, решить «сложную» задачу, использовать свой опыт для решения задачи по-новому и т.д.

Подобные творческие проявления можно было заметить и в самостоятельной деятельности детей, особенно ближе к концу эксперимента. Использовались такие способы решения задач, как воспоминание ситуаций из сюжетов, заимствованных из книг и мультфильмов и т.д.Уровни развития креативности у детей, составлявших контрольную группу на констатирующем и контрольном этапах психологического эксперимента, представлены в таблице 7 и на диаграмме 7.

Таблица 7. Показатели уровня креативности в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах психологического эксперимента.

Уровень развития креативности

Констатирующий этап (%)

Контрольный этап (%)

Низкий

30

20

Средний

55

50

Высокий

15

30


Диаграмма 7. Сравнительный анализ уровня креативности в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапе психологического эксперимента.

Незначительные изменения уровня креативности контрольной группы, выявленные на контрольном этапе: уменьшение на 10% детей с низким и на 5% со средним уровнем креативности, 15% рост количества детей, показавших высоких уровень развития креативности подтверждает предположения, что без создания специальных психолого-педагогических условий достижение существенного изменения креативности весьма затруднительно.

Сравнительный анализ уровня креативности экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе психологического эксперимента представлен в таблице 8. и диаграмме 8.

Таблица 8. Показатели уровня креативности экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе психологического эксперимента.


Уровень развития креативности

Экспериментальная группа (%)

Контрольная  группа (%)

Низкий

5

20

Средний

30

50

Высокий

65

30

Контрольный этап психологического эксперимента позволил прийти к выводу о том, что в сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников необходимо использовать проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма).

В результате подтвердилось предположение о том, что развитие креативности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре возможно, если создаются следующие условия:

Игровая деятельность детей дошкольного возраста будет организована с учетом дифференцированного подхода к детям. Разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов, но особенно актуальна она для системы дошкольного обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду;

Созданы психологически комфортная среды и атмосфера эмоционального принятия ребенка;

Обеспечена самостоятельность и свобода выбора в игре у детей старшего дошкольного возраста;

В сюжетно-ролевой игре присутствует сопровождение со стороны педагога-воспитателя;

2.3. Психологическое консультирование по развитию креативности у старших дошкольников

Проводя психологическое консультирование по проблемам, связанным с развитием креативности старшего дошкольника, педагогам, воспитателям и родителям необходимо обязательно учитывать следующие знания о способностях, которыми располагает современная психолого-педагогическая наука:

Способности человека в их прогрессивном развитии зависят от двух основных факторов: от наличия у человека определенных и, как правило, врожденных задатков, а также от социальных факторов (условий психологического развития человека), влияющих на превращение соответствующих задатков в способности.

Науке до сих пор доподлинно не известно, что такое задатки на анатомо-физиологическом уровне. Однако жизнь и практика работы с людьми позволяют, постоянно и внимательно наблюдая за ними, обнаруживать задатки по внешним, психологическим признакам. Это, в частности, можно сделать, наблюдая за тем, как ребенок ведет себя и решает разного рода задачи в раннем детстве.

Особенно ярко задатки ребенка проявляются в ранние, дошкольные годы его жизни, в частности в возрасте от одного года до четырех-пяти лет. Их можно обнаружить, наблюдая, чем данный ребенок существенно и в положительную сторону отличается от других детей.

К возрасту примерно около четырех лет практически почти все имеющиеся у ребенка с рождения задатки, так или иначе, проявляют себя. Поэтому, заботясь о развитии задатков ребенка, об их как можно более скором превращении в способности, необходимо активно приступать к развитию способностей при самых первых проявлениях задатков.

5. Многие способности человека можно развивать и при отсутствии у него явно выраженных задатков. Однако в этом случае придется приложить гораздо больше усилий для развития способностей, и они, наверное, не достигнут в своем развитии достаточно высокого уровня.

Обучение и воспитание вносят не меньший вклад в развитие способностей, чем имеющиеся задатки. Сами задатки без обучения и воспитания никогда не превращаются в высокоразвитые способности человека.

Чем старше человек, тем труднее развивать его способности даже в том случае, если у него имеются явно выраженные задатки.

Психологическое консультирование как самих педагогов-воспитателей, так и родителей старших дошкольников, направлено на оказание эффективной помощи в целях формирования и развития креативности детей старшего дошкольного возраста, и, прежде всего с разъяснением возможностей сюжетно-ролевой игры для развития креативности.

Воспитателям и родителям следует понимать, что креативнось, это - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативнось выделена в особый тип среди интеллектуальных способностей человека.

Среди основных свойств креативности можно выделить следующие:

Гибкость мышления, то есть переход от одного класса явлений к другому, подчас далекому по содержанию.

Свобода от шаблона, выражающаяся в поиске новых подходов к решению творческих задач.

Широта, определяющая возможность привлечения знаний из различных областей.

Критичность, характеризующаяся способностью, верно оценивать эффективность собственной деятельности.

Глубина, определяемая степенью проникновения мышления в сущность явлений.

Открытость - доступность мышления к различного рода привходящим идеям и суждениям.

Антиципация, или мышление с предвосхищением.

Независимость мышления, определяемая способностью самостоятельно и оригинально сформулировать и решить творческие задачи, не поддаваясь стороннему влиянию, и умением отстаивать свои творческие позиции.

Изобретательность, конструктивность.

Вместе с тем, нужно понимать, что вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Несмотря на значительное число исследований посвященных данной вопросу, надежные способы измерения креативности и развития не найдены.

В дипломной работе для решения задачи по развитию креативности у старших дошкольников был разработан соответствующий алгоритм с привлечением для решения стоящей задачи такого средства как сюжетно-ролевая игра.

Алгоритм представляет психодиагностическую и развивающую систему по оценке, развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста, контролю успешности примененных развивающих приемов. Алгоритм включает в себя 3 блока: набор диагностирующих методик, второй блок - развивающий (использование сюжетно-ролевой игры в качестве основного развивающего приема). Третий блок: блок оценки полученных результатов и эффективности применения сюжетно-ролевой игры как основного средства развития креативности у детей старшего дошкольного возраста. Применение третьего блока позволяет корректировать процесс и содержание сюжетно-ролевой игры, методические приемы по использованию сюжетно-ролевой игры как основного средства развития креативности. Этот блок выступает своеобразным средством самоконтроля для педагога-воспитателя в оценке эффективности проводимых развивающих методик.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9