бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические причины трудностей школьного обучения в начальных классах бесплатно рефераты


Заключение


Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.

Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.

Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. В этом - диалектика взаимоотношений между поколениями, закон этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним. Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении сказал: "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит". ("Маленький принц". М.: Детская литература, 1983.).

Мы рассмотрели в данной работе решение психологических проблем школьного обучения в начальных классах через призму экологического воспитания.

Актуальность проблемы, рассмотренной в данной работе, в наши дни всё возрастает. Для успешного её решения требуется серьёзная целенаправленная работа, поиск наиболее эффективных средств формирования экологической культуры младших школьников.

Полученные нами положительные результаты опытно-экспериментальной работы показали, что выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась, поставленные в исследовании задачи полностью выполнены:

1) Определена сущность понятия «экологическое воспитание».

Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста имеет большое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Таким образом, экологическое воспитание детей- целенаправленный педагогический процесс.

2) Выявлена сущность, структура и содержание понятия экологической культуры как социально-нравственного качества личности младшего школьника.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе, как всеобщему условию и предпосылки материального производства к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

3) Определены педагогические основы формирования экологической культуры младших школьников.

Экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.

4) Подобраны и систематизированы задания и упражнения, способствующие формированию экологической культуры младших школьников.

Эти задания были направлены на выявление знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней, а также на сформированность практических навыков и умений    в разнообразной

 деятельности в природе.

5) Опытно-экспериментальным путём проверена эффективность разработанной системы внеклассных занятий в формировании основ экологической культуры младших школьников.

В ходе выполнения заданий и упражнений, способствующих формированию экологической культуры младших школьников, экологическая культура учащихся значительно повышается. Число учащихся с высоким уровнем экологической культуры возрастает.

Целенаправленное использование внеклассных занятий, соответственно критериям уровней экологической культуры младших школьников обеспечивает формирование основ экологической культуры, тем самым повышая уровень экологических знаний и оказывая положительное воздействие на развитие каждого ребёнка и коллектива в целом.

Фактическое отсутствие целенаправленной работы по формированию основ экологической культуры именно в младшем школьном возрасте приводит к снижению мотивации обучения и затрудняет развитие положительных качеств личности в дальнейшем. Поэтому имеет глубокий смысл продолжение исследований проблемы в формировании основ экологической культуры младших школьников и решения трудностей в обучении.


Литература


1.        Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 2006. - №1.

2.        Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии. //География в школе, 2005. - №6.

3.        Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2003. – 374 с.

4.        Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М, 2005. - 392 с.

5.        Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с.

6.        Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.

7.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с.

8.        Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2004. – 178 с.

9.        Груздев П.Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. – М, 2005. – 427 с.

10.    Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. - Владимир. 2006. – 377 с.

11.    Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. – М, 2004. – 422 с.

12.    Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. - М, 342 с.

13.    Зубков Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов. - Екатеринбург, 2003. – 190 с.

14.    Информационно-методическое письмо об обновлении курса преподавания природоведения в программе естественнонаучного образования «Природа и люди». //Начальная школа, 2005. - №8.

15.    Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа, 2006. - №8.

16.    Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М, 2005. – 432 с.

17.    Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. //Биология в школе, 2004. - №3.

18.    Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. - М.: Просвещение, 2006. – 438 с.

19.    Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2006. - №6.

20.    Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 2005. - №6.

21.    Кузнецов В.Н. Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2006. – 176 с.

22.    Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. – 282 с.

23.    Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 2005. - №3.

24.    Назаренкова Г.Н. Коллективное игровое творчество как фактор нравственного воспитания учащихся. - Чебоксары, 2003. – 158 с.

25.    Назаренкова Г.Н. Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности.– Чебоксары, 2002. – 190 с.

26.    Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 2005. - №5.

27.    Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005. – 338 с.

28.    Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 2004. - №6.

29.    Пидкасистый П.И. и др. Технология игры в обучении и развитии. – М, 2004. – 387 с.

30.    Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. - М.: Просвещение, 2003. – 122 с.

31.    Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. - М.: Просвещение, 2005. – 277 с.

32.    Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 2-го(3) класса. - М.: Вита -Пресс, 2006. – 143 с.

33.    Плешаков А.А. Экология для младших школьников. - М.: Просвещение, 2005. – 289 с.

34.    Программно-методические материалы. Природоведение. //Начальная школа. - М.: Дрофа, 2006. – 190 с.

35.    Ривкин Е.Ю. Экологизация школьного географического образования. //География в школе, 2003. - №3.

36.    Рожно­в В. Е. Игровая терапия. – М, 2006. – 123 с.

37.    Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная школа, 2006. - №2.

38.    Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, 2006. - №6.

39.    Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания. //Начальная школа, 2006. - №6.

40.    Суравегина И.Т. Школьная экология: задачи и функции. //Биология в школе, 2005. - №3.

41.    Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. – 378 с.

42.    Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 2005. – 254 с.

43.    Сухомлинский В. А. 100 советов учителю. – Киев, 2004. – 202 с.

44.    Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2005. - №10.

45.    Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. - М.: Академия развития, 2006. – 321 с.

46.    Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М, Педагогика, 2003. – 173 с.

47.    Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа, 2006. - №8.

48.    Шмалов С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М, 2004. – 264 с.

49.    Экологическое воспитание школьников.//География в школе, 2005. - №5.

50.    Эльконин Д. Б. Психология игры. – М, 2004. – 438 с.

51.    Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей / Эльконин Д. Б. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3.


Приложения


ПРИЛОЖЕНИЕ I.


Основные факторы, определяющие формирование у школьников ответственного отношения к окружающей природной среде (По Захлебному А.Н.).

Потребности, ценности


Идеал отношения и поведения


Активная жизненная позиция










Культура поведения


Культура профессионального труда

Содер­жание









Методы


Знания

Готовность действовать



Педагогические средства


Оценочно-эмоциональная реакция



Ответственное
отношение


Реализация в деятельности и в поведении

Наглядные средства


Деятельность учащихся

Способность действовать


Формы организации

















Участие в ОПТ по защите, уходу, улучшению природной среды, пропаганде идей охраны природы.

Прогнозирование вариантов последствий


Принятие решений


Выбор способа действия









































Приложение II.


Диаграмма №1(констатирующий этап).



Приложение III.


Диаграмма № 2 (констатирующий этап).



Приложение IV.


Методика № 1.


Методика № 2

Методика № 1 и № 2


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9