Психологические причины трудностей школьного обучения в начальных классах
Заключение
Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и
содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления
трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная
совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе
коррекции.
Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в
общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его
душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.
Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и
воспитывает нас. В этом - диалектика взаимоотношений между поколениями, закон
этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним. Антуан де
Сент-Экзюпери в своем произведении сказал: "Ведь все взрослые сначала были
детьми, только мало кто из них об этом помнит". ("Маленький
принц". М.: Детская литература, 1983.).
Мы рассмотрели в данной работе решение психологических
проблем школьного обучения в начальных классах через призму экологического
воспитания.
Актуальность
проблемы, рассмотренной в данной работе, в наши дни всё возрастает. Для
успешного её решения требуется серьёзная целенаправленная работа, поиск
наиболее эффективных средств формирования экологической культуры младших
школьников.
Полученные
нами положительные результаты опытно-экспериментальной работы показали, что
выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась, поставленные в
исследовании задачи полностью выполнены:
1)
Определена сущность понятия «экологическое воспитание».
Экологическое
воспитание детей младшего школьного возраста имеет большое значение, так как в
этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что
является частью духовной культуры.
Таким
образом, экологическое воспитание детей- целенаправленный педагогический
процесс.
2)
Выявлена сущность, структура и содержание понятия экологической культуры как
социально-нравственного качества личности младшего школьника.
Экологическая
культура проявляется в ответственном отношении к природе, как всеобщему условию
и предпосылки материального производства к объекту и предмету труда,
естественной среде жизнедеятельности человека.
3)
Определены педагогические основы формирования экологической культуры младших
школьников.
Экологическая
культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности.
Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий
образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
4)
Подобраны и систематизированы задания и упражнения, способствующие формированию
экологической культуры младших школьников.
Эти
задания были направлены на выявление знаний и представлений младших школьников
о природе и гуманного отношения к ней, а также на сформированность практических
навыков и умений в разнообразной
деятельности
в природе.
5)
Опытно-экспериментальным путём проверена эффективность разработанной системы
внеклассных занятий в формировании основ экологической культуры младших
школьников.
В
ходе выполнения заданий и упражнений, способствующих формированию экологической
культуры младших школьников, экологическая культура учащихся значительно
повышается. Число учащихся с высоким уровнем экологической культуры возрастает.
Целенаправленное
использование внеклассных занятий, соответственно критериям уровней
экологической культуры младших школьников обеспечивает формирование основ
экологической культуры, тем самым повышая уровень экологических знаний и
оказывая положительное воздействие на развитие каждого ребёнка и коллектива в
целом.
Фактическое
отсутствие целенаправленной работы по формированию основ экологической культуры
именно в младшем школьном возрасте приводит к снижению мотивации обучения и
затрудняет развитие положительных качеств личности в дальнейшем. Поэтому имеет
глубокий смысл продолжение исследований проблемы в формировании основ экологической
культуры младших школьников и решения трудностей в обучении.
Литература
1.
Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе
экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 2006. - №1.
2.
Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах
физической географии. //География в школе, 2005. - №6.
3.
Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении.
- М.: Педагогика, 2003. – 374 с.
4.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М, 2005. -
392 с.
5.
Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под
ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с.
6.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка
//Вопросы психологии. - 2006. - № 6.
7.
Выготский
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с.
8.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и
животных. Ярославль: Академия развития, 2004. – 178 с.
9.
Груздев П.Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе
обучения. – М, 2005. – 427 с.
10.
Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами
интеллектуальных и творческих игр. - Владимир. 2006. – 377 с.
11. Захлебный А.М.,
Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. – М,
2004. – 422 с.
12. Зверев И.Д.
Организация экологического образования в школе. - М, 342 с.
13. Зубков Т. И.
Формирование познавательной активности учащихся начальных классов. -
Екатеринбург, 2003. – 190 с.
14. Информационно-методическое
письмо об обновлении курса преподавания природоведения в программе
естественнонаучного образования «Природа и люди». //Начальная школа, 2005. - №8.
15. Исаева Н.Н.
Научить понимать и любить природу. //Начальная школа, 2006. - №8.
16. Каплунович И.Я.
Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М, 2005. – 432 с.
17. Квасцова Л.С.,
Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников.
//Биология в школе, 2004. - №3.
18. Клепинина З.А.,
Мельчаков Л. Ф. Природоведение. - М.: Просвещение, 2006. – 438 с.
19. Климцова Т.А.
Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2006. - №6.
20. Колесникова Г.И.
Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 2005. - №6.
21. Кузнецов В.Н.
Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
22. Левитман М.Х.
Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. – 282 с.
23. Мойснер Г.П. Всё
начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 2005. - №3.
24. Назаренкова Г.Н.
Коллективное игровое творчество как фактор нравственного воспитания учащихся. -
Чебоксары, 2003. – 158 с.
25. Назаренкова Г.Н.
Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности.– Чебоксары,
2002. – 190 с.
26. Павленко Е.С.
Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа,
2005. - №5.
27. Пакулова В.М.,
Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005.
– 338 с.
28. Пахомов А.П.
Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению
экологическими знаниями. //Начальная школа, 2004. - №6.
29. Пидкасистый П.И.
и др. Технология игры в обучении и развитии. – М, 2004. – 387 с.
30. Плешаков А.А.
Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. - М.:
Просвещение, 2003. – 122 с.
31. Плешаков А.А.
Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. - М.: Просвещение, 2005. – 277 с.
32. Плешаков А.А. Сто
заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 2-го(3) класса. - М.: Вита
-Пресс, 2006. – 143 с.
33. Плешаков А.А.
Экология для младших школьников. - М.: Просвещение, 2005. – 289 с.
34. Программно-методические
материалы. Природоведение. //Начальная школа. - М.: Дрофа, 2006. – 190 с.
35. Ривкин Е.Ю.
Экологизация школьного географического образования. //География в школе, 2003.
- №3.
36. Рожнов В. Е.
Игровая терапия. – М, 2006. – 123 с.
37. Симонова Л.П. Задания
по экологии для младших школьников. //Начальная школа, 2006. - №2.
38. Симонова Л.П. О
перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная
школа, 2006. - №6.
39.
Сорокоумова Е.А. Работа с
учебным текстом экологического содержания. //Начальная школа, 2006. - №6.
40. Суравегина И.Т.
Школьная экология: задачи и функции. //Биология в школе, 2005. - №3.
41. Суравегина И.Т.,
Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. – 378 с.
42. Сухомлинский В.А.
Сердце отдаю детям. - Киев, 2005. – 254 с.
43. Сухомлинский В.
А. 100 советов учителю. – Киев, 2004. – 202 с.
44. Тарасова Т.И.
Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.
//Начальная школа, 2005. - №10.
45. Цветкова И.В.
Экология для начальной школы: игры и проекты. - М.: Академия развития, 2006. –
321 с.
46. Шамова Т.И.
Активизация учения школьников.- М, Педагогика, 2003. – 173 с.
47. Шевчук Н.А. Мир
вокруг нас. //Начальная школа, 2006. - №8.
48. Шмалов С. А. Игры
учащихся – феномен культуры. – М, 2004. – 264 с.
49. Экологическое
воспитание школьников.//География в школе, 2005. - №5.
50. Эльконин Д. Б.
Психология игры. – М, 2004. – 438 с.
51. Эльконин Д. Б.
Символика и ее функции в игре детей / Эльконин Д. Б. // Дошкольное воспитание.
- 2006. - №3.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ I.
Основные
факторы, определяющие формирование у школьников ответственного отношения к
окружающей природной среде (По Захлебному А.Н.).
|