бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические причины трудностей школьного обучения в начальных классах бесплатно рефераты

Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.

Учитель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.

1.                 У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. Что мы ему посоветуем? Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло.

2.                 А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно будет ей попить отвар мать -и- мачехи, чабреца.

3.                 Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У неё нет сил. Что же делать? Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам станет легче.

В конце занятия учитель угощает детей витаминным чаем.

Занятие №4

Беседа « Кто живёт в воде?»

Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Оборудование: картинки с изображением речных животных, панно с изображением подводного мира реки, картинки с изображением водных животных.

Ход занятия.

Учитель показывает детям глобус. Сколько здесь голубого цвета! Что изображено голубым цветом? ( Это океаны, моря, реки – ведь голубым цветом на картах изображают воду.) Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде ? ( Прежде всего- рыбы.) Недаром говорят: »Рыбы-дети воды». Они живут в пресной и солёной воде. Рыб в мире огромное количество.

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки.

( Прикрепить на ковролин панно подводного мира реки.)

Посмотреть на реку- и кажется, в ней

Нет ни малявок, ни окуней.

Только бежит голубая вода,

Петляя по лугу незнамо куда.

Но если поглубже в неё заглянуть,

С маской и трубкой тихонько нырнуть,

Сразу увидишь, что это не так:

Вот под корягою прячется рак,

Налим под колоду забрался,

А - это огромная щука, плывёт, как ракета.

У кручи подмытой на дне хрящеватом

Лещ отдыхает, стоит, как лопата.

В затоне лини копошатся в грязи,

На солнце сверкают боками язи.

Стайка плотвы шевелит камыши,

Мелькают густерки, ельцы и ерши…

Река ведь не просто течёт и течёт,

Она интересною жизнью живёт!

( По ходу чтения стихотворения дети прикрепляют картинки водных обитателей на панно подводного мира реки. Ребёнок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает о том, кто на ней изображён и выражает своё отношение к животному через движения, мимику).

Рак: Я - рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь под коряги.

Ёрш: Я чем-то напоминаю ежа - такой же колючий. Я очень живуч. Бросишь меня на лёд - замёрзну, а в тепле оттаю и поплыву.

Карась: Я - карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде. Ем всё подряд.

Щука: Меня рыбаки прозвали речным волком. Но ещё меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоёмы, не даю распространяться болезням.

Лягушка:

Раньше были мы икрою, ква - ква!

А теперь мы все герои, ать - два!

Головастиками были, ква - ква!

Дружно хвостиками били, ать-два!

А теперь мы лягушата, ква - ква!

Игра «Мы - водные животные».

Мы - лягушки. Ребята, хотите быть лягушками? Идите, я вас научу. ( Дети вместе с лягушкой играют, имитируют её движения- плавают в воде, выпрыгивают на берег.

Мы- стайка рыбок.( Дети вместе с рыбой плавают, имитируя её движения. Плаваем молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука. Рыбки быстро уплывают, разбегаясь в стороны).

Превращаемся в улиток. Высовываем рожки ( пальцы рук ) и медленно ползём по листу водного растения.

А теперь пройдёмся ,как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую.

Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплаваем, выйдем на берег, отряхнёмся и станем сухими.

Дети, мы сегодня узнали много интересного о водных жителях. А теперь возьмите набор карточек с изображением различных животных и рисунок водоёма. Водные жители заблудились и никак не найдут свою реку; ребята помогите им. ( Дети выбирают из предложенного набора карточек водных жильцов и помещают их на рисунок водоёма.) По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

Занятие №5

Природа нашего Тульского края в опасности.

Цель: познакомить учащихся с экологической обстановкой в нашем крае.

Оборудование: глобус, плакат SOS, флажок SOS.

Ход занятия.

Ребята давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Как мы назовём модель земного шара? (глобус).

Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Земля – это не только вода, но и суша. Это огромные материки, где живут звери, птицы, где растут деревья и цветы, где высятся горы и дышат жаром пустыни.

Ребята, а на каком материке живём мы с вами? (Евразия.)

А в какой области мы с вами живём (Тульская область.)

Ребята, а вы знаете, что наша область в опасности. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик. От этих предприятий загрязняется воздух, его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки и загрязняют их. Так загрязняется наша область. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша область в опасности! Она требует помощи. Вы знаете сигнал бедствия?

Я вам скажу: SOS (показывает плакат). Это призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей области?

Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить её с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. Этим занимаются люди- экологи. Хотите стать юными экологами? Я вам сейчас покажу место в нашей области, которое надо спасать. Это река Упа. Это очень красивая река. Сейчас она загрязнена. Сейчас люди думают, как её спасти.

Ребята, поговорите дома с родителями о нашем городе. Спросите: в опасности наш город или нет? Что ему угрожает? Завтра скажете, надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS.

Занятие № 6

Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными

растениями.

Цель: познакомить учащихся с большим разнообразием комнатных растений, со значением комнатных растений в жизни человека, с правилами ухода за комнатными растениями, формировать практические навыки и умения в природе и гуманное отношение к ней.

Оборудование: карта полушарий, рисунки комнатных растений и живые объекты на подоконниках, плакат “Правила ухода за комнатными растениями”.

Ход занятия.

Учитель: - Сегодня мы совершим путешествие на родину комнатных растений и познакомимся с правилами ухода за комнатными растениями. - Большинство комнатных растений зимой, как и в другие времена года, бывают зеленые. Некоторые даже цветут зимой. Почти все комнатные растения привезены к нам из теплых стран, где не бывает зимы - это тропические и субтропические леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (Эти страны учитель показывает по карте) Поэтому комнатные растения весь год держат в теплых помещениях. Почти у всех комнатных растений названия экзотические и с первого раза не всегда запоминаются. И поэтому нередко придумывают названия, которые напоминали бы уже известные дикие и садовые растения.

Есть такое комнатное растение - абутилон. Вероятно, под этим именем знают его немногие. Листья у него похожи на кленовые. Конечно же, это комнатный клен.

- А у нас в классе есть такое растение? (Дети находят это растение на подоконнике).

- А что такое пеларгония? А это, оказывается, одно из самых распространенных и красивых растений - герань.

Амариллис знаком многим. Я вам сейчас его опишу, и вы найдете это растение у нас. Это растение с яркими красными цветками. Имеет крупную мясистую луковицу наполовину спрятанную в землю, а от нее отходят большие ремневидные, блестящие кожистые листья.

Мощная цветочная стрелка без листьев, а на конце ее зонтики собраны от двух до четырех крупных цветков.

- Найдите такое растение у нас в классе? (Дети находят растение)

Это растение родом из Южной Америки. А получили это красивое растение селекционеры путем скрещивания нескольких видов и получили самые разнообразные окраски (показываю картинки разных видов амариллиса) нежно-розовые, белые, оранжевые, кремовые, темно-вишневые и пестрые.

- Сегодня мы поговорим еще об одном очень распространенном комнатном растении - бегонии. Это растение было привезено также из тропических лесов Южной Америки. Бегонии бывают кустовидными, травянистыми. Открыл растение в XVII веке натуралист Шарль Плюмье и назвал его так в честь губернатора Сан-Даминго Михаэля Бегона.

В настоящее время известно более двух тысяч различных видов бегонии. У нас в классе есть только один вид - это бегония изумрудная (показывает учитель). Бегонии выращивают ради живописных по своей окраске листьев или крупных, ярко окрашенных цветков.

Подробно поговорим еще об одном очень известном комнатном растение (Учитель подходит к подоконнику и показывает на кактус)

- Как называется это растение? (Ответы детей)

- Конечно, растение это - кактус. Когда-то давно в эволюции растений на Земле произошло маленькое чудо - возник далекий предок кактусов. И совершенно независимо от других растений появилось удивительное количество просто фантастических форм (показ рисунков различных видов кактусов), часто совершенно непохожих друг на друга. Основное отличие кактусов от всех остальных растений - опушенные пятнышки, равномерно распределенные по стеблю (показ на живом растении). Именно на них растут колючки, а у большинства видов появляются бутоны и отростки.

Распространено мнение, что кактусы растут в пустынях. Это верно лишь отчасти. Только небольшая часть видов действительно приспособилась к суровым условиям американских пустынь. Остальные же встречаются в степях, лесах, горах, прибрежных зонах. Необычное разнообразны размеры, форма стебля, окраска, цветки этих растений.

- А как же человек должен заботиться о комнатных растениях, чтобы они радовали нас буйным цветением и всю долгую зиму напоминали нам яркую зелень жаркого лета?

Рассказ учителя сопровождается показом.

- Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие. Лучше всего комнатные растения ставить на специальные подставки или помещать в подвесные кашпо на некотором удалении от окна. Не рекомендуется ставить эти растения на окне, так как они не пропускают в помещение часть света. Да и самому растению это не всегда полезно. Весной и летом они будут страдать от солнечных ожогов. В солнечные дни будут сильно нагреваться цветочные горшки, а значит и почва в них. Это ухудшит жизнь корней. Осенью и зимой, наоборот, растения будут страдать от холода. Сильно страдают они и от сквозняков.

Если растения приходится ставить на подоконник, то их устанавливают на деревянные подставки. Между окном и цветочным горшком укрепляют дощечку или фанерку. Эта преграда уменьшает зимой охлаждение почвы в горшке, а летом - ее перегревание.

Как ухаживать за комнатными растениями (с показом учителя, дети помогают учителю).

1. Поливайте растение водой комнатной температуры летом каждый день, зимой - реже, но следите, чтобы почва в горшках была влажной. Кактусы поливайте летом через два-три дня, а зимой - один-два раза в две недели. Поливайте из лейки, сбоку, а не с верху.

2. Палочкой разрыхлите поверхность почвы, чтобы к корням поступал воздух.

3. Вытирайте пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой. Растения с маленькими и опушенными листьями опрыскивайте водой.

4. Регулярно ножницами срезайте с растений сухие листья и веточки. Следите за чистотой цветочных горшков и подставок.

Комнатные растения удивительны не только своей красотой. На некоторых из них можно вырастить плоды. Так, у многих цветоводов плоды созревают на комнатных лимонах. Вкусные плоды можно вырастить на комнатном инжире.

- В помещениях часто выращивают растения, похожее на крапиву. Его так и зовут - крапивка, а научное название - плентрантус. Утверждают, что это растение выделяет запах, изгоняющий из помещений моль и мух.

- А вот еще одно интересное растение - пеларгония душистая (Показ картинки). Листья этого растения выделяют душистые вещества, которые освежают воздух в комнатах, очищают его от вредных примесей.

- Ребята, а какое еще значение имеют комнатные растения в жизни человека? (Ответы детей).

- Комнатные растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и прекрасным цветением удивительно красивых цветков.

Вопросы для закрепления: 1)Зачем необходимо рыхление для комнатных растений? 2)Как правильно провести рыхление? 3)Зачем нужно поливать комнатные растения? 4)Как следует правильно поливать комнатные растения? 5)Какую воду лучше использовать для полива? 6)Влияет ли время года на частоту и время полива комнатных растений? 7)Почему необходимо удалять пыль с листьев комнатных растений, и как правильно это делать?

Занятие № 7

Цель: прочитать и проинсценировать экологические сказки, воспитывать гуманное отношение к природе.

Ход занятия

Сказка «Теремок»

Действующие лица: Лягушка—квакушка, Мышка—норушка, Петушок золотой гребешок, Зайчик-попрыгайчик, Сова, Ведущий.

Посреди сцены стоит грибок—теремок. В разных углах звери занимаются каждый своим делом:

Ведущий: Рос в Чернобыле грибок, назывался теремок. Но в один прекрасный день теремок наш стал как пень: стал высокий и большой, потому что дождь прошел.

Все звери собираются возле теремка.

Вед: собрались туда все звери, чтобы дружно пить и есть. Жили звери, пили—ели, но однажды заболели. Потому что наши звери пили воду из отравленной трубы и морковку ели звери из отравленной земли.

Утро. В центре сцены мышка

Вед: Вот однажды рано утром встала Мышка, говорит…

Мышка: Ох, ребята, ох, зверюшки, у меня живот болит.

Дерево: На нем сидит Сова и читает книгу.

Вед.: И тогда все звери сразу вызывали ту Сову, что сидела на дубу.

Теремок: Сова в теремке сидит над больной мышкой.

Вед.: И сова, погладив Мышку, сразу молвила для всех....

Сова: Вы не пейте больше воду из отравленной трубы. И не кушайте морковки из отравленной земли.

Все звери становятся в полукруг, берутся за руки.

Вед: решили все зверюшки всю природу охранять, никогда не загрязнять.

Звери / хором /: БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!

Сказка «Золушка»

Действующие лица: Золушка, Фея, Ведущий.

Вед: В одном селении жила девушка. Мать ее умерла, а отец женился на другой. Мачеха с первых дней невзлюбила падчерицу. Заставляла ее делать самую трудную работу. Однажды король созвал всех на бал, на который поехали мачеха со своими дочерьми, Золушку, посадили за привычную ей работу. Забившись в уголок, она тихонько плакала. Вдруг кто—то коснулся ее головы: это ее крестная — добрая Фея.

Фея: Золушка, я знаю, ты хочешь поехать на бал. И я тебе помогу. Принеси с огорода самую большую тыкву, из сарая — крысу, а из подвала— мышеловку с мышами.

Золушка все приносит. Фея дотрагивается до предметов волшебной палочкой и ..... ничего не происходит. Она в удивлении.

Фея: Где росла эта тыква, Золушка?

Золушка: На огороде, крестная!

Фея: А чем ты ее поливала?!

Золушка: Ах, крестная! Было бы все хорошо, если бы несколько дней на зад не прошел радиоактивный дождь.

Фея: Теперь мне все ясно. Придётся обойтись без кареты. Но ты ведь хорошо умеешь ездить верхом?

3олушка: Да, тётушка!

Фея: Сейчас по взмаху моей волшебной палочки эти прекрасные мышки превратятся в лошадей, и ты выберешь себе одну из них. А эту крысу, которую я хотела превратить в кучера, я сделаю твоим сопровождающим лицом.

 Золушка: Ах, тетушка, но эти мыши ели зерно, выращенное в районе Семипалатинска. А крыса в сарае, по—моему, отведала колбасы, сделанной из мяса заражённых радиацией животных.

Фея: О, люди! Даже мое волшебство перед этим бессильно… Даже моя доброта не помогла Золушке поехать на бал! Давайте же беречь природу!!!


2.2. Описание и обсуждение результатов исследования. Выводы


Этот этап проходил через полгода работы.

Задачи 3 этапа:

- вновь провести уже использованные диагностические методики, направленные на выявления уровней знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней, а так же уровни сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.

- сравнить показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9