бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические причины трудностей школьного обучения в начальных классах бесплатно рефераты

Уберем все грязные пятна!

-                     Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!

А теперь зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый корреспондент.

-                     Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей)

-                     Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам.

-                     Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей)

-                      

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг

Человек природе друг!


-                     Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)

Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы можем убрать эти квадраты и круги, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей)

Появляется плакат.

-                     О чем говорит этот плакат? (Ответы детей)

-                     Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

-                      

 Если я сорву цветок

 Если ты сорвешь цветок,

 Если все: и я, и ты

 Дружно соберем цветы,

 Опустеют все поляны –

 И не будет красоты.


-                     Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений)

-                     Посмотрите, эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, над ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей)

-                     Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба и лягушки или жабы)

Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.

Просьба.

Н.А. Заболоцкий.


Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась,

Этот сон давнишний до сих пор мне снится –

На траве кровавой вздрагивала птица

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди – человеки, страны и народы

Мы теперь навечно должники природы

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!


-                     Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную книгу нашей страны.

-                     А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)

Показ учителем некоторых видов редких растений и животных.

Учитель.

-                     Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.

-                     Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы.

-                     Что такое природа? (Ответы детей)

-                     Что природа дает человеку?

-                     Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей)

-                     А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

Занятие № 2.

Игра – путешествие «По лесным тропинкам».

Цель: учить работать с дополнительной литературой, отбирая интересные сообщения о животных и растениях леса, познакомить учащихся с Красной книгой мира и нашей страны; прививать любовь к природе, бережному отношению ко всему живому на Земле.

Оборудование: эмблемы команды «Березка», команды «Елочка», рисунки съедобных и несъедобных грибов, 2 корзинки, рисунок совы, рисунок летучей мыши, жука, разрезанные портреты редких животных, сарафаны для сценки, рисунок Красной книги, рисунки растений, занесенных в Красную книгу.

Ход занятия.

Ведущий. – Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

 Ты о чем шумишь листвою

 Ночью темной, грозовою?

 Что там шепчешь на заре,

 Весь в росе, как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? Какая птица?

 Все открой, не утаи,

 Ты же видишь, мы свои!

Перед нами две команды:

«Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие: «По лесным тропинкам».

1.                 Представление команд.

Команда «Елочка»

Под широкой темной елью,

Прошлогодней пахнет прелью

Подойдешь ты к ней – иголки

Подойдешь ты к ней

Под подошвами скользят

Ведь в обычаи у ёлки

Круглый год менять наряд.

Ель знакома нам всем с детства.

Без нарядной елки и праздника нет.

Круглый год ель зеленая.

А почему? Да потому, что листок – иголка живет 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живет ель до 1200 лет.

Команда «Березка».

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А береста, кора березы - готовая природная бумага.

II. Разминка команд.

Команде, Елочка.

1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.

2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали?

Команде “Березка”

1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.

2) Чем отличается ель от сосны?

III. Конкурс “Грибная полянка”

Ведущий. –

Кто сидит на крепкой ножки.

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы -

Нет под шапкой головы.

Что это? (Ответы детей)

Ведущий.

Берем по лукошку

И скорее в путь дорожку

Разбежались по полянке,

Мухоморы и поганки,

Рыжики, боровики,

Чтобы сбить тебя с пути.

Задания командам: Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить. Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так называются - лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор?

IV. Конкурс капитанов “Лесные жалобы”.

Команде “Елочка”

Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова, рисунок совы).

Команде “Березка”.

А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птичку, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я? (Летучая мышь, рисунок летучей мыши).

V. Конкурс “Животный мир леса”

Ведущий.

Все - все на свете,

На свете нужны

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без

Чудных, нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете,

Нужны все подряд

Кто делает мед

И кто делает яд!

Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет редкого животного (по 1 человеку от команды)

Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных.

Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни леса.

Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождественский.

(Исполняют девочки в пестрых сарафанчиках с лукошками в руках)

Лапы елок прикрыли избушку,

Где живет дядя Вася - лесник.

Приходите к нему на опушку -

Всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц нам расскажет,

Вспомнит, как подстерег он лису,

Самый лучший малинник покажет

И грибные местечки в лесу.

Дядя Вася (Выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев на корточки, слушают его).

Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство Российской страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой

А уж, сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Хорошо здесь, в избушке просторной,

Дядя Вася гостям своим рад.

Ведущий.

Так весело в густом лесу.

На ветках птицы распевают

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

Задание: Записать 5 перелетных птиц (1 команда)

Записать 5 зимующих птиц.

VII. Конкурс “А знаете ли вы, что..?”

Каждая команда готовит интересные сообщения о природе из жизни животных

Команда “Елочка”

1) Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка жука) сам весом 14г. может тащить груз в 1 кг. 580 г.

2) А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1тонну хлеба?

3) А знаете ли вы, что 1 Га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода.

Команде “Березка”

1) А знаете ли вы, что первыми весной появляются бабочки, божьи коровки, пчелы, муравьи, сине-зеленые мхи, шмели потому, что за зиму впадают в спячку, а рано весной вылетают из своих укрытий.

2) А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1000000 цветов?

3) А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает людей?

VIII. Совместное выступление команд “Берегите природу”

1) Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2) Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3) Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. (Показ картинки, на которой изображена Красная книга)

4) В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.

5) Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

6) Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи

Охраняются даже цветы

(Показ цветов, занесенных в Красную книгу нашей страны)

7) И тревога за жизнь неустанна:

Гибнут звери, птицы, цветы

И гибнут люди беспристрастно,

Унося с собой часть красоты.

8) Так, скорее над звёздной синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и рас!

Занятие № 3.

Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

Оборудование: картинки с лекарственными растениями; засушенные растения, отвары трав; картины зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края»

Ход занятия.

Учитель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. ( Крапива)

Рос шар бел, дунул ветер-

Шар улетел. (Одуванчик)

Нарядные платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке. (Ромашки)

Каждый лис мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник)

Как называются эти растения? Для чего они нужны? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую- нибудь травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растениях.

Посмотрите на эти растения (картинки или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка – ажурные края). Тысячелистник- лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Учитель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Так почему же всё-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок- как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся- получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9