бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические причины трудностей школьного обучения в начальных классах бесплатно рефераты

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровней экологической культуры младших школьников. Для выявления уровней экологической культуры младших школьников на первом этапе нами использовались две диагностические методики.

Первая методика была направлена на выявление знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней. Методика разработана Т.М.Бондаренко. Эта методика проводилась с детьми в форме беседы в сочетании с методом интервью. Детям были предложены следующие вопросы.

1)                Что такое природа?

2)                Что природа даёт человеку?

3)                Назовите охраняемые растения нашей местности.

4)                 Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?

5)                Назовите водных животных.

6)                Назовите лекарственные растения.

7)                Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

8)                Как человек разрушает природу?

9)                Что могут сделать дети для охраны природы?

10)Какие чувства вы испытываете, когда помогаете природе?

В содержание вопросов беседы входили критерии уровней экологических знаний и представлений о природе и гуманного отношения к ней, такие как: 1) полнота (или объём знаний)- многообразие объектов и сторон познаваемого объекта; 2) существенность знаний – выделение существенного в объекте; 3) обобщённость знаний – выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса ( отражается в обобщённых представлениях, элементарных понятиях); 4) системность знаний – познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящие содержание и структуру понятий о них.

Уровни знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней выявились по результатам первой методики.

Уровни знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней.

А – Высокий уровень. Установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.

Б – Средний уровень. Нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.

В – Низкий уровень. Узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.

 За каждый ответ на вопрос ребёнок получал определённое количество баллов. Максимальное количество баллов на один вопрос составляет – 5 баллов. Таким образом, суммарное число баллов не могло превышать 50, а ответы на вопросы (общий балл) соответствовал уровням:

высокий – от 46 до 50;

средний – от 31 до 45;

низкий – от17 до 30.

Индивидуальные данные представлены в таблице № 1.


Таблица № 1.

ФИО учащегося

Вопросы.

Средний

 балл.

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


 1.Аристов

Марк.


 3


 2


 1


 2


 5


 2


 3


 4


 1


 3


 26

2. Бугина

 Анастасия.


 4


 2


 2


 2


 4


 4


 4


 3


 4


 2


 31

3. Власова

 Юлия.


 3


 2


 1


 4


 5


 4


 5


 2


 3


 3

 

 32

4. Кондаурова

 Анастасия.


 4


 2


 2


 4


 4


 5


 3


 4


 4


 3


 35

5. Мельников

 Кирилл.


 4


 3


 2


 3


 3


 4


 2


 4


 5


 4


 34

6. Онофрийчук.

 Анна.


 4


 4


 3


 4


 5


 3


 4


 3


 4


 4

 

 38

7. Пуговкина

 Анастасия.


 3


 4


 4


 4


 4


 2


 4


 2


 3


 4


 34

8. Угодников

 Антон.


 3


 3


 2


 4


 4


 2


 3


 2


 2


 4


 29

9.Шафикова

 Паула.


 3


 3


 3


 4


 4


 2


 2


 4


 1


 4


 30

10. Юнко

 Александр.


 2


 2


 2


 4


 4


 3


 1


 3


 0


 4


 25


После беседы учащиеся разделились на три группы по уровням экологической культуры:

высокий – 0 чел.(0%).

средний – 6 чел. (60%).

низкий – 4 чел. (40%).

Уровни экологических знаний и представлений о природе и гуманного отношения к ней показали необходимость совершенствования работы в этой области, так как не все ученики обладают полными, адекватными и существенными знаниями. Так же отсутствовали обобщённость и системность знаний. Ответы на вопросы часто были неполными, ошибочными. Особенно большие затруднения дети испытывали при ответе на вопрос о лекарственных растениях.

На основе индивидуальных результатов, представленных в таблице № 1, можно составить диаграмму. (см. Приложение II).

Вторая методика была направлена на выявление сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. Методика разработана Л.А. Каменевой.

Для диагностики были подготовлены комнатные растения, требующие разных способов ухода (уборка пыли, поливка, рыхление); набор оборудования для данного труда и ненужного для него; картинки с изображением трудового оборудования, трудовых действий; игровой персонаж.

Задания, направленные на изучение сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.

1.Выяснить, умеют ли дети принимать цель труда, поставленную учителем.

 Выявить характер мотивации труда.

Учитель даёт ребёнку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Предлагает разную мотивацию, начиная с более сложной:

1) познавательная («Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать, как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли?»)

2) практическая («Помоги мне ( или дежурному ), пожалуйста, полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль» ); 3) игровая («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?;). Каждая следующая мотивация предлагается лишь в том случае, если ребёнок не принимает предшествующую.

2.Выяснить, выделяют ли дети предмет труда, его особенности, значимые для предстоящего трудового процесса.

 Предложить ребёнку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения.

3.Выяснить, способен ли ребёнок предвидеть результат труда.

 Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход.

4.Выявить, умеют ли дети спланировать трудовой процесс в соответствии с целью труда( уборка пыли с растений ).

Дать ребёнку задание рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить (можно дать задание в виде игры «Путаница»).

5.Выявить, умеют ли дети отбирать оборудование для трудового процесса.

Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб, кормушку, палочку для рыхления почвы и др.).

6.Проверить освоение детьми трудовых навыков и умений.

Дать задание показать Незнайке (или другому персонажу), как правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений. Объяснить Незнайке, почему нужно делать именно так.

Можно дать дополнительное задание: проверить, правильно ли растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву; объяснить, все ли растения следует полить сегодня; как узнать о том, что растение необходимо полить.

Выявить, освоен ли детьми способ выращивания растений черенкованием:

« Из чего можно вырастить растение (герань, традесканцию и др.)? Покажи, как надо посадить, чтобы оно выросло».

7.Выявить, умеет ли ребёнок соотносить результат труда с целью.

Дать задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел, и что получилось.

В содержании диагностики, направленной на выявление сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе входили следующие критерии: 1) постановка и принятие цели; 2) определение предмета труда; 3) отбор средств труда; 4) планирование трудового процесса в соответствии с целью труда; 5) освоение трудовых навыков и умений; 6) вычленение результата труда и соотнесение его с целью деятельности.

Уровни сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.

А-Высокий уровень. Самостоятельно способен поставить цель труда; принимает цель, мотивированную не только игровой и практической, но и познавательной задачей. Самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта); отбирает средства и выполняет трудовые действия достаточно самостоятельно и качественно. Вычленяет результат труда и способен соотнести его с целью деятельности. Получаемый результат хорошего качества. Может спланировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом.

Б-Средний уровень. Ребёнок принимает цель труда при условии игровой или практической её мотивации; самостоятельно цель не ставит. Предметы труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью учителя. Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но не качественно; некоторые- при помощи взрослого и с лучшим качеством. Вычленяет результат труда, планирует весь трудовой процесс с помощью учителя; самостоятелен только в определении последовательности трудовых операций.

В - Низкий уровень. Ребёнок не принимает цель труда, поставленную учителем вне игровой мотивации. Самостоятельно её не ставит. Не выделяет предмет труда с его особенностями. Отбирая средства труда, выполняя трудовые действия, следует за показом учителя. Самостоятельно не вычленяет результат труда, не планирует весь трудовой процесс и последовательность трудовых действий. Качество выполнения трудовых действий и качество результата низкое.

Оценка деятельности детей в ходе выполнения заданий осуществлялась по 5-балльной системе, т.е за каждое задание ученик получал определённое количество баллов от 1 до 5. Всего было 7 заданий (см. выше), т.о. суммарное число баллов не могло превышать 35, а ответы на вопросы (общий балл) соответствовал уровням:

высокий – от 30 до 35;

средний – от 20 до 29;

низкий – от 10 до 19.

Индивидуальные данные представлены в таблице №


Таблица № 2

ФИО учащегося

Задания

Средний балл

№ п/п

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9