бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе бесплатно рефераты

Тренироваться в счете ребенок может в разных игро­вых ситуациях. Можно прыгать и считать вслух, хлопать в ладоши и считать и т.д.
Важно, чтобы ребенок мог считать от заданного числа вперед и обратно. Таким образом, дети должны понять, что каждое число образуется из предшествующего путем прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.

Обратите внимание на слова: ПЕРЕД, МЕЖДУ, ЗА, ОКОЛО

Перед числом 3 находится число 2. Цифра А находится между цифрами 3 и 5. За числом 5 идет число 6.

Тактично, исподволь обращайте внимание детей на из­менение порядковых числительных по родам. Надо под­бирать такие предметы, при пересчете которых нужно употреблять числительные разного рода.

Карандаш — один, два, три... Тарелка — одна, две, три... Яблоко — одно, два, три...


ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ

Мальчики: первый, второй, третий... Девочки: первая, вторая, третья... Окно: первое, второе, третье...

Особое внимание обратите на числительные среднего рода, так как oни чаще всего неправильно употребляются детьми.


ЦИФРЫ

После того, как дети усвоили, как образуются чис­ла, можно познакомить их с обозначением чисел цифра­ми, как печатными, так и рукописными.

Цифру надо внимательно рассмотреть вместе с ребен­ком; подыскать предметы, с которыми можно сравнить цифру по форме. Цифру можно вылепить из глины, из пластилина, выложить из камешков, косточек, написать па снегу, па песке. Очень полезно прочитать ребенку стихотворение С.Маршака "Давайте познакомимся"'. В непринужденной обстановке ребенок усвоит элементар­ные математические знания намного быстрее и с удо­вольствием.


СРАВНЕНИЕ МНОЖЕСТВ И ЧИСЕЛ

При изучении чисел первого десятка не только знакомим ребенка с местом данного числа в ряду чисел, но и учим сравнивать это число с числом, стоящим рядом, а также с другими числами.

Сначала сравниваем предметы.

Где кружков больше? (В нижнем ряду.)

Где кружков меньше? (В верхнем ряду.)

В каком ряду не хватает кружка?

Как уравнять, чтобы стало поровну? Добавить один кружок в верхний ряд или убрать одни кружок в ниж­нем ряду.

Так же сравниваем по числу яблоки, груши, шарики, геометрические фигуры.


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

Если ребенок проявляет интерес к занятиям, хочет знать больше, его можно познакомить со знаками: боль­ше (>), меньше (<), равно (=), плюс (+), минус (-).

Какая рука у нас больше работает? Правая. Правой рукой мы пишем, рисуем, держим ложку. Она больше трудится. Знак >.

Приложить правую руку к листу бумаги, отставить большой палец. Обвести выемку между большим и че­тырьмя сомкнутыми пальцами карандашом — получает­ся знак "больше" (>). Какая рука меньше трудится? Левая! Соответственно знак "меньше" (<). Знак "боль­ше" (>) направлен острием к правой, больше работаю­щей руке. Знак "меньше" (<) — к левой, меньше рабо­тающей руке (рис. 73).

После такого объяснения дети хорошо запоминают знаки: > (больше), < (меньше), равно = (одинаково).


VIII.  ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.


МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ


С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе использовался метод тестирования, как основной, и метод эксперимента (брались дети разных возрастных групп)


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ


ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

Тест: "Переплетенные линии"


Оценка устойчивости внимания.

Предложите ребенку рисунок, на котором изобра­жены,10 переплетенных линий (рис. 1). Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребенка внимательно проследить за каж­дой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошиб­ки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практи­чески без ошибок.


Результат исследования:


ФИО / ВОЗРАСТ

ВРЕМЯ

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

1мин. 45 сек

На 6 цифре остановка

2

Сережа Пантин

6 лет

2 мин. 10 сек.

На 9 цифре заминка

1

Карен Мокисян

5 лет

1 мин. 35 сек.

На 8 цифре остановка

2

Ксения Горбань

5 лет

1 мин. 13 сек.


3


Уровень устойчивости внимания у опрошенных достаточно средний.


Тест; "Кольца"


Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания

Для проведения теста необходима таблица с изоб­ражением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)..

За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улуч­шается.   


Время, затраченное на задание - 4 минуты.


Результат :


ФИО / ВОЗРАСТ

СТРОЧКИ

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

3


-

Сережа Пантин

6 лет

4

2

Карен Мокисян

5 лет

-

Не справился

Ксения Горбань

5 лет

-


Не справилась


Уровень распределения и переключения внимания у пятилеток очень низкий. Необходимы корекционные и развивающие упражнения.


Тест: "Корректурная проба"

 Выявление скорости распределения и переключения внимания, eгo объема и устойчивости ребенку предлагается таблица с любыми  фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребе­нок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различ­ных элемента. Например: квадрат — поперечной чертой, круг — вертикальной, а звездочку - крестиком.

Фиксируется время выполнения задания. Большин­ство детей 6-7 лет выполняют эти задания за 2-3 минуты.

Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребенка.


ФИО / ВОЗРАСТ

ВРЕМЯ

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

6мин. 30 сек


-

Сережа Пантин

6 лет

-

Не справился

Карен Мокисян

5 лет

Более 6 мин.

Много ошибок

Ксения Горбань

5 лет

6 мин. 30 сек.


-


Уровень обьема и устойчивости внимания очень разный, но у всех ниже нормы.


ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Тест: "Что не дорисовано?"

Оценка целостности восприятия.

Покажите ребенку картинки с изображением зна­комых предметов, попросите его внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь (то есть сказать, что не дорисовано; рис. 12).

Фиксируйте время восприятия всех картинок и пра­вильность определения недостающих признаков.

Хороший результат для ребенка 6-7лет, если он най­дет все или почти все недостающие детали за 1,5-2 ми­нуты .


Результат:


ФИО / ВОЗРАСТ

ВРЕМЯ

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

 55 сек


2

Сережа Пантин

6 лет

1 мин.

-

Карен Мокисян

5 лет

1 мин. 35сек.

1

Ксения Горбань

5 лет

55 сек.


-


Уровень развития целосности восприятия у опрошенных достаточно высокий, иногда выше среднего (Ксения Горбань).


Тест: "Найди квадрат"


Тест выявляет способность к дифференцирован­ному восприятию.

Ребенку показывают рисунок с изображением 10 че­тырехугольников, среди которых 5 совершенно одинако­вых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличаю­щихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длин­нее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.

Ребенку предлагается найти и показать все одинако­вые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

Если ребенок может отыскать все или почти все квад­раты, то это свидетельствует о наличии у него способнос­ти к дифференцированному восприятию.


Результат:


ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

Нашла все квадраты


Сережа Пантин

6 лет

Один квадрат не нашел

Карен Мокисян

5 лет

Один квадрат не нашел

Ксения Горбань

5 лет

Один квадрат не нашла


Уровень наличия способности к дифференцированному восприятию близкий к норме.


Тест: "Закрась фрукты"


Определение способности цветовоспрнятия.

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением различных фруктов (рис. 16) и цветные каранда­ши: ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствую­щий цвет.

Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и др. предметов.

Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продол­жайте выполнять аналогичные упражнения.


Результат:

Все справились легко.



Тест: "Пиши кружочками " и "Чтение схем-слов"


Оценка фонематического слуха.

Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово "суп" надо изобразить тремя кру­жочками: ооо. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследова­нию.

Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков па листе бумаги.

Набор слов:

АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:

00, 0000, 000, 000000, 00000

Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них — это хороший результат.


Предложите ребенку картинки, на которых нари­сованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и за­писаны схемы этих слов в виде кружочков (по количе­ству звуков в каждом слове).

Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово "волк" соответствует схеме из четырех кружочков, а слово "дом" — из трех.

Убедившись в том, что ребенок понял задание, показываете ему рис. 17 и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кру жочками, которые к ней подходят.

Ребенок 6-7 лет все связи определяет правильно (до­пускается одна ошибка).


Результат:


ФИО / ВОЗРАСТ

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

-


Сережа Пантин

6 лет

Не справился

Карен Мокисян

5 лет

2

Ксения Горбань

5 лет

2


Уровень фонематического слуха в норме толко у Вали Бардоновой (из опрошенных), остальные справились слабо.


ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ

Тест: "Обведи контур"


Оценка наглядно-действенного мышления.

Предложите ребенку соединить прямыми линия­ми фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части (рис. 25, 25а, 25б).

Задача заключается в том, чтобы делать это как мож­но быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Жела­тельно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисун­ках-образцах.

Оцениваются в итоге выполнения задания аккурат­ность, точность и скорость работы.

Если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур — значит, задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет высокий уровень развития наглядно-денственного мышления.


Результат:


Все опрошенные справились с заданием, израсходовав на него более 120 секунд. Следовательно, уровень наглядно-действенного мышления ниже нормы у всех тестируемых.


Тест: "Лишний предмет"


Оценка образно-логического мышления — умственных операций анализа и обобщения.

На рис. 26, 26а, 266 изображены различные пред­меты: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек,

Покажите ребенку первую (тренировочную) карточ­ку и объясните ему, что из А предметов, нарисованных на карточке, один — лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. Пос­ле этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум л 4 карточках — это хороший уровень развития образно-логического мышления.


Результат:


ФИО / ВОЗРАСТ

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

1


Сережа Пантин

6 лет

1

Карен Мокисян

5 лет

2

Ксения Горбань

5 лет

Не справилась


Уровень образно-логического мышления, умственных операций, анализа и обобщения ниже нормы у всех детей, особенно у Ксении Горбань.


Тест: "Нелепицы"


Оценка образно-логического мышления.

Покажите ребенку картинку (рис. 27), на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внима­тельно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисова­но неправильно. Когда ребенок будет называть эти неле­пые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


 © 2010 Все права защищены.