бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе бесплатно рефераты

На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше неле­пых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц — это хо­роший результат развития образно-логического мышле­ния.


Результат:


ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

11


Сережа Пантин

6 лет

7

Карен Мокисян

5 лет

4

Ксения Горбань

5 лет

2


Уровень образно-логического мышления самый низкий у Карена и Ксении. Необходимо выполнение развивающих упражнений.


Тест для оценки словесно-логического мышления


      Ребенок отвечает на вопросы:

1.   Какое из животных больше — лошадь или собака?

2.   Утром люди завтракают. А вечером?

3.   Днем на улице светло, а ночью?

4.   Небо голубое, а трава?

5.   Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?

6.   Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7.   Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8.   Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и

      просят назвать время.)

9.   Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это?..

10. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13. Что общего между белкой и кошкой?  

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом?

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет ра­ботать?

 20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?


Правильные ответы:

1.   Больше лошадь.

2.   Вечером ужинают.

3.   Темно.

4.   Зеленая.

5.   Фрукты.

6.   Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

7.   Города.

8.   Правильный ответ по часам и минутам. (Четверь          седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)

9.   Щенок, ягненок.

10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, ког­  ти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.

12.  Это инструменты.

13.  Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и.д..

14. Гвоздь -  гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.

15.  Виды спорта.

16.  Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).

17.  Три существенных признака как минимум: ”Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.”.

18.  Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.

19.  Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.

20. Так платят за пересылку письма.

При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.


Оценка словесно-логического мышления:


ФИО / ВОЗРАСТ

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Валя Бардонова

6 лет

18


Сережа Пантин

6 лет

16

Карен Мокисян

5 лет

10

Ксения Горбань

5 лет

10


Средний уровень словесно-логического мышления нормальный.



ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ

Тест: "Картинки"


Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет (рис. 33). Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, ко­торые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было. Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит с вашей по­мощью 7-8 предметов из 10.


Результат:


ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

7


Сережа Пантин

6 лет

6

Карен Мокисян

5 лет

6

Ксения Горбань

5 лет

6


Уровень кратковременной памяти у  всех детей соответствует норме.


Тест: "Запомни слова"


Оценка слуховой памяти – кратковременной.

Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тет­радь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

6-7 - летннй ребенок повторяет 5-6 слов. Это показа­тель хорошей кратковременной памяти.


Результат:


ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

7


Сережа Пантин

6 лет

7

Карен Мокисян

5 лет

6

Ксения Горбань

5 лет

6


Очень хороший уровень слуховой кратковременной памяти.


Тест: "Запомни фразы"


Оценка смысловой памяти.

 Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут яблони и груши

4) В небе летит самолет.

5) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обяза­тельно.

Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.


Результат:


ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

3


Сережа Пантин

6 лет

3

Карен Мокисян

5 лет

5

Ксения Горбань

5 лет

4


Хороший уровень смысловой памяти у всех опрошенных.


Тест для оценки произвольной образной памяти.


Покажите ребенку 8 карточек с изображениями различных предметов, хорошо ему знакомых, и карту, разделенную на 24 клетки (рис. 34, 34а).

Каждому изображению на карточке должны соответ­ствовать 3 изображения на карте: одно — идентичное, второе — отличающееся какой-нибудь деталью, тре­тье — схожее лишь общим силуэтом. Все три изображе­ния должны быть выполнены в одном цвете.

Перед ребенком кладут карту и говорят: "Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой кар­те". Время демонстрации одной карточки — 1-2 се­кунды.

Ребенок 6-7 лет в основном справляется с этим зада­нием — показывает идентичное или схожее с общим си­луэтом изображение по 6-7 карточкам.


Результат:


ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

6 (банан – не правильно показала)


Сережа Пантин

6 лет

8

Карен Мокисян

5 лет

7 (добавил – огурец, топор и кофта)

Ксения Горбань

5 лет

8


Уровень произвольной памяти хороший,  за исключением Карена, невнаимательно отнесшемуся к заданию.


Тест: "Запомни рисунки"


Оценка объема кратковременной зрительной памяти.

Ребенку показывают рисунок с изображением разных фигур (рис. 35), просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их все­го 9).

Далее ребенку показывают другой рисунок (рис. 36), на котором есть 9 изображений из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка.

Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку.

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут.

В среднем дети 6-7 лет узнают не менее 6-8 изобра­жений за 1 минуту.


Результат:


ФИО / ВОЗРАСТ

ВРЕМЯ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

30 сек


9

Сережа Пантин

6 лет

25 сек.

8

Карен Мокисян

5 лет

20 сек.

7

Ксения Горбань

5 лет

30 сек.


6


Уровень кратковременной зрительной памяти выше нормы у всех опрошенных.



Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию.


Ребенку зачитывают пары слов, которые он дол жен постараться запомнить.

Серия А

ТАРЕЛКА - СУП

ПОЧТА - ПИСЬМО

ЗИМА  - СНЕГ

БУЛКА – МУКА

КАРАНДАШ – БУМАГА

МАШИНА – ДОРОГА

МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ - КНИГА

САПОГ – НОГА

РЫБА - ВОДА

Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти.

Серия Б

Зачитываются другие пары слов:

КНИГА - ОКНО

РУКА - ТУЧА

ВИЛКА - ДЕЛО

СОСНА - ЛОЖКА

СПИНА - ЛАМПА

КОРОВА - СТОЛ

ЯЩИК - ПАЛЕЦ

ЧИСЛО - КРЫША

НОЖИК - ЛЕТО

КОРЗИНА - СВЕЧА

Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают только первые слова в паре).

Осуществляется подсчет правильно воспроизведен­ных слов. Это показатель механической памяти.

Далее, сравните результат серии А с результатом се­рии Б и вы узнаете соотношение механической и смысло­вой памяти ребенка.


Результат:

Серия А

ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ (пар-слов)

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

10


2

Сережа Пантин

6 лет

7

3

Карен Мокисян

5 лет

7

3

Ксения Горбань

5 лет

8


2


Серия Б

ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ (пар-слов)

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

1


-

Сережа Пантин

6 лет

2

-

Карен Мокисян

5 лет

2

-

Ксения Горбань

5 лет

4


-


Осмысленное запоминание у всех опрошенных доминирует над механическим.


Тест: "Узнай фигуры" .


Оценка способности к узнаванию

Ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5 в ряду. Крайняя слева картинка - образец. Нужно определить и показать, какая из четырех после­дующих похожа на первую (рис. 37).

Это тренировочная проба, к дальнейшей работе пере­ходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок по­нял задание.

Далее показываете ребенку следующие картинки (рис. 38), поочередно с 1-й по 10-ю.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач.

Хорошим считается результат, если ребенок 6-7 лет справился со всеми задачами за 45-60 секунд.


ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ (ВРЕМЯ)

Валя Бардонова

6 лет

2 мин. 28 сек.


Сережа Пантин

6 лет

2 мин. 30 сек.


Карен Мокисян

5 лет

4 мин. 20 сек.


Ксения Горбань

5 лет

1 мин. 20 сек.



Уровень способности к узнаванию ниже среднего у всех тестируемых.


ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ

Тест: "Вербальная (словесная) фантазия

Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его ус­тно в течение 5 минут. На придумывание темы или сю­жета рассказа (истории, сказки) отводится до одной ми­нуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:

1. Быстрота воображения.

2. Необычность, оригинальность образов воображе­ния .

3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

4. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отве­денное время самостоятельно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не приду­мал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнооб­разных характеристик и признаков, приписываемых все­му этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе раз­нообразных деталей и характеристик образов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


 © 2010 Все права защищены.