Средний уровень словесно-логического мышления нормальный. ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИТест: "Картинки" Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет (рис. 33). Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения. Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было. Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов из 10. Результат: | ||||||||||||||
ФИО / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
|||||||||||||
Валя Бардонова 6 лет |
7 |
|||||||||||||
Сережа Пантин 6 лет |
6 |
|||||||||||||
Карен Мокисян 5 лет |
6 |
|||||||||||||
Ксения Горбань 5 лет |
6 |
Уровень кратковременной памяти у всех детей соответствует норме.
Тест: "Запомни слова"
Оценка слуховой памяти – кратковременной.
Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.
Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.
6-7 - летннй ребенок повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ
РЕЗУЛЬТАТ
Валя Бардонова
6 лет
7
Сережа Пантин
6 лет
7
Карен Мокисян
5 лет
6
Ксения Горбань
5 лет
6
Очень хороший уровень слуховой кратковременной памяти.
Тест: "Запомни фразы"
Оценка смысловой памяти.
Прочитайте ребенку фразы, такие, например:
1) Осенью идут дожди.
2) Дети любят играть.
3) В саду растут яблони и груши
4) В небе летит самолет.
5) Мальчик помогает своей бабушке.
Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.
Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ
РЕЗУЛЬТАТ
Валя Бардонова
6 лет
3
Сережа Пантин
6 лет
3
Карен Мокисян
5 лет
5
Ксения Горбань
5 лет
4
Хороший уровень смысловой памяти у всех опрошенных.
Тест для оценки произвольной образной памяти.
Покажите ребенку 8 карточек с изображениями различных предметов, хорошо ему знакомых, и карту, разделенную на 24 клетки (рис. 34, 34а).
Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно — идентичное, второе — отличающееся какой-нибудь деталью, третье — схожее лишь общим силуэтом. Все три изображения должны быть выполнены в одном цвете.
Перед ребенком кладут карту и говорят: "Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте". Время демонстрации одной карточки — 1-2 секунды.
Ребенок 6-7 лет в основном справляется с этим заданием — показывает идентичное или схожее с общим силуэтом изображение по 6-7 карточкам.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ
РЕЗУЛЬТАТ
Валя Бардонова
6 лет
6 (банан – не правильно показала)
Сережа Пантин
6 лет
8
Карен Мокисян
5 лет
7 (добавил – огурец, топор и кофта)
Ксения Горбань
5 лет
8
Уровень произвольной памяти хороший, за исключением Карена, невнаимательно отнесшемуся к заданию.
Тест: "Запомни рисунки"
Оценка объема кратковременной зрительной памяти.
Ребенку показывают рисунок с изображением разных фигур (рис. 35), просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9).
Далее ребенку показывают другой рисунок (рис. 36), на котором есть 9 изображений из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка.
Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку.
Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут.
В среднем дети 6-7 лет узнают не менее 6-8 изображений за 1 минуту.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ
ВРЕМЯ
РЕЗУЛЬТАТ
Валя Бардонова
6 лет
30 сек
9
Сережа Пантин
6 лет
25 сек.
8
Карен Мокисян
5 лет
20 сек.
7
Ксения Горбань
5 лет
30 сек.
6
Уровень кратковременной зрительной памяти выше нормы у всех опрошенных.
Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию.
Ребенку зачитывают пары слов, которые он дол жен постараться запомнить.
Серия А
ТАРЕЛКА - СУП
ПОЧТА - ПИСЬМО
ЗИМА - СНЕГ
БУЛКА – МУКА
КАРАНДАШ – БУМАГА
МАШИНА – ДОРОГА
МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР
БУКВЫ - КНИГА
САПОГ – НОГА
РЫБА - ВОДА
Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти.
Серия Б
Зачитываются другие пары слов:
КНИГА - ОКНО
РУКА - ТУЧА
ВИЛКА - ДЕЛО
СОСНА - ЛОЖКА
СПИНА - ЛАМПА
КОРОВА - СТОЛ
ЯЩИК - ПАЛЕЦ
ЧИСЛО - КРЫША
НОЖИК - ЛЕТО
КОРЗИНА - СВЕЧА
Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают только первые слова в паре).
Осуществляется подсчет правильно воспроизведенных слов. Это показатель механической памяти.
Далее, сравните результат серии А с результатом серии Б и вы узнаете соотношение механической и смысловой памяти ребенка.
Результат:
Серия А
ФИО / ВОЗРАСТ
РЕЗУЛЬТАТ (пар-слов)
ОШИБКИ
Валя Бардонова
6 лет
10
2
Сережа Пантин
6 лет
7
3
Карен Мокисян
5 лет
7
3
Ксения Горбань
5 лет
8
2
Серия Б
ФИО / ВОЗРАСТ
РЕЗУЛЬТАТ (пар-слов)
ОШИБКИ
Валя Бардонова
6 лет
1
-
Сережа Пантин
6 лет
2
-
Карен Мокисян
5 лет
2
-
Ксения Горбань
5 лет
4
-
Осмысленное запоминание у всех опрошенных доминирует над механическим.
Тест: "Узнай фигуры" .
Оценка способности к узнаванию
Ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5 в ряду. Крайняя слева картинка - образец. Нужно определить и показать, какая из четырех последующих похожа на первую (рис. 37).
Это тренировочная проба, к дальнейшей работе переходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок понял задание.
Далее показываете ребенку следующие картинки (рис. 38), поочередно с 1-й по 10-ю.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач.
Хорошим считается результат, если ребенок 6-7 лет справился со всеми задачами за 45-60 секунд.
ФИО / ВОЗРАСТ
РЕЗУЛЬТАТ (ВРЕМЯ)
Валя Бардонова
6 лет
2 мин. 28 сек.
Сережа Пантин
6 лет
2 мин. 30 сек.
Карен Мокисян
5 лет
4 мин. 20 сек.
Ксения Горбань
5 лет
1 мин. 20 сек.
Уровень способности к узнаванию ниже среднего у всех тестируемых.
Тест: "Вербальная (словесная) фантазия
Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:
1. Быстрота воображения.
2. Необычность, оригинальность образов воображения .
3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.
4. Эмоциональность образов.
Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.
Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.
Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.
Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11